(21), (22) Заявка: 2004136041/06, 09.12.2004
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
09.12.2004
(43) Дата публикации заявки: 20.05.2006
(46) Опубликовано: 10.06.2007
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
US 2704645 А, 22.03.1955. SU 796620 А, 15.01.1981. US 4707978 А, 04.11.1978. SU 58018 А, 30.09.1938. SU 796620 А, 15.01.1981. RU 2237094 С2, 27.09.2004.
Адрес для переписки:
119019, Москва, до востребования В.Б. Лужинскому
|
(72) Автор(ы):
Лужинский Виктор Борисович (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Лужинский Виктор Борисович (RU)
|
(54) ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
(57) Реферат:
Газотурбинный двигатель содержит барабанный ротор с лопатками компрессора и турбины на его внутренней поверхности. Опоры ротора выполнены в виде подшипников скольжения, рабочие полости которых расположены между наружной поверхностью ротора и внутренней поверхностью корпуса, охватывающего ротор. В качестве смазки подшипников используется криогенная жидкость или газ. Наружная поверхность ротора выполнена из материала, прочность которого повышается под воздействием криогенной смазки. Изобретение позволяет повысить производительность компрессора и тягу двигателя за счет повышения прочности барабанного ротора. 3 ил.
Изобретение относится к газотурбинным реактивным двигателям и может быть использовано в качестве двигательной установки воздушно-космических систем (ВКС).
Известен газотурбинный двигатель (ГТД) с ротором барабанно-дискового типа, где лопатки компрессора и турбины закреплены на наружной поверхности дисков ротора (см. Скубачевский Г.С. Авиационные газотурбинные двигатели, 1974, с.56). Недостатком этого двигателя является большой вес, обусловленный прежде всего большим весом дисков, из-за чего он до сих пор не использовался в ВКС.
Известен ГТД с концентрическими противовращающимися роторами, где один из роторов барабанного типа, без дисков, имеет лопатки компрессора и турбины на своей внутренней поверхности (см. там же, с.55). Лопатки такого ротора испытывают напряжение от центробежных сил на сжатие, а не на растяжение, что делает возможным изготовлять их более тонкими и легкими. Однако, сам по себе, ротор барабанного типа испытывает значительную нагрузку от центробежных сил на растяжение, что не позволяет достигать высоких скоростей вращения из-за опасности разрыва, снижает производительность компрессора и тягу двигателя.
Задачей настоящего изобретения является повышение производительности компрессора и тяги двигателя.
Поставленная задача достигается тем, что в ГТД, содержащем барабанный ротор с лопатками компрессора и турбины на внутренней поверхности, опоры ротора выполнены в виде подшипников скольжения, рабочие полости которых расположены между наружной поверхностью ротора и внутренней поверхностью неподвижного корпуса, охватывающего ротор, причем в качестве смазки подшипников используется криогенная жидкость или газ, например жидкий воздух или охлажденный сжатый воздух, а наружная поверхность ротора выполнена из материала, прочность которого повышается под воздействием криогенной смазки.
Давление криогенной смазки снаружи на барабанный ротор противодействует растягивающим центробежным силам, а низкая температура способствует повышению прочности материала ротора. Как известно, прочность большинства материалов повышается с понижением температуры. Особого внимания заслуживают сплавы алюминия, прочность которых при глубоком охлаждении повышается в 2-3 раза без увеличения хрупкости.
Повышение прочности барабанного ротора под воздействием криогенной смазки позволяет увеличить скорость вращения ротора и соответственно повысить производительность компрессора и тягу двигателя.
Здесь необходимо отметить, что потери на трение и износ в подшипниках скольжения в режиме жидкостного трения и, тем более, в газовых подшипниках, не выше, чем в подшипниках качения (см. Сидоренко А.А. Конструирование и проектирование гидрогазостатических опор, 1996, с.8).
На фиг.1 изображен продольный разрез предлагаемого газотурбинного двигателя. На фиг.2 показан увеличенный фрагмент ротора с подшипником скольжения. На фиг.3 изображен другой возможный вариант двигателя с одноступенчатым вентилятором.
Двигатель содержит барабанный ротор 1 (закрашен сплошным черным цветом) с лопатками компрессора 2 и турбины 3 на внутренней поверхности. Ротор установлен внутри корпуса 4 с помощью цилиндрического 5 и конического 6 подшипников скольжения. В рабочей полости подшипников 7 между ротором и корпусом циркулирует криогенная смазка – охлажденный сжатый или жидкий воздух.
Зазор в цилиндрическом подшипнике скольжения должен быть достаточен для того, чтобы при расширении барабанного ротора под воздействием центробежных сил не происходило заклинивания. Конструкция современных гидрогазостатических и гидрогазодинамических подшипников скольжения, уже давно применяемых в машиностроении, позволяет избежать заклинивания и биения ротора.
В корпусе расположен трубопровод системы охлаждения 8, где в качестве хладагента используется криогенное горючее – жидкий водород.
Полый статор 9 с направляющими лопатками 10 на наружной поверхности расположен внутри ротора. Статор прикреплен к корпусу с помощью стоек 11, через которые проходит трубопровод для подачи горючего в камеру сгорания 12. Имеются также входное устройство 13, форсажная камера 14 и сопло 15.
Характерной особенностью настоящего двигателя является то, что благодаря отсутствию дисков и узлов подшипников качения центральная часть двигателя освобождается и здесь в полости статора можно расположить дополнительный прямоточный контур 16. При этом лобовая тяга двигателя увеличивается за счет увеличения площади сечения для прохождения воздуха.
Ракетно-турбинный вариант двигателя, изображенный на фиг.3, содержит одноступенчатый вентилятор 17, приводимый в действие турбиной 18 от ракетного газогенератора 19. В центральной полости расположен ракетный двигатель 20. Камера сгорания воздушного контура 21 служит для дожигания продуктов газогенератора.
Настоящий газотурбинный двигатель работает следующим образом. При запуске в систему охлаждения поступает горючее – жидкий водород. При этом происходит глубокое охлаждение или сжижение воздуха в полости подшипников скольжения. Охлаждение наружной поверхности ротора способствует его упрочнению. Далее осуществляется раскрутка ротора, сжатие воздуха в компрессоре, горение и все процессы, характерные для реактивных газотурбинных двигателей. При достижении скоростей полета свыше 3М ротор переводится в режим авторотации и двигатель начинает работать в прямоточном режиме.
Конструкция барабанного ротора с рабочими лопатками на внутренней поверхности, испытывающими напряжение на сжатие (а не на растяжение), позволяет изготовлять лопатки компрессора из легких композиционных материалов, а лопатки турбины из жаропрочной керамики.
Простота конструкции, небольшой вес и высокая лобовая тяга, характерные для предлагаемого двигателя, делают его наиболее пригодным для использования на ВКС.
Формула изобретения
Газотурбинный двигатель, содержащий барабанный ротор с лопатками компрессора и турбины на внутренней поверхности, отличающийся тем, что опоры ротора выполнены в виде подшипников скольжения, рабочие полости которых расположены между наружной поверхностью ротора и внутренней поверхностью корпуса, охватывающего ротор, причем в качестве смазки подшипников используется криогенная жидкость или газ, а наружная поверхность ротора выполнена из материала, прочность которого повышается под воздействием криогенной смазки.
РИСУНКИ
MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 10.12.2007
Извещение опубликовано: 10.07.2009 БИ: 19/2009
|