Патент на изобретение №2309364

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2309364 (13) C2
(51) МПК

F41H7/02 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 29.11.2010 – действует

(21), (22) Заявка: 2006100242/02, 10.01.2006

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

10.01.2006

(46) Опубликовано: 27.10.2007

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 47813 U1, 10.09.2005. RU 2209386 C1, 27.07.2003. RU 2171749 C1, 10.08.2001. RU 2205350 C2, 27.05.2003. GB 604166 A1, 29.06.1948.

Адрес для переписки:

644020, г.Омск, Красный пер., 2, 1152, ФГУП КБТМ

(72) Автор(ы):

Беляев Владимир Владимирович (RU),
Беляков Владимир Федорович (RU),
Павлов Владимир Васильевич (RU),
Сергамасов Дмитрий Михайлович (RU),
Шумаков Игорь Константинович (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Федеральное государственное унитарное предприятие Конструкторское бюро транспортного машиностроения (RU)

(54) ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПОДВОДНОГО ВОЖДЕНИЯ ТАНКА

(57) Реферат:

Изобретение относится к устройствам силовых установок, связанным с подводом воздуха для горения и выпуском отработанных газов, и может быть использовано в танках для обеспечения подводного вождения. Съемные низкопрофильные кожухи расположены под автоматом заряжания и наклонно установлены фланцами на левые и правые входные жалюзи. Кожухи снабжены коробчатыми воздуховодами, направленными к бортам корпуса. В верхних стенках воздуховодов в районе надгусеничных полок размещены фланцы для установки левой и правой воздухозаборных труб в походном положении башни. Суммарная площадь проходного сечения воздухозаборных труб и коробчатых воздуховодов обеспечивает расход воздуха в количестве, необходимом для жизнедеятельности экипажа и работы двигателя в режиме пониженной мощности при движении под водой. Кожухи снабжены воздухозаборными окнами с крышками, открывающимися за счет расстопорения крышек и их разворота с помощью торсионов при сбросе воздухозаборных труб. Размеры воздухозаборных окон выбраны с обеспечением дополнительного расхода воздуха, необходимого для работы двигателя в режиме максимальной мощности, что позволяет, не сбрасывая низкопрофильные кожухи, вести боевые действия сразу после преодоления водной преграды. Выполнение кожухов низкопрофильными позволяет разместить их в ограниченном пространстве. 6 ил.

Изобретение относится к устройствам для подвода воздуха на питание силовых установок и выпуска отработавших газов и может быть использовано в танках с газотурбинным двигателем (ГТД) и забашенным автоматом заряжания (АЗ) пушки, для обеспечения подводного вождения при преодолении водных преград глубиной до 5 м.

Оборудование для подводного вождения танка (ОПВТ) должно включать в себя постоянно установленные в машине и съемные узлы, обеспечивающие:

– герметизацию машины от попадания воды;

– питание двигателя атмосферным воздухом и отвод отработанных газов;

– откачку воды, проникшей внутрь корпуса машины;

– безопасность и снабжение экипажа машины воздухом.

Особенностью эксплуатации ГТД, например танка Т-80, является то, что в режиме максимальной мощности он работает при расходе воздуха 4,5 кг/с (см. книгу “Транспортные машины с газотурбинными двигателями”. /Под общей редакцией Н.С.Попова, Ленинград, “Машиностроение”, Ленинградское отделение, 1987 г., стр.73-74), и такое большое количество воздуха необходимо подать в двигатель с минимальным гидравлическим сопротивлением, так как высокое сопротивление воздушного тракта вызывает разряжение на воздухоочистителе, что ведет к потере мощности двигателя и его перегреву.

При этом режим работы двигателя определен тем, что при преодолении брода и подводном вождении (см. “Объект 219Р. Техническое описание и инструкция по эксплуатации”, книга 2, Москва, “Воениздат МО СССР”, 1986 г., стр.645, 650) движение осуществляется на первой передаче трансмиссии и частоте вращения ротора силовой турбины nтс=10÷30% (скорость 4 км/ч).

Известно ОПВТ, у которого подача воздуха во входные жалюзи осуществляется через воздухозаборное устройство, выполненное по патенту РФ №47813 на полезную модель “Воздухозаборное устройство двигателя транспортного средства”. Указанное устройство снабжено переходным коробчатым воздуховодом, который закреплен на задней стенке орудийной башни с обеспечением возможности кругового вращения башни по горизонту. Воздухозаборная труба установлена на переходном воздуховоде и при подготовке к преодолению водных преград наращивается по высоте дополнительной трубой. В переходном воздуховоде подвижно, с возможностью опускания на входные жалюзи, установлено уплотнение подводного вождения, которое включает неподвижные обечайки, закрепленные на внутренней поверхности переходного воздуховода и связанные эластичными уплотнительными элементами с подвижными обечайками и прижимными рамами, выполненными по контуру входных жалюзи и снабженными уплотнительными элементами. В комплект оборудования также входят выпускная труба, устанавливаемая через переходник на выхлопной патрубок двигателя, и механизм сброса, выпускной трубы с пневмоцилиндром.

Недостатком известного ОПВТ является то, что его нельзя использовать на танках с забашенным АЗ, выполненных, например, на базовом шасси танка Т-80 и его модификации с использованием башни по патенту РФ №2233418 на изобретение “Унифицированная башня танка”. Указанная башня выполнена с возможностью установки съемного броневого транспортно-заряжающего контейнера с автоматическим механизмом заряжания. Контейнер выступает за башню с небольшим высотным зазором над входными жалюзи и поэтому не представляется возможным разместить над жалюзи описанный выше переходный воздуховод.

Известно ОПВТ танка Т-80 (см. “Объект 219Р. Техническое описание и инструкция по эксплуатации”, книга 2, Москва, “Воениздат МО СССР”, 1986 г., стр.635-645), которое принимается за прототип.

К узлам ОПВТ, постоянно установленным в машине, относятся носовая и кормовая помпы, клапан выброса воды из кормовой помпы, гирополукомпас и уплотнения.

К съемным узлам ОПВТ относятся воздухопитающая труба, левый кожух входных жалюзи, который связан рукавом с правым кожухом, выпускная труба и различные уплотнения. Воздухопитающая труба устанавливается на левый кожух, а выпускная труба – через переходник на выхлопной патрубок двигателя.

Недостатком известного ОПВТ является высокое гидравлическое сопротивление воздушного тракта, так как в правые жалюзи воздух поступает последовательно через воздухопитающую трубу, левый кожух, рукав и правый кожух, и высокое сопротивление воздушного тракта вызывает разряжение на воздухоочистителе, что ведет к потере мощности двигателя и его перегреву.

Настоящим изобретением решается задача создания ОПВТ для танка с ГТД, например Т-80 и его модификаций, в том числе – с забашенным АЗ.

Технический результат, достигаемый при решении поставленной задачи, заключается в улучшении режима работы двигателя при подводном вождении и после сброса труб ОПВТ.

Поставленная задача решается тем, что съемные кожухи выполнены низкопрофильными с высотным размером, обеспечивающим возможность их размещения под автоматом заряжания и установки фланцами на левые и правые входные жалюзи, при этом кожухи снабжены коробчатыми воздуховодами, направленными к бортам корпуса, в верхних стенках воздуховодов в районе надгусеничных полок размещены фланцы с обеспечением возможности установки левой и правой воздухозаборных труб в походном положении башни, причем суммарная площадь проходного сечения левой и правой воздухозаборных труб и коробчатых воздуховодов выбрана с обеспечением расхода воздуха в количестве, необходимом для жизнедеятельности экипажа и работы двигателя в режиме пониженной мощности, отвечающей условиям движения под водой, при этом торцевые стенки низкопрофильных кожухов расположены наклонно над жалюзи и снабжены воздухозаборными окнами с крышками, установленными с обеспечением герметичности кожухов в закрытом положении крышек и возможностью раскрытия воздухозаборных окон за счет расстопорения крышек и их разворота с помощью торсионов при сбросе воздухозаборных труб, причем размеры воздухозаборных окон выбраны с обеспечением дополнительного расхода воздуха, необходимого для работы двигателя в режиме максимальной мощности.

Анализ основных отличительных признаков показал, что:

– выполнение кожухов низкопрофильными обеспечило возможность их установки в ограниченном по высоте объеме между входными жалюзи и броневым контейнером с АЗ пушки;

– использование двух воздухозаборных труб, выбор площади проходного сечения указанных труб и коробчатых воздуховодов – обеспечивают необходимый расход воздуха к левым и правым жалюзи с минимальным гидравлическим сопротивлением в режиме пониженной мощности двигателя, отвечающей условиям движения под водой;

– раскрытие воздухозаборных окон в низкопрофильных кожухах при сбросе труб ОПВТ обеспечивает дополнительный расход воздуха в двигатель, что позволяет танку, не сбрасывая низкопрофильные кожухи, вести боевые действия сразу после преодоления водной преграды при движении в режиме максимальной мощности двигателя.

Изобретение поясняется чертежами, на которых показано:

на фиг.1 – вид сбоку на танк с установленным ОПВТ;

на фиг.2 – вид сверху на танк с установленным ОПВТ;

на фиг.3 – вид сзади на левый низкопрофильный кожух и коробчатый воздуховод, вид А на фиг.2 (воздухозаборная труба не показана);

на фиг.4 – вид сзади на правый низкопрофильный кожух и коробчатый воздуховод, вид Б на фиг.2 (воздухозаборная труба не показана);

на фиг.5 – вид сверху на левый низкопрофильный кожух и коробчатый воздуховод, вид В на фиг.3;

на фиг.6 – сечение по фланцу для установки воздухозаборной трубы, сечение Г-Г на фиг 5.

Оборудование для подводного вождения танка 1 (см. фиг.1, 2), преимущественно с ГТД, на задней стенке орудийной башни 2 которого закреплен броневой контейнер 3 с установленным в нем АЗ пушки (не показан), включает в себя постоянно установленные на машине носовую и кормовую помпы, гирополукомпас и уплотнения (не показаны). К съемным узлам ОПВТ относятся левый 4 и правый 5 кожухи, предназначенные для герметизации входных жалюзи 6, 7 (см. фиг.3, 4) и выполненные низкопрофильными с высотным размером h, позволяющим устанавливать их в зазор между контейнером 3 и жалюзи 6, 7. Кожухи 4, 5 снабжены коробчатыми воздуховодами 8, 9, которые направлены к бортам и выступают за боковые срезы надгусеничных полок корпуса танка 1. В верхних стенках воздуховодов 8, 9 размещены фланцы 10, 11, на которые с помощью переходников 12, 13, снабженных прижимными планками 15, 16, и болтов 17 и Т-образных болтов 18 (см. фиг.5) установлены левая 19 и правая 20 воздухозаборные трубы с гарантированным зазором между ними и контейнером 3 при установленной в походное положение башне 2. Суммарная площадь проходного сечения указанных труб и воздуховодов выбрана расчетным путем таким образом, чтобы обеспечить расход воздуха, поступаемого в обитаемое отделение в необходимом для жизнедеятельности экипажа количестве и на питание ГТД для его работы в режиме, установленном для подводного вождения. В торцевых стенках кожухов 4, 5, расположенных наклонно над входными жалюзи 6, 7, выполнены воздухозаборные окна “а” (см. фиг.6) с крышками 21, которые шарнирно закреплены на указанных кожухах и подпружинены торсионами 22. В закрытом положении крышки 21 фиксируются пружинными стопорами 23 с обеспечением герметичности кожухов 4, 5. В открытом положении ход крышек 21 ограничен упорами 24. Размеры воздухозаборных окон “а” выбраны с обеспечением при раскрытии крышек 21 дополнительного расхода воздуха, необходимого для питания ГТД при движении на суше во всем диапазоне скоростей и режиме максимальной мощности двигателя при частоте вращения ротора силовой турбины nтс=100%.

Стопоры 23 и Т-образные болты 18 связаны с тягами 25, 26, 27 механизма сброса воздухозаборных труб 19, 20.

В съемное оборудование также входят выпускная труба 28, устанавливаемая через переходник 29 на выхлопной патрубок двигателя.

Работа

При подготовке танка 1 к преодолению водной преграды (подводному вождению) башня 2 разворачивается в положение “по-походному” и стопорится, на жалюзи 6, 7 с обеспечением их герметичности устанавливаются кожухи 4, 5 с закрытыми крышками 21, зафиксированными с помощью стопоров 23. На фланцы 10, 11 и на выхлопной патрубок двигателя через переходник 29 устанавливаются воздухозаборные 19, 20 и выпускная 28 трубы, которые закрепляются с помощью болтов 17 и 18. Положение Т-образных болтов 18 фиксируется тягой 25 механизма сброса воздухозаборных труб 19, 20. Преодоление водной преграды производится в соответствии с требованиями инструкции по эксплуатации танка.

После преодоления водной преграды башня 2 разворачивается в положение “по-боевому”, при этом тяга 25 механизма сброса воздухозаборных труб поворачивает Т-образные болты 18 до их вхождения в пазы прижимных планок 16, и освобожденные от закрепления трубы 19, 20 и 28 сбрасываются с танка.

Одновременно с этим тяги 26, 27 механизма сброса воздухозаборных труб расфиксируют стопоры 23 и крышки 21 под воздействием торсионов 22 открываются до упоров 24. При этом обеспечивается расход воздуха, необходимый для работы двигателя в режиме максимальной мощности.

Таким образом, настоящим изобретением решена поставленная задача создания ОПВТ для танка с ГТД, например Т-80 и его модификаций, в том числе с забашенным АЗ.

Формула изобретения

Оборудование для подводного вождения танка с газотурбинным двигателем и забашенным автоматом заряжания пушки, содержащее съемные кожухи, воздухозаборные и выпускные трубы, устанавливаемые с возможностью сброса после преодоления водной преграды, отличающееся тем, что съемные кожухи выполнены низкопрофильными с высотным размером, обеспечивающим возможность их размещения под автоматом заряжания и установки фланцами на левые и правые входные жалюзи, при этом кожухи снабжены коробчатыми воздуховодами, направленными к бортам корпуса, в верхних стенках воздуховодов в районе надгусеничных полок размещены фланцы с обеспечением возможности установки левой и правой воздухозаборных труб в походном положении башни, причем суммарная площадь проходного сечения левой и правой воздухозаборных труб и коробчатых воздуховодов выбрана с обеспечением расхода воздуха в количестве, необходимом для жизнедеятельности экипажа и работы двигателя в режиме пониженной мощности, отвечающей условиям движения под водой, при этом торцевые стенки низкопрофильных кожухов расположены наклонно над жалюзи и снабжены воздухозаборными окнами с крышками, установленными с обеспечением герметичности кожухов в закрытом положении крышек и возможностью раскрытия воздухозаборных окон за счет расстопорения крышек и их разворота с помощью торсионов при сбросе воздухозаборных труб, причем размеры воздухозаборных окон выбраны с обеспечением дополнительного расхода воздуха, необходимого для работы двигателя в режиме максимальной мощности.

РИСУНКИ


Другие изменения, связанные с зарегистрированными изобретениями

Изменения:

Зарегистрирован переход исключительного права без заключения договора
Дата и номер государственной регистрации перехода исключительного права: 18.03.2010/РП0000632
Патентообладатель: Открытое акционерное общество “Конструкторское бюро транспортного машиностроения”
Прежний патентообладатель: Федеральное государственное унитарное предприятие “Конструкторское бюро транспортного машиностроения”

Номер и год публикации бюллетеня: 30-2007

Извещение опубликовано: 10.05.2010 БИ: 13/2010


Categories: BD_2309000-2309999