Патент на изобретение №2308298

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2308298 (13) C2
(51) МПК

A61M21/00 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 18.11.2010 – прекратил действие, но может быть восстановлен

(21), (22) Заявка: 2005121241/14, 07.07.2005

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

07.07.2005

(43) Дата публикации заявки: 20.01.2007

(46) Опубликовано: 20.10.2007

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2178315 C1, 20.01.2002. RU 2218945 C1, 20.12.2003. RU 2188043 C2, 27.08.2002. Большая Советская Энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1978, т.30, с.464. БЬЮЗАН Т. Максимально используйте свой разум. – Минск: Попурри, 2000, с.15-69.

Адрес для переписки:

125195, Москва, ул. Фестивальная, 43, кв.4, М.С.Дашян

(73) Патентообладатель(и):

Богачев Филипп Олегович (RU)

(54) СПОСОБ ТРЕНИНГА АССОЦИАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ

(57) Реферат:

Изобретение относится к медицине и предназначено для тренинга ассоциативного мышления. Создают тренинговую игровую ситуацию, при которой участники тренинга попеременно выступают в качестве ведущего и ведомого. Ведущий рассказывает о ситуации в своей жизни, решить которую ему на данный момент сложно. Ведомые попеременно начинают подсказывать варианты развития событий и решения поставленной задачи, предлагая их в качестве позитивного «совета» для внимательно выслушивающего их ведущего. Каждый из ведомых предоставляют ведущему по три «совета». Первый совет это решение поставленной проблемы, которое связано с абсолютно нереальной поддержкой из окружающего мира. Второй совет это решение проблемы посредством физически невыполнимых действий и заведомо неосуществимым способом. Третий совет это решение проблемы, основанное на первых двух решениях, но в котором есть описание предлагаемых действий с помощью названий, имеющих понятное звучание, но не имеющих смысла. Предлагаемое изобретение позволяет осуществить тренинг ассоциативного мышления.

Изобретение относится к способам отработки поведенческой стратегии в различных жизненных ситуациях, обучения, психологического тренинга и психотерапевтической практике.

Развитие ассоциативного мышления необходимо и в целях дальнейшего самосовершенствования своих возможностей. Например, метод Самвела Гарибяна позволяет быстро, избирательно и на длительный срок запоминать необходимую информацию, забывать ненужную информацию, а также избирательно вспоминать необходимые сведения (маневренное воспроизведение). В комплексе предлагаемых упражнений этого метода – ассоциативное (инстинктивное) запоминание на базе необычных, надолго врезающихся в память ассоциаций (см.: Гарибян С. Школа памяти. М., 2004).

Ассоциативное мышление человека рекомендуется начинать развивать с самого раннего возраста. В частности, ребенку в возрасте от одного года можно показывать и называть все окружающие предметы окружающего мира, людей и животных, объяснять состояния («холодно», «горячо», «светло» и т.д.).

Для оценки новизны предлагаемого способа рассмотрим несколько наиболее известных способов-прототипов.

Однако приведенные выше упражнения имеют ряд существенных недостатков. В частности, они предназначены, прежде всего, для выполнения детьми от 7 (семи) лет и могут вызвать недостаточный интерес у взрослых. В связи с указанным фактором в психологических тренингах и иных групповых занятиях (например, психотерапевтических или логопедических сеансах, тренингах по продажам и т.д.) данные упражнения не пользуются особой эффективностью.

Таким образом, способы-прототипы отличаются более ограниченными функциональными возможностями, решая узкую задачу – развития ассоциативного мышления у детей (преимущественно до 7 лет).

Следует отметить и то, что ряд патентов Российской Федерации содержат в себе полностью или в части способы выполнения упражнений на развитие ассоциативного мышления. В частности, к ним относятся Патент РФ №2228770 «Способ коррекции выбора в условиях когнитивного диссонанса у детей с отклонениями в развитии» (патентообладатель – Красноярский государственный университет). Изобретение предусматривает выполнение упражнений на развитие сенсомоторных процессов, перцепции, ассоциативности и т.д., сравнение и классификации на фоне аудио-фотостимуляции в диапазоне 1,0-1,5 Гц и т.д.

Целью изобретения является развитие ассоциативного мышления в групповых тренингах, преимущественно взрослых индивидов.

Сущность изобретения заключается в создании особой тренинговой игровой ситуации, при которой участники тренинга попеременно выступают в качестве ведущего тренинга и ведомого. Ведущий тренинга рассказывает о какой-нибудь затруднительной ситуации (или, наоборот, позитивной ситуации, которую нужно улучшить) в своей жизни, решить которую ему на данный момент весьма сложно. Ведомые попеременно начинают подсказывать варианты развития событий и решения поставленной задачи – предлагая их в качестве «совета» для внимательно выслушивающего их ведущего. Каждый из ведомых должен предоставить ведущему по три «совета».

При этом в первый раз для решения проблемы требуется придумать решение, которое будет связано с абсолютно нереальной поддержкой (процессом, способом, действием) из окружающего мира (чудодейственным предметом, помощью несуществующего человека и т.д.).

Во второй раз предложенное в первом совете решение должно помочь с помощью физически невыполнимых действий и заведомо неосуществимым способом.

В третий раз к первым предложенным случаям добавляются описания этих действий на несуществующем языке. При этом желательно, чтобы названия этих действий имели вполне понятное звучание но не имели смысла. К примеру, как в произведениях Даниила Хармса, Льюиса Кэролла, Самуила Маршака.

Таким образом, посредством максимального нагнетания гротеска и абсурдизации, индивид получает возможность изменять максимально возможный набор поведенческих стереотипов, тренировать обратную связь с другими участниками тренинга. Обсуждение в фантазийном ключе реальной проблемы индивида активизирует пластичность его психических процессов в различных сферах мышления, восприятия и переработки информации (вербально-понятийно-логической, аналогово-образной и т.д.), формируя для каждой из них набор индивидуально приемлемых действий, имеющих нейрокоррекционное значение и скрытый смысл (внушение инициации и реализации перемен).

Особо следует отметить, что в процессе игровой ситуации участникам рекомендуется предлагать исключительно позитивные решения проблемной ситуации (или улучшения позитивной ситуации). Наиболее важно, чтобы в каждом из советов была последовательно разработана заведомо абсурдная ситуация, которая невозможна в реальном мире.

Способ практически не имеет противопоказаний, за исключением лиц с аффективными шизофреническими или иными прогрессирующими психическими расстройствами.

Возможность практического осуществления заявленного способа доказывается практической работой Международного центра «Психология и развитие». Данная игровая ситуация, целью которой является развитие ассоциативного мышления, была воссоздана в процессе различных тренингов, проводимых центром, более чем у 100 человек в возрасте от 18 до 65 лет. Последующее анкетирование отмечает резкое повышение психологической уверенности в межличностной коммуникации более чем у 95 процентов индивидов.

Формула изобретения

Способ тренинга ассоциативного мышления, заключающийся в том, что создают тренинговую игровую ситуацию, при которой участники тренинга попеременно выступают в качестве ведущего и ведомого, в котором ведущий рассказывает о ситуации в своей жизни, решить которую ему на данный момент сложно, а ведомые попеременно начинают подсказывать варианты развития событий и решения поставленной задачи – предлагая их в качестве позитивного совета для внимательно выслушивающего их ведущего, отличающийся тем, что каждый из ведомых предоставляют ведущему по три совета: решение поставленной проблемы, которое связано с абсолютно нереальной поддержкой из окружающего мира; решение проблемы посредством физически невыполнимых действий и заведомо неосуществимым способом; решение проблемы, основанное на первых двух решениях, но в котором есть описание предлагаемых действий с помощью названий, имеющих понятное звучание, но не имеющих смысла.


MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 08.07.2008

Извещение опубликовано: 20.06.2010 БИ: 17/2010


Categories: BD_2308000-2308999