Патент на изобретение №2304689

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2304689 (13) C1
(51) МПК

E21B4/02 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 29.11.2010 – действует

(21), (22) Заявка: 2005140907/03, 26.12.2005

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

26.12.2005

(46) Опубликовано: 20.08.2007

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
Двигатель с регулятором угла ДРУ-172РС.815ПС, ООО Фирма «Радиус-Сервис», 06.05.2004, с.4, 12. GB 2047778 А, 03.12.1980. RU 2057882 С1, 10.04.1996. SU 945340 А, 23.07.1982. SU 976001 А, 23.11.1982. SU 1093779 А, 23.05.1984. SU 1781403 А1, 15.12.1992. RU 2011776 С1, 30.04.1994. RU 2149971 С1, 27.05.2000. RU 2186923 С2, 10.08.2002. RU 2261318 С2, 27.09.2005.

Адрес для переписки:

443011, г.Самара, ул. Финская, 96А, ООО НПП “Промгеосервис”, директору В.М. Иванову

(72) Автор(ы):

Булгаков Вячеслав Вячеславович (RU),
Ярыжнов Олег Вениаминович (RU)

(73) Патентообладатель(и):

ООО НПП “Промгеосервис” (RU)

(54) ВИНТОВОЙ ЗАБОЙНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

(57) Реферат:

Изобретение относится к буровой технике, а именно к винтовым забойным двигателям для бурения наклонно направленных скважин на участках изменения угла наклона ствола. Винтовой двигатель содержит двигательную секцию, размещенную в корпусе, и шпиндельную секцию, включающую корпус, вал шпинделя, осевую опору, радиальные опоры, верхний переводник, гайку, установленную в нижней части корпуса шпиндельной секции, и регулятор угла, содержащий шарнирный узел. Диаметр корпуса шпиндельной секции превышает диаметр корпуса двигательной секции. Нижняя радиальная опора выполнена из двух частей, расположенных последовательно по оси шпинделя, и установлена в гайке, имеющей ниппельное соединение с корпусом шпиндельной секции. На валу шпинделя установлена предохранительная втулка. Шарнирный узел выполнен в виде плоскостной вращательно-поступательной кинематической пары и содержит вал, пята которого образует в поперечном сечении квадрат и имеет сферическую опорную поверхность, муфту, подпятник со сферической опорной поверхностью, подкладное и упорное кольца, зафиксированные накидной гайкой. Пята размещена в муфте с зазором по периметру. Обеспечивает повышение долговечности винтового забойного двигателя и снижение стоимости его обслуживания. 4 ил.

Изобретение относится к буровой технике, в частности к винтовым забойным двигателям, предназначенным для бурения наклонно направленных скважин на участках изменения угла наклона ствола.

Для наклонно направленного и горизонтального бурения применяют специальные винтовые забойные двигатели, выполняемые в варианте двигателей-отклонителей с установкой между двигательной и шпиндельной секциями кривого переводника. Известна конструкция винтового забойного двигателя производства ОАО НПО «Буровая техника», г.Пермь (Буровое оборудование: Справочник. Т.2. Буровой инструмент. – М., «Недра», 2003, с.149-155). Винтовой забойный двигатель содержит двигательную секцию со статором и ротором и шпиндельную секцию. Передача вращающего момента и осевого усилия от ротора к выходному валу шпиндельной секции осуществляется через шарнирное карданное соединение. Шпиндельная секция оснащена опорно-центрирующими элементами для стабилизации положения в скважине.

Недостатком известной конструкции является то, что для установки другого значения угла требуется отсоединение двигателя от шпинделя для замены кривого переводника. При установке в таком двигателе между шпиндельной и двигательной секциями кривого переводника с большим углом перекоса увеличиваются поперечные усилия в шарнирах карданного вала, что ведет к повышению износа радиальных опор шпиндельной секции и зубьев ротора и статора. Использование опорно-центрирующих.элементов усложняет конструкцию двигателя.

Наиболее близкой является выбранная в качестве прототипа конструкция винтового забойного двигателя ДРУ-172, выпускаемого ООО Фирма «Радиус-Сервис» (ДРУ-172РС.815ПС.Двигатель с регулятором угла. Паспорт. ООО Фирма «Радиус-Сервис»). Двигатель состоит из двигательной и шпиндельной секций, соединенных регулятором угла для придания двигателю необходимого угла искривления. Шпиндельная секция включает корпус, вал шпинделя, осевую опору, выполненную в виде упорно-радиального многорядного шарикоподшипника, радиальные опоры скольжения, верхний переводник для соединения с регулятором угла и гайку, выполненную в виде муфты, установленную в нижней части корпуса шпиндельной секции и выполняющую функцию стабилизатора. Диаметр нижней части шпиндельной секции больше диаметра двигательной секции, а диаметр основной части корпуса шпиндельной секции (за исключением его нижней части) равен диаметру двигательной секции. Гайка выполнена в виде муфты. В конструкции используются твердосплавные радиальные опоры. Передача вращающего момента и осевого усилия от ротора на вал шпинделя осуществляется с помощью расположенного в регуляторе угла шарнирного узла, представляющего собой карданные шариковые шарниры.

Недостатком известной конструкции является быстрый износ осевой опоры. При бурении скважин шарошечными долотами наблюдается осевое биение вала шпинделя относительно его корпуса, в результате разрушаются элементы осевой опоры и выходит из строя вал шпинделя. Наличие стабилизатора (гайки) в нижней части шпиндельной секции не может предотвратить значительный радиальный люфт вала шпинделя и колебания долота в поперечном направлении с большой амплитудой, что отрицательно сказывается на работоспособности опор и самого вала. Нижняя радиальная опора, выполненная в виде пары «металл-металл» с армированием сопряженных поверхностей твердым сплавом, имеет невысокий ресурс, а выкрашивание твердосплавных пластин может привести к заклиниванию вала шпинделя, отвороту его корпуса и поломке одного из шарниров. Шариковые шарниры отличаются высокой трудоемкостью изготовления, а их производство и замена в случае выхода из строя требует значительных материальных затрат.

Задачей предлагаемого изобретения является повышение долговечности винтового забойного двигателя и снижение стоимости его обслуживания.

Решение поставленной задачи достигнуто тем, что в винтовом забойном двигателе, содержащем двигательную секцию, размещенную в корпусе, шпиндельную секцию, включающую корпус, вал шпинделя, осевую опору, радиальные опоры, верхний переводник, гайку, установленную в нижней части корпуса шпиндельной секции, и регулятор угла, содержащий шарнирный узел, передающий вращающий момент и осевое усилие от двигательной секции на вал шпинделя, диаметр корпуса шпиндельной секции превышает диаметр корпуса двигательной секции, нижняя радиальная опора выполнена из двух частей, расположенных последовательно по оси шпинделя, и установлена в гайке, имеющей ниппельное соединение с корпусом шпиндельной секции, на валу шпинделя установлена предохранительная втулка, а шарнирный узел, размещенный в регуляторе угла, выполнен в виде плоскостной вращательно-поступательной кинематической пары, содержащей вал, пята которого имеет сферическую опорную поверхность и образует в поперечном сечении квадрат, муфту, подпятник со сферической опорной поверхностью, подкладное и упорное кольца, зафиксированные накидной гайкой, причем пята размещена в муфте с зазором по периметру.

На фиг.1 представлен общий вид винтового забойного двигателя, на фиг.2 шарнирный узел регулятора угла, на фиг.3 – вид А шарнирного узла (без муфты и подпятника), на фиг.4 – поперечный разрез Б-Б шарнирного узла.

Винтовой забойный двигатель состоит из двигательной секции, размещенной в корпусе 1, и шпиндельной секции, размещенной в корпусе 2 шпиндельной секции. Двигательная и шпиндельная секции соединены между собой регулятором угла 3. Шпиндельная секция включает вал 4 шпинделя, предохранительную втулку 5 вала, осевую опору 6, верхнюю радиальную опору 7, нижнюю радиальную опору, состоящую из двух частей 8 и 9, верхний переводник 10 и ниппельную гайку 11. Регулятор угла 3 содержит шарнирный узел 12 в виде плоскостной вращательно-поступательной кинематической пары. Шарнирный узел 12 содержит вал 13, пята 14 которого имеет сферическую опорную поверхность и образует в поперечном сечении квадрат, муфту 15, подпятник 16 со сферической опорной поверхностью, подкладное кольцо 17, упорное кольцо 18 и накидную гайку 19. Пята 14 размещена в муфте 15 с зазором по периметру, обеспечивающим передачу вращения под углом.

Предлагаемая конструкция винтового забойного двигателя имеет увеличенную стабилизационную часть, т.к. диаметр корпуса 2 шпиндельной секции по всей своей длине (а не только в нижней части) превышает диаметр корпуса 1 двигательной секции и равен диаметру ниппельной гайки 11. Увеличение диаметра корпуса шпиндельной секции позволяет разместить в ней осевую опору 6 с большей по сравнению с прототипом рабочей поверхностью, что обеспечивает повышение рабочего ресурса двигателя. В качестве осевой опоры использована многоступенчатая резинометаллическая пята.

На валу шпинделя 4 размещена предохранительная втулка вала 5, которая воспринимает все нагрузки при биении вала шпинделя относительно его корпуса 2, имеющие место при бурении скважин шарошечными долотами. В результате сохраняются резиновые элементы подпятника и диски осевой опоры 6, продлевается срок службы вала шпинделя 4.

Радиальные опоры 7 и 8, 9 выполнены резинометаллическими. Нижняя радиальная опора 8, 9 размещена в ниппельной гайке 11.

Квадратная форма пяты 14 вала 13 шарнирного узла 12 позволила увеличить площадь упора по сравнению с элементами, имеющими форму тел качения, традиционно используемыми в шарнирных соединениях, и повысить ресурс работы узла.

Принцип работы винтового забойного двигателя предлагаемой конструкции не отличается от общеизвестного. Промывочная жидкость по колонне буровых труб подается в двигательную секцию. Возникающий на роторе двигательной секции крутящий момент передается с помощью шарнирного узла 12 на вал шпинделя 4 и далее на долото.

По сравнению с используемыми в промышленности двигателями и, в частности, по сравнению с прототипом предлагаемый забойный двигатель имеет следующие преимущества:

1. Выполнение шарнирного узла в виде плоскостной вращательно-поступательной кинематической пары позволило снизить себестоимость узла и повысить его ресурс.

2. Размещение на валу шпинделя подкладной втулки предохраняет от износа вал и осевую опору и продлевает рабочий ресурс двигателя.

3. Замена гайки-муфты на ниппельную гайку позволила разместить в ней нижнюю радиальную опору, максимально приблизив ее к долоту, что уменьшает люфт долота.

4. Увеличение размера стабилизационной части двигателя за счет увеличения диаметра всего корпуса шпиндельной секции позволило снизить радиальный люфт долота и повысить работоспособность опор.

5. Увеличение диаметра всего корпуса шпиндельной секции позволило разместить в ней осевую опору с большей рабочей поверхностью, что обеспечивает повышение рабочего ресурса двигателя.

6. Замена твердосплавных радиальных опор на резинометаллические позволила повысить срок их службы и снизить стоимость.

Формула изобретения

Винтовой забойный двигатель, содержащий двигательную секцию, размещенную в корпусе, и шпиндельную секцию, включающую корпус, вал шпинделя, осевую опору, радиальные опоры, верхний переводник, гайку, установленную в нижней части корпуса шпиндельной секции, и регулятор угла, содержащий шарнирный узел, передающий вращающий момент и осевое усилие от двигательной секции на вал шпинделя, при этом диаметр корпуса шпиндельной секции превышает диаметр корпуса двигательной секции, а нижняя радиальная опора выполнена из двух частей, расположенных последовательно по оси шпинделя, и установлена в гайке, отличающийся тем, что на валу шпинделя установлена предохранительная втулка, радиальная опора установлена в гайке, имеющей ниппельное соединение с корпусом шпиндельной секции, а шарнирный узел, размещенный в регуляторе угла, выполнен в виде плоскостной вращательно-поступательной кинематической пары и содержит вал, пята которого имеет сферическую опорную поверхность и образует в поперечном сечении квадрат, муфту, подпятник со сферической опорной поверхностью, подкладное и упорное кольца, зафиксированные накидной гайкой, причем пята размещена в муфте с зазором по периметру.

РИСУНКИ

Categories: BD_2304000-2304999