Патент на изобретение №2306127

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2306127 (13) C2
(51) МПК

A61G5/06 (2006.01)
A61G5/02 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 29.11.2010 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 2005134558/14, 09.11.2005

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

09.11.2005

(46) Опубликовано: 20.09.2007

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2220696 С2, 10.01.2004. SU 1690750 A1, 15.11.1991. US 5423563 A, 13.06.1995. RU 2104200 С1, 10.02.1992. SU 1507383 A1, 15.09.1989. US 3241848 А, 22.03.1966. RU 2128035 С1, 27.03.1989. WO 84/04451 A1, 22.11.1984. US 4790548 А, 13.12.1988.

Адрес для переписки:

692616, Приморский край, Чугуевский р-н, с. Кокшаровка, ул. Луговая, 1, В.Е.Локсееву

(72) Автор(ы):

Локсеев Владимир Ефимович (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Локсеев Владимир Ефимович (RU)

(54) ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ИНВАЛИДОВ

(57) Реферат:

Изобретение относится к креслам-коляскам для инвалидов, позволяющим самостоятельно передвигаться как по горизонтальной поверхности, так и преодолевать лестничные ступени. Транспортное средство для инвалидов содержит верхнюю и нижнюю полурамы, каждая из которых снабжена опорными колесными парами для перемещения по горизонтальной поверхности и парами опорных элементов звездчатой формы для преодоления лестничных ступеней, бордюров, подъемов и спусков. Транспортное средство имеет механизм его перевода из одного режима движения в другой. Механизм состоит из вертикальных пластин в форме секторов с прорезями для упоров на верхней полураме и рычагов с подпружиненными упорами. Упоры входят в прорези секторов и жестко закреплены на нижней полураме. Полурамы связаны друг с другом шарнирно с возможностью поворота вокруг главной горизонтальной оси, которая расположена у вершин секторов и оснований рычагов и размещена между осями опорных колес и между осями опорных элементов. Транспортное средство имеет тормоз для предотвращения произвольного скатывания с лестницы под действием силы тяжести и механизм коррекции положения при угловом смещении относительно ступеней, или при попадании лучей опорных элементов на разрушенную часть ступеней, или при движении по ступеням различной высоты и ширины. Механизм коррекции состоит из двух автономных подпружиненных рычагов. Рычаги имеют возможность скольжения по направляющим. Направляющие установлены на верхней полураме. Опорные элементы имеют звездчатую форму с 3-6 лучами и выполнены взаимозаменяемыми для уменьшения габаритов транспортного средства. Отбор мощности происходит цепными передачами от шестерен к опорным элементам. Шестерни расположены на ступицах ведущих колес. Технический результат изобретения выражается в снижении трудоемкости изготовления и материалоемкости и обеспечении универсальности коляски, которая позволяет преодолевать лестницы с любыми, неодинаковыми и полуразрушенными ступенями. 2 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к креслам-коляскам для инвалидов, позволяет самостоятельно передвигаться как по горизонтальной поверхности, так и преодолевать лестничные ступени.

Известно транспортное средство для инвалидов (см. пат. RU 2220696 С2), состоящее из двух полурам, снабженных опорными колесными парами для движения по горизонтальной поверхности и опорными крестовинами для преодоления ступеней. Полурамы вращаются вокруг главной горизонтальной оси, чем изменяется режим движения. Привод опорных крестовин осуществляется посредством фрикционной передачи, конических шестерен, карданов и червячных редукторов.

Недостатки этого решения: конструктивная сложность и большая потеря мощности при преодолении сопротивления фрикционного зацепления и червячных редукторов; отсутствие механизма коррекции коляски при угловом смещении ее относительно ступеней, при попадании опорных крестовин на разрушенную часть ступеней, при “перешагивании” крестовин через ступень, если они слишком узки; усилия, прилагаемые к рычагам при изменении режима движения, довольно значительны и непреодолимы для ослабленных инвалидов.

Задача заявленного решения – упрощение конструкции, повышение безопасности на ступенях и повышение комфортности коляски.

Технический результат, получаемый при решении поставленной задачи, выражается в снижении трудоемкости изготовления и материалоемкости изделия и обеспечении универсальности коляски, позволяющей преодолевать лестницы с любыми, неодинаковыми и даже полуразрушенными ступенями.

Для решения поставленной задачи транспортное средство для инвалидов, состоящее из двух полурам, верхней и нижней, снабженных опорными колесами и опорными крестовинами, вращающихся вокруг главной оси для изменения режима движения, отличается тем, что отбор мощности производится через шестерни на ступицах ведущих колес и далее посредством цепных передач к крестовинам; имеет механизм коррекции при угловом смещении относительно ступеней, при ступенях различной ширины и при полуразрушенных ступенях, состоящий из двух подпружиненных рычагов, скользящих по направляющим, расположенных на верхней полураме; имеет компенсаторное устройство для облегчения усилий, прилагаемых к рычагам при изменении режима движения, состоящее из цилиндра с пружиной внутри, поворачивающегося на горизонтальной оси, расположенной над ведомыми колесами верхней полурамы и штока, сжимающего пружину, который поворачивается на оси у переднего конца нижней полурамы; имеет центробежный тормоз, смонтированный на промежуточном вале, не позволяющий коляске самопроизвольно скатиться с лестницы под воздействием силы тяжести более чем на одну ступень и препятствующий инвалиду двигаться по ступеням с излишней скоростью, чреватой осложнениями; имеет взаимозаменяемые крестовины, легко съемны, после чего коляска не превышает габаритов обычных серийных колясок.

Заявленное устройство иллюстрируется чертежами, где на фиг.1 показан вид устройства сбоку при движении на колесах; на фиг.2 показан вид устройства сбоку при движении на крестовинах; на фиг.3 показан вид верхней полурамы с сидением; на фиг.4 – вид нижней полурамы с рычагами; на фиг.5 показаны передние отделы обеих полурам с компенсаторным устройством при движении на колесах; на фиг.6 – передние отделы полурам с компенсаторным устройством при движении на крестовинах; на фиг.7 изображена кинематическая схема отбора мощности и привода опорных крестовин.

Заявленное устройство работает следующим образом:

Движение по плоской поверхности. Упоры 10 рычагов 7 нижних полурам 2 фиксированы в задних прорезях 9 секторов 8 верхних полурам 1, при этом крестовины не контактируют с опорной поверхностью и коляска опирается на колеса – ведущие 4 и ведомые 5 неуправляемые и свободно вращающиеся вокруг вертикальных осей. Поворот осуществляется за счет разности усилий, прикладываемых к ободам 13.

Для изменения режима движения инвалид слегка подтягивает рычаги 7 к себе (для ослабления давления прорезей 9 на упоры 10) и, нажимая на кнопки 11, высвобождает упоры 10 из прорезей 9. Затем отдает рычаги 7 от себя до защелкивания упоров в передних прорезях, предварительно отпустив кнопки. Коляска опирается на крестовины 6, а колеса приподнимаются над опорной поверхностью. Одновременно шестерни 12 ведущих колес 4 приходят в зацепление с шестернями 14 промежуточного вала 15, от которого вращение через пару шестерен 16 передается на главную ось 3 и посредством звездочек 17 главной оси и звездочек 18 ступиц крестовин цепями 20 на крестовины 6. Вращая ведущие колеса 4 за ободы 13, инвалид заставляет вращаться крестовины, “шагая” по ступеням. Все крестовины работают строго синхронно. Подъем по лестнице совершается спиной вперед.

Преодолев ступени, инвалид слегка отдает рычаги 7 от себя (ослабляя давление прорезей на упоры), нажимает на кнопки 11, тем самым высвобождая упоры 10 из прорезей 9, а затем притягивает их к себе до защелкивания упоров в задних прорезях секторов 8, предварительно отпустив кнопки. Коляска опирается на колеса, крестовины поднимаются, шестерни 12 и 14 расцепляются.

Во время движения по ступеням, по различным причинам, возможно угловое смещение коляски относительно ступеней, при котором дальнейшее движение невозможно (опрокидывание коляски набок). При попадании конца одной из крестовин на отбитую или разрушенную часть ступени также возможно опрокидывание коляски набок. При очень узких ступенях не исключено “перешагивание” передних крестовин через ступень и, при спуске с лестницы, опрокидывание коляски вперед. Для предотвращения подобного на коляске смонтировано устройство, коррегирующее положение коляски относительно ступеней. Оно состоит из двух рычагов 21, подпружиненных пружинами 29 и скользящих в направляющих 22, которые закреплены на верхней полураме 1. В транспортном положении рычаги 21 закреплены зажимами 23 к спинке сидения. В случае необходимости коррекции положения коляски, инвалид освобождает рычаги 21 из зажимов 23 и, отводя их от себя, опускает до соприкосновения со ступенью лестницы, преодолевая сопротивление пружин 29. Затем, действуя попеременно или одновременно рычагами, исправляет положение коляски и вновь закрепляет их в зажимах 23.

Чтобы облегчить значительное усилие, прилагаемое для трансформации коляски при изменении режима движения, предложено компенсаторное устройство, состоящее из цилиндра 24, поворачивающегося на оси 25, укрепленной над ведомыми колесами 5 верхней полурамы 1. Внутри цилиндра находится пружина 26, сжимаемая штоком 27, вращающимся на оси 28, находящейся на переднем отделе нижней полурамы 2.

Первая фаза трансформации коляски (схождение концов полурам) в обоих случаях происходит под действием силы тяжести коляски и инвалида, сжимая пружину 26. В конце фазы цилиндр 24 поворачивается на оси 25, и в дальнейшем при расхождении концов полурам пружина, распрямляясь, помогает инвалиду закончить вторую фазу трансформации, которая требует значительных усилий.

Формула изобретения

1. Транспортное средство для инвалидов, содержащее верхнюю и нижнюю полурамы, каждая из которых снабжена опорными колесными парами для перемещения по горизонтальной поверхности и парами опорных элементов звездчатой формы для преодоления лестничных ступеней, бордюров, подъемов и спусков, механизм перевода транспортного средства из одного режима движения в другой, состоящий из вертикальных пластин в форме секторов с прорезями для упоров на верхней полураме и рычагов с подпружиненными упорами, входящими в прорези секторов и жестко закрепленных на нижней полураме, причем полурамы связаны друг с другом шарнирно с возможностью поворота вокруг главной горизонтальной оси, расположенной у вершин секторов и оснований рычагов, размещенной между осями опорных колес и между осями опорных элементов, отличающееся тем, что имеет тормоз для предотвращения произвольного скатывания с лестницы под действием силы тяжести и механизм коррекции положения при угловом смещении относительно ступеней, или при попадании лучей опорных элементов на разрушенную часть ступеней, или при движении по ступеням различной высоты и ширины, который состоит из двух автономных подпружиненных рычагов, имеющих возможность скольжения по направляющим, установленных на верхней полураме, при этом опорные элементы имеют звездчатую форму с 3-6 лучами и выполнены взаимозаменяемыми для уменьшения габаритов транспортного средства, а отбор мощности происходит от шестерен, расположенных на ступицах ведущих колес, и передается к опорным элементам цепными передачами.

2. Транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что тормоз выполнен центробежным и укреплен на промежуточном валу.

3. Транспортное средство для инвалидов по п.1, отличающееся тем, что имеет компенсаторное устройство в виде стальной или газовой пружины, укрепленной между полурамами в переднем отделе, выполненное для облегчения усилия при переводе средства из одного режима движения в другой.

РИСУНКИ


MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 10.11.2007

Извещение опубликовано: 27.07.2009 БИ: 21/2009


Categories: BD_2306000-2306999