Патент на изобретение №2303969
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(54) ПРИМЕНЕНИЕ ОЧКОВЫХ ЛИНЗ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ПРЕСБИОПИИ, В КАЧЕСТВЕ СРЕДСТВА КОРРЕКЦИИ ЗРЕНИЯ ПРИ МИОПИИ ДО 3,5 ДИОПТРИЙ
(57) Реферат:
Изобретение относится к способам коррекции зрения, осуществляемым при миопии. В качестве средств коррекции зрения при миопии до 3,5 диоптрий применяют многофокальные стигматические непризматические отрицательно-положительные очковые линзы с рефракцией верхней части от -0,25 D до -3,5 D, нижней части от +0,25 D до +3,75 D и с разницей нижней части от +0,5 до +4,0 D. Использование данного изобретения позволит расширить арсенал применения очковых линз при миопии до 3,5 дптр. 1 табл.
(56) (продолжение): CLASS=”b560m”US 2003014107 A, 16.01.2003. Lord S.R. et al. Multifocal glasses impair edge-contrast sensitivity and depth perception and increase the risk of falls in older people. J Am Geriatr Soc. 2002 Nov; 50(II): 1760-6. (Реферат в PubMed, PMID; 12410892).
Коррекция миопии Коррекцию миопии осуществляют рассеивающими стеклами. При назначении очков за основу принимают степень миопии, которую характеризует самое слабое рассеивающее стекло, дающее наилучшую остроту зрения [1-130]. При слабой миопии (до 3,0 D; где D – рефракция, равная одной диоптрии) и в большинстве случаев при средней миопии (3,0 D – 6,0 D) в детском и юношеском возрасте врач-офтальмолог назначает однофокальные очки, в которых острота зрения у миопа равна или незначительно меньше 1,0. В практической действительности такие однофокальные очки в школе и в других учебных заведениях довольно сложно использовать только по-своему назначению (только для дали). Многие учебные предметы в школе, в институте (в школе, например, это следующие предметы: русский язык, математика, алгебра, физика, геометрия, химия, иностранный язык, биология и другие) требуют быстрого, поочередного выполнения двух разных функций зрения: вдаль (текст, информация на учебной доске) и вблизи (запись данного текста, информации с учебной доски в тетрадь учащегося). Чтобы использовать однофокальные очки только для дали, миопу в школе и в институте на данных предметах необходимо выполнять следующие действия: 1. В очках посмотреть на учебную доску (вдаль), запомнить определенное количество текста, информации на доске. 2. Снять очки. 3. Записать запомненную информацию в свою учебную тетрадь (зрение вблизи). 4. Одеть очки. 5. В очках смотреть на учебную доску (вдаль), запомнить определенную информацию (пункт 1) и так далее (пункт 2, 3, 4). При этом следует учитывать, что преподаватель может непрерывно (в течение всей лекции) писать на учебной доске текст, который должен списывать учащийся в свою тетрадь. Если установлено, что в среднем человек запоминает 7-10 символов информации или одно предложение текстовой информации, тогда, чтобы использовать однофокальные очки только для дали (с учебной доски), миопу в школе и в институте на данных предметах необходимо регулярно снимать и одевать свои очки. В результате получается, что однофокальные очки, предназначенные только для дали, миоп в школе и в институте использует их и для зрения вблизи (запись текста с доски в учебную тетрадь). Считается, что при зрении вблизи в очках, предназначенных для дали, у миопа возрастает нагрузка глазных мышц (возрастает напряжение конвергенции осей глазных яблок, увеличивается нагрузка на ресничную мышцу глаза). В целом использование миопом вблизи однофокальных очков, предназначенных для дали, считается неблагоприятным фактором. Практическое применение и осуществление Практическое применение при миопии (при величине миопии до 3,5 D) заключается в назначении следующих бифокальных очков. Верхняя половина таких очков (предназначена для дали, для зрения с учебной доски) состоит из отрицательной линзы, оптическая сила которой соответствует степени близорукости миопа (от 0,25 D до 3,5 D). Нижняя половина очков (предназначена для зрения на расстоянии от текста до глаза равном 0,3-0,33 метра) состоит из одной положительной или двух разноименных линз (отрицательной и положительной); оптическая сила нижней половины очков (положительная коррекция) будет находиться в пределах от +0,25 D до +3,75 D.
При этом допускается использование очков с трифокальной и трансфокальной рефракцией (самая верхняя часть которых будет соответствовать верхней половине указанных мною бифокальных очков, а самая нижняя часть – нижней половине бифокальных очков. Указанные очки (отрицательно-положительные), как правило, используются при пресбиопии (в позднем возрасте, старше 50-60 лет в условиях низкой степени миопии) и в некоторых случаях при аккомодативной астенопии. Средства коррекции зрения, применяемые при пресбиопии: – линзы очковые стигматические и астигматические бифокальные всех рефракций; – линзы очковые стигматические и астигматические трифокальные всех рефракций; – линзы очковые с плавноменяющейся рефракцией (трансфокальные) [3-42]. Правила оптической коррекции для работы на близком расстоянии определяются состоянием аккомодации. Если она ослаблена (изменение эргограммы, уменьшение запаса относительной аккомодации, зрительный дискомфорт при чтении в очках), то назначают для близи вторую пару очков или бифокальные очки для постоянного ношения. Верхняя половина таких очков служит для зрения вдаль и снабжена линзами, полностью или почти полностью исправляющими степень миопии, нижняя часть линз, предназначаемая для работы на близком расстоянии, слабее верхней на 1; 2; 3 диоптрии в зависимости от субъективных ощущений пациента и степени миопии [2-134]. Как при ослабленной аккомодации, так и при ее нормальном состоянии, – при миопии, как правило, допускается использование бифокальных очков, в которых нижняя часть слабее верхней на 1; 2; 3 диоптрии [2-132]. Указанные мною бифокальные очки (при миопии до 3,5 D) имеют следующее отличие от принятых для миопов бифокальных очков: нижняя половина очков осуществляет положительную коррекцию, нижняя половина слабее верхней на 1; 2; 3; 4 диоптрии. Принято считать, что оптическая коррекция опосредованно через аккомодацию оказывает влияние и на конвергенцию. Положительные линзы, ослабляющие аккомодацию, вызывают тенденцию к дивергенции, а отрицательные линзы, усиливающие ее, – к конвергенции [2-44]. Таким образом, применение положительных линз миопом вблизи будет способствовать дивергенции – ослаблению конвергенции и, соответственно, уменьшению степени напряжения конвергенции. Следует также учитывать, что очковая коррекция существенно влияет на воспринимаемую величину объектов: они кажутся большими при рассматривании через положительные линзы и меньшими при рассматривании через отрицательные линзы [2-45]. Использование положительной коррекции для зрения вблизи позволяет видеть шрифт текста большим по величине (возрастает угол зрения рассматриваемого объекта), чем в действительности, что улучшает способность распознавания и чтения текста для миопа. Поэтому допустимая разница между верхней и нижней половиной в указанных мною бифокальных очках (с положительной коррекцией) может составлять до 4 диоптрий. Дополнительно следует учитывать, что в условиях постоянной положительной коррекции точка дальнейшего видения может несколько отдаляться от глаза (зрение вдаль при этом улучшается). Постоянная оптическая коррекция может приводить к изменению положения зон динамической рефракции: зоны дальнейшего и ближайшего видения несколько отдаляются от глаза в условиях положительной коррекции и приближаются к глазу в условиях отрицательной коррекции [2-44]. Нижняя половина данных бифокальных очков (положительная коррекция) будет определяться из следующих факторов: – величины миопии (от 0,25 D до 3,5 D); – величины максимальной оптической силы положительной линзы, в которой глаз еще способен различить и прочитать текст (величины отрицательной части относительной аккомодации); – отсутствия дискомфорта при чтении в очках с положительными линзами на расстоянии от текста до глаза, равном 0,3-0,33 метра. Использовать данные бифокальные очки лучше всего в возрасте до 21-25 лет при возникновении миопии. При этом можно исходить из того, что в возрасте до 18 лет все молодые люди учатся в школе, а в возрасте 20-25 лет – в высших и средних учебных заведениях. Применять данные бифокальные очки допускается для следующих целей: – для работы – в учебных заведениях (для зрения вдаль и вблизи); – постоянного ношения – зрения вдаль (использование верней половины очков); – при миопии до 3,5 D в условиях ослабленной аккомодации. Примеры 1. С-ов, 10 лет. При очередном осмотре выявлено снижение остроты зрения. OD-0,4 OS=0,4. При атропинизации выявлена рефракция -2,0 D на оба глаза. Зрение с оптимальной коррекцией: OD с sph -2,0 D=1,0 OS с sph -2,0 D-1,0. Запас относительной аккомодации оказался равен 4,0 D, что соответствует возрастной норме. При подборе очков для близи ступенчато добавляли одинаковые положительные линзы возрастающей силы, начиная с +0,5 D. Максимальная сила положительных линз, в которых С-ов способен прочитать текст, +2,5 D. Для сохранения запаса аккомодации установлены линзы с силой +1,0 D. Чтение печатного шрифта № 4 по таблице Сивцева с расстояния 30-33 см с линзами +1,0 D на оба глаза не вызывает затруднений. Назначены бифокальные очки для работы в школе: сверху линзы OD sph -2,0 D; OS sph -2,0 D; снизу OD sph +1,0 D; OS sph +1,0 D. К очкам адаптировался нормально, жалоб на дискомфорт не предъявляет. 2. И-ов, 13 лет. Понижение зрения при очередном осмотре в школе. Пробный подбор очков под действием атропина: OD=0,5 с sph -1,5 D=1,0 OS-0,5 с sph -1,5 D=1,0. После прекращения действия атропинизации выявлена острота зрения 1,0 с линзами OD sph -1,0 D; OS sph -1,0 D. Запас относительной аккомодации оказался равен 5,0 D, что соответствует возрастной норме. Ступенчато добавляли одинаковые положительные линзы возрастающей силы, начиная с +0,5 D. Максимальная сила положительных линз, в которых И-ов способен прочитать текст, +3,5 D. Для достижения условий зрительного комфорта установлены линзы +2,0 D. Чтение печатного шрифта № 4 с расстояния 30-33 см с линзами +2,0 D на оба глаза не вызывает затруднений. Назначены трифокальные очки для работы в школе: сверху для дали OD sph -1,0 D; OS sph -1,0 D; середина OD sph +0,5 D; OS sph +0,5 D; снизу для близи OD sph +2,0 D; OS sph +2,0 D. К очкам адаптировался нормально, жалоб на дискомфорт не предъявляет. 3. М-ова, 19 лет, учится в институте. Использует очки с sph -3,0 D оба глаза. Работа с документами вблизи в данных очках вызывает утомление. При исследовании на рефрактометре Хартингера выявлена рефракция sph -2,5 D на оба глаза. При пробном подборе очков: OD=0,3 с sph -2,0 D=1,0 OS=0,3 с sph -2,0 D=1,0. Запас относительной аккомодации оказался равен 3,0 D, что меньше для данной возрастной нормы (5,0 D). Определена максимальная сила положительных линз, в которых М-ова способна прочитать печатный текст, +1,75 D. Для сохранения необходимого запаса аккомодации установлены линзы +0,5 D. Чтение обычного печатного шрифта с расстояния 30-33 см в течение 20 минут с линзами +0,5 D на оба глаз не вызывает затруднений. Назначены трансфокальные очки для постоянного ношения: сверху для дали OD sph -2,0 D; OS sph -2,0 D; снизу для близи OD sph +0,5 D; OS sph +0,5 D; с изменением рефракции на 0,5 D. Список литературы 1. Брошевский Т.И., Бочкарева А.А. Глазные болезни – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1983. – 448 с. 2. Аветисов Э.С., Роземблюм Ю.З. Оптическая коррекция зрения. – М.: Медицина, 1981. – 200 с. 3. Урмахер Л.С., Айзенштат Л.И. Оптические средства коррекции зрения. – М.: Медицина, 1990. – 256 с.
Формула изобретения
Применение многофокальных стигматических непризматических отрицательно-положительных очковых линз с рефракцией верхней части от -0,25 D до -3,5 D, нижней части от +0,25 D до +3,75 D и с разницей нижней части от +0,5 D до +4,0 D в качестве средств коррекции зрения при миопии до 3,5 диоптрий.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||