Патент на изобретение №2308298
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) СПОСОБ ТРЕНИНГА АССОЦИАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ
(57) Реферат:
Изобретение относится к медицине и предназначено для тренинга ассоциативного мышления. Создают тренинговую игровую ситуацию, при которой участники тренинга попеременно выступают в качестве ведущего и ведомого. Ведущий рассказывает о ситуации в своей жизни, решить которую ему на данный момент сложно. Ведомые попеременно начинают подсказывать варианты развития событий и решения поставленной задачи, предлагая их в качестве позитивного «совета» для внимательно выслушивающего их ведущего. Каждый из ведомых предоставляют ведущему по три «совета». Первый совет это решение поставленной проблемы, которое связано с абсолютно нереальной поддержкой из окружающего мира. Второй совет это решение проблемы посредством физически невыполнимых действий и заведомо неосуществимым способом. Третий совет это решение проблемы, основанное на первых двух решениях, но в котором есть описание предлагаемых действий с помощью названий, имеющих понятное звучание, но не имеющих смысла. Предлагаемое изобретение позволяет осуществить тренинг ассоциативного мышления.
Изобретение относится к способам отработки поведенческой стратегии в различных жизненных ситуациях, обучения, психологического тренинга и психотерапевтической практике. Развитие ассоциативного мышления необходимо и в целях дальнейшего самосовершенствования своих возможностей. Например, метод Самвела Гарибяна позволяет быстро, избирательно и на длительный срок запоминать необходимую информацию, забывать ненужную информацию, а также избирательно вспоминать необходимые сведения (маневренное воспроизведение). В комплексе предлагаемых упражнений этого метода – ассоциативное (инстинктивное) запоминание на базе необычных, надолго врезающихся в память ассоциаций (см.: Гарибян С. Школа памяти. М., 2004). Ассоциативное мышление человека рекомендуется начинать развивать с самого раннего возраста. В частности, ребенку в возрасте от одного года можно показывать и называть все окружающие предметы окружающего мира, людей и животных, объяснять состояния («холодно», «горячо», «светло» и т.д.). Для оценки новизны предлагаемого способа рассмотрим несколько наиболее известных способов-прототипов. Однако приведенные выше упражнения имеют ряд существенных недостатков. В частности, они предназначены, прежде всего, для выполнения детьми от 7 (семи) лет и могут вызвать недостаточный интерес у взрослых. В связи с указанным фактором в психологических тренингах и иных групповых занятиях (например, психотерапевтических или логопедических сеансах, тренингах по продажам и т.д.) данные упражнения не пользуются особой эффективностью. Таким образом, способы-прототипы отличаются более ограниченными функциональными возможностями, решая узкую задачу – развития ассоциативного мышления у детей (преимущественно до 7 лет). Следует отметить и то, что ряд патентов Российской Федерации содержат в себе полностью или в части способы выполнения упражнений на развитие ассоциативного мышления. В частности, к ним относятся Патент РФ №2228770 «Способ коррекции выбора в условиях когнитивного диссонанса у детей с отклонениями в развитии» (патентообладатель – Красноярский государственный университет). Изобретение предусматривает выполнение упражнений на развитие сенсомоторных процессов, перцепции, ассоциативности и т.д., сравнение и классификации на фоне аудио-фотостимуляции в диапазоне 1,0-1,5 Гц и т.д. Целью изобретения является развитие ассоциативного мышления в групповых тренингах, преимущественно взрослых индивидов. Сущность изобретения заключается в создании особой тренинговой игровой ситуации, при которой участники тренинга попеременно выступают в качестве ведущего тренинга и ведомого. Ведущий тренинга рассказывает о какой-нибудь затруднительной ситуации (или, наоборот, позитивной ситуации, которую нужно улучшить) в своей жизни, решить которую ему на данный момент весьма сложно. Ведомые попеременно начинают подсказывать варианты развития событий и решения поставленной задачи – предлагая их в качестве «совета» для внимательно выслушивающего их ведущего. Каждый из ведомых должен предоставить ведущему по три «совета». При этом в первый раз для решения проблемы требуется придумать решение, которое будет связано с абсолютно нереальной поддержкой (процессом, способом, действием) из окружающего мира (чудодейственным предметом, помощью несуществующего человека и т.д.). Во второй раз предложенное в первом совете решение должно помочь с помощью физически невыполнимых действий и заведомо неосуществимым способом. В третий раз к первым предложенным случаям добавляются описания этих действий на несуществующем языке. При этом желательно, чтобы названия этих действий имели вполне понятное звучание но не имели смысла. К примеру, как в произведениях Даниила Хармса, Льюиса Кэролла, Самуила Маршака. Таким образом, посредством максимального нагнетания гротеска и абсурдизации, индивид получает возможность изменять максимально возможный набор поведенческих стереотипов, тренировать обратную связь с другими участниками тренинга. Обсуждение в фантазийном ключе реальной проблемы индивида активизирует пластичность его психических процессов в различных сферах мышления, восприятия и переработки информации (вербально-понятийно-логической, аналогово-образной и т.д.), формируя для каждой из них набор индивидуально приемлемых действий, имеющих нейрокоррекционное значение и скрытый смысл (внушение инициации и реализации перемен). Особо следует отметить, что в процессе игровой ситуации участникам рекомендуется предлагать исключительно позитивные решения проблемной ситуации (или улучшения позитивной ситуации). Наиболее важно, чтобы в каждом из советов была последовательно разработана заведомо абсурдная ситуация, которая невозможна в реальном мире. Способ практически не имеет противопоказаний, за исключением лиц с аффективными шизофреническими или иными прогрессирующими психическими расстройствами. Возможность практического осуществления заявленного способа доказывается практической работой Международного центра «Психология и развитие». Данная игровая ситуация, целью которой является развитие ассоциативного мышления, была воссоздана в процессе различных тренингов, проводимых центром, более чем у 100 человек в возрасте от 18 до 65 лет. Последующее анкетирование отмечает резкое повышение психологической уверенности в межличностной коммуникации более чем у 95 процентов индивидов.
Формула изобретения
Способ тренинга ассоциативного мышления, заключающийся в том, что создают тренинговую игровую ситуацию, при которой участники тренинга попеременно выступают в качестве ведущего и ведомого, в котором ведущий рассказывает о ситуации в своей жизни, решить которую ему на данный момент сложно, а ведомые попеременно начинают подсказывать варианты развития событий и решения поставленной задачи – предлагая их в качестве позитивного
MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 08.07.2008
Извещение опубликовано: 20.06.2010 БИ: 17/2010
|
||||||||||||||||||||||||||