|
(21), (22) Заявка: 2005136624/11, 24.11.2005
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
24.11.2005
(46) Опубликовано: 10.06.2007
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
RU 2260724 C2, 20.09.2005. JP 2001301408 A, 31.10.2001. RU 95107257 A1, 10.02.1997. WO 02074219 A2, 26.09.2002. SU 1456147 A1, 07.02.1989. JP 2000102568 A, 11.04.2000. RU 2068128 С1, 20.10.1996.
Адрес для переписки:
450068, г.Уфа, ул. Коммунаров, 58, кв.51, В.Н. Лаврентьеву
|
(72) Автор(ы):
Лаврентьев Виктор Николаевич (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Лаврентьев Виктор Николаевич (RU)
|
(54) МУФТА ФРИКЦИОННАЯ КОЩЕЕВА Е.И.
(57) Реферат:
Изобретение относится к соединительным муфтам, в частности к муфтам фрикционным и способам их работы. Муфта фрикционная предназначена для привода движения инвалидной кресло-коляски и установлена на оси приводного колеса. Муфта фрикционная содержит ведущую и ведомую полумуфты с дисками сцепления, рычажную систему передачи момента вращения, толкатели, кинематически связанные с гравитационными элементами, сцепные сектора и рычаг-подлокотник. При этом толкатель выполнен в виде шарикового гнезда с подвижно сидящим в нем шариком и установлен с возможностью осевого перемещения в отверстии корпуса приводной полумуфты и воздействия на сцепной лабиринт в сочетании со сцепными секторами. Сцепной лабиринт установлен на усиках хомутов, жестко крепящихся на стержне плеча рычага-подлокотника, с возможностью настройки натяжения стенок сцепного лабиринта. Плечи рычагов переднего и заднего приводов движения кресло-коляски, на одном из которых сидит гравитационный элемент, соединены шарнирным звеном и установлены так, что поверхности их стержней непосредственно вступают в контакт с шариком шарикового гнезда. Технический результат заключается в расширении функциональных возможностей муфты, улучшении надежности и качества сцепления. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.
Изобретение относится к соединительным муфтам, в частности к муфтам фрикционным.
Известны муфты фрикционные наиболее близкие по совокупности признаков к заявленному устройству, содержащие ведущую и ведомую полумуфты с дисками сцепления, рычажную систему передачи момента вращения муфты, установленной на оси приводного колеса инвалидной кресло-коляски, толкатели, кинематически связанные с гравитационными элементами, сцепные сектора и рычаг-подлокотник (см. RU 2260724 С2, F16D 3/16, “Способ работы фрикционной муфты и муфта фрикционная Кощеева Е.И., 2005 г., автор: Лаврентьев В.Н.).
К причинам, препятствующим достижению указанного ниже технического результата, при использовании известного устройства, относится то, что в известном устройстве ограничены функциональные возможности, т.к. мала надежность сцепления сцепных элементов, существует вероятность самозаклинивания клиновых толкателей, сложна рычажная система связи клиновых толкателей с гравитационными элементами.
Сущность изобретения заключается в следующем.
Задачей изобретения является создание муфты фрикционной с надежными качествами сцепления сцепных элементов и максимально простыми узлами включения и выключения сцепных элементов.
Технический результат – расширение функциональных возможностей рассматриваемой муфты фрикционной.
Указанный технический результат при осуществлении изобретения достигается за счет того, что в муфте фрикционной, содержащей ведущую и ведомую полумуфту с дисками сцепления, рычажную систему передачи момента вращения муфты, установленной на оси приводного колеса инвалидной кресло-коляски, толкатели, кинематически связанные с гравитационными элементами, сцепные сектора и рычаг-подлокотник, толкатель, выполненный в виде шарикового гнезда с подвижно сидящим в нем шариком, установлен с возможностью осевого перемещения в отверстии корпуса приводной полумуфты и воздействия на сцепной лабиринт в сочетании со сцепными секторами, сцепной лабиринт установлен на усиках хомутов, жестко крепящихся на стержне плеча рычаг-подлокотника с возможностью настройки натяжения стенок сцепного лабиринта, а плечи рычагов переднего и заднего привода движения кресло-коляски, на одном из которых сидит гравитационный элемент, соединены шарнирным звеном и установлены так, что поверхности их стержней непосредственно вступают в контакт с шариком шарикового гнезда.
При использовании отличительных признаков описываемых изобретений не выявлено каких-либо аналогичных известных решений.
На чертежах представлено:
фиг.1 – чертеж главного вида устройства муфты фрикционной, установленной на инвалидной кресло-коляске; фиг.2 – вид по “А” главного вида; фиг.3 – вид по “В” вида “А”; фиг.4 – фрагмент “D” вида по “A”; фиг.5 – сечение по “С-С” вида по “В”.
Сведения, подтверждающие возможность осуществления изобретения с получением вышеуказанного технического результата в следующем.
Заявленная муфта 1 устанавливается совместно с приводным колесом 2 инвалидной кресло-коляски 3, при этом все режимы работы муфты 1, необходимые для перемещения кресло-коляски 3, выполняются рычаг-подлокотником 4, подвижно установленным через муфту 1 на оси колеса 2 (см. фиг.1 и 2), муфта 1 состоит из приводной части, корпус 5 которой сидит на оси 6 колеса 2 через подшипниковую втулку 7, корпус 5 жестко связан с рычаг-подлокотником 4, стержень 8 которого крепится на корпусе 5, а стержень 9 крепится на втулке 7 (см. фиг.3), в отверстии 10 корпуса 5 установлен толкатель 11, состоящий из шарикового гнезда 12, в котором подвижно сидит шарик 13, шариковое гнездо 12, проскальзывая в отверстии 10, воздействует на фрикционный лабиринт 14, который совместно с фрикционными секторами 15 и фрикционными дисками 16 составляет объединенный пакет рабочего привода инвалидного кресло-коляски в движение, фрикционный лабиринт 14 в растяжку сидит на усиках 17 хомутов 18 и 19, присверленных на стержне 8, ведомая часть муфты 1 состоит из набора фрикционная дисков 16, подвижно насаженных на шпильки 29, ввернутые в ступицу колеса 2 кресло-коляски 3, система рычагов 21, 22 и 23, объединенных шарнирным звеном 24, устанавливается на кронштейне 25 в подшипниковых гнездах 26 и 27, кронштейн 25 жестко крепится на раме кресло-коляски 3 в месте посадки оси 6 колеса 2, на резьбовую часть стержня рычага 21 навинчивается гравитационный элемент 28, который подвешивается на канатик 29 в любом удобном месте рамы кресло-коляски.
Работа по перемещению инвалидной кресло-коляски 3 осуществляется рукой человека, приводящего в движение рачаг-подлокотник 4 из нейтрального положения вперед и назад, в зависимости от выбора направления пути следования инвалидной кресло-коляски, далее все происходит по известному плану, описанному в прототипе.
Особенностью в работе предложенного изобретения является то, что шарик 13 шарикового гнезда 12 взаимодействует с рычагами 21 и 22, сечения которых и расположение относительно шарика 13 позволяют, при непосредственном контакте, создавать нормальное усилие на фрикционный пакет, а система рычагов построена так, что при переднем и заднем ходе используется один и тот же гравитационный элемент 28.
Такая схема устройства позволяет сильно упростить все узлы муфты 1, а также улучшить надежность и качество сцепления деталей приводной полумуфты с деталями ведомой полумуфты.
Формула изобретения
1. Муфта фрикционная, содержащая ведущую и ведомую полумуфты с дисками сцепления, рычажную систему передачи момента вращения муфты, установленной на оси приводного колеса инвалидного кресла-коляски, толкатели, кинематически связанные с гравитационными элементами, сцепные сектора и рычаг-подлокотник, отличающаяся тем, что толкатель, выполненный в виде шарикового гнезда с подвижно сидящим в нем шариком, установлен с возможностью осевого перемещения в отверстии корпуса приводной полумуфты и воздействия на сцепной лабиринт в сочетании со сцепными секторами, сцепной лабиринт установлен на усиках хомутов, жестко крепящихся на стержне плеча рычага-подлокотника с возможностью настройки натяжения стенок сцепного лабиринта.
2. Муфта по п.1, отличающаяся тем, что плечи рычагов переднего и заднего приводов движения кресла-коляски, на одном из которых сидит гравитационный элемент, соединены шарнирным звеном и установлены так, что поверхности их стержней непосредственно вступают в контакт с шариком шарикового гнезда.
РИСУНКИ
|
|