|
(21), (22) Заявка: 2005128053/11, 09.09.2005
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
09.09.2005
(43) Дата публикации заявки: 20.03.2007
(46) Опубликовано: 27.09.2007
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
RU 12101 U1, 16.12.1999. RU 37349 U1, 20.04.2004. SU 1808767 A1, 15.04.1993. US 3822048 А, 02.07.1974. US 4189117 А, 19.02.1980.
Адрес для переписки:
125190, Москва, Ленинградский пр-т, 45Г, ОАО “Авиационный Комплекс им. С.В. Ильюшина”
|
(72) Автор(ы):
Смирнов Евгений Иванович (RU), Долгов Владимир Ильич (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Открытое акционерное общество “Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина” (RU)
|
(54) ОПОРА ШАССИ САМОЛЕТА
(57) Реферат:
Изобретение относится к взлетно-посадочным устройствам летательных аппаратов. Опора шасси самолета содержит амортизатор (1) с поршнем, связанный с траверсой (2) раскосами (3), складывающийся подкос с замком выпущенного положения и серьгу замка убранного положения. На нижней части поршня образованы проушины, на которых установлен кардан, шарнирно связанный с серьгой, верхняя часть которой входит в замок убранного положения. На кардане и на серьге выполнены упоры, ограничивающие отклонение серьги относительно продольной и поперечной осей. Изобретение повышает надежность работы шасси и закрытия замка. 3 ил.
Предлагаемое изобретение относится к взлетно-посадочным устройствам летательных аппаратов, а именно к опоре шасси, и может быть использовано в механических устройствах фиксации опоры шасси в замке убранного положения во время полета самолета.
Известна конструкция передней опоры шасси самолета, содержащая амортизатор с поршнем, связанный с траверсой и раскосами. На цилиндре амортизатора размещена серьга замка убранного положения. На амортизаторе установлено рулежное устройство, включающее в себя рулежные цилиндры, поворотный хомут, к которому прикреплен рычаг колес, связанный также с поршнем амортизатора. В нижней части рычага установлена ось колес с закрепленными на ней колесами с шинами. (см. Инструкция по технической эксплуатации самолета Ил-62. Разд. 32-20-0, с.2, 3, 5. М.: Машиностроение, 1968 г.)
Недостатком указанной конструкции является то, что серьга в убранном положении находится близко от оси вращения опоры, тем самым на нее действуют нагрузки, превышающие вес опоры, а также то, что из-за люфтов в устройстве фиксации опоры колеса, расположенные на большом плече, имеют увеличенные перемещения, а следовательно, между колесами и днищем отсека требуется установить большие зазоры.
Наиболее близким устройством к заявленному по совокупности существенных признаков является опора шасси, содержащая амортизатор с поршнем, связанный с траверсой раскосами (клыками с цапфами), складывающийся подкос с замком выпущенного положения и серьгу замка убранного положения. Складывающийся подкос состоит из нижнего и верхнего звеньев. Кроме этого на нижней части цилиндра амортизатора установлен поворотный хомут, к которому одним шарниром крепится вилка с серьгой (петлей) замка убранного положения. Другим шарниром вилка крепится к поршню амортизатора. Внутри вилки на оси размещено колесо с шиной. (см. кн. Г.Н.Житомирский, «Конструкция самолетов», стр.263, 264, рис.7.11, М.: Машиностроение, 1995 г.)
К причинам, препятствующим достижению указанного ниже результата, относится то, что из-за люфтов в сочленениях поворотного хомута, вилки и серьги замка убранного положения требуются большие зазоры между колесом и днищем отсека, а также расположение серьги на вилке на небольшом плече относительно оси вращения опоры приводит к увеличению нагрузки на замок, а следовательно, к увеличению массы замка и конструкции для его крепления, что снижает надежность работы опоры.
Задачей данного изобретения является устранение указанных недостатков, а именно повышение надежности работы шасси путем уменьшения нагрузок на замок убранного положения, уменьшения влияния рабочих люфтов на зазоры между днищем отсека фюзеляжа и опорой в убранном положении шасси, повышения надежности закрытия замка.
Поставленная задача достигается тем, что в опоре шасси летательного аппарата, содержащей амортизатор с поршнем, связанный с траверсой, раскосами, подкосом с замком выпущенного положения, и серьгу замка убранного положения, согласно изобретению на нижней части поршня образованы проушины, на которых установлен кардан, шарнирно связанный с серьгой, верхняя часть которой входит в замок убранного положения, при этом на кардане так же, как и на серьге, выполнены упоры, ограничивающие отклонение серьги относительно продольной и поперечной осей.
Таким образом, размещение серьги замка убранного положения на максимальном удалении от оси вращения опоры при уборке позволяет снизить нагрузки на замок убранного положения опоры и уменьшить влияние люфтов в сочленениях узлов навески опоры и в замке убранного положения на зазоры между колесами и днищем отсека шасси, установка серьги замка убранного положения шарнирно на кардане, соединенном шарнирно с проушинами на нижнем узле поршня, с возможностью отклонения в продольной и поперечной плоскостях, позволяет за счет занятия серьгой наивыгоднейшего положения при входе в замок повысить надежность закрывания замка, что в конечном итоге приводит к безотказности и повышению надежности работы опоры шасси при одновременном уменьшении габаритов отсека шасси для размещения опоры в убранном положении.
Указанные отличия обеспечивают уменьшение нагрузки на замок убранного положения и уменьшение влияния люфтов в замке убранного положения на зазоры между колесами и отсеком шасси.
Сущность изобретения поясняется следующими чертежами:
на фиг.1 – вид сбоку на опору,
на фиг.2 – узел I фиг.1,
на фиг.3 – вид А фиг.2.
Опора шасси самолета содержит амортизатор 1 (см. фиг.1), связанный с траверсой 2, раскосами 3, складывающимся подкосом 4 с замком выпущенного положения 5, рулежным устройством 6, верхним 7 и нижним 8 шлиц-шарнирами. Ось колес 9 установлена неподвижно в нижней части 10 поршня 11 амортизатора 1. На нижней части 10 (фиг.2, фиг.3) выполнены проушины 12 для шарнирного крепления кардана 13, с которым шарнирно соединена серьга 14, запирающаяся замком убранного положения 15 (фиг.1). На кардане 13 (фиг.2, фиг.3) и серьге 14 образованы упоры 16, 17 соответственно, ограничивающие угол отклонения кардана 13 и серьги 14 относительно продольной и поперечной осей. Кардан 13 удерживается в одном из крайних положений (прижатый к проушине 12 поршня 11) пружиной 18. Складывающийся подкос 4 (фиг.1) шарнирно соединен с гидроцилиндром 19 уборки-выпуска передней опоры, который штоком шарнирно соединен с траверсой 2.
Уборка опоры шасси летательного аппарата осуществляется в следующей последовательности: после открытия замка выпущенного положения 5 на складывающемся подкосе 4 давление подается в гидроцилиндр 19, шток которого выдвигается, при этом происходит складывание подкоса и уборка опоры.
При постановке опоры на замок убранного положения серьга 14 входит в замок 15 и фиксируется в убранном положении. При входе серьги в замок убранного положения 15 серьга 14 и кардан 13 поворачиваются в своих шарнирах относительно продольной и поперечной осей для обеспечения компенсации отклонения проушин 12 в месте установки кардана 13 и таким образом серьга 14 занимает наивыгоднейшее положение относительно замка 15.
Таким образом, предложенная конструкция опоры шасси летательного аппарата, в которой серьга замка убранного положения шарнирно соединена с карданом, установленным шарнирно в проушинах нижней части поршня, с возможностью поворота в продольной и поперечной плоскостях, позволяет уменьшить нагрузку на замок убранного положения и его массу, уменьшить влияние рабочих люфтов в узлах навески опоры и замке убранного положения на зазоры между днищем отсека фюзеляжа и опорой в убранном положении шасси, повысить надежность закрытия замка за счет обеспечения поворота серьги в продольной и поперечной плоскостях, что в конечном итоге приводит к безотказности и повышению надежности работы опоры шасси летательного аппарата.
Формула изобретения
Опора шасси самолета, содержащая амортизатор с поршнем, связанный с траверсой раскосами, складывающийся подкос с замком выпущенного положения и серьгу замка убранного положения, отличающаяся тем, что на нижней части поршня образованы проушины, на которых установлен кардан, шарнирно связанный с серьгой, верхняя часть которой входит в замок убранного положения, при этом на кардане, также как и на серьге выполнены упоры, ограничивающие отклонение серьги относительно продольной и поперечной осей.
РИСУНКИ
|
|