|
|
(21), (22) Заявка: 2006103166/09, 03.02.2006
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
03.02.2006
(46) Опубликовано: 20.09.2007
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
Судостроение за рубежом, №8, 1987, с.63. RU 2065656 C1, 20.08.1996. RU 2106733 C1, 10.03.1998. SU 1813228 A1, 30.04.1993. RU 2043691 C1, 10.09.1995. RU 2072609 С1, 27.01.1997. SU 1827046 A3, 07.07.1993. SU 1056844 А, 07.11.1984. RU 2158999 С2, 10.11.2000. ЕР 0566788 A1, 27.10.1993. US 6312298 A, 06.11.2001. WO 03047962 A2, 25.11.2002.
Адрес для переписки:
164509, Архангельская обл., г. Северодвинск, пр. Машиностроителей, 12, ФГУП “НИПТБ “Онега”
|
(72) Автор(ы):
Олейников Александр Михайлович (UA), Попов Сергей Валентинович (RU), Бабенко Юрий Викторович (RU), Матвиенко Сергей Иванович (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Федеральное государственное унитарное предприятие “Научно-исследовательское проектно-технологическое бюро “Онега” (RU)
|
(54) СОВМЕЩЕННАЯ ГРЕБНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА ОТКРЫТОГО ТИПА
(57) Реферат:
Изобретение относится к области судовой электротехники, в частности – к погружным электрическим машинам, которые могут быть использованы в составе гребной электрической установки (ГЭУ) подводных обитаемых и необитаемых малогабаритных объектов с неограниченной глубиной погружения, а также в качестве подруливающих устройств, активных рулей любых подводных и надводных объектов. Сущность изобретения состоит в том, что в совмещенной ГЭУ открытого типа, включающей гребной винт, встроенный в полый цилиндрический ротор, статор с обмотками и подшипниковые щиты, объединенные в единую конструкцию, применен асинхронный электродвигатель с полым трехслойным ротором, который выполнен в виде сборки из трех концентрических цилиндров различной толщины из различных материалов с наперед заданными электромагнитными свойствами, согласно данному изобретению наружный цилиндр толщиной hнар совмещает функции рабочего элемента и экрана и имеет на поверхности винтоканавочную нарезку, средний рабочий цилиндр толщиной hраб, в котором индуцируются рабочие вихревые токи, выполнен из отдельных сегментов в количестве nсегм, каждый сегмент имеет узкие продольные пазы в осевом направлении в количестве nпаз, все сегменты замкнуты между собой с торцов токопроводящими короткозамыкающими кольцами, внутренний цилиндр толщиной hвн, выполняющий роль магнитопровода, набранный из отдельных пластин толщиной 0,5-2 мм и закрытый снаружи защитным герметизирующим экраном, геометрические размеры элементов ротора выбираются из соотношений hнар=(2-2,5)  2-3 мм, hраб=0,9 2, hвн=(1,2-1,5) 3, hк= , aк=0,7-1 мм, вк=3-3,5 мм, nсегм=2р, hп=(0,6-0,7) 2, aп=1,5-2 мм, вп= /4, где  , 2, 3 – глубина проникновения магнитного поля в соответствующий цилиндр, hк, ак и вк – соответственно глубина, ширина и шаг винтовой канавки, 2р – число полюсов, hп, aп и вп – соответственно глубина, ширина и расстояние между продольными пазами, – полюсное деление ротора, – гармоника поля высокого порядка. Технический результат от использования изобретения состоит в том, что предлагаемая совмещенная ГЭУ с асинхронным электродвигателем позволяет в полной мере реализовать все преимущества асинхронных двигателей с многослойным полым ротором при их работе в составе ГЭУ. Двигатели такой конструкции менее сложны при изготовлении, нежели синхронные с постоянными магнитами, питаются от стандартной трехфазной сети, управляются стандартной пускорегулирующей аппаратурой, не оказывают негативного влияния на питающую сеть, обладают пониженной вибрацией, обеспечивают наилучшие энергетические показатели (КПД и cos ) при номинальной нагрузке, а высокий пусковой момент при малом пусковом токе, мягкая механическая характеристика и большая частота включений улучшают основные эксплуатационные характеристики установки при переходных режимах (пуск, реверс, регулирование частоты вращения) и повышают ее экономичность в целом. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к области судовой электротехники, в частности к погружным электрическим машинам, которые могут быть использованы в составе гребной электрической установки (ГЭУ) подводных обитаемых и необитаемых малогабаритных объектов с неограниченной глубиной погружения, а также в качестве подруливающих устройств, активных рулей любых подводных и надводных объектов.
Известна совмещенная ГЭУ открытого типа с синхронным электродвигателем, включающая гребной винт, встроенный в полый цилиндрический ротор, статор с обмотками и подшипниковые щиты [1]. В этой ГЭУ объединены в единое конструктивное устройство винт и синхронный электродвигатель с постоянными магнитами. Гребной винт насажен на вал, вставленный в подшипники подшипниковых щитов, лопасти винта охвачены ободом ротора, на наружной поверхности которого размещены постоянные магниты, закрытые антикоррозионным экраном. Статор с обмотками расположен в полости внешней кольцевой насадки, охватывающей ротор, полость насадки герметична и заполнена трансформаторным маслом. Эта конструкция совмещенной ГЭУ является наиболее близкой к заявляемой, поэтому принята в качестве прототипа.
Недостатками прототипа являются сложность изготовления ротора с постоянными магнитами, необходимость применения для питания и регулирования специальной силовой аппаратуры, повышенный уровень вибрации, отрицательное влияние на сеть ограниченной мощности. Кроме того, при разгерметизации полости внешней кольцевой насадки произойдет утечка трансформаторного масла, что приведет к выходу электродвигателя из строя и загрязнению окружающей среды.
Суть заявляемой конструкции заключается в том, что в известной совмещенной ГЭУ открытого типа, включающей гребной винт, встроенный в полый цилиндрический ротор, статор с обмотками и подшипниковые щиты объединенные в единое конструктивное устройство, применен асинхронный электродвигатель с полым трехслойным ротором, который выполнен в виде сборки из трех концентрических цилиндров различной толщины из различных материалов с наперед заданными электромагнитными свойствами, наружный цилиндр толщиной hнар совмещает функции рабочего элемента и экрана и имеет на поверхности винтоканавочную нарезку, средний рабочий цилиндр толщиной hраб, в котором индуцируются рабочие вихревые токи, выполнен из отдельных сегментов в количестве nсегм, каждый сегмент имеет узкие продольные пазы в осевом направлении в количестве nпаз, все сегменты замкнуты между собой с торцов токопроводящими короткозамыкающими кольцами, внутренний цилиндр толщиной hвн, выполняющий роль магнитопровода, набранный из отдельных пластин толщиной 0,5-2 мм и закрытый снаружи защитным герметизирующим экраном, геометрические размеры элементов ротора выбираются из соотношений hнар=(2-2,5)  2-3 мм, hраб=0,9 2, hвн=(1,2-1,5) 3, hк= , ак=0,7-1 мм, вк=3-3,5 мм, nсегм=2р, hп=(0,6-0,7) 2, ап=1,5-2 мм, вп= /4, где  , 2, 3 – глубина проникновения магнитного поля в соответствующий цилиндр, hк, ак и вк – соответственно глубина, ширина и шаг винтовой канавки, 2р – число полюсов, hп, ап и вп – соответственно глубина, ширина и расстояние между продольными пазами, – полюсное деление ротора, – гармоника поля высокого порядка, статор имеет обмотку, выполненную из проводников со специальной термостойкой изоляцией, капсулированную в зоне пазов и лобовых частей специальным герметизирующим теплопроводящим компаундом, кроме того, весь статор, включая внутреннюю расточку, обращенную к зазору, наружную поверхность и зону лобовых частей обмотки, закрыт тонкостенным герметизирующим экраном переменного сечения, подшипниковые щиты выполнены в форме стаканов, целиком охватывающих снаружи сборку статора через демпфирующие вставки, имеющих боковые ребра обтекаемого сечения и центрирующих ротор в расточке статора и обеспечивающих его вращение в подшипниках скольжения, выполненных из специальных материалов, предназначенных для работы в морской воде.
Таким образом, заявляемая конструкция совмещенной ГЭУ открытого типа с асинхронным электродвигателем отличается от прототипа тем, что ротор выполнен в виде сборки из трех концентрических цилиндров различной толщины из различных материалов с наперед заданными электромагнитными свойствами, наружный цилиндр толщиной hнар совмещает функции рабочего элемента и экрана и имеет на поверхности винтоканавочную нарезку, средний рабочий цилиндр толщиной hраб, в котором индуцируются рабочие вихревые токи, выполнен из отдельных сегментов в количестве nсегм, каждый сегмент имеет узкие продольные пазы в осевом направлении в количестве nпаз, все сегменты замкнуты между собой с торцов токопроводящими короткозамыкающими кольцами, внутренний цилиндр толщиной hвн, выполняющий роль магнитопровода, набранный из отдельных пластин толщиной 0,5-2 мм и закрытый снаружи защитным герметизирующим экраном, геометрические размеры элементов ротора выбираются из соотношений hнар=(2-2,5)  2-3 мм, hраб=0,9 2, hвн=(1,2-1,5) 3, hк= , ак=0,7-1 мм, вк=3-3,5 мм, nсегм=2р, hп=(0,6-0,7) 2, ап=1,5-2 мм, вп= /4, где  , 2, 3 – глубина проникновения магнитного поля в соответствующий цилиндр, hк, ап и вп – соответственно глубина, ширина и шаг винтовой канавки, 2р – число полюсов, hп, ап и вк – соответственно глубина, ширина и расстояние между продольными пазами, – полюсное деление ротора, – гармоника поля высокого порядка, статор имеет обмотку, выполненную из проводников со специальной термостойкой изоляцией, капсулированную в зоне пазов и лобовых частей специальным герметизирующим теплопроводящим компаундом, кроме того, весь статор, включая внутреннюю расточку, обращенную к зазору, наружную поверхность и зону лобовых частей обмотки, закрыт тонкостенным герметизирующим экраном переменного сечения, полностью исключающим возможность взаимодействия элементов статора с окружающей средой или их повреждения, подшипниковые щиты выполнены в форме стаканов, целиком охватывающих снаружи сборку статора через демпфирующие вставки, имеющих боковые ребра обтекаемого сечения и центрирующих ротор в расточке статора и обеспечивающих его вращение в подшипниках скольжения, выполненных из специальных материалов, предназначенных для работы в морской воде. Это позволяет сделать вывод о соответствии заявляемой конструкции критерию «новизна».
Сравнительный анализ заявляемой конструкции с другими разработками (см. патент Российской федерации №2065656, №2106733) показал, что ранее в асинхронных электродвигателях роторы заявляемой трехслойной полой конструкции не использовались. Конструкция трехслойного полого ротора, внешний слой которого ослабляет действие полей высших гармоник, закрывает внутренние пазы и выполняет роль защитного экрана, средний рабочий сегментированный слой с продольными пазами, с торцовыми токопроводящими кольцами, по которому протекают основные токи ротора, и внутренний слой, набранный из пластин для замыкания магнитного потока, а также заявляемые геометрические и электромагнитные параметры и их соотношения для слоев в совокупности позволяют обеспечить наилучшие энергетические показатели (КПД и cos ) при номинальной нагрузке. Высокий пусковой момент при малом пусковом токе и мягкая механическая характеристика улучшают основные эксплуатационные характеристики установки при переходных режимах – пуск, реверс, регулирование частоты вращения, повышают ее экономичность в целом. Кроме того, в конструкции на роторе отсутствуют открытые пазы, рабочие токи распределены в массиве ротора и эффективно демпфируют электромагнитные взаимодействия от полей высших гармоник. Пазы и лобовые части обмотки статора капсулированы специальным теплопроводящим компаундом. Между сборкой статора и охватывающими ее корпусами подшипниковых щитов установлена вибродемпфирующая проставка. Вращение ротора с гребным винтом в опорах обеспечивается подшипниками скольжения. Совокупность этих конструктивных решений обеспечивает максимальное ограничение вибрации, излучаемой в окружающую среду. Проблема воздействия морской воды и содержащихся в ней микроорганизмов в данной конструкции эффективно решается применением для обмотки статора провода со специальной изоляцией, полным ее капсулированием вместе с сердечником в защитном экране и защитой активных элементов ротора специальным экраном, полностью исключающим их контакт со средой.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о соответствии заявляемой конструкции критерию «изобретательский уровень».
На фиг.1 представлена совмещенная ГЭУ с асинхронным двигателем, продольный разрез;
на фиг.2 – вид А на фиг.1;
на фиг.3 – совмещенная ГЭУ с асинхронным двигателем, поперечный разрез.
Статор установки устроен по типу электрической машины переменного тока и включает сердечник (1), в пазах которого размещена трехфазная обмотка (2), выполненная из провода со специальной изоляцией, герметичный сальниковый ввод (3) с герметичным кабелем питания (4) герметизирующего экрана (5, 6, 7) переменного сечения из материала, стойкого к воздействию морской воды. Объемы внутри экрана заполнены герметизирующим теплопроводящим компаундом (8). Полый цилиндрический ротор включает активную рабочую часть с размещенным внутри нее гребным винтом (9). Активная рабочая часть состоит из нескольких элементов с наперед заданными электромагнитными свойствами различной конструкции: внутреннего шихтованного сердечника (10), представляющего собой набор из отдельных пластин толщиной 0,5-2 мм с такими электромагнитными параметрами, чтобы его толщина составляла hвн=(1,2-1,5) 3, а соотношение параметров для рабочего и внутреннего цилиндров удовлетворяло условию ( 2 r2/ 3 r3) 10-2, при этом он снаружи закрывается тонкостенным герметизирующим экраном (11), исключающим непосредственный контакт сердечника со средой; среднего рабочего цилиндра (12), выполненного из отдельных сегментов, число которых равно числу полюсов (nсегм=2р), параметры материала сегментов выбраны в пределах r2=30-50 (при Н 104 А/м), 2=(1,0-1,5)10-7 Ом м. На наружной поверхности сегментов профрезерованы узкие продольные пазы (13) глубиной hп=(0,6-0,7) 2 мм, шириной ап=1,5-2 мм, с расстоянием между ними вп= /4 ( – полюсное деление) мм. По торцам все сегменты замкнуты проводящими кольцами (14); наружного цилиндра (15), толщина которого определена следующими зависимостями:
, ;
, ;
, ,
где hнар, hраб, hвн – толщины наружного, рабочего и внутреннего цилиндров;  , 2, 3 – глубины проникновения магнитного поля в соответствующий цилиндр; – угловая частота, 0=4 ·10-7 Гн м – магнитная постоянная; sн – номинальное скольжение, – гармоника поля высокого порядка; s – скольжение -й гармоники поля, что достигается при параметрах материала 1=(1,8-2,5)10-7 Ом м, r =90-120. Для дополнительного увеличения сопротивления на поверхности цилиндра нанесена многозаходная винтоканавочная нарезка, канавки глубиной hк= , шириной ак=0,7-1,0 мм, с шагом вк=3,0-3,5 мм. Лопасти гребного винта (9) закреплены в верхней части в расточке ротора, а в центральной части – на шейке ротора (16) с фиксацией шпонкой (17), и вращаются вместе с валом (18) в двух опорно-упорных подшипниках скольжения (19), выполненных из специальных материалов, предназначенных для работы в морской воде. Центрирование вращающегося ротора в расточке статора с зазором (20) осуществляется подшипниковыми щитами, выполненными в форме стаканов, боковые ребра (21) которых имеют обтекаемое сечение, а корпуса (22) этих щитов полностью охватывают сборку статора. Между сборкой статора и корпусами щитов расположена вставка (23) из вибродемпфирующего материала. Крепление гребной установки к корпусу объекта выполнено с помощью штанг (24), обеспечивающих возможность ее поворота на 180° относительно вертикальной оси.
Работает ГЭУ по принципу асинхронного двигателя [2]. При подаче питания в обмотку статора (2) ею возбуждается вращающееся магнитное поле, которое индуктирует в наружном (15) и среднем рабочем (12) цилиндрах вихревые токи, в результате создается момент, приводящий ротор со встроенным гребным винтом (9) во вращение, упор вращающегося гребного винта передается объекту. При этом наружный цилиндр (15), совмещающий функции рабочего элемента и защитного экрана, кроме замыкания через него основного магнитного потока взаимоиндукции, воспринимает действие гармоник магнитного поля высокого порядка (зубцовых, проводимости и др.) и обеспечивает их подавление, нанесенная на его поверхность многозаходная винтоканавочная нарезка (не показана) дополнительно увеличивает сопротивление цилиндра и способствует усилению циркуляции воды в зазоре (20) между статором и ротором, что улучшает их охлаждение, а наличие продольных пазов (13) на сегментах рабочего цилиндра (12) эквивалентно действию магнитной анизотропии в роторе. Наличие продольных пазов (13) увеличивает нормальную составляющую индукции и осевые составляющие токов ротора, ослабляет поперечные токи и магнитные потоки рассеяния. Замыкающие проводящие кольца (14) на торцах цилиндра обеспечивают замыкание поперечных токов.
Заявляемая конструкция совмещенной ГЭУ с асинхронным электродвигателем позволяет в полной мере реализовать все преимущества асинхронных двигателей с многослойным полым ротором при их работе в составе ГЭУ. Двигатели такой конструкции менее сложны при изготовлении, нежели синхронные с постоянными магнитами, питаются от стандартной трехфазной сети, управляются стандартной пускорегулирующей аппаратурой, не оказывают негативного влияния на питающую сеть, обладают пониженной вибрацией, обеспечивают наилучшие энергетические показатели (КПД и cos ) при номинальной нагрузке, а высокий пусковой момент при малом пусковом токе, мягкая механическая характеристика и большая частота включений улучшают основные эксплуатационные характеристики установки при переходных режимах – пуск, реверс, регулирование частоты вращения и повышают ее экономичность в целом.
Источники информации
1. «Судостроение за рубежом», №8,1987, с.63.
2. Могильников B.C. Асинхронные электродвигатели с двухслойными роторами и их применение [Текст] / B.C.Могильников, A.M.Олейников, А.Н.Стрельников. – М.: Энергоатомиздат, 1983. – 119 с.
Формула изобретения
1. Совмещенная гребная электрическая установка с асинхронным электродвигателем открытого типа, включающая гребной винт, встроенный в полый цилиндрический ротор, статор с обмотками и подшипниковые щиты, отличающаяся тем, что ротор выполнен в виде сборки из трех концентрических цилиндров различной толщины из различных материалов с наперед заданными электромагнитными свойствами, наружный цилиндр толщиной hнар совмещает функции рабочего элемента и экрана и имеет на поверхности винтоканавочную нарезку, средний рабочий цилиндр толщиной hраб, в котором индуцируются рабочие вихревые токи, выполнен из отдельных сегментов в количестве nсегм, каждый сегмент имеет узкие продольные пазы в осевом направлении в количестве nпаз, все сегменты замкнуты между собой с торцов токопроводящими короткозамыкающими кольцами, внутренний цилиндр толщиной hвн, выполняющий роль магнитопровода, набранный из отдельных пластин толщиной 0,5-2 мм и закрытый снаружи защитным герметизирующим экраном, геометрические размеры элементов ротора выбираются из соотношений hнар=(2-2,5)  2-3 мм, hраб=0,9 2, hвн=(1,2-1,5) 3, hк= , aк=0,7-1 мм, вк=3-3,5 мм, nсегм=2р, hп=(0,6-0,7) 2, aп=1,5-2 мм, вп= /4, где  , 2, 3 – глубина проникновения магнитного поля в соответствующий цилиндр, hк, ак и вп – соответственно глубина, ширина и шаг винтовой канавки, 2р – число полюсов, hп, aп и вк – соответственно глубина, ширина и расстояние между продольными пазами, – полюсное деление ротора, – гармоника поля высокого порядка.
2. Совмещенная гребная электрическая установка открытого типа по п.1, отличающаяся тем, что статор имеет обмотку, выполненную из проводников со специальной термостойкой изоляцией, капсулированную в зоне пазов и лобовых частей специальным герметизирующим теплопроводящим компаундом, кроме того, весь статор, включая внутреннюю расточку, обращенную к зазору, наружную поверхность и зону лобовых частей обмотки, закрыт тонкостенным герметизирующим экраном переменного сечения, полностью исключающим возможность взаимодействия элементов статора с окружающей средой или их повреждения.
3. Совмещенная гребная электрическая установка открытого типа по п.1 или 2, отличающаяся тем, что подшипниковые щиты выполнены в форме стаканов, целиком охватывающих снаружи сборку статора через демпфирующие вставки, имеющих боковые ребра обтекаемого сечения и центрирующих ротор в расточке статора и обеспечивающих его вращение в подшипниках скольжения, выполненных из специальных материалов, предназначенных для работы в морской воде.
РИСУНКИ
PD4A – Изменение наименования обладателя патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение
(73) Новое наименование патентообладателя:
Открытое акционерное общество «Научно-исследовательское проектно-технологическое бюро «Онега» (RU)
Адрес для переписки:
164509, Архангельская обл., г. Северодвинск, Машиностроителей пр.,12, ОАО “НИПТБ ”Онега”
Извещение опубликовано: 10.06.2008 БИ: 16/2008
|
|