Патент на изобретение №2305126

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2305126 (13) C1
(51) МПК

C10L1/18 (2006.01)
C10L1/224 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 29.11.2010 – действует

(21), (22) Заявка: 2006116785/04, 17.05.2006

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

17.05.2006

(46) Опубликовано: 27.08.2007

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
ТУ 38.102717-78. RU 2076138 С1, 27.03.1997. RU 2155211 C1, 04.11.1999. JP 63-54496 А, 08.03.1988. WO 79/00029 А1, 25.01.1979.

Адрес для переписки:

121467, Москва, ул. Молодогвардейская, 10, 25 ФГУП “25 ГосНИИ Минобороны России”

(72) Автор(ы):

Бугай Владимир Тимофеевич (RU),
Кишкилев Георгий Николаевич (RU),
Саутенко Алексей Александрович (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Федеральное государственное унитарное предприятие “25 Государственный научно-исследовательский институт Министерства обороны Российской Федерации (по применению топлив, масел, смазок и специальных жидкостей) (ГосНИИ по химмотологии)” (RU)

(54) ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ СУДОВЫХ БЫСТРОХОДНЫХ ДИЗЕЛЕЙ И ГАЗОВЫХ ТУРБИН

(57) Реферат:

Изобретение относится к топливным композициям, а именно к жидким тяжелым дистиллятным углеродсодержащим топливам на основе смесей углеводородов с присадками в виде органических соединений, содержащих кислород и азот, и может быть использовано в быстроходных дизелях и газотурбинных двигателях судовых установок. Топливная композиция включает 17-25% вакуумных фракций мазута с температурой выкипания 96% об. до 450°С, 0,0045-0,0105% 8-оксихинолина, 0,0015-0,0035% присадки С-5А и до 100% гидроочищенной смеси дизельного топлива и легкого газойля каталитического крекинга, взятых до гидроочистки в соотношении 1,5:1. Технический результат изобретения – повышение стабильности (уменьшение количества образующихся осадков) при хранении и улучшение дисперсности топливной композиции (уменьшение доли крупных частиц в образующихся осадках, задерживающихся фильтроэлементами при подаче топлива в двигатель). 3 табл.

Изобретение относится к топливным композициям, а именно к жидким тяжелым дистиллятным углеродсодержащим топливам на основе смесей углеводородов с присадками в виде органических соединений, содержащих кислород и азот, и может быть использовано в быстроходных дизелях и газотурбинных двигателях судовых установок.

Известна топливная композиция для быстроходных дизелей, содержащая, мас.%:

Прямогонную фракцию, выкипающую
в интервале температур 160-240°С 5-20
Депарафинизированную дизельную фракцию,
выкипающую в интервале температур
200-320°С 5-50
Гидроочищенное дизельное топливо 180-360°С до 100

(Патент РФ №2101325, C10L 1/04, 1998 г.).

Недостатками композиции являются дефицитность и дороговизна компонентов (особенно депарафинизированной фракции) и ограниченность сырьевых ресурсов.

Известна также топливная композиция топливо судовое маловязкое, содержащая, мас.%:

Прямогонную фракцию (атмосферный
газойль), выкипающую при 240-450°С 5-15
Первый вакуумный погон 200-400°С 5-25
Газойль коксования 160-400°С 5-30
Газойль каталитического крекинга
180-400°С 5-60
Дизельное топливо 160-360°С до 100

(Патент РФ №2076138, C10L 1/04, 1997 г.).

Недостатками данной композиции являются ее высокая коксуемость (0,2 мас.%), большое содержание серы (до 1,5 мас.%), низкое цетановое число (40 ед.), что не позволяет использовать ее в быстроходных дизелях.

Наиболее близким по составу компонентов к заявляемому техническому решению является единое судовое топливо для энергетических установок (прототип), содержащее, мас.%:

Вакуумные фракции мазута с температурой
выкипания 96% об. до 450°С 17-25
Гидроочищенную смесь дизельного топлива
и легкого газойля каталитического крекинга,
взятых до гидроочистки в соотношении 1,5:1 до 100

(ТУ 38.101717-78 “Единое топливо для судовых энергетических установок объектов ВМФ”).

Указанная композиция имеет цетановое число не ниже 45, коксуемость не более 0,05 мас.%, температуру выкипания 96% об. до 410°С, содержание серы не более 0,5 мас.%, это обеспечивает ее использование в судовых быстроходных дизелях и газовых турбинах и существенно расширяет сырьевую базу топлив для этих двигателей, так как применяемое в настоящее время дизельное топливо Л-62 по ГОСТ 305 имеет температуру выкипания 96% об. до 360°С.

Недостатками указанной композиции являются ее относительно низкая в сравнении с дизельным топливом стабильность при хранении (большое количество осадка) и низкая дисперсность образующегося осадка (относительно большая доля в нем крупных частиц), выявленные в процессе хранения. Эти недостатки отрицательно проявляются при хранении, образуя повышенное количество осадков на днищах емкостей, а при подаче в двигатель происходит сильное засорение фильтроэлементов топливных систем.

Технический результат изобретения – повышение стабильности (уменьшение количества образующихся осадков) при хранении и улучшение дисперсности топливной композиции (уменьшение доли крупных частиц в образующихся осадках, задерживающихся фильтроэлементами при подаче топлива в двигатель).

Указанный технический результат достигается тем, что известная топливная композиция, включающая вакуумные фракции мазута с температурой выкипания до 450°С и гидроочищенную смесь дизельного топлива и легкого газойля каталитического крекинга, взятых до гидроочистки в соотношении 1,5:1,0, согласно изобретению дополнительно содержит 8-оксихинолин и присадку С-5А при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Вакуумные фракции мазута с температурой
выкипания 96% об. до 450°С 17-25
Реагент 8-оксихинолин 0,0045-0,0105
Присадка С-5А 0,0015-0,0035
Гидроочищенная смесь дизельного топлива
и легкого газойля каталитического крекинга,
взятых до гидроочистки в соотношении 1,5:1 до 100.

+) из гидроксильной группы (ОН) 8-оксихинолина.

Указанная особенность позволила авторам исследовать этот реагент в качестве присадки к утяжеленным дизельным топливам с целью выявления способности предотвращать образование осадка при хранении.

Присадка С-5А изготавливается по ТУ 38.101146-77 “Присадка сукцинимидная С-5А” и представляет собой раствор (40-50 мас.%) полибутенилсукцинимида диэтилентриамина в индустриальном масле И-12А. Вязкость присадки при 100°С составляет 150-300 мм2/с, содержание азота – 1,4 мас.%, температура вспышки не ниже 160°С. Присадка используется, преимущественно, в качестве диспергирующей в моторных маслах в количестве 1,5-5 мас.%. Авторы не обнаружили применение данной присадки в топливных композициях.

Для обоснования количественного состава топливной композиции были приготовлены образцы с различным содержанием присадок (таблица 1). Образцы топливных композиций готовили путем растворения при перемешивании присадок в небольшом количестве смеси вакуумных фракций мазута с температурой выкипания 96% об. до 450°С и гидроочищенной смеси дизельного топлива и легкого газойля каталитического крекинга, взятых до гидроочистки в соотношении 1,5:1, подогретой до (80±2)°С, с последующем разбавлением остальной частью смеси.

Таблица 1
Состав образцов топливной композиции, мас.%
Компоненты Образцы
№1 №2 №3 №4 №5 №6 №7
1 8-оксихинолин, % масс. 0,0036 0,0045 0,0075 0,0105 0,0135 0,0105
2 Присадка С-5А 0,0012 0,0015 0,0025 0,0035 0,0045
3 Вакуумные фракции мазута с температурой выкипания до 450°С 20 16 20 25 26 20 20
4 Гидроочищенная смесь дизельного топлива и легкого газойля каталитического крекинга, взятых до гидроочистки в соотношении 1,5:1 80 83,9952 79,994 74,99 73,986 79,982 79,9895

Испытания стабильности топливных композиций проводили лабораторным методом ускоренного старения, заключающимся в выдержке топлива в стеклянных сосудах (по 400 см3) в воздушном термостате, нагретом до (120±2)°С, в течение 24 ч (три суточных цикла с непрерывным нагревом в каждом цикле по 8 ч и последующим охлаждением на воздухе 16 ч) и определении количества осадка, выделенного последовательно на мембранных фильтрах №6 (размер пор 3,5 мкм) и №2 (размер пор 0,5 мкм). Результаты испытаний приведены в табл.2.

Таблица 2
Результаты испытаний
Образцы Концентрация осадка на мембранных фильтрах №2 и №6, мг/100 см3*
6 2 Суммарное (на фильтрах 6, 2)
№1 3,58 0,34 3,92
№2 1,82 1,58 3,40
№3 0,48 1,31 1,79
№4 0,12 0,24 0,36
№5 0,10 0,22 0,32
№6 0,09 0,22 0,31
№7 1,41 0,23 1,64
* – концентрация осадка рассчитывалась как отношение массы образовавшегося осадка на фильтре к объему профильтрованного топлива (в см3) и последующим ее приведением к 100 см3 топлива.

Из приведенных в табл.1 и 2 данных следует, что заявленные образцы топливных композиций (№№3-5) имеют в 2-12 раз лучшую стабильность, чем топливо по прототипу (образец №1). Отклонение соотношения компонентов от пределов приводит к снижению эффективности композиций. Так, при меньшем содержании присадок количество осадка в композиции (образец №2) практически не снижается в сравнении с топливом по прототипу. При большем содержании присадок (образец №6) дальнейшего снижения количества осадка практически не происходит, т.е. увеличение содержания присадок в композициях является неоправданным. При применении только присадки 8-оксихинолин (образец №7) суммарное количество осадка снижается в 2,4 относительно прототипа (образец №1), однако осадок имеет крупнодисперсное строение, что нежелательно при эксплуатации. Оптимальными являются образцы 3-5, в состав которых входит кислородсодержащая присадка 8-оксихинолин в количестве 0,0045-0,0105 мас.% и присадка С-5А – 0,0015-0,0035 мас.%, обеспечивающие снижение суммарного количества осадка в 2,2-12,2 раза по отношению к прототипу.

Оптимальный образец топливной композиции (образец №4) испытан в сравнении с прототипом (образец №1) и базовым топливом Л-62 по ГОСТ 305, широко применяемым в настоящее время на судовых быстроходных дизелях и газовых турбинах. Все приведенные показатели качества определяли в соответствии с требованиями нормативной документации на топлива, а также в соответствии с методиками, включенными в комплексы методов квалификационной оценки (КМКО) топлив для быстроходных дизелей и КМКО остаточных топлив для судовых газовых турбин, котлоагрегатов, среднеоборотных и малооборотных дизелей.

Результаты испытаний приведены в табл.3.

Таблица 3
Показатели Образец №4 Прототип Базовое Л-62
1 2 3 4
1 Фракционный состав, температура выкипания 96% об. 403 407 357
2 Содержание осадка после ускоренного старения, мг/100 мл
на фильтре №6 0,12 3,58 1,38
на фильтре №2 0,24 0,34 0,59
суммарно 0,36 3,92 2,14
3 Оптическая плотность на светофильтре №4 прибора ФЭК-56М после ускоренного старения 0,622 1,256 0,692
4 Плотность, кг/м3 865 865 834
5 Температура вспышки, °С 92 92 64
6 Защитные свойства в присутствии морской воды
коррозионные потери стали СтЗ, г/м2 20,0 20,0 37,7
7 Теплота сгорания, МДж/л 37,6 37,6 35,0
8 Дымность отработавших газов на дизельном двигателе, ед. Хартриджа 77 77 80
9 Удельный расход, г/кВт·ч 196 196 200

Из приведенных в табл.3 данных следует, что изобретение (образец №4) имеет преимущество перед известной топливной композицией (по прототипу) по стабильности (общее содержание осадка на порядок ниже) и доле крупных частиц (отношение массы осадка, выделенного на фильтре №6, к суммарной массе осадка, выделенного на фильтрах №№2, 6, – соответственно 33% и 91%).

Изобретение имеет преимущество и перед базовым топливом: по стабильности (суммарный осадок меньше в 5,9 раза); удельному расходу (на 4 г/кВт·ч), объемной теплоте сгорания (на 7,4%), что суммарно обеспечивает большую дальность хода транспортного средства без дозаправки; на 9,4% меньшей дымности отработанных газов (77 и 80 ед. Хартриджа или 0,55 и 0,60 г сажи на 1 м3 отработанных газов соответственно, т.е. по экологическим характеристикам) и другим свойствам, вследствие чего может быть применено вместо базового топлива.

Таким образом, применение изобретения в заявленном соотношении компонентов позволит увеличить срок хранения топливной композиции, ресурс работы фильтроэлементов, повысить надежность работы прецизионных деталей топливных насосов двигателей за счет снижения количества образующегося осадка, обусловленного использованием в совокупности 8-оксихинолина, способного обрывать цепные реакции окисления углеводородов, вступая в реакцию с отрицательно заряженными свободными радикалами продуктов окисления топлив, делая их нейтральными (неактивными), и присадки С-5А, оказывающей диспергирующее влияние (увеличение дисперсности осадка).

Формула изобретения

Топливная композиция для судовых быстроходных дизелей и газовых турбин, включающая вакуумные фракции мазута с температурой выкипания до 450°С и гидроочищенную смесь дизельного топлива и легкого газойля каталитического крекинга, взятых до гидроочистки в соотношении 1,5:1, отличающаяся тем, что дополнительно содержит 8-оксихинолин и присадку С-5А при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Вакуумные фракции мазута с температурой
выкипания 96 об.% до 450°С 17-25
Реагент 8-оксихинолин 0,0045-0,0105
Присадка С-5А 0,0015-0,0035
Гидроочищенная смесь дизельного топлива и
легкого газойля каталитического крекинга,
взятых до гидроочистки в соотношении 1,5:1 До 100


Другие изменения, связанные с зарегистрированными изобретениями

Изменения:

Зарегистрирован переход исключительного права без заключения договора
Дата и номер государственной регистрации перехода исключительного права: 02.04.2010/РП0000661
Патентообладатель: Федеральное автономное учреждение “25 Государственный научно – исследовательский институт химмотологии Министерства обороны Российской Федерации”
Прежний патентообладатель: Федеральное государственное унитарное предприятие “25 Государственный научно – исследовательский институт Министерства обороны Российской Федерации” (по применению топлив, масел, смазок и специальных жидкостей ГосНИИ по химотологии)

Номер и год публикации бюллетеня: 24-2007

Извещение опубликовано: 10.05.2010 БИ: 13/2010


Categories: BD_2305000-2305999