Патент на изобретение №2306153

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2306153 (13) C2
(51) МПК

A61M21/00 (2006.01)
A61H31/00 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 29.11.2010 – действует

(21), (22) Заявка: 2005126488/14, 22.08.2005

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

22.08.2005

(43) Дата публикации заявки: 27.02.2007

(46) Опубликовано: 20.09.2007

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2147447 C1, 20.04.2000. RU 2242954 C1, 27.12.2004. RU 2203645 С2, 10.05.2003. SU 1659044 A1, 30.06.1991. СЕЛИВЕРСТОВ В.И., Заикание у детей, М., ВЛАДОС, 2001, с.162-168. ВОЛКОВА Л.С., Логопедия, М., ВЛАДОС, 2002, с.312-320.

Адрес для переписки:

603005, г.Нижний Новгород, ул. Алексеевская, 1, НижГМА, пат. пов. И.Н. Балишиной, рег.№651

(72) Автор(ы):

Багров Евгений Петрович (RU),
Белов Валентин Николаевич (RU),
Бессонова Елена Юрьевна (RU),
Блиткина Любовь Альбертовна (RU),
Ведерникова Лилия Леонтьевна (RU),
Горшунов Николай Викторович (RU),
Литвинов Александр Геннадьевич (RU),
Лукин Роман Сергеевич (RU),
Малова Марина Михайловна (RU),
Метиева Людмила Анатольевна (RU),
Минеева Елена Геннадьевна (RU),
Минькова Наталья Сергеевна (RU),
Мышляев Сергей Юрьевич (RU),
Хамзина Ольга Ивановна (RU),
Харитонова Лариса Вячеславовна (RU),
Шитов Владимир Иванович (RU)

(73) Патентообладатель(и):

ООО “Клиника доктора Мышляева” (RU)

(54) СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ЗАИКАНИЯ

(57) Реферат:

Изобретение относится к медицине и может быть использовано при лечении заикания. Проводят 5-7 курсов комплексной реабилитации по 100 занятий каждый. При этом в комплексную реабилитацию включают 3 вида занятий. На занятиях по социально-речевой реабилитации через глубокое растормаживание речи и дозированную, увеличивающуюся от занятия к занятию нагрузку на слуховое восприятие, произношение и психоэмоциональную сферу осуществляют формирование плавной и ритмичной речи. Для чего сначала активируют мозг возбуждением слуховой и речевой зон. На занятиях по адаптивно-физической реабилитации проводят глубокое растяжение мышц. В основную часть занятия включают выполнение гимнастического упражнения “сед согнувшись” в статическом изометрическом режиме. При выполнении упражнения стремятся к достижению больным положения “ноги вместе, грудь лежит на ногах”, при котором угол, образованный спиной и ногами больного, равен нулю. При выполнении упражнения на спину больного оказывают дополнительную внешнюю нагрузку в виде либо надавливания руками тренера, либо – накладывания на спину груза. На занятиях по психолого-педагогической реабилитации вырабатывают стрессоустойчивость путем многократного повторения увеличивающихся от занятия к занятию стрессовых нагрузок и их психокоррекции. Способ позволяет обеспечить стойкий эффект излечения при полном отсутствии регресса заболевания и при условии исключения из курса лечения медикаментозной терапии. 7 з.п. ф-лы.

Предлагаемое изобретение относится к медицине и может использоваться для лечения заикания.

Разработка новых способов лечения заикания является актуальной проблемой, что объясняется распространенностью заболевания, с одной стороны, и недостаточной эффективностью существующих методов лечения, с другой.

В настоящее время для лечения заикания используются различные методы, в частности: медикаментозная терапия (например, патент RU 2197234), дыхательные упражнения (RU 2190952, 2203645, 1659044, 2128944), иглорефлексотерапия (RU 766595, 95102506), массаж (RU 219996, 2149624, 2071759), светозвуковая импульсотерапия (RU 2242954, 2065736).

Более близкими к предлагаемому способу по технической сущности являются способы лечения заикания, включающие использование методов психокоррекции и логопедии (например, RU 2065736, 2180245, 2120314, 2128944). Один из таких способов выбран в качестве прототипа (RU 2147447).

Основным недостатком прототипа, как и всех вышеописанных аналогов, является невысокая эффективность лечения, проявляющаяся в незначительном и непродолжительном улучшении состояния больного. Регресс заболевания наиболее часто проявляется в стрессовых ситуациях.

К недостаткам известных способов относится также то, что все они, как правило, не подразумевают полного исключения медикаментозного лечения. Прием лекарственных препаратов чреват побочными эффектами, аллергическими реакциями, привыканием.

В задачу предлагаемого изобретения положено повышение эффективности лечения заикания, а именно – обеспечение стабильного и стойкого эффекта излечения при полном отсутствии регресса заболевания и при условии исключения из курса лечения медикаментозной терапии.

Поставленная задача достигается тем, что

1. Проводят 5-7 курсов комплексной реабилитации по 100 занятий каждый, при этом в комплексную реабилитацию включают следующие 3 вида занятий:

– социально-речевую реабилитацию – 50 занятий по 45 – 90 минут,

– адаптивно-физическую реабилитацию – 25 занятий до 45-180 минут,

– психолого-педагогическую реабилитацию – 25 занятий по 45 – 90 минут,

каждое занятие проводят с общепринятым разделением на вводную, основную и заключительную части;

на занятиях по социально-речевой реабилитации через глубокое растормаживание речи и дозируемую, увеличивающуюся от занятия к занятию нагрузку на слуховое восприятие, произношение и психоэмоциональную сферу осуществляют формирование плавной и ритмичной речи, для чего сначала активируют мозг возбуждением слуховой и речевой зон, при этом для возбуждения слуховой зоны мозга воздействуют на слух больного продолжительными и/или громкими звуками (речевыми и неречевыми), а для возбуждения речевой зоны мозга предлагают больному выполнение дозированных речевых нагрузок в виде продолжительного и/или громкого произнесения звуков, слогов, слов, словосочетаний, простых, сложных предложений, монолога, параллельно выполняют логопедические общепринятые упражнения по развитию плавной и ритмичной речи, но при этом выполняют их в режиме моделируемой психоэмоциональной нагрузки министрессового характера, одновременно проводят обучение выступлениям на публике, с использованием элементов спора, аргументации и доказательности речи в диалоговом и полилоговом режимах;

на занятиях по адаптивно-физической реабилитации проводят глубокое растяжение мышц и для этого в основную часть занятия включают выполнение гимнастического упражнения “сед согнувшись” в статическом изометрическом режиме, причем при выполнении упражнения стремятся к достижению больным положения “ноги вместе, грудь лежит на ногах”, при котором угол, образованный спиной и ногами больного, равен нулю, и для постепенного достижения этого состояния от занятия к занятию увеличивают нагрузку чуть за предел переносимости так, чтобы угол, образованный спиной и ногами пациента, от занятия к занятию уменьшался; кроме этого на каждом занятии увеличивают продолжительность выполнения упражнения так, что она составляет 30 сек на первом занятии, увеличивается на 0,5-1 мин в каждое из первых 10 занятий и на 5-15 минут в последующие занятия, с доведением продолжительности выполнения упражнения к последним занятиям курса до 45-180 минут, в зависимости от индивидуальных показаний; начиная с 10 занятия, при выполнении упражнения на спину больного оказывают дополнительную внешнюю нагрузку в виде либо надавливания руками тренера, либо – накладывания на спину груза, при этом массу груза увеличивают от занятия к занятию и постепенно доводят до массы, равной половине массы тела больного;

на занятиях по психолого-педагогической реабилитации вырабатывают стрессоустойчивость путем многократного повторения увеличивающихся от занятия к занятию стрессовых нагрузок и их психокоррекции, для чего на каждом занятии моделируют стрессовую ситуацию, нацеленную на выполнение сильной ответной эмоциональной реакции как позитивного, так и преимущественно негативного характера, и затем проводят психокоррекцию с использованием приемов театрального представления, гештальттерапии, телесно-ориентированной терапии с вызыванием выраженных эмоций, причем занятия проводят сначала индивидуально, а затем в группе больных;

2. При этом количество курсов и продолжительность занятий устанавливают индивидуально, в зависимости от состояния больного, тяжести болезни, возраста.

3. При этом на занятиях по социально-речевой реабилитации используют громкие звуки, вплоть до крика, как при экспрессивной, так и при импрессивной речи.

4. При этом на занятиях по психолого-педагогической реабилитации моделируют стрессовые ситуации преимущественно негативного характера, вызывающие страх, ужас, слезы, а при психокоррекции стремятся к тому, чтобы пациент испытал всю палитру эмоций и негативных, и позитивных.

5. При этом на занятиях по адаптивно-физической реабилитации в качестве груза используют спортивный инвентарь в виде мешка с песком.

6. При этом на занятиях по социально-речевой реабилитации продолжительность звукового воздействия для возбуждения слуховой зоны мозга составляет от 1 сек до 3 мин при громкости звука в пределах 30-40 дБ.

7. При этом на занятиях по социально-речевой реабилитации продолжительность возбуждения речевой зоны мозга возрастает с возрастанием величины языковой лексической единицы и составляет от 1 сек для отдельного звука до 25 мин для монологовой речи.

9. При этом по окончании каждого курса проводят комплексное диагностическое обследование, по результатам которого определяют продолжительность и формы дальнейшего лечения.

Предлагаемый способ лечения заикания осуществляют следующим образом.

Всего проводят 5-7 курсов комплексной терапии по 100 занятий каждый. Перерыв между курсами должен составлять, как правило, от 1 до нескольких недель, причем оптимальная его продолжительность 2-3 недели.

Количество курсов определяется состоянием больного и тем больше, чем хуже состояние.

В комплексную реабилитацию включают следующие 3 вида занятий:

– социально-речевую реабилитацию – 50 занятий по 45 – 90 минут,

– адаптивно-физическую реабилитацию – 25 занятий до 45 – 180 минут,

– психолого-педагогическую реабилитацию – 25 занятий по 45 – 90 минут.

Продолжительность занятий определяется возрастом больного, выраженностью и тяжестью заболевания, состоянием больного.

При проведении психолого-педагогической и социально-речевой реабилитации в основном ориентируются на 45-минутную продолжительность. При проведении адаптивно-физической реабилитации продолжительность занятия в начале курса составляет 45 минут, а затем увеличивается по мере того, как увеличивается максимально переносимая больным продолжительность выполнения основного упражнения (гимнастическое упражнение «сед согнувшись»). В среднем продолжительность этих занятий составляет 45-90 минут, но в отдельных случаях может доходить до 180 минут.

Каждое занятие проводят с общепринятым разделением на вводную, основную и заключительную части.

На занятиях по социально-речевой реабилитации осуществляют формирование плавной и ритмичной речи на основе предварительного глубокого растормаживания речи, для чего сначала активируют мозг возбуждением слуховой и речевой зон, при этом для возбуждения слуховой зоны мозга воздействуют на слух больного продолжительными и/или громкими звуками, а для возбуждения речевой зоны мозга предлагают больному выполнение дозированных речевых нагрузок в виде продолжительного и/или громкого произнесения звуков, слогов, слов, словосочетаний, простых, сложных предложений, монолога.

Продолжительность звукового воздействия для возбуждения слуховой зоны мозга составляет от 1 сек до 3 мин при громкости звука в пределах 30-40 дБ.

Продолжительность возбуждения речевой зоны мозга возрастает с возрастанием величины языковой лексической единицы и составляет от 1 сек для отдельного звука до 25 мин для монологовой речи.

Далее (после активации слуховой и речевой зон) проводят работу по развитию плавной и ритмичной речи. При этом используют самые различные логопедические упражнения, работу с текстами, составление текстов и рассказов на заданные темы и т.п.

На занятиях по психолого-педагогической реабилитации вырабатывают стрессоустойчивость путем многократного повторения увеличивающихся от занятия к занятию стрессовых нагрузок и их психокоррекции, для чего на каждом занятии моделируют стрессовую ситуацию, нацеленную на вызывание сильной ответной эмоциональной реакции как позитивного, так и преимущественно негативного характера, и затем проводят психокоррекцию с использованием приемов театрального представления, гештальттерапии, телесно-ориентированной терапии с вызыванием выраженных, преимущественно позитивных эмоций, причем занятия проводят сначала индивидуально, а затем в группе больных.

Для моделирования стрессовых ситуаций используются самые различные приемы, от простейших – резкий звук, “обзывание” больного, до театрализованных сцен (в основном, трагического характера), разыгрываемых психотерапевтом.

Рассмотрим структуру занятия по психолого-педагогической реабилитации. Оно состоит из 3-х частей:

1) вводная

2) основная

3) заключительная.

Назначение вводной части – настроить пациента на занятие, подготовить к работе в нагрузочном режиме. Выполняются разминочные упражнения (психологические этюды). Обговариваются правила проведения психотренинга.

Основная часть предполагает определенные (театрализованные, трагического характера) действия психотерапевта, направленные на вызывание у пациента эмоционального ответа. При этом пациент должен получить дозированную эмоционально-стрессовую нагрузку и испытать всю палитру эмоций – от отрицательных (ужас, страх – до плача) и выраженных положительных эмоций (смех, радость, др.).

Заключительная часть занятия представляет собой анализ собственных переживаний и ощущений со стороны пациента и психотерапевта.

Занятия по психолого-педагогической реабилитации имеют основной целью выработку у пациентов стрессоустойчивости, для чего используются разные виды психокоррекции: психодрама, гештальттехники, телесно-ориентированная терапия и др. От занятия к занятию увеличивается дозировка нагрузки по двум направлениям:

1) анализ и эмпатия эмоциональных реакций окружающих;

2) активное проявление собственных эмоциональных реакций и расширение их диапазона в ответ на усложняющиеся сюжеты.

На занятиях по адаптивно-физической реабилитации проводят глубокое растяжение мышц и для этого в основную часть занятия включают выполнение гимнастического упражнения “сед согнувшись”.

Рассмотрим структуру занятия по адаптивно-физической реабилитации. Она состоит из 3-х частей:

1) разминка

2) основное действие

3) заключительная часть.

Назначение разминки – подготовить пациента к занятию. Выполняются упражнения общефизической подготовки (подготовительные: прыжки, бег на месте, приседания и др.; подводящие упражнения к основной нагрузке: наклоны вперед из положения сед согнувшись, шпагаты – правый, левый, прямой). Длительность разминки – 15-20 минут. Цель разминки -“разогреть” мышцы.

Основная часть – состоит из одного упражнения: сед согнувшись в статическом режиме. Длительность выполнения этого упражнения начинается с 30 секунд. От занятия к занятию, основываясь на принципах спортивной тренировки: постепенности, адаптивного сбалансирования динамики нагрузок, циклического построения системы занятий – проводится увеличение статической нагрузки (за 50 часов занятий – до 45 минут неподвижно). Необходимо учитывать упругий барьер (тонус мышц) мышц тазобедренного пояса, мышц спины и нижних конечностей, который проявляется углом наклона.

На каждом занятии увеличивают продолжительность выполнения упражнения так, что она составляет 30 сек на первом занятии, увеличивается на 0,5-1 мин в каждое из первых 10 занятий и на 5-15 минут в последующие занятия, с доведением продолжительности выполнения упражнения к последним занятиям курса до 45-180 минут, в зависимости от индивидуальных показаний.

Исходное положение пациента: в положении сидя на полу, ноги вместе, руки вытянуты вперед. Специалист, находясь сзади пациента, упирается руками в область лопаток, помогает ему согнуться до первого переносимого болевого ощущения, не нарушая тканевой барьер и не нанося спортивной травмы. При проведении основного упражнения используется утяжеление (спортивный инвентарь представляет собой мешок, заполненный сухим речным песком). Груз, максимальный вес которого составляет половину массы тела пациента, накладывается на спину. Первые 10 занятий проводятся без использования отягощения и увеличения продолжительности выполнения основного упражнения.

Итак, от занятия к занятию увеличивается дозировка упругостатической нагрузки по двум направлениям:

1) развитие гибкости через выполнение основного упражнения “сед согнувшись” с минимального до максимального сгибания (угол наклона приближается к 0 градусов);

2) развитие силы через использование утяжеления.

Многократное повторение упражнений влияет на общую выносливость организма.

Заключительная часть занятия состоит из упражнений динамического характера (ходьба, приседания, др.), которые позволяют сбросить статическое напряжение и снять физическое утомление.

Пример конкретного исполнения

Больной К., 1976 г. р. Диагноз при поступлении: выраженное заикание с клонико-тоническими судорогами.

Анамнез: родился от первой беременности, без осложнений. Роды в срок. Раннее психомоторное развитие соответствует нормативам. Жалобы на задержку речевого развития: первые слова – в 1,6-1,8 месяцев; фразами начал говорить в возрасте двух лет, наблюдался ускоренный темп речи, “проглатывание” слов, недоговаривание части слов.

Занимался с логопедом с 5 лет (постановка звуков “Л”, “Р”). Наблюдалось временное улучшение речи, но с наступлением пубертатного периода произошло резкое ухудшение речи, вплоть до невозможности произношения в стрессовых ситуациях.

В клинику обратился в августе 2004 года по поводу резкого усиления заикания, вплоть до полной невозможности произношения.

Проведена комплексная диагностика пациента: акустико-лингвистическая, ортопедоневрологическая, психолого-психиатрическая, электроэнцефалография.

Коротко остановимся на результатах акустико-лингвистического обследования:

– Состояние дыхательной функции:

патологическое: (апноэ, диспноэ, Куст-Мауля, Чейн-Стокса и т.д.) – нет

физиологическое: (грудное, диафрагмальное, смешанное)

Наличие дыхательных судорог; речь на вдохе.

– Фонетическая сторона речи:

артикуляция (состояние мимической мускулатуры, отсутствие, нечеткая, вялая, смазанная, в норме.)

состояние артикуляционной моторики (наличие или отсутствие движений, тонус – повышен, снижен, норма; объем – полный, ограниченный – движения вверх и в стороны; способность к переключению – норма, снижена; замены, синкинезии, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка, подергивание кончика языка под счет, подергивание носогубных складок при зажмуривании глаз):

– Движения нижней челюсти: в норме

– Движения губ: в норме

– Движения языка: в норме

– Движения мягкого неба: в норме

– Импрессивная речь: в норме

– Особенности просодической стороны речи: (при наличии фразовой речи)

Темп (нормальный, ускоренный, замедленный)

Ритм (нормальный, дисритмия)

Паузация – с нарушениями

Употребление основных видов интонаций (веселая, грустная, злая, добрая, нейтральная.)

– Экспрессивная речь:

Общая характеристика речи

Спонтанная речь (характеристика диалога: неразвернутый, с длительными паузами и повторами первого звука, слога, отдельных слов)

активный словарь – снижен

– Состояние грамматического строя речи: в норме

– Состояние связной речи:

лексико-грамматическая конструкция высказывания (строй языка правильный, предложение простое, текст простой, согласование слов в предложении и самих предложений в тексте правильное, диалог неразвернутый)

риторика (диалог +, дискуссия -, спор -, вымысел -, ораторское искусство -, аргументация -)

– Мелкая моторика (объем движений – полный, неполный; темп – медленный, снижен, быстрый: способность к переключению – высокая, низкая; наличие леворукости)

– Виды языка:

латинская группа (русский, английский, немецкий и т.д.)

арабская группа (татарский, таджикский, армянский, азербайджанский и т.д.)

восточная группа (китайский, японский, корейский и т.д.)

Заключение:

Состояние артикуляционной моторики (наличие движений, тонус – повышен; объем – ограниченный – движения вверх и в стороны;

способность к переключению – снижена, отклонение кончика языка, подергивание кончика языка под счет, подергивание носогубных складок при зажмуривании глаз; в стрессовой ситуации клонико-тонические судороги)

Особенности просодической стороны речи: (при наличии фразовой речи)

Темп (нормальный, ускоренный, замедленный)

Ритм (нормальный, дисритмия)

Паузация – нарушена

Повторение скороговорок: – с затруднением

Активный словарь – снижен

Состояние грамматического строя речи: сложные грамматические конструкции вызывают значительные затруднения в речевом потоке.

Таким образом, выявлены нарушения артикуляционной моторики, просодики, легкие грамматические нарушения с выраженными клонико-тоническими судорогами.

Клинический диагноз:

Заикание клоно-тонической формы, невротического генеза, тяжелой степени.

Шифр МКБ-10: F98.5

Данные электроэнцефалографического исследования

Общеамплитудный уровень ЭЭГ снижен.

1. Альфа-ритм частотой 10-11 колебаний в секунду регистрируется недостаточно регулярно, слабомодулированный, форма волн заострена, дезорганизован быстроволновой активностью в левой теменно-затылочной области, проявляется преимущественно по задним отделам коры. Зональные различия сохранены.

2. Реакция активации коры на афферентные раздражения сохранена, усвоение ритма световых мельканий в альфа-диапазоне.

3. Медленноволновая активность преимущественно тета-диапазона проявляется диффузно по лобно-центральным областям коры.

4. Гипервентиляция (3 мин) вызывает снижение дезорганизации основного ритма, повышение его амплитудного уровня и лучшее модулирование альфа-ритма в веретена.

Заключение:

Выявляются умеренные диффузные изменения БЭА головного мозга с признаками дисфункции срединно-стволовых структур регуляторного характера.

По сравнению с ЭЭГ от 13.11.2003 г. отмечается положительная динамика:

– альфа-ритм проявляется более регулярно;

– билатерально-синхронные вспышки медленноволновой активности в настоящее время не регистрируются;

– зональные различия выражены.

По данным психолого-психиатрического и ортопедоневрологического обследований отклонений не выявлено.

По результатам диагностики было назначено три курса комплексной реабилитации (1 курс равен 100 часам занятий). Каждый курс состоит из трех видов занятий (продолжительность 1 занятия – 45 минут): социально-речевая, психолого-педагогическая, адаптивно-физическая реабилитация.

Соотношение по часам составило:

– социально-речевая реабилитация – 50 час.

– психолого-педагогическая реабилитация – 25 час.

– адаптивно-физическая реабилитация – 25 час.

С августа 2004 года приступил к комплексу занятий в следующем режиме: 2 раза в неделю по 1 занятию каждого вида, т.е. 3 часа занятий за одно посещение клиники (или 6 часов занятий в неделю).

Рассмотрим структуру занятия по социально-речевой реабилитации. Оно состоит из 3-х частей:

1) вводная

2) основная

3) заключительная.

Назначение вводной части – настроить пациента на занятие, подготовить к работе в нагрузочном режиме. Используются задания на развитие слухового восприятия и слухоречевой памяти, дыхательные, артикуляционные, вокальные упражнения в разной комбинации и последовательности, в зависимости от индивидуальных особенностей пациента и имеющегося нарушения. Особенности вводной части заключаются в том, что все упражнения нацелены на растормаживание речи: например, пропевание песен с большой громкостью, с постепенным растягиванием фраз, с увеличением временной длительности выполнения упражнения. Пропевание на выдохе звуков способом “стаккато”, или максимально длительное, громкое пропевание (протягивание звука). Проговаривание звуков, слогов, слов, коротких фраз на вдохе, а также с чередованием произношения слов текста на выдохе и вдохе. Дозировка выполнения упражнений меняется от занятия к занятию в сторону максимально возможного выдоха и вдоха.

Основная часть – своего рода “концерт”, состоящий из пропевания песен (на гласных звуках, слогах, со словами, др.), работы над стихотворным текстом, прозой – в разных режимах: сопряжено-отраженная речь, диалогическая, монологическая. Основную нагрузку в данной части пациент получает через воздействие на слуховое восприятие и на произношение. В монологовом режиме используется речь от первого лица, усложняющаяся по линии продолжительности произношения текста и использования различных лексических и выразительных средств. В диалоговом режиме используется игра в “обзывалки” как обязательный элемент занятия: пациенты проговаривают вслух, громко, быстро и эмоционально слова, устойчивые выражения, словосочетания нецензурного плана – это способствует глубокому растормаживанию речи (возбуждению). На групповых занятиях эти же приемы используются относительно друг друга, когда информация высказывается (выкрикивается) непосредственно в ухо – таким образом создается возбуждение импрессивной речи.

Одновременно проводится работа над дикцией, просодической (интонационная выразительность) стороной речи.

Заключительная часть занятия нацелена на постепенное уменьшение нагрузки, т.е. выполнение более спокойных видов речевых заданий (повторение, хоровое проговаривание, вокальные упражнения, др.). Проводится анализ речевой продукции: выявляются основные трудности использования разных видов речи или специалистом, или самим пациентом.

Главное назначение занятий по социально-речевой реабилитации: через дозированную нагрузку на слуховое восприятие и произношение инициировать развитие разных уровней устной речи (включая монологический). От занятия к занятию увеличивается дозировка нагрузки по двум направлениям:

1) импрессивная речь (интенсивность, продолжительность, смысловое содержание);

2) экспрессивная речь (интенсивность, продолжительность, смысловое содержание).

Увеличению слухоречевой нагрузки также способствует изменение формы проведения занятий: от индивидуальных – к групповым.

Занятия по психолого-педагогической реабилитации имеют основной целью выработку у пациентов стрессоустойчивости, для чего используются разные виды психокоррекции: психодрама, гештальттехники, телесно-ориентированная терапия. Самое главное – использование игровых ситуаций и сюжетов, усиливающих страх общения. От занятия к занятию увеличивается дозировка нагрузки по двум направлениям:

1) анализ и эмпатия эмоциональных реакций окружающих;

2) активное проявление собственных эмоциональных реакций и расширение их диапазона в ответ на усложняющиеся сюжеты.

Увеличению эмоционально-стрессовой нагрузки также способствует изменение формы проведения занятий: от индивидуальных – к групповым.

Занятия по адаптивно-физической реабилитации основаны на использовании разминочных и основных упражнений статической направленности (сед согнувшись). Они имеют своей целью изменение тонуса мышц всего тела, в т.ч. мышц, участвующих в речевом акте: мышцы грудной клетки, живота, глотки, артикуляционного аппарата.

От занятия к занятию увеличивается дозировка упругостатической нагрузки по двум направлениям:

1) развитие гибкости через выполнение основного упражнения “сед согнувшись” с минимального до максимального сгибания (угол наклона приближается к 0 градусов);

2) развитие силы через использование утяжеления.

Увеличение нагрузки происходит постепенно, начиная от 1 минуты – и до 45 минут. Многократное повторение упражнений влияет на общую выносливость организма.

Основной принцип восстановительных мероприятий любого вида – дозированное увеличение нагрузки: слухоречевой, эмоционально-стрессовой, упругостатической от занятия к занятию.

Через 100 часов занятий проводился мониторинг (акустико-лингвистическое, психолого-психиатрическое, ортопедоневрологическое, электроэнцефалограмма), который выявил период обострения основного заболевания.

После второго курса занятий (200 часов) обострение исчезло, но сохранилась легкая дисфункция в виде проявления заикания легкой степени при нагрузке (разговор по телефону, выступление перед аудиторией, полоролевые отношения, др.). Особенностью занятий на данном этапе являются преимущественно групповые формы работы и применение сюжетно-ролевых игр и ситуаций, ярко эмоционально окрашенных. Например, ролевая игра в “Суд”, когда каждый пациент выполняет свою роль (адвокат, прокурор, судья, т.д.), используя развернутые речевые монологи и диалоги в эмоционально-стрессовой ситуации. При этом используется дополнительная нагрузка за счет воздействия специалиста на различные анализаторы: слуховой, зрительный, обонятельный, вестибулярный, двигательный (глубокая и поверхностная чувствительность). Особое внимание уделяется вкусовому анализатору (при разговоре во рту может находиться конфетка, орешек, др.).

После третьего курса занятий (300 часов) речь восстановилась полностью.

По данным акустико-лингвистического обследования отмечается возрастная речевая норма. На электроэнцефалограмме – усиление синхронизации основного ритма биоэлектрической активности, выражены зональные различия, полностью исчезла пароксизмальная активность.

Предлагаемый метод по сравнению с известными имеет ряд преимуществ:

1. Комплексный подход, заключающийся в проведении трех видов реабилитации одновременно: социально-речевая, психолого-педагогическая, адаптивно-физическая – обеспечивает более эффективное достижение положительных результатов в логокоррекционной работе.

2. Мониторинговые обследования пациентов через каждые 100 часов занятий позволяют выявить этап обострения основного заболевания и скорректировать программу реабилитации в целях максимального достижения положительных результатов.

3. Эффективность занятий обеспечивается через глубокое растормаживание речи.

4. Способ обеспечивает более высокую стабильность достигнутых результатов реабилитации.

5. Регресс заболевания не возникает.

Способ разработан в клинике доктора Мышляева и прошел апробацию у 35 пациентов с положительным результатом.

Формула изобретения

1. Способ лечения заикания, включающий использование методов психокоррекции, логопедии, отличающийся тем, что проводят 5-7 курсов комплексной реабилитации по 100 занятий каждый, при этом в комплексную реабилитацию включают следующие 3 вида занятий:

социально-речевую реабилитацию – 50 занятий по 45-90 мин;

адаптивно-физическую реабилитацию – 25 занятий до 45-180 мин;

психолого-педагогическую реабилитацию – 25 занятий по 45-90 мин,

каждое занятие проводят с общепринятым разделением на вводную, основную и заключительную части;

на занятиях по социально-речевой реабилитации через глубокое растормаживание речи и дозированную, увеличивающуюся от занятия к занятию нагрузку на слуховое восприятие, произношение и психоэмоциональную сферу осуществляют формирование плавной и ритмичной речи, для чего сначала активируют мозг возбуждением слуховой и речевой зон, при этом для возбуждения слуховой зоны мозга воздействуют на слух больного продолжительными и/или громкими звуками, речевыми и неречевыми, а для возбуждения речевой зоны мозга предлагают больному выполнение дозированных речевых нагрузок в виде продолжительного и/или громкого произнесения звуков, слогов, слов, словосочетаний, простых, сложных предложений, монолога, параллельно выполняют логопедические общепринятые упражнения по развитию плавной и ритмичной речи, но при этом выполняют их в режиме моделируемой психоэмоциональной нагрузки мини-стрессового характера, одновременно проводят обучение выступлениям на публике с использованием элементов спора, аргументации и доказательности речи в диалоговом и полилоговом режимах;

на занятиях по адаптивно-физической реабилитации проводят глубокое растяжение мышц и для этого в основную часть занятия включают выполнение гимнастического упражнения “сед согнувшись” в статическом изометрическом режиме, причем при выполнении упражнения стремятся к достижению больным положения “ноги вместе, грудь лежит на ногах”, при котором угол, образованный спиной и ногами больного, равен нулю, и для постепенного достижения этого состояния от занятия к занятию увеличивают нагрузку чуть за предел переносимости так, чтобы угол, образованный спиной и ногами пациента, от занятия к занятию уменьшался; кроме этого, на каждом занятии увеличивают продолжительность выполнения упражнения так, что она составляет 30 с на первом занятии, увеличивается на 0,5-1 мин в каждое из первых 10 занятий и на 5-15 мин в последующие занятия, с доведением продолжительности выполнения упражнения к последним занятиям курса до 45-180 мин в зависимости от индивидуальных показаний; начиная с 10 занятия, при выполнении упражнения на спину больного оказывают дополнительную внешнюю нагрузку в виде либо надавливания руками тренера, либо накладывания на спину груза, при этом массу груза увеличивают от занятия к занятию и постепенно доводят до массы, равной половине массы тела больного;

на занятиях по психолого-педагогической реабилитации вырабатывают стрессоустойчивость путем многократного повторения увеличивающихся от занятия к занятию стрессовых нагрузок и их психокоррекции, для чего на каждом занятии моделируют стрессовую ситуацию, нацеленную на вызывание сильной ответной эмоциональной реакции как позитивного, так и преимущественно негативного характера, и затем проводят психокоррекцию с использованием приемов театрального представления, гештальттерапии, телесно-ориентированной терапии с вызыванием выраженных эмоций, причем занятия проводят сначала индивидуально, а затем в группе больных.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что количество курсов и продолжительность занятий устанавливают индивидуально в зависимости от состояния больного, тяжести болезни, возраста.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что на занятиях по социально-речевой реабилитации используют громкие звуки вплоть до крика как при экспрессивной, так и при импрессивной речи.

4. Способ по п.1, отличающийся тем, что на занятиях по психолого-педагогической реабилитации моделируют стрессовые ситуации преимущественно негативного характера, вызывающие страх, ужас, слезы, а при психокоррекции стремятся к тому, чтобы пациент испытал всю палитру эмоций и негативных, и позитивных.

5. Способ по п.1, отличающийся тем, что на занятиях по адаптивно-физической реабилитации в качестве груза используют спортивный инвентарь в виде мешка с песком.

6. Способ по п.1, отличающийся тем, что на занятиях по социально-речевой реабилитации продолжительность звукового воздействия для возбуждения слуховой зоны мозга составляет от 1 с до 3 мин при громкости звука в пределах 30-40 дБ.

7. Способ по п.1, отличающийся тем, что на занятиях по социально-речевой реабилитации продолжительность возбуждения речевой зоны мозга возрастает с возрастанием величины языковой лексической единицы и составляет от 1 с для отдельного звука до 25 мин для монологовой речи.

8. Способ по п.1, отличающийся тем, что по окончании каждого курса проводят комплексное диагностическое обследование, по результатам которого определяют продолжительность и формы дальнейшего лечения.


MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 23.08.2008

Извещение опубликовано: 27.07.2010 БИ: 21/2010


NF4A – Восстановление действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение

Дата, с которой действие патента восстановлено: 10.09.2010

Извещение опубликовано: 10.09.2010 БИ: 25/2010


Categories: BD_2306000-2306999