Патент на изобретение №2305221

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2305221 (13) C1
(51) МПК

F16L55/16 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 29.11.2010 – действует

(21), (22) Заявка: 2005139839/06, 21.12.2005

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

21.12.2005

(46) Опубликовано: 27.08.2007

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2003134057 С1, 10.05.2005. SU 629399 А, 11.09.1978. SU 1054624 А, 15.11.1983. SU 1516713 A1, 23.10.1989. RU 2206814 С2, 20.06.2003. SU 1086290 А, 15.04.1984. SU 1028941 А, 15.07.1983.

Адрес для переписки:

61004, г. Харьков, ул. Маршала Конева, 16, НИПИАСУтрансгаз

(72) Автор(ы):

Бут Виктор Степанович (UA),
Коломеев Валентин Николаевич (UA),
Дрогомирецкий Михаил Николаевич (UA),
Беккер Михаил Викторович (UA),
Пришляк Андрей Михайлович (UA),
Педько Борис Иванович (UA),
Николаев Виктор Александрович (UA),
Щербак Александр Викторович (UA)

(73) Патентообладатель(и):

Дочерняя компания “Укртрансгаз” (UA)

(54) СПОСОБ РЕМОНТА ДЕЙСТВУЮЩЕГО ТРУБОПРОВОДА С ЛОКАЛЬНЫМ СКВОЗНЫМ ДЕФЕКТОМ

(57) Реферат:

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано для восстановления механической прочности и герметизации трубопроводов в газовой, нефтяной и других областях промышленности без прекращения их эксплуатации. Запорный элемент выполняют в виде круглой заплаты и закрепляют на траверсе прижимного приспособления с помощью шпильки, которую предварительно сваривают коаксиально с круглой заплатой, которая выполнена с кривизной поверхности как у трубопровода. Между заплатой и траверсой устанавливают патрубок, один торец которого плотно прилегает к заплате и равномерно обжимает уплотнитель по периметру. К заплате приваривают усиливающую разрезную металлическую муфту. После сварки запорного элемента с трубопроводом прижимное приспособление с патрубком удаляют и обрезают шпильку. К запорному элементу приваривают разрезную муфту, в одной из составных частей которой выполняют отверстие диаметром, превышающим диаметр заплаты не менее чем на две толщины ее стенки, а продольные швы муфты сваривают на металлических подкладках, не затрагивая стенки трубопровода. Диаметр заплаты выбирают в зависимости от температуры плавления уплотнителя. Диаметр прижимного патрубка меньше диаметра заплаты и больше диаметра уплотнителя. Расширяет арсенал технических средств. 4 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение касается трубопроводного транспорта и может быть использовано для восстановления механической прочности и герметизации трубопроводов в газовой, нефтяной и других областях промышленности без прекращения их эксплуатации.

Известен способ ремонта мест течи в трубопроводах, заключающийся в том, что локализуют место течи трубопровода, подводят к месту течи временное уплотнение, понижают давление в трубопроводе и заделывают временное уплотнение гидротехническим бетоном после проведения подготовительных работ.

Устройство для реализации этого способа предусматривает две стенки из шпунтованных свай и временное уплотнение (см. патент Германии №274865 МКП F16L 55/16 за 1990 г.).

Недостатками данного технического решения являются: невысокая герметичность отремонтированного участка трубопровода, т.к. она всецело зависит от того, насколько хорошо или плохо проведено временное уплотнение, что определяется, в частности, соотношением величин давления в трубопроводе и противодавления жидкостного столба, которые операциями способа количественно не регламентируются; малая оперативность ремонта, экономически оправдываемая только эксплуатацией трубопровода в процессе проведения ремонтных работ, высокая их стоимость.

Наиболее близким к заявляемому является известный (см. заявку на выдачу патента на изобретение РФ №2003134057/06 МПК F16L 55/16, решение о выдаче патента от 17.05.2005) способ ремонта действующего трубопровода с локальными сквозными дефектами. Этот способ включает зачистку поврежденного участка трубопровода, установку на поврежденный участок запорного элемента, выполненного в виде цилиндрического патрубка с уплотнителем, фиксацию запорного элемента на трубопроводе прижимным приспособлением, обварку запорного элемента и герметизацию трубопровода. Способ отличается от известных тем, что прижимное приспособление собирают вместе с запорным элементом на трубопроводе вблизи сквозного отверстия с технологическим зазором, а затем перемещают приспособление вместе с запорным элементом к месту дефекта, фиксируют запорный элемент на трубопроводе, при этом герметизацию трубопровода выполняют прижатием уплотнителя к сквозному дефекту вращающимся штоком в запорном элементе. Обварку запорного элемента осуществляют после его фиксации на трубопроводе. Прижимное приспособление удаляют после сваривания запорного элемента с трубопроводом.

Устройство для ремонта действующего трубопровода с локальными сквозными дефектами содержит запорный элемент и прижимное приспособление. Запорный элемент дополнительно снабжен трехлучевым центрирующим колесом, в котором выполнено отверстие с резьбовой нарезкой, и штоком, который имеет возможность возвратно-поступательного перемещения относительно колеса, при этом один конец штока имеет граненную поверхность под ключ, а на торце второго конца размещен герметик. Прижимное приспособление выполнено в виде хомута и траверсы, причем концы хомута имеют винтовую нарезку и выведены через траверсу с возможностью их перемещения относительно траверсы и фиксации хомута на траверсе, а в траверсе выполнено отверстие под ключ.

Указанное техническое решение по заявке №2003134057/06 обеспечивает надежную герметизацию в процессе ликвидации сквозных дефектов, уменьшает объем и продолжительность ремонтных работ под давлением. Однако этот способ трудоемкий и требует значительных затрат на изготовление устройства для осуществления способа. Кроме того, установленная конструкция на ремонтном участке является препятствием при переизолировании трубопровода.

Это техническое решение выбрано в качестве прототипа.

Для ликвидации указанных недостатков поставлена задача разработать такой способ для восстановления герметизации трубопровода с помощью новой последовательности технологических операций, которые обеспечат надежную герметизацию в процессе ликвидации сквозных дефектов, уменьшат объем и продолжительность ремонтных работ под давлением, снизят затраты по осуществлению способа, а также не создадут препятствия для последующего переизолирования трубопровода.

Решение этой задачи заключается в том, что в известном способе ремонта трубопровода с локальным сквозным дефектом, включающем зачистку поврежденного участка, установку на поврежденный участок запорного элемента с уплотнителем, запорный элемент выполняют в виде круглой заплаты, фиксацию запорного элемента на трубопроводе производят прижимным приспособлением, имеющим траверсу.

Запорный элемент закрепляют на траверсе прижимного приспособления с помощью шпильки, которую предварительно сваривают коаксиально с круглой заплатой, при этом кривизну поверхности заплаты выполняют такой, как у внешней поверхности трубопровода. Между заплатой и траверсой устанавливают патрубок.

На одном торце патрубка запорного элемента выполняют кривизну, благодаря которой патрубок плотно, прилегает к заплате. К заплате приваривают усиливающую разрезную металлическую муфту.

После сваривания запорного элемента с трубопроводом прижимное приспособление с патрубком удаляют вместе со шпилькой.

К запорному элементу приваривают разрезную муфту, в одной из составных частей которой выполняют отверстие диаметром, который превышает диаметр заплаты не менее чем на две толщины ее стенки, а продольные швы муфты сваривают на металлических подкладках, не затрагивая дугой стенки трубопровода.

Диаметр заплаты выбирают в зависимости от температуры плавления уплотнителя.

Диаметр патрубка запорного элемента выбирают меньшим, чем диаметр заплаты, и большим, чем диаметр уплотнителя.

Способ поясняется чертежами.

На фиг.1 показана схема установки запорного элемента на трубопровод, имеющий локальный сквозной дефект; на фиг.2 показан вид сверху фиг.1; на фиг.3 показана установка заплаты на трубопровод; на фиг.4 – вид сверху фиг.3.

На чертежах позициями обозначено:

1 – трубопровод;

2 – хомут;

3 – уплотнитель;

4 – шов сварки заплаты;

5 – запорный элемент, выполненный в виде заплаты;

6 – патрубок;

7 – шпилька;

8 – траверса;

9 – гайка хомута;

10 – гайка шпильки;

11 – шов, соединяющий шпильку с заплатой;

12 – составная часть разрезной муфты;

13 – шов, соединяющий части муфты;

14 – металлическая подкладка;

15 – составная часть разрезной муфты;

16 – шов, соединяющий муфту с заплатой;

17 – сквозной дефект в трубопроводе.

Участок трубопровода 1, подлежащий ремонту, например Ду 1020×11 мм, очищают от грязи, земли, изоляционного покрытия до металлического блеска. Собирают прижимное приспособление, на траверсе 8 которого размещают запорный элемент, выполненный в виде заплаты 5 с помощью шпильки 7. Шпильку 7 предварительно сваривают коаксиально с круглой заплатой 5 диаметром 120 мм. Кривизну заплаты 5 выполняют такой, как и у внешней поверхности трубопровода 1. Шпильку 7 с заплатой 5 размещают на траверсе 8 с помощью гайки 10. Между заплатой 5 и траверсой 8 устанавливают патрубок 6 диаметром 108 мм, на одном торце которого выполняют кривизну, как у внешней поверхности заплаты 5. Благодаря этой кривизне обеспечивают плотное прилегание торца патрубка 6 к заплате 5, равномерное обжимание уплотнителя 3 диаметром 40 мм по периметру. После этого к заплате 5 приваривают усиливающую разрезную металлическую муфту. В одной из составных частей 15 разрезной муфты выполняют отверстие диаметром 140 мм, который превышает диаметр заплаты 5 не менее чем на две толщины ее стенки, а продольные швы 13 муфты длиной 320 мм сваривают на металлических подкладках 14, не затрагивая дугой стенку трубопровода 1. Диаметр заплаты 5 (110 мм) выбирают в зависимости от температуры плавления уплотнителя (герметика) 3. Диаметр патрубка 6 (108 мм) выбирают меньшим, чем диаметр заплаты 5, и большим, чем диаметр уплотнителя 3.

После сварки запорного элемента, выполненного в виде заплаты 5 с трубопроводом 1 прижимное приспособление с патрубком 6 удаляют вместе со шпилькой 7.

Такой способ обеспечивает надежную герметизацию трубопровода, имеющего локальный сквозной дефект, без прекращения его эксплуатации, не создает концентрации напряжений в местах сварки и позволяет выполнять работы по переизолированию трубопровода автоматизированными комплексами.

Формула изобретения

1. Способ ремонта действующего трубопровода с локальным сквозным дефектом, включающий зачистку поврежденного участка, установку на поврежденный участок запорного элемента с уплотнителем, фиксацию запорного элемента на трубопроводе прижимным приспособлением, имеющим траверсу, сварку запорного элемента с трубопроводом и герметизацию трубопровода, отличающийся тем, что запорный элемент выполняют в виде круглой заплаты и закрепляют на траверсе прижимного приспособления с помощью шпильки, которую предварительно сваривают коаксиально с круглой заплатой, при этом заплату формируют с такой кривизной поверхности, как и у внешней поверхности трубопровода, а между заплатой и траверсой устанавливают патрубок, в одном из торцов которого выполняют кривизну, как у внешней поверхности заплаты, а к заплате приваривают усиливающую разрезную металлическую муфту.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что после сварки запорного элемента с трубопроводом прижимное приспособление с патрубком удаляют вместе со шпилькой.

3. Способ по п.1 или 2, отличающийся тем, что к запорному элементу приваривают разрезную муфту, в одной из составных частей которой выполняют отверстие диаметром, который превышает диаметр заплаты не менее чем на две толщины ее стенки, а продольные швы муфты сваривают на металлических подкладках, не затрагивая дугой стенку трубопровода.

4. Способ по п.1, отличающийся тем, что диаметр заплаты выбирают в зависимости от температуры плавления уплотнителя.

5. Способ по п.1, отличающийся тем, что диаметр прижимного патрубка должен быть меньшим, чем диаметр заплаты и большим, чем диаметр уплотнителя.

РИСУНКИ

Categories: BD_2305000-2305999