|
(21), (22) Заявка: 2005123152/06, 18.05.2005
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
18.05.2005
(46) Опубликовано: 10.06.2007
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
КРЫЛОВ В.И. и др. Тормозное оборудование железнодорожного подвижного состава. Справочник. – М.: Транспорт, 1989, с.232. SU 899383 A, 23.01.1982. SU 1720911 A1, 23.02.1992. SU 1812383 А1, 30.04.1993. SU 1799763 A1, 07.03.1993. GB 1175306 A, 23.12.1969. US 3532116 А, 06.10.1970.
(85) Дата перевода заявки PCT на национальную фазу:
03.10.2005
(86) Заявка PCT:
RU 2005/000274 (18.05.2005)
Адрес для переписки:
620034, г.Екатеринбург, ул. Одинарка, 6, ЗАО “НПП ТОРМО”
|
(72) Автор(ы):
Муртазин Антон Владиславович (RU), Жерновой Виктор Григорьевич (RU), Муртазин Владислав Николаевич (RU)
(73) Патентообладатель(и):
ЗАО “НПП ТОРМО” (RU)
|
(54) РАЗОБЩИТЕЛЬНЫЙ КРАН
(57) Реферат:
Изобретение относится к тормозному оборудованию железнодорожного транспорта, а конкретно к устройству разобщительных кранов воздухопровода тормоза, и предназначено для включения и выключения воздухораспределителей и других пневматических устройств тормоза с тормозной магистралью. Разобщительный кран состоит из полого корпуса с входным и выходным штуцерами, с усеченным коническим затвором, имеющим проходной канал и стержень управления. На верхней части стержня закреплен рычаг управления с возможностью поворота вокруг оси перпендикулярно одному из положений. В указанном кране корпус изготовлен в виде двух отдельных частей. Несъемная часть устанавливается в магистраль воздухораспределителя и содержит входной и выходной штуцера, разделенные перегородкой. Другая съемная часть крепится к первой через уплотняющие прокладки и содержит рычаг управления и усеченный конусный затвор. Усеченный конусный затвор выполнен с проходным отверстием. Выход проходного отверстия размещен в боковой поверхности конуса. Вход проходного отверстия размещен в основании большего диаметра конуса. Атмосферное отверстие расположено с противоположной стороны выходного отверстия и направлено в сторону рычага управления. Рычаг управления имеет возможность поворачиваться на 180° из открытого в закрытое положение. Изобретение направлено на повышение надежности в течение всего срока эксплуатации, защиты тормозного оборудования от посторонних частиц и повышение ремонтопригодности при отсутствии разборки самой магистрали. 4 з.п. ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к конструкциям кранов, используемых в тормозных пневматических системах железнодорожного транспорта, и предназначено для включения или выключения линии воздухораспределителя тормозной системы отдельно взятого вагона от тормозной магистрали состава.
Известна конструкция запорного органа, содержащего размещенные в корпусе уплотняющий элемент и сферическую пробку со смонтированным на ней рычагом управления, перемещение которого ограничено поверхностями смонтированного на корпусе упорного элемента. К поверхности сферической пробки с двух сторон поджимаются седла с уплотняющими эластомерами, завальцованными в соответствующих пазах (Ru № 2108512, F16K 5/20 от 30.01.1996).
Недостатком данной конструкции является сложность ее изготовления, а наличие завальцованных уплотняющих элементов требует времени на замену такого уплотнения и, кроме того, отсутствуют защитные средства от попадания посторонних частиц в трубопровод, что может способствовать его выходу из строя.
Также описана конструкция разобщительного крана воздухопровода тормоза железнодорожного транспортного средства, в которой в корпусе разобщительного крана размещены штуцеры для соединения с входной и выходной трубами воздухопровода, между которыми установлен шаровой затвор, поджатый манжетами, установленными во внутренних кольцевых проточках (Пат. Ru № 2246064, F16K 5/06, оп. 2004.09.10).
Недостатком данной конструкции разобщительного крана является сложность конструкции и необходимость полной разборки магистрали при ремонте, а также отсутствие защиты от проникновения посторонних частиц в линию трубопровода воздухораспределителя. Кроме того, соединение с атмосферой осуществляется посредством наклонной выемки на поверхности шаровой пробки и в этой линии также отсутствует защита атмосферного отверстия от попадания грязи. Указанные краны относятся к шаровому типу.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является тормозной кран, выбранный в качестве прототипа и содержащий корпус, в котором размещен установленный с возможностью вращения подпружиненный конусный затвор, включающий проходное отверстие в одном положении и атмосферное отверстие в другом рабочем положении. Поворот рычага управления на 90° приводит к включению затвора в одно из рабочих состояний. Плотность воздушной тормозной магистрали достигается притиранием затвора к седлу в корпусе (Тормозное оборудование железнодорожного подвижного состава. /Справочник/ В.И.Крылов, В.В.Крылов, В.Н.Ефимов, П.Т.Демушкин. – М.: Транспорт, 1989 г., с.232).
Недостатком данной конструкции является наличие неравномерного износа затвора, из-за чего может происходить утечка воздуха из тормозной магистрали. Кроме того, из-за отсутствия защиты при изменении давления все посторонние частицы, имеющиеся перед краном, могут попасть на притертые поверхности или уйти в линию воздухораспределителя.
Задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, заключается в создании конструкции разобщительного крана, обеспечивающей его надежность в течение всего срока эксплуатации и его ремонтопригодность без разборки магистрали трубопровода, быстроту и простоту замены быстроизнашиваемых деталей при ремонте непосредственно на трубопроводе, т.е. расширение технологических возможностей при ремонте тормозного оборудования.
Технический результат, который будет получен при осуществлении предлагаемого изобретения, заключается в том, что повысится надежность работы линии воздухораспределителя за счет исключения попадания в кран посторонних частиц, а также за счет исключения влияния износа деталей усеченного конусного затвора на герметичность разобщительного крана тормозной магистрали в закрытом положении запорного органа и, кроме того, увеличится ремонтопригодность крана без разборки трубопровода.
Указанный технический результат достигается тем, что в указанном разобщительном кране корпус изготовлен в виде двух отдельных частей, скрепленных между собой, при этом одна часть содержит входной и выходной штуцера, разделенные перегородкой, и постоянно установлена в цепь трубопровода, а другая является съемной и содержит рычаг управления и усеченный конусный затвор, при этом усеченный конусный затвор выполнен с проходным отверстием таким образом, что имеет выход в боковой поверхности конуса, а вход на поверхности большего диаметра, при этом атмосферное отверстие расположено с противоположной стороны входного отверстия, что увеличивает расстояние между ними, а следовательно, и степень герметичности и направлено в сторону рычага управления, вследствие этого рычаг управления поворачивается на 180° из открытого в закрытое положение.
Кроме того, указанный технический результат достигается тем, что в части конструкции, содержащей присоединительные штуцера, дополнительно имеется углубление в виде кармана для задержки посторонних частиц.
Кроме того, указанный технический результат достигается тем, что на выходе из указанного кармана установлена сетка-фильтр с сохранением общего воздушного сопротивления магистрали.
Кроме того, указанный технический результат достигается тем, что на выходе атмосферного отверстия введена защита в виде стакана от попадания посторонних частиц в положении соединения трубопровода с атмосферой.
А также указанный технический результат достигается тем, что усеченный конусный затвор установлен с использованием уплотняющих элементов в проточках корпуса и в выступе конусного затвора со стороны большего диаметра.
Основными новыми по сравнению с прототипом признаками заявляемого разобщительного крана тормозной магистрали от указанного выше известного, наиболее близкого к нему, являются такие конструктивные особенности крана, как наличие двух частей корпуса, одной постоянно устанавливаемой в цепь и второй съемной запорной части, осуществление защиты от трубопровода посторонних частиц путем введения кармана, сетки фильтра и защиты атмосферного отверстия в виде защитного стакана, а также введение уплотняющих прокладок и, кроме того, расположение входного и выходного отверстий проходного канала, расположение атмосферного отверстия относительно выхода проходного канала.
Благодаря конструктивному выполнению элементов разобщительного крана согласно изобретению значительно повышается надежность работы устройства, так как в результате введения в конструкцию крана совокупности отличительных признаков (корпуса в виде двух частей, углубления в виде кармана, дополнительных упругих элементов, расположения отверстий в усеченном коническом запоре) износ деталей затвора, влияющий на герметичность разобщительного крана в закрытом положении запорного органа, может быть существенно уменьшен при повышении герметичности запорного элемента, что позволило повысить ремонтопригодность указанного крана тормозной магистрали.
Таким образом, можно констатировать достижение указанного технического результата: исключено влияние износа затвора на герметичность разобщительного крана тормозной магистрали в закрытом и открытом положении затвора, кроме того, предприняты защитные меры от попадания посторонних частиц, а также существенно повышена ремонтопригодность крана без вырезки из трубопровода.
Изобретение поясняется описанием примера его выполнения со ссылками на чертежи, на которых фиг.1 изображает разобщительный кран тормозной магистрали в разрезе в положении “открыто”, фиг.2 – усеченный конический затвор разобщительного крана тормозной магистрали в разрезе.
Разобщительный кран тормозной магистрали содержит несъемную или постоянную часть корпуса 1 (фиг.1) с входным 2 и выходным 3 штуцерами, разделенными перегородкой 4, углублением в виде кармана 5, вторую съемную часть корпуса 6 с усеченным коническим затвором 7 и с входным отверстием 8 и с атмосферным отверстием 9, уплотнительными прокладками 10. Буртик 16 исключает смещение прокладки. Вторая часть корпуса соединена с первой посредством прокладок 11 и 12. Сетка-фильтр 15 устанавливается в прокладке 11. Сверху конического затвора крепится рычаг управления 13 и посредством пружины 14 конический затвор прижимается к притертой уплотняющей поверхности корпуса. Рычаг управления 13 зафиксирован в верхней части конического затвора с помощью болта 17. Усеченный конический затвор имеет входное отверстие 18 со стороны большего диаметра конуса (фиг.2). Выход атмосферного отверстия 19 расположен ближе к малому диаметру на боковой поверхности. Защита выходного отверстия 19 осуществляется экраном 20, изготовленным в виде цилиндрического стакана (фиг.1). При подаче давления сжатого воздуха от тормозной магистрали (не показана) через отверстие входного штуцера 3 при открытом положении выходное отверстие 8 проходного канала устанавливается напротив входного отверстия съемной части корпуса 6 и воздух через входное отверстие затвора 7 через сетку-фильтр 15 и карман 5 беспрепятственно проходит в линию воздухораспределителя.
Наличие кармана и защитной сетки-фильтра позволяет задержать посторонние частицы. Атмосферное отверстие 9 при этом закрыто стенкой корпуса с противоположной стороны от входного отверстия. Его герметичность определяется притертыми поверхностями затвора и корпуса 6 и уплотняющими прокладками и поджатием пружины 14. При переводе рычага управления 13 в противоположное положение с воздухораспределителем сообщается атмосферное отверстие и остатки воздуха из рабочих камер воздухораспределителя уходят в атмосферу. Далее цикл работы разобщительного крана повторяется.
Предлагаемый разобщительный кран воздушной тормозной магистрали обладает широкой применимостью в тормозных системах различных технических средств, в том числе и на различных видах транспортных средств. Его универсальность и повышенная эффективность в эксплуатации обеспечивают возможность его применения в тормозных системах различного вида.
В настоящее время на заявляемую конструкцию разработана техническая документация и идет подготовка к изготовлению опытной партии разобщительных кранов.
Формула изобретения
1. Разобщительный кран, состоящий из полого корпуса с входным и выходным штуцерами, с усеченным коническим затвором, имеющий проходной канал и стержень управления, на верхней части которого закреплен рычаг управления с возможностью поворота вокруг оси перпендикулярно одному из положений, отличающийся тем, что в указанном кране корпус изготовлен в виде двух отдельных частей, при этом несъемная часть устанавливается в магистраль воздухораспределителя и содержит входной и выходной штуцера, разделенные перегородкой, а другая, съемная, крепится к первой через уплотняющие прокладки и содержит рычаг управления и усеченный конусный затвор, при этом усеченный конусный затвор выполнен с проходным отверстием таким образом, что имеет выход в боковой поверхности конуса, а вход – в основании большего диаметра, при этом атмосферное отверстие расположено с противоположной стороны выходного отверстия и направлено в сторону рычага управления, вследствие чего рычаг управления имеет возможность поворачиваться на 180° из открытого в закрытое положение.
2. Разобщительный кран по п.1, отличающийся тем, что в части конструкции, содержащей штуцера, дополнительно имеется углубление в виде кармана для задержки посторонних частиц.
3. Разобщительный кран по п.2, отличающийся тем, что на выходе из указанного кармана установлена сетка-фильтр с сохранением общего воздушного сопротивления магистрали.
4. Разобщительный кран по п.1, отличающийся тем, что на выходе атмосферного отверстия введена защита в виде защитного стакана от попадания посторонних частиц в положении соединения трубопровода с атмосферой.
5. Разобщительный кран по п.1, отличающийся тем, что усеченный конусный затвор установлен с использованием уплотняющих элементов в проточках корпуса и в выступе конусного затвора со стороны большего диаметра.
РИСУНКИ
|
|