Патент на изобретение №2307915

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2307915 (13) C1
(51) МПК

E21B29/06 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 18.11.2010 – действует

(21), (22) Заявка: 2006131619/03, 01.09.2006

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

01.09.2006

(46) Опубликовано: 10.10.2007

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
US 2003/0183388 A1, 02.10.2003. SU 1337506 A2, 15.09.1987. RU 2173761 С2, 20.09.2005. RU 2209917 C1, 08.10.2003. RU 2180388 С2, 10.03.2002. RU 2206696 C1, 20.06.2003. RU 2140520 C1, 27.10.1999. US 5878818 A, 09.03.1999.

Адрес для переписки:

614500, г.Пермь, РУПС, а/я 42, ООО “ИНКОС”, Директору М.П. Дудкину

(72) Автор(ы):

Ванцев Вадим Юрьевич (RU),
Дудкин Михаил Петрович (RU),
Козубовский Игорь Александрович (RU),
Крысин Николай Иванович (RU),
Салихов Равиль Габдуллинович (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Общество с ограниченной ответственностью “ИНКОС” (RU)

(54) СПОСОБ ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПРОРЕЗКИ БОКОВОГО “ОКНА” В ОБСАДНОЙ КОЛОННЕ СКВАЖИНЫ ЗА ОДИН РЕЙС БУРИЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВИНТОВОГО ЗАБОЙНОГО ДВИГАТЕЛЯ И УСТРОЙСТВО СТОПОРЕНИЯ ВЫХОДНОГО ВАЛА ВИНТОВОГО ЗАБОЙНОГО ДВИГАТЕЛЯ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПОСОБА

(57) Реферат:

Изобретение относится к области бурения скважин, а именно – к прорезке боковых «окон» в обсадной колонне скважины для дальнейшего бурения вторых стволов. При осуществлении способа в состав компоновки низа бурильной колонны вводят отклоняющее устройство, его верхним концом крепят к нижней части комплекта фрезер-райберов, верхний конец комплекта соединяют с валом удлинителем, последний верхним концом жестко соединяют с выходным валом винтового забойного двигателя, в верхнем переводнике двигателя крепят устройство стопорения выходного вала. Устройство содержит пустотелый корпус, на нижнем конце корпуса выполнена наружная резьба для соединения с верхним переводником винтового забойного двигателя, внутри корпуса неподвижно закреплена втулка ее верхней частью. Между корпусом и втулкой выполнена кольцевая полость, которая через пустотелую нижнюю часть корпуса сообщена с приемной кольцевой полостью двигателя. В верхней части втулки на ее внутренней поверхности выполнены шлицы, ниже которых в стенках втулки выполнены сквозные каналы, на нижнем конце втулки выполнен внутренний буртик. Внутрь втулки коаксиально заведена с возможностью осевого перемещения втулка-поршень, на наружной поверхности которой выполнены шлицы, адекватные шлицам на внутренней поверхности втулки. Втулка-поршень на шпонке насажена на вал. Нижняя часть вала выполнена конусной с плоской лапкой на конце. Конусную часть вала устройства стопорения крепят в конусном гнезде верхней полумуфты ротора забойного двигателя, плоскую лапку на конце вала вводят в ее плоское отверстие. Втулку-поршень устанавливают на валу в крайнее верхнее положение, чем производят стопорение выходного вала. Затем устройство стопорения верхним концом его корпуса крепят к нижнему концу бурильной колонны, компоновку спускают в скважину в интервал прорезки окна, с устья скважины производят азимутальное ориентирование, устанавливают отклоняющее устройство в заданном интервале, отсоединяют отклоняющее устройство, освобождают выходной вал двигателя путем подачи с устья скважины рабочей жидкости под давлением. Под ее действием втулку-поршень переводят в крайнее нижнее положение. Одновременно открывают сквозные каналы во втулке устройства стопорения для прохода рабочей жидкости в приемную кольцевую полость винтового забойного двигателя. Далее продолжают подавать через колонну жидкость под давлением, чем приводят во вращение выходной вал двигателя и обеспечивают ориентированную прорезку окна. Снижается износ труб, сокращаются материальные и временные затраты. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области бурения скважин, а именно – к прорезке боковых «окон» в обсадной колонне скважины для дальнейшего бурения вторых стволов.

По патенту США №5109924 от 5 мая 1992 г., МПК5 Е21В 7/08; Е21В 29/06 известно устройство для прорезки бокового «окна» в обсадной колонне скважины, которое представляет собой соединяемый с колонной бурильных труб комплект фрезер-райберов, на котором производят подвеску и спуск отклоняющего клина, его ориентированную установку в стволе скважины, прорезку и формирование полноразмерного бокового «окна» в обсадной колонне скважины за один рейс бурильного инструмента. Комплект включает в себя зарезной, проходной и калибрующий фрезер-райберы.

Указанный комплект на колонне бурильных труб спускают в скважину в заданный интервал прорезки бокового «окна», после азимутальной ориентировки отсоединяют отклоняющий клин и с устья скважины ротором приводят во вращение колонну бурильных труб с одновременной подачей через нее на фрезер-райберы промывочной жидкости в процессе прорезки бокового «окна» в обсадной колонне скважины.

Недостатками известного технического решения являются:

– большой износ бурильных труб, подвергаемых при вращении трению о стенки обсадной колонны по всей длине колонны бурильных труб;

– дополнительные затраты материальных средств и времени на проведение ремонтно-восстановительных работ, возникающих от осложнений при вращении колонны бурильных труб в стволе скважины при выполнении работ по прорезке бокового «окна»;

– необходимость использовать мобильные установки достаточной грузоподъемности с приводом ротора для создания повышенного крутящего момента и требуемых скоростей вращения;

– повышенная аварийность.

Известны винтовые забойные двигатели, например, по авт. свид. СССР №926208, М.Кл.3 Е21В 4/02, заявлено 16.03.79, опубликовано 07.05.82 БИ №17, которые используют для бурения вертикальных нефтяных, газовых и геологоразведочных скважин.

Известны винтовые забойные двигатели для наклонно направленного бурения, например, по патенту РФ №2081986, МПК6 Е21В 4/02, заявлено 19.08.93, опубликовано 20.06.97 БИ №17.

Винтовой забойный двигатель любой из указанных конструкций верхним переводником крепят к нижнему концу колонны бурильных труб, по которым подают рабочую жидкость для обеспечения крутящего момента на выходном валу двигателя с долотом на конце.

Однако неизвестно использование винтового забойного двигателя в компоновке низа бурильной колонны для ориентированной прорезки бокового «окна» в обсадной колонне скважины за один рейс бурильного инструмента.

Единым техническим результатом, достигаемым при осуществлении предлагаемой группы изобретений, является:

– обеспечение ориентированной прорезки бокового «окна» в обсадной колонне скважины за один рейс бурильного инструмента с использованием винтового забойного двигателя, при которой одновременно и дополнительно достигается еще:

– снижение износа бурильных труб;

– возможность проведения работ с буровых станков с малой грузоподъемностью;

– сокращение материальных затрат и времени на проведение работ.

Указанный технический результат достигается тем, что в заявляемом способе ориентированной прорезки бокового «окна» в обсадной колонне скважины за один рейс бурильного инструмента с использованием винтового забойного двигателя вначале формируют компоновку низа бурильной колонны, в состав которой вводят отклоняющее устройство, верхним концом которое крепят к нижней части комплекта фрезер-райберов, верхний конец комплекта фрезер-райберов соединяют с валом-удлиннителем, последний верхним концом жестко соединяют с выходным валом винтового забойного двигателя, в верхнем переводнике винтового забойного двигателя на резьбе крепят устройство стопорения выходного вала винтового забойного двигателя, в котором корпус выполнен пустотелым с наружной резьбой на нижнем конце и внутренней резьбой на верхнем конце, внутри корпуса устройства стопорения неподвижно закреплена втулка ее верхней частью, между корпусом и втулкой ниже участка ее крепления с корпусом выполнена кольцевая полость, которая через пустотелую нижнюю часть корпуса сообщена с приемной кольцевой полостью винтового забойного двигателя, в верхней части втулки на ее внутренней поверхности выполнены шлицы, ниже которых в стенках втулки выполнены сквозные каналы, сообщающие внутреннее пространство втулки с кольцевой полостью, на нижнем конце втулки выполнен внутренний буртик, внутрь втулки коаксиально заведена с возможностью осевого перемещения втулка-поршень, на наружной поверхности которой выполнены шлицы, адекватные шлицам на внутренней поверхности втулки, при этом втулка-поршень на шпонке насажена на вал, нижняя часть вала выполнена конусной с плоской лапкой на конце, расстояние от нижней кромки сквозных каналов до внутреннего буртика на нижнем конце во втулке выполнено не менее длины втулки-поршня, а в верхнем конце втулки-поршня установлено уплотнительное срезное, например, резиновое кольцо, при соединении корпуса устройства стопорения с верхним переводником винтового забойного двигателя конусную часть вала устройства стопорения крепят в конусном гнезде верхней полумуфты ротора винтового забойного двигателя, а плоскую лапку на конце вала вводят соответственно в ее плоское отверстие, при этом втулку-поршень устанавливают на валу в крайнее верхнее положение до полного взаимодействия шлицов втулки со шлицами втулки-поршня, чем производят стопорение выходного вала винтового забойного двигателя от произвольного вращения при спуске компоновки в скважину, затем устройство стопорения верхним концом его корпуса через переводник крепят к нижнему концу бурильной колонны, после чего указанную компоновку на бурильной колонне спускают в скважину в интервал прорезки бокового «окна», с устья скважины бурильной колонной производят азимутальное ориентирование компоновки, устанавливают отклоняющее устройство в заданном интервале, отсоединяют отклоняющее устройство, затем освобождают выходной вал винтового забойного двигателя от стопорения путем подачи с устья скважины в бурильную колонну рабочей жидкости под давлением, под действием которой втулку-поршень переводят на валу в стопорном устройстве в крайнее нижнее положение, чем разъединяют шлицевое соединение втулки корпуса и втулки-поршня и одновременно открывают сквозные каналы во втулке устройства стопорения для прохода рабочей жидкости через пустотелую нижнюю часть корпуса стопорного устройства в приемную кольцевую полость винтового забойного двигателя, после чего продолжают подавать через бурильную колонну рабочую жидкость под давлением, чем приводят во вращение выходной вал винтового забойного двигателя с закрепленной с ним компоновкой низа бурильной колонны, благодаря чему обеспечивают ориентированную прорезку бокового «окна» в обсадной колонне скважины.

А также тем, что:

– в комплект фрезер-райберов компоновки низа бурильной колонны вводят, как минимум, зарезной, проходной и калибрующий фрезер-райберы;

– в качестве вала-удлиннителя используют трубу с меньшей толщиной стенки, но с более высокими упругими и прочностными свойствами, чем бурильная труба.

Указанный технический результат совокупно достигается также и тем, что устройство стопорения выходного вала винтового забойного двигателя при его использовании для ориентированной прорезки бокового «окна» в обсадной колонне скважины за один рейс бурильного инструмента содержит пустотелый корпус, в верхний конец которого ввернут переводник для соединения с нижним концом бурильной колонны, на нижнем конце корпуса выполнена наружная резьба для соединения с верхним переводником винтового забойного двигателя, внутри корпуса неподвижно закреплена втулка ее верхней частью, при этом между корпусом и втулкой ниже участка ее крепления с корпусом выполнена кольцевая полость, которая через пустотелую нижнюю часть корпуса сообщена с приемной кольцевой полостью винтового забойного двигателя, в верхней части втулки на ее внутренней поверхности выполнены шлицы, ниже которых в стенках втулки выполнены сквозные каналы, сообщающие внутреннее пространство втулки с кольцевой полостью, на нижнем конце втулки выполнен внутренний буртик, внутрь втулки коаксиально заведена с возможностью осевого перемещения втулка-поршень, на наружной поверхности которой выполнены шлицы, адекватные шлицам на внутренней поверхности втулки, при этом втулка-поршень на шпонке посажена на вал, нижняя часть вала выполнена конусной с плоской лапкой на конце под конусное гнездо и плоское отверстие в верхней полумуфте ротора винтового забойного двигателя, при этом расстояние от нижней кромки сквозных каналов до внутреннего буртика на нижнем конце во втулке выполнено не менее длины втулки-поршня, а в верхнем конце втулки-поршня установлено уплотнительное срезное, например, резиновое кольцо.

Из общедоступных источников патентной научно-технической информации нам не известны способы ориентированной прорезки бокового «окна» в обсадной колонне скважины за один рейс бурильного инструмента с использованием винтового забойного двигателя, для стопорения выходного вала которого от произвольного вращения при спуске в скважину в составе компоновки низа бурильной колонны для осуществления способа было бы использовано устройство стопорения выходного вала винтового забойного двигателя, аналогичное тому, которое предложено в заявляемой группе изобретений.

На фиг.1 изображен общий вид компоновки низа бурильной колонны для реализации предлагаемого способа; на фиг.2 дан общий вид устройства стопорения выходного вала винтового забойного двигателя, используемого при реализации предлагаемого способа; на фиг.3 дано сечение по А-А на фиг.2.

В компоновку низа бурильной колонны для реализации предлагаемого способа вводят (см. фиг.1) отклоняющее устройство 1, которое верхним концом крепят к нижней части комплекта 2 фрезер-райберов. Верхний конец комплекта 2 фрезер-райберов соединяют с валом-удлинителем 3, верхний конец которого жестко соединяют с выходным валом 4 винтового забойного двигателя 5. В верхний переводник 6 винтового забойного двигателя 5 на резьбе крепят устройство стопорения 7 выходного вала 4 винтового забойного двигателя 5. Устройство стопорения 7 содержит (см. фиг.2) пустотелый корпус 8 с наружной резьбой на нижнем конце для соединения с верхним переводником 6 винтового забойного двигателя 5. Верхний конец корпуса 8 выполнен с внутренней резьбой под переводник 9 для соединения с нижним концом бурильной колонны 10. Внутри корпуса 8 неподвижно закреплена втулка 11 ее верхней частью. Между корпусом 8 и втулкой 11 выполнена кольцевая полость 12, которая через пустотелую нижнюю часть 13 корпуса 8 сообщена с приемной кольцевой полостью 14 винтового забойного двигателя 5. В верхней части втулки 11 на ее внутренней поверхности выполнены шлицы 15, ниже которых в стенках втулки 11 выполнены сквозные каналы 16, а на нижнем конце втулки 11 выполнен внутренний буртик 17. Внутрь втулки 11 коаксиально с возможностью осевого перемещения заведена втулка-поршень 18, на наружной поверхности которой выполнены шлицы 19, адекватные шлицам 15 втулки 11. Втулка-поршень 18 на шпонке 20 посажена на вал 21. Нижняя часть 22 вала 21 выполнена конусной с плоской лапкой 23 на конце под конусное гнездо и плоское отверстие (см. фиг.2 и 3) в верхней полумуфте 24 ротора 25 винтового забойного двигателя 5. Расстояние от нижней кромки сквозных каналов 16 до внутреннего буртика 17 во втулке 11 выполнено не менее длины втулки-поршня 18, в верхнем конце которой установлено уплотнительное срезное кольцо 26, например резиновое.

При соединении корпуса 8 устройства стопорения 7 с верхним переводником 6 винтового забойного двигателя 5 конусную нижнюю часть 22 вала 21 крепят в конусном гнезде верхней полумуфты 24 ротора 25, а плоскую лапку 23 на конце вала 21 вводят соответственно в ее плоское отверстие. Втулку-поршень 18 при монтаже компоновки устанавливают на валу 21 в крайнее верхнее положение до полного взаимодействия шлицов 15 во втулке 11 со шлицами 19 на втулке-поршне 18, чем обеспечивают стопорение выходного вала винтового забойного двигателя от произвольного вращения во время спуска компоновки в скважину.

После сборки устройства стопорения 7 и крепления его в верхнем переводнике 6 винтового забойного двигателя 5 всю сформированную компоновку низа бурильной колонны через переводник 9 крепят к нижнему концу бурильной колонны 10, на которой ее спускают в скважину в интервал прорезки бокового «окна».

Благодаря жесткой связи всех элементов компоновки при спуске в скважину обеспечивается возможность с устья скважины производить ее азимутальное ориентирование и устанавливать отклоняющее устройство 1 в заданном интервале.

После отсоединения отклоняющего устройства 1, например, путем срезания болтов-штифтов от нагружения весом бурильной колонны производят освобождение выходного вала 4 от стопорения путем подачи с устья скважины в бурильную колонну 10 рабочей жидкости под давлением, отчего уплотнительное кольцо 26 срезается и втулка-поршень 18 перемещается в крайнее нижнее положение до упора во внутренний буртик 17, разъединяя шлицы 15 от сцепления со шлицами 19 и открывая сквозные каналы 16. В результате рабочая жидкость поступает на винтовой забойный двигатель 5. Последний через вал-удлинитель 3 обеспечивает вращение комплекта 2 фрезер-райберов, которые отклоняющим устройством 1 сориентированы для прорезки бокового «окна» в заданном интервале обсадной колонны 27 скважины.

Благодаря предложенной компоновке низа бурильной колонны, в которой винтовой забойный двигатель введен непосредственно над комплектом фрезер-райберов, в сочетании с операциями предложенного способа, при прорезании бокового «окна» в обсадной колонне скважины вся бурильная колонна не вращается, вращается только часть низа бурильной колонны ниже винтового забойного двигателя. Это исключает трение бурильных труб о стенки обсадной колонны, что существенно снижает их износ, обеспечивает безаварийность работы, возможность проведения работ с буровых станков с малой грузоподъемностью, сокращая при этом материальные затраты и время проведения работ по прорезке боковых «окон» в обсадной колонне скважины за один рейс бурильного инструмента.

Формула изобретения

1. Способ ориентированной прорезки бокового «окна» в обсадной колонне скважины за один рейс бурильного инструмента с использованием винтового забойного двигателя, при котором в состав компоновки низа бурильной колонны вводят отклоняющее устройство, верхним концом которое крепят к нижней части комплекта фрезер-райберов, верхний конец комплекта фрезер-райберов соединяют с валом-удлинителем, последний верхним концом жестко соединяют с выходным валом винтового забойного двигателя, в верхнем переводнике винтового забойного двигателя на резьбе крепят устройство стопорения выходного вала винтового забойного двигателя, в котором корпус выполнен пустотелым с наружной резьбой на нижнем конце и внутренней резьбой на верхнем конце, внутри корпуса устройства стопорения неподвижно закреплена втулка ее верхней частью, между корпусом и втулкой ниже участка ее крепления с корпусом выполнена кольцевая полость, которая через пустотелую нижнюю часть корпуса сообщена с приемной кольцевой полостью винтового забойного двигателя, в верхней части втулки на ее внутренней поверхности выполнены шлицы, ниже которых в стенках втулки выполнены сквозные каналы, сообщающие внутреннее пространство втулки с кольцевой полостью, на нижнем конце втулки выполнен внутренний буртик, внутрь втулки коаксиально заведена с возможностью осевого перемещения втулка-поршень, на наружной поверхности которой выполнены шлицы, адекватные шлицам на внутренней поверхности втулки, при этом втулка-поршень на шпонке насажена на вал, нижняя часть вала выполнена конусной с плоской лапкой на конце, расстояние от нижней кромки сквозных каналов до внутреннего буртика на нижнем конце во втулке выполнено не менее длины втулки-поршня, а в верхнем конце втулки-поршня установлено уплотнительное срезное, например, резиновое кольцо, при соединении корпуса устройства стопорения с верхним переводником винтового забойного двигателя конусную часть вала устройства стопорения крепят в конусном гнезде верхней полумуфты ротора винтового забойного двигателя, а плоскую лапку на конце вала вводят, соответственно, в ее плоское отверстие, при этом втулку-поршень устанавливают на валу в крайнее верхнее положение до полного взаимодействия шлицов втулки со шлицами втулки-поршня, чем производят стопорение выходного вала винтового забойного двигателя от произвольного вращения при спуске компоновки в скважину, затем устройство стопорения верхним концом его корпуса через переводник крепят к нижнему концу бурильной колонны, после чего указанную компоновку на бурильной колонне спускают в скважину в интервал прорезки бокового «окна», с устья скважины бурильной колонной производят азимутальное ориентирование компоновки, устанавливают отклоняющее устройство в заданном интервале, отсоединяют отклоняющее устройство, затем освобождают выходной вал винтового забойного двигателя от стопорения путем подачи с устья скважины в бурильную колонну рабочей жидкости под давлением, под действием которой втулку-поршень переводят на валу в стопорном устройстве в крайнее нижнее положение, чем разъединяют шлицевое соединение втулки корпуса и втулки-поршня и одновременно открывают сквозные каналы во втулке устройства стопорения для прохода рабочей жидкости через пустотелую нижнюю часть корпуса стопорного устройства в приемную кольцевую полость винтового забойного двигателя, после чего продолжают подавать через бурильную колонну рабочую жидкость под давлением, чем приводят во вращение выходной вал винтового забойного двигателя с закрепленной с ним компоновкой низа бурильной колонны, благодаря чему обеспечивают ориентированную прорезку бокового «окна» в обсадной колонне скважины.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в комплект фрезер-райберов компоновки низа бурильной колонны вводят, как минимум, зарезной, проходной и калибрующий фрезер-райберы.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве вала-удлинителя используют трубу с меньшей толщиной стенки, но с более высокими упругими и прочностными свойствами, чем бурильная труба.

4. Устройство стопорения выходного вала винтового забойного двигателя при его использовании для ориентированной прорезки бокового «окна» в обсадной колонне скважины за один рейс бурильного инструмента, содержащее пустотелый корпус, в верхний конец которого ввернут переводник для соединения с нижним концом бурильной колонны, на нижнем конце корпуса выполнена наружная резьба для соединения с верхним переводником винтового забойного двигателя, внутри корпуса неподвижно закреплена втулка ее верхней частью, при этом между корпусом и втулкой ниже участка ее крепления с корпусом выполнена кольцевая полость, которая через пустотелую нижнюю часть корпуса сообщена с приемной кольцевой полостью винтового забойного двигателя, в верхней части втулки на ее внутренней поверхности выполнены шлицы, ниже которых в стенках втулки выполнены сквозные каналы, сообщающие внутреннее пространство втулки с кольцевой полостью, на нижнем конце втулки выполнен внутренний буртик, внутрь втулки коаксиально заведена с возможностью осевого перемещения втулка-поршень, на наружной поверхности которой выполнены шлицы, адекватные шлицам на внутренней поверхности втулки, при этом втулка-поршень на шпонке посажена на вал, нижняя часть вала выполнена конусной с плоской лапкой на конце под конусное гнездо и плоское отверстие в верхней полумуфте ротора винтового забойного двигателя, при этом расстояние от нижней кромки сквозных каналов до внутреннего буртика на нижнем конце во втулке выполнено не менее длины втулки-поршня, а в верхнем конце втулки-поршня установлено уплотнительное срезное, например, резиновое кольцо.

РИСУНКИ

Categories: BD_2307000-2307999