|
На основании пункта 3 статьи 13 Патентного закона Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. № 3517-I патентообладатель обязуется передать исключительное право на изобретение (уступить патент) на условиях, соответствующих установившейся практике, лицу, первому изъявившему такое желание и уведомившему об этом патентообладателя и федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, – гражданину РФ или российскому юридическому лицу. |
(21), (22) Заявка: 2005134838/11, 09.11.2005
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
09.11.2005
(43) Дата публикации заявки: 20.05.2007
(46) Опубликовано: 27.09.2007
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
SU 1720934 A1, 23.03.1992. RU 2177896 C2, 10.01.2002. FR 2563805 A1, 08.11.1985. GB 282830, 29.03.1928.
Адрес для переписки:
355021, г.Ставрополь, ул. Ленина, 320, СВВАИУ, НИО, В.Н. Попову
|
(72) Автор(ы):
Попов Владимир Николаевич (RU), Семендяев Виктор Владимирович (RU), Зайцев Артем Юрьевич (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Попов Владимир Николаевич (RU), Семендяев Виктор Владимирович (RU), Зайцев Артем Юрьевич (RU)
|
(54) СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ В ПОЛЕТЕ
(57) Реферат:
Изобретение относится к авиации, а именно к системам управления летательным аппаратом в поперечном канале при использовании органов управления непосредственного управления боковой силой. Управление ЛА в полете основано на использовании органов непосредственного управления боковой силой и создании боковой силы, действующей на фюзеляж летательного аппарата в плоскости XOZ с помощью канарда и рулей управления. Управляющее воздействие передают к рулевому приводу путем радиального перемещения в вертикальной плоскости летчиком дополнительных педалей, установленных шарнирно на основных педалях управления в кабине летательного аппарата, при этом блокируют и устанавливают в нейтральное положение основные педали управления. Техническим результатом заявленного изобретения является повышение удобства пилотирования при использовании органов непосредственного управления боковыми силами. 1 ил.
Изобретение относится к авиации, а именно к системам управления летательным аппаратом в поперечном канале при использовании органов непосредственного управления боковой силой.
Известен способ управления летательным аппаратом в плоскости XOZ, который реализуется при применении вертикальной поворотной поверхности, расположенной под носовой частью фюзеляжа – канарда и стандартных рулей направления, посредством которых летчик создает боковые силы, действующие на летательный аппарат (ЛА).
Недостатком такого способа управления перемещением центра масс ЛА является наличие дополнительных рычагов управления в кабине летчика, расположенных, как правило, на приборной панели, что требует от летчика дополнительных движений, создает нежелательную психофизиологическую нагрузку и может приводить к нарушению безопасности полетов.
Перспективным направлением совершенствования систем управления силами, действующими на летательный аппарат, является комплексирование различных органов управления в одном канале с единым рычагом управления.
Технической задачей изобретения является повышение удобства пилотирования и облегчение работы летчика при использовании органов непосредственного управления боковыми силами (НУБС).
Решение технической задачи заявляемого изобретения в том, что в способе управления летательным аппаратом в полете, основанном на использовании органов непосредственного управления боковой силой, передача управляющего воздействия к рулевым приводам осуществляется путем радиального перемещения в вертикальной плоскости летчиком дополнительных педалей, установленных шарнирно на основных педалях управления в кабине ЛА, при этом блокируют и устанавливают в нейтральное положение основные педали управления.
Управляющие воздействия к рулевому приводу путем радиального перемещения в вертикальной плоскости дополнительных педалей, установленных на основных педалях управления в кабине летчика, при нейтральном положении основных педалей, является существенным отличительным признаком заявляемого изобретения.
Технический результат изобретения заключается в создании удобных условий пилотирования при использовании органов НУБС, при этом самолет перемещается по прямолинейной траектории в плоскости XOZ без создания крена.
На чертеже приведена схема устройства управления летательным аппаратом в полете.
Для реализации способа произведены изменения в механической части проводки управления, связанные с изменением способа передачи управляющих воздействий к рулевому приводу.
Устройство для осуществления способа управления летательным аппаратом в полете при использовании органов непосредственного управления боковой силой состоит из датчика 3 на дополнительной педали 1, преобразующего механическое воздействие летчика в электрический сигнал, гидроцилиндра 2 для блокирования основных педалей, блока управления 4, в котором происходит распределение сигнала на двухкамерные бустеры канарда 5 и руля направления 6, при этом учитываются параметры полета: число Маха – М, – угол скольжения, – угол атаки, nz – боковая перегрузка, q – скоростной напор, поступающие от датчиков 7.
При пилотировании летательного аппарата летчик включает режим НУБС, при этом происходит блокирование основных педалей управления ЛА с помощью гидроцилиндра 2, они устанавливаются в нейтральное положение. Летчик, перемещая левую или правую дополнительную педаль 1, управляет перемещением ЛА влево или вправо. При этом механическое перемещение дополнительных педалей 1 преобразуется в электрический сигнал через датчик 3 и отсюда поступает на блок управления 4. Одновременно на блок управления 4 поступают от датчиков 7 параметры полета: число Маха – М, – угол скольжения, – угол атаки, nz – боковая перегрузка, q – скоростной напор. В блоке управления 4, с учетом всех поступающих параметров полета, выдается сигнал на перемещение на рулевые приводы руля направления 6 и руля привода канарда 5.
Использование заявляемого способа позволяет облегчить управление ЛА в поперечном канале.
Источники информации.
1. Нелюбов А.И., Новад А.А. Динамика полета и боевого маневрирования летательных аппаратов. / Издание ВВИА им. проф. Н.Е.Жуковского, М., 1990 г., с.66-69, рис 2.18.
2. Истребитель F-16. ЦАГИ, ОНТИ, 1985 г., с.43, рис.66.
Формула изобретения
Способ управления летательным аппаратом в полете, основанный на использовании органов непосредственного управления боковой силой и создании боковой силы, действующей на фюзеляж летательного аппарата в плоскости XOZ, с помощью канарда и рулей управления, отличающийся тем, что передают управляющее воздействие к рулевому приводу путем радиального перемещения в вертикальной плоскости летчиком дополнительных педалей, установленных шарнирно на основных педалях управления в кабине летательного аппарата, при этом блокируют и устанавливают в нейтральное положение основные педали управления.
РИСУНКИ
|
|