Патент на изобретение №2308211

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2308211 (13) C1
(51) МПК

A43B21/28 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 18.11.2010 – может прекратить свое действие

(21), (22) Заявка: 2006104738/12, 17.02.2006

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

17.02.2006

(46) Опубликовано: 20.10.2007

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
JP 2001275708 А, 09.10.2001. US 3041746 A, 03.07.1962. US 3429545 А, 25.02.1969. GB 2032761 А, 14.05.1980. DE 3320502 A1, 29.12.1983. JP 2003235607 А, 26.08.2003. UA 70546 A, 15.10.2004. RU 93031329 A, 20.08.1995.

Адрес для переписки:

125009, Москва, ул.Б. Дмитровка, 21/7, кв.38, С.П. Александрову

(72) Автор(ы):

Александров Сергей Петрович (RU),
Малышкина Наталия Николаевна (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Российский заочный институт текстильной и легкой промышленности (RU)

(54) АМОРТИЗИРУЮЩИЙ КАБЛУК С ПНЕВМОЦИЛИНДРОМ И УПРУГОЖЕСТКИМ БЛОКОМ

(57) Реферат:

Амортизирующий каблук с пневмоцилиндром и упруго-жестким блоком относится к обувной отрасли легкой промышленности, в частности к производству обуви с амортизирующим каблуком. Каблук по изобретению может быть использован при производстве женской обуви на среднем и высоком каблуках. Обувь содержит верх, подошву и каблук, имеющий в своем теле полость (несквозное отверстие). В нижней части (с ходовой стороны) каблука внутри его заформован пневмоцилиндр с перемещающимся внутри него поршнем, заполненный газом, таким образом, чтобы вертикальная ось пневмоцилиндра совпадала с вертикальной осью каблука. В нижней части цилиндра имеется стопорное кольцо для препятствия смещения поршня ниже заданного положения при его возвращении, а в верхней – вентиль для предварительной подкачки газа в полость пневмоцилиндра. Между поршнем и подвижной набойкой соосно размещен упруго-жесткий блок, состоящий из жесткого стержня подвижной набойки и упругой цилиндрической втулки. Упругая цилиндрическая втулка выполнена с центральным сквозным отверстием, предназначенным для расположения и движения жесткого стержня подвижной набойки. Упругая цилиндрическая втулка соединена, например клеем, с поршнем и подвижной набойкой для амортизации. Верхняя поверхность подвижной набойки контактирует с нижней поверхностью упругой цилиндрической втулки. Выступающий стержень подвижной набойки контактирует с внутренней поверхностью отверстия упругой цилиндрической втулки. Выступающий стержень подвижной набойки выполняется короче по высоте, чем упругая цилиндрическая втулка, на расчетную величину, при этом между выступающим стержнем подвижной набойки и нижней поверхностью поршня остается вертикальный зазор. Наружный диаметр упругой цилиндрической втулки несколько меньший, чем внутренний диаметр пневмоцилиндра для того, чтобы увеличивающийся при сжатии диаметр упругой цилиндрической втулки не заклинивал ее в полости пневмоцилиндра. Внутренний диаметр отверстия упругой цилиндрической втулки соответствует диаметру выступающего стержня подвижной набойки. Подвижная набойка своими наружными стенками контактирует с внутренней стенкой нижней части пневмоцилиндра. При контакте пяточной части стопы с опорой, когда кости голени и бедра спрямлены, реакция жесткой опоры через подвижную набойку, упруго-жесткий блок, поршень и находящийся внутри пневмоцилиндра предварительно сжатый газ, передается к пяточной части стопы, таким образом осуществляется амортизация тела человека. Технический результат, который достигается при использовании каблука по изобретению, заключается в том, что обеспечивается снижение ударной нагрузки, передаваемой на тело человека при ходьбе в фазе касания пяткой жесткой опоры. 2 з.п. ф-лы, 3 ил., 1 табл.

Использование: в легкой промышленности, в частности в обувной, для производства обуви с амортизирующим каблуком.

Прототип. Известна конструкция амортизирующего каблука с пневмоцилиндром [Новое в дизайне, моделировании, конструировании и технологии изделий из кожи. Амортизирующий каблук с пневмоцилиндром; г.Шахты; 2003 г.]. Устройство содержит цилиндр, наполненный газом, вентиль для подкачки газа в цилиндр, стопорное кольцо, ограничивающее подъем поршня с накладными дисками, вырезанными из вкладной и основной стелек, и помещается в пяточной (каблучной) части обуви. Это устройство в определенной мере обеспечивает амортизацию тела человека. Однако при этом из-за ограниченного контакта пятки стопы с дисками стелек в силу возможности конструкции сниженная устройством реакция опоры передается не на всю нижнюю поверхность пятки стопы, а только на центральную зону, а остальная поверхность пятки амортизируется только за счет сжатия мягких тканей пяточной части стопы, что явно не достаточно при ходьбе по жесткой опорной поверхности. Кроме того, основная нагрузка в этот момент перейдет на кольцевую зону нижней поверхности пяточной части стопы, так центральная ее часть будет опираться на упругоподатливый амортизатор, воспринимающий лишь незначительную часть общей нагрузки. Также в этой конструкции амортизация достигается не сразу, а только после приложения на поршень нагрузки, которая превышает первоначальное давление газа в цилиндре, поэтому в начальной фазе касания пятки с поверхностью стопа испытывает удар со стороны жесткой опоры и лишь затем после достижения реакции опоры величины, равной первоначальному давлению в цилиндре, происходит амортизация тела человека. Без создания предварительного давления газа в цилиндре при ограниченных габаритах каблучной части полный ход поршня (3-4 мм) при возможной реакции опоры (˜1000 Н) не представляется возможным. То есть достигнуть полной амортизации в фазе переднего толчка только за счет одного пневмоцилиндра физически невозможно.

Цель изобретения. Снижение ударной нагрузки, передаваемой на тело человека во время ходьбы в фазе касания пяткой жесткой опоры за счет введения в конструкцию низа обуви амортизирующего каблука, включающего пневматический цилиндр и упруго-жесткий блок.

Поставленная цель достигается тем, что каблук имеет пневмоцилиндр с перемещающимся внутри поршнем и упруго-жесткий блок, работающие в направлении вертикальной оси каблука. Пневмоцилиндр с поршнем и упруго-жестким блоком заформован в нижнюю часть каблука таким образом, чтобы вертикальная ось пневмоцилиндра располагалась вдоль вертикальной оси каблука. Упруго-жесткий блок выполнен в виде упругой цилиндрической втулки с центральным отверстием, которая, деформируясь под воздействием нагрузки от тела человека, осуществляет начальную амортизацию. Затем жесткий стержень подвижной набойки при достижении заданного сжатия упругой цилиндрической втулки входит в контакт с нижней частью поршня, трансформирует упругую характеристику упруго-жесткого блока в жесткую. Упруго-жесткий блок в сжатом состоянии, когда его характеристика становится жесткой, перемещает вверх по пневмоцилиндру поршень, сжимая находящийся внутри пневмоцилиндра газ, что обеспечивает дальнейшую амортизацию тела человека и позволяет избежать или существенно снизить случаи возникновения патологических изменений в суставах нижних конечностей и в позвоночном столбе и предотвратить развитие таких заболеваний как радикулит, остеохондроз, грыжа межпозвоночных дисков и различные заболевания суставов, возникновение которых наблюдается при ходьбе на высоких каблуках.

Технический результат предлагаемого изобретения состоит в том, что благодаря двум составляющим (упруго-жесткому блоку и пневмоцилиндру со сжатом газом) удается получить настраиваемый на температуру окружающей среды амортизатор в каблуке обуви, который позволяет снизить величины силовой реакции жесткой опоры в течение всей фазы переднего толчка, при этом уменьшенная реакция передается на тело человека через всю поверхность пяточной части стопы.

Сущность изобретения. Обувь содержит верх, подошву и каблук, имеющий в своем теле полость (несквозное отверстие). С ходовой стороны каблука внутри его установлен пневмоцилиндр с перемещающимся внутри поршнем, ниже которого располагается упруго-жесткий блок. В нижней части цилиндра имеется стопорное кольцо, а в верхней – вентиль. Ниже упругой цилиндрической втулки располагается подвижная набойка, которая при ходьбе контактирует с жесткой опорой. Верхняя поверхность подвижной набойки контактирует с нижней поверхностью упругой цилиндрической втулки. Выступающий стержень подвижной набойки контактирует с внутренней поверхностью отверстия упругой цилиндрической втулки, при этом между выступающим стержнем набойки и нижней поверхностью поршня остается вертикальный зазор. Наружный диаметр упругой цилиндрической втулки несколько меньший, чем внутренний диаметр пневмоцилиндра, для того чтобы увеличивающийся при сжатии диаметр упругой цилиндрической втулки не заклинивал ее в полости пневмоцилиндра. Внутренний диаметр отверстия упругой цилиндрической втулки соответствует диаметру выступающего стержня набойки. Подвижная набойка своими наружными стенками контактирует с внутренней стенкой нижней части пневмоцилиндра. При контакте подвижной набойки с жесткой опорой, когда кости голени и бедра спрямлены, реакция жесткой опоры через подвижную набойку, упруго-жесткий блок, поршень и находящийся внутри пневмоцилиндра предварительно сжатый газ передается к пяточной части стопы, таким образом осуществляется амортизация тела человека. В начальной фазе амортизация происходит только за счет сжатия упруго-жесткого блока. В основной фазе амортизация осуществляется за счет сжатия газа в пневмоцилиндре, т.к. характеристика упруго-жесткого блока становится жесткой и он в этой фазе больше не деформируется. В верхней части пневмоцилиндра располагается вентиль для подкачивания газа в полость пневмоцилиндра с целью регулирования жесткости пневмоцилиндра в соответствии с температурой окружающей среды.

Содержанием изобретения будет

Амортизирующий каблук, в нижней части которого в полости заформован пневмоцилиндр с поршнем, заполненный газом, таким образом, чтобы вертикальная ось пневмоцилиндра совпадала с вертикальной осью каблука, в верхней части пневмоцилиндра расположен вентиль для предварительной подкачки газа в полость пневмоцилиндра, а в его нижней части размещено стопорное кольцо для препятствия смещения поршня ниже заданного положения при его возвращении, при этом между поршнем и подвижной набойкой соосно размещен упруго-жесткий блок, состоящий из жесткого стержня подвижной набойки и упругой цилиндрической втулки, выполненной с центральным сквозным отверстием, предназначенным для расположения и движения жесткого стержня подвижной набойки, при этом упругая цилиндрическая втулка соединена, например клеем, с поршнем и подвижной набойкой для амортизации как в начальной фазе переднего толчка, так и в любой его периоде.

Выступающий жесткий стержень подвижной набойки выполняется короче по высоте, чем упругая цилиндрическая втулка, на расчетную величину 2 мм, которая выбирается в начальной фазе переднего толчка по мере деформации упругой цилиндрической втулки.

Внешняя часть боковых стенок подвижной набойки и внутренняя поверхность нижней части пневмоцилиндра выполнены по подвижной посадке для обеспечения возможности подвижной набойки перемещаться относительно пневмоцилиндра, обеспечивая передачу реакции опоры на упруго-жесткий блок и пневмоцилиндр для амортизации.

Краткое описание чертежей.

На фиг.1 представлена конструкция амортизирующего каблука с пневмоцилиндром и упруго-жестким блоком: 1 – каблук; 2 – пневмоцилиндр; 3 – поршень; 4 – упругая цилиндрическая втулка; 5 – стопорное кольцо; 6 – подвижная набойка; 7 – вентиль для подкачивания газа.

На фиг.2 представлена диаграмма работы амортизирующего каблука:

зависимость величины деформации от массы носчика.

На фиг.3 представлена диаграмма зависимости давления газа в пневмоцилиндре от температуры окружающей среды.

Описание изобретения. Амортизирующий каблук состоит из каблука 1 с пневмоцилиндром 2, поршня 3, упругой цилиндрической втулки 4, стопорного кольца 5, подвижной набойки 6 и вентиля 7.

Амортизирующее устройство выполнено в виде пневмоцилиндра с перемещающимся внутри поршнем 3 и упругой цилиндрической втулки 4, работающих в направлении вертикальной оси каблука. Пневмоцилиндр 2 с поршнем 3 и упругой цилиндрической втулкой 4 заформован в нижнюю часть пластмассового каблука 1 с ходовой стороны таким образом, чтобы вертикальная ось пневмоцилиндра 2 совпадала с вертикальной осью каблука 1. В средней части пневмоцилиндра 2 имеется стопорное кольцо 5, которое препятствует смещению поршня 3 ниже заданного положения при возвращении его в исходное положение под действием давления сжатого газа.

В верхней части пневмоцилиндра 2 располагается вентиль 7 для предварительного подкачивания газа в полость пневмоцилиндра для установки расчетного давления в зависимости от температуры окружающей среды.

Между поршнем 3 и подвижной набойкой 6 соосно размещается упруго-жесткий блок в виде упругой цилиндрической втулки с отверстием и жесткого стержня набойки. Упругая цилиндрическая втулка предназначенная для восприятия начальной реакции опоры, передаваемой через подвижную набойку 6, которая располагается ниже упругой цилиндрической втулки, с которой она контактирует.

Поршень 3, упругая цилиндрическая втулка 4 и подвижная набойка 6 соединены между собой, например клеем, что позволяет произвести сборку устройства и предотвращает выскакивание подвижной набойки 6 из каблука 1. В то же время это соединение позволяет подвижной набойке 6 перемещаться вверх вдоль оси каблука, сжимая только упругую цилиндрическую втулку 4, обеспечивая, таким образом, начальную амортизацию.

Подвижная набойка 6 наружной поверхностью боковой стенки контактирует с внутренней поверхностью нижней части цилиндра 2 таким образом, чтобы контактирующие поверхности обеспечивали подвижное соединение вдоль вертикальной оси.

Боковая поверхность выступающего жесткого стержня подвижной набойки 6 контактирует с внутренней поверхностью отверстия упругой цилиндрической втулки 4. Между выступающим жестким стержнем подвижной набойки 6 и нижней поверхностью поршня 3 имеется вертикальный зазор, равный максимальной конечной деформации упругой цилиндрической втулки 4, воспринимающей начальную реакцию опоры при ходьбе. Вертикальный зазор в верхней части соединения дает возможность при начальном контакте каблука с жесткой опорой сжимать только упругую цилиндрическую втулку 4.

Работа устройства осуществляется следующим образом: в 1-й фазе движения, когда каблук соприкасается с жесткой опорой, реакция от жесткой опоры передается через подвижную набойку 6, которая, перемещаясь вверх вдоль оси каблука, сжимает упругую цилиндрическую втулку 4, которая, сжимаясь, осуществляет начальную фазу амортизации, а при расчетном сжатии упругой цилиндрической втулки 4 конец жесткого стержня подвижной набойки 6 начнет контактировать с поршнем и с этого момента характеристика упруго-жесткого блока станет жесткой. При контакте поршня с жестким стержнем подвижной набойки 6 поршень 3 перемещается вверх по оси пневмоцилиндра 2 и сжимает газ в верхней части пневмоцилиндра, обеспечивая основную амортизацию.

При переходе к третьей возвратной фазе движения, когда пяточная часть обуви отделяется от жесткой опоры, нагрузка на упругую цилиндрическую втулку 4 и поршень 3 со стороны пяточной части стопы постепенно снижается до нуля и поршень 3 с упругой цилиндрической втулкой 4 и подвижной набойкой 6 под действием давления сжатого газа возвращается в исходное положение, фиксируемое стопорным кольцом 5. В это же время распрямляется упругая цилиндрическая втулка 4 и подвижная набойка 6 принимает свое исходное положение.

Для создания конструкции амортизирующего каблука с пневмоцилиндром и упруго-жестким блоком необходимо решить следующие задачи:

– Определить величину деформации упругой цилиндрической втулки исходя из следующих параметров: модуля упругости, геометрии упругой цилиндрической втулки и массы носчиков;

– Определить необходимое начальное давление газа в пневмоцилиндре в зависимости от массы носчиков, необходимой деформации, деформации упругой цилиндрической втулки и параметров цилиндра;

– Определить полную амортизацию каблука для различных категорий носчиков;

– Определить зависимость начального давления газа в пневмоцилиндре от температуры окружающей среды;

– Произвести проверку на прочность пневмоцилиндра.

Для примера произведем расчет для женской обуви: высота каблука 85 мм, длина стопы 245 мм.

Для амортизации тела человека необходимо, чтобы при взаимодействии системы пятка-каблук-опора подвижная набойка упруго вошла в корпус каблука на 3-4 мм. Верхняя граница обусловлена тем, что при большей деформации увеличивается время фазы, а это может привести к сбою ритма шага и всей привычной кинематики движения. Нижняя граница – минимально необходимый порог амортизации. Полная амортизация каблука достигается путем сжатия упруго-жесткого блока – начальная амортизация, и за счет сжатия газа в цилиндре – основная амортизация.

1. Общая нагрузка на упругую втулку и поршень составляет

Fобщ=mg,

где -динамический коэффициент переднего толчка (1.1);

m – масса тела носчика, кг

для 50 кг Fобщ=1,1·50·9,8=539 Н

для 60 кг Fобщ=1,1·60·9,8=647 Н

для 70 кг Fобщ=1,1·70·9,8=755 Н

для 80 кг Fобщ=1,1·80·9,8=862 Н

для 90 кг Fобщ=1,1·90·9,8=970 Н

для 100 кг Fобщ=1,1·100·9,8=1078 Н

2. Принимаем нагрузку на упругую цилиндрическую втулку, равную

Fвт=Fобщ/3

для 50 кг Fвт=539/3=180 Н

для 60 кг Fвт=647/3=216 Н

для 70 кг Fвт=755/3=252 Н

для 80 кг Fвт=862/3=287 Н

для 90 кг Fвт=970/3=323 Н

для 100 кг Fвт=1078/3=359 Н

3. Определяем высоту втулки из максимальной нагрузки на втулку Fвт=359 Н при m=100 кг.

Принимаем деформацию втулки h=2 мм, модуль упругости Е=25 МПа

где hвт – высота втулки, мм;

– площадь поперечного сечения втулки

Fmax вт – максимальная нагрузка на втулку 359 Н.

4. Начальное давление газа в цилиндре для всех носчиков составляет

где р0 – атмосферное давление=0,1 МПа;

– площадь поперечного сечения поршня

5. Находим конечное давление газа в цилиндре в зависимости от массы носчика

6. Высоту рабочей части цилиндра Н (мм) определяем исходя из формулы закона Пуассона p1V1 к2V2 к:

0,53Н=2 Н=3,77

7. При известном начальном давлении газа в цилиндре p1=2,81 МПа и высоте рабочей части цилиндра Н=3,77 мм определяем рабочий ход поршня h для различных масс носчика исходя из формулы закона Пуассона

8. Полная амортизация от сжатия упругой втулки и воздуха составляет

hп=h+h

для 50 кг hп=2+0,91=2,91 мм

для 60 кг hп=2+1,27=3,27 мм

для 70 кг hп=2+1,52=3,52 мм

для 80 кг hп=2+1,72=3,72 мм

для 90 кг hп=2+1,88=3,88 мм

для 100 кг hп=2+2,0=4,0 мм

9. Использовав уравнение состояния идеального газа при адиабатическом процессе, рассчитываем изменение давления p1 при перепаде температуры окружающей среды от -20°С до +40°С:

где p1 – исходное давление, МПа;

р – искомое давление, МПа;

T1 и Т2 – заданная температура, К.

р=2,81·1,27 р=3,57

При температуре +40°С давление газа в цилиндре составляет 3,57 МПа.

р=3,57/2,06 р=1,73

При температуре -20°С давление газа в цилиндре составляет 1,73 МПа.

10. Расчет толщины стенок цилиндра проводим по формуле

где р – наибольшее давление воздуха в цилиндре, кг/см2;

R – внутренний радиус цилиндра, см;

[] – допускаемое напряжение, кг/см2.

принимаем t=0,1 см =1 мм

11. Проверку цилиндра на прочность можно произвести, применяя формулу четвертой гипотезы прочности

где m – меридиональное напряжение, кг/см2

где

t – окружное напряжение, кг/см2

экв=1522<1600

Полученные результаты (см. таблицу) отвечают условию четвертой гипотезы прочности.

Таблица
Параметры конструкции амортизирующего устройства с пневмоцилиндром и упруго-жестким блоком
Масса носчика, кг 50 60 70 80 90 100
Деформация втулки, мм 2,0 2,0 2,0 2,0 2,0 2,0
Деформация сжатия воздуха в цилиндре, мм 0,91 1,27 1,52 1,72 1,88 2,0
Полная амортизация устройства, мм 2,91 3,27 3,52 3,72 3,88 4,0
Начальное давление газа в цилиндре, МПа 2,81 2,81 2,81 2,81 2,81 2,81
Конечное давление газа в цилиндре, МПа 4,16 4,98 5,79 6,6 7,41 8,22
Давление газа в цилиндре при температуре -20°С, МПа 1,73 1,73 1,73 1,73 1,73 1,73
Давление газа в цилиндре при температуре +40°С, МПа 3,57 3,57 3,57 3,57 3,57 3,57

Формула изобретения

1. Амортизирующий каблук, в нижней части которого в полости заформован пневмоцилиндр с поршнем, заполненный газом, таким образом, чтобы вертикальная ось пневмоцилиндра совпадала с вертикальной осью каблука, в верхней части пневмоцилиндра расположен вентиль для предварительной подкачки газа в полость пневмоцилиндра, а в его нижней части размещено стопорное кольцо для препятствия смещения поршня ниже заданного положения при его возвращении, при этом между поршнем и подвижной набойкой соосно размещен упругожесткий блок, состоящий из жесткого стержня подвижной набойки и упругой цилиндрической втулки, выполненной с центральным сквозным отверстием, предназначенным для расположения и движения жесткого стержня подвижной набойки, при этом упругая цилиндрическая втулка соединена, например, клеем, с поршнем и подвижной набойкой для амортизации как в начальной фазе переднего толчка, так и в любом его периоде.

2. Каблук по п.1, отличающийся тем, что выступающий жесткий стержень подвижной набойки выполняется короче по высоте, чем упругая цилиндрическая втулка на расчетную величину 2 мм, которая выбирается в начальной фазе переднего толчка по мере деформации упругой цилиндрической втулки.

3. Каблук по п.2, отличающийся тем, что внешняя часть боковых стенок подвижной набойки и внутренняя поверхность нижней части пневмоцилиндра выполнены по подвижной посадке для обеспечения возможности подвижной набойки перемещаться относительно пневмоцилиндра, обеспечивая передачу реакции опоры на упругожесткий блок и пневмоцилиндр для амортизации.

РИСУНКИ

Categories: BD_2308000-2308999