Патент на изобретение №2306434

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2306434 (13) C2
(51) МПК

F01N1/04 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 29.11.2010 – действует

На основании пункта 3 статьи 13 Патентного закона Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. № 3517-I патентообладатель обязуется передать исключительное право на изобретение (уступить патент) на условиях, соответствующих установившейся практике, лицу, первому изъявившему такое желание и уведомившему об этом патентообладателя и федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, – гражданину РФ или российскому юридическому лицу.

(21), (22) Заявка: 2005139011/06, 15.12.2005

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

15.12.2005

(43) Дата публикации заявки: 27.06.2007

(46) Опубликовано: 20.09.2007

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
SU 821713 A1, 15.04.1981. SU 1544995 A, 23.02.1990. SU 1815356 A1, 15.05.1993. RU 49906 U1, 10.12.2005. RU 47978 U1, 21.03.2005. SU 371354 A1, 01.01.1973. RU 2062889 C1, 27.06.1996. GB 1408030 А, 01.10.1975. JP 59122716 А, 16.07.1984. JP 61108821 А, 27.05.1986. JP 60108514 А, 14.06.1985.

Адрес для переписки:

123458, Москва, ул. Твардовского, 11, кв.92, О.С. Кочетову

(72) Автор(ы):

Кочетов Олег Савельевич (RU),
Кочетова Мария Олеговна (RU),
Кочетов Сергей Савельевич (RU),
Кочетов Сергей Сергеевич (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Кочетов Олег Савельевич (RU)

(54) ГЛУШИТЕЛЬ ШУМА ВЫХЛОПА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

(57) Реферат:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах, предназначенных для снижения шума выхлопа двигателей внутреннего сгорания. Технический результат – повышение эффективности глушения шума. Глушитель шума выхлопа двигателя внутреннего сгорания содержит корпус с торцовыми стенками и поперечными перфорированными перегородками и сквозную трубу с перфорацией, размещенной частично на диагонали параллелепипеда, образованного продольными и поперечными плоскостями, проходящими через центр глушителя и центр тяжести одного из его квадрантов. Перфорация выполнена на этом участке трубы. Поперечные перегородки расположены по обе стороны от него. Зазор между перегородками и торцовыми стенками корпуса заполнен звукопоглощающим материалом. В качестве звукопоглощающего материала, которым заполнены зазоры, используется материал на основе алюминосодержащих сплавов с последующим наполнением их гидридом титана или воздухом с плотностью в пределах 0,5…0,9 кг/м3 со следующими прочностными свойствами: прочность на сжатие в пределах 5…10 МПа, прочность на изгиб в пределах 10…20 МПа. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах, предназначенных для снижения шума выхлопа двигателей внутреннего сгорания.

Известен глушитель шума выхлопа двигателя внутреннего сгорания, содержащий корпус с торцовыми стенками и поперечными перфорированными перегородками и сквозную трубу с перфорацией, размещенной частично на диагонали параллелепипеда, образованного продольными и поперечными плоскостями, проходящими через центр глушителя и центр тяжести одного из его квадрантов, причем перфорация выполнена на этом участке трубы, а поперечные перегородки расположены по обе стороны от него, причем зазор между перегородками и торцовыми стенками корпуса заполнен звукопоглощающим материалом (а.с. СССР №821713, опубл. 15.04.1981 г., прототип).

Недостатком известных глушителей является низкая первая частота пропускания, связанная с интенсивной передачей звука продольными резонансными колебаниями столба газа в камере.

Технический результат – повышение эффективности глушения шума.

Это достигается тем, что в глушителе шума выхлопа двигателя внутреннего сгорания, содержащем корпус с торцовыми стенками и поперечными перфорированными перегородками и сквозную трубу с перфорацией, размещенной частично на диагонали параллелепипеда, образованного продольными и поперечными плоскостями, проходящими через центр глушителя и центр тяжести одного из его квадрантов, причем перфорация выполнена на этом участке трубы, а поперечные перегородки расположены по обе стороны от него, причем зазор между перегородками и торцовыми стенками корпуса заполнен звукопоглощающим материалом, в качестве звукопоглощающего материала, которым заполнены зазоры, используется материал на основе алюминосодержащих сплавов с последующим наполнением их гидридом титана или воздухом с плотностью в пределах 0,5…0,9 кг/м3 со следующими прочностными свойствами: прочность на сжатие в пределах 5…10 МПа, прочность на изгиб в пределах 10…20 МПа.

На фиг.1 представлен глушитель шума, разрез; на фиг.2 – глушитель со звукопоглощающим материалом; на фиг.3 – глушитель со звукопоглощающим материалом, отстоящим от торцовой стенки.

Глушитель шума выхлопа двигателя внутреннего сгорания содержит корпус 1 с торцовыми стенками, сквозную трубу с перфорацией 2 и поперечные перегородки 3 и 4. Ось трубы частично расположена на диагонали параллелепипеда, образованного продольными и поперечными плоскостями, проходящими через центр глушителя “А” и центр тяжести одного из его квадрантов “В”. Сквозная труба перфорирована на участке между точками “А” и “В”. Для компенсации ближнего поля у концов перфорированного участка, связанного с раскачиванием газа в отверстиях перфорации, границы перфорированного участка могут быть сдвинуты в сторону увеличения его длины. Поперечные перфорированные перегородки 3 и 4 размещены у торцовых стенок на расстоянии, меньшем или равном одной восьмой длины глушителя. Для увеличения активных потерь на резонансной частоте пространство между перегородкой и торцовой стенкой с каждой стороны может быть заполнено звукопоглощающим материалом (фиг.2). Другой возможный вариант дополнения поглощающей панели – в виде двух перегородок, пространство между которыми заполняется звукопоглощающим материалом 5 (фиг.3). Стенки корпуса 1 также могут быть облицованы звукопоглощающим материалом 6 и 7, расположенным с противоположных сторон по отношению к трубе 2 с перфорацией АВ.

В качестве звукопоглощающего материала 5, которым заполнены зазоры у торцовых стенок 4 или двух перегородок, используется материал на основе алюминосодержащих сплавов с последующим наполнением их гидридом титана или воздухом с плотностью в пределах 0,5…0,9 кг/м3 со следующими прочностными свойствами: прочность на сжатие в пределах 5…10 МПа, прочность на изгиб в пределах 10…20 МПа.

Глушитель шума выхлопа двигателя внутреннего сгорания работает следующим образом.

При работе двигателей поток выхлопных газов проходит через глушитель по сквозной трубе 2 практически без потерь. Звуковые волны, подойдя к началу перфорированного участка (точка “А” на фиг.1), с одной стороны передаются по нему непосредственно к его другому концу “В” (прямая передача), с другой – через отверстия перфорации в зоне входа “А” возбуждают колебание газа в перфорациях у выходного конца “В” и передачу звука в выпускную трубу (косвенная передача). Ввиду того, что труба выполняется сильно перфорированной, вся звуковая энергия достаточно быстро излучается из перфорированной трубы в объеме камеры и прямая передача звука невелика. Вследствие большого объема камеры невелика и косвенная передача, так как возбуждаемые в камере давления обратно пропорциональны ее объему. Интенсивная передача звука возможна лишь на резонансном режиме, когда в объеме камеры на ее собственных частотах возбуждаются интенсивные продольные или поперечные колебания столба газа. На резонансной частоте в этих резонаторах возбуждаются интенсивные “колебания”. Звуковая энергия как бы “втягивается” в резонатор, локализуется в нем и рассеивается на активном сопротивлении перегородки. Дополнительное увеличение рассеивания достигается при использовании звукопоглощающего материала. Переход звуковой энергии в тепловую (диссипация, рассеивание энергии) происходит в порах звукопоглотителя 1 и 8, представляющих собою модель резонаторов “Гельмгольца”, где потери энергии происходят за счет трения колеблющейся с частотой возбуждения массы воздуха, находящегося в горловине резонатора о стенки самой горловины, имеющей вид разветвленной сети пор звукопоглотителя.

Формула изобретения

Глушитель шума выхлопа двигателя внутреннего сгорания, содержащий корпус с торцовыми стенками и поперечными перфорированными перегородками и сквозную трубу с перфорацией, размещенной частично на диагонали параллелепипеда, образованного продольными и поперечными плоскостями, проходящими через центр глушителя и центр тяжести одного из его квадрантов, причем перфорация выполнена на этом участке трубы, а поперечные перегородки расположены по обе стороны от него, причем зазор между перегородками и торцовыми стенками корпуса заполнен звукопоглощающим материалом, отличающийся тем, что в качестве звукопоглощающего материала, которым заполнены зазоры, используется материал на основе алюминосодержащих сплавов с последующим наполнением их гидридом титана или воздухом с плотностью в пределах 0,5…0,9 кг/м3 со следующими прочностными свойствами: прочность на сжатие в пределах 5…10 МПа, прочность на изгиб в пределах 10…20 МПа.

РИСУНКИ

Categories: BD_2306000-2306999