|
(21), (22) Заявка: 2005129934/11, 26.09.2005
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
26.09.2005
(46) Опубликовано: 10.05.2007
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
RU 2124464 C1, 10.01.1999. SU 1686557 A1, 23.10.1991. SU 1554062 A1, 30.03.1990. JP 9193899 A, 29.07.1997. FR 2667126 A1, 27.03.1992.
Адрес для переписки:
601909, Владимирская обл., г. Ковров, ул. Социалистическая, 22, КБ “Арматура” – филиал ФГУП “ГКНПЦ им. М.В. Хруничева”, Зам. генерального конструктора Р.А. Петрову
|
(72) Автор(ы):
Петров Рудольф Алексеевич (RU), Смольянинов Валерий Алексеевич (RU), Крылов Владимир Федорович (RU), Нарышкин Александр Михайлович (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Федеральное государственное унитарное предприятие “Государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева” (RU)
|
(54) УСТРОЙСТВО ОТВОДА КОММУНИКАЦИЙ С РАЗЪЕМНЫМ СОЕДИНЕНИЕМ
(57) Реферат:
Изобретение относится к быстроразъемным соединениям коммуникаций и может быть использовано в стартовых комплексах космических ракет. Устройство отвода содержит шарнирно установленные на основании привод, уравновешивающее устройство и стрелу. Стрела шарнирно соединена через тягу с разъемным соединением, а через вертикальный и горизонтальный телескопические ограничители – с тягой. Горизонтальный телескопический ограничитель содержит цилиндр, установленные внутри цилиндра шток и амортизатор и установленный на цилиндре шариковый замок. Шариковый замок взаимодействует с упомянутым штоком. Амортизатор выполнен из набора внутренних и внешних колец одинаковой толщины с внешними и внутренними коническими поверхностями соответственно. Причем упомянутые кольца опираются друг на друга упомянутыми коническими поверхностями. Вертикальный телескопический ограничитель содержит шток с упором и снабжен взаимодействующей с данным упором подпружиненной защелкой. Изобретение позволяет уменьшить динамические и газодинамические нагрузки на устройство отвода и исключить соударения разъемного соединения с бортом ракеты при отводе. 4 ил.
Предлагаемое устройство относится к области стартового оборудования для космических ракет, а именно к устройствам для отвода коммуникаций с бортовыми разъемными соединениями от ракеты.
Известно устройство для отвода электроразъемов коммуникаций по а.с. №54614 от 12.01.70 г., содержащее основание, приводную каретку, установленную на катках в направляющих пазах, защелку, амортизатор, тягу, соединенную с разъемом, подпружиненный ролик, контактирующий с копирным элементом.
Недостатком данного устройства является возможность соударения разъемного соединения с элементами кабель-заправочной башни при отводе до момента западания копирной части тяги на ролик.
Частично этот недостаток устранен в устройстве отвода по патенту №2124464 от 10.01.99 г. (прототип) тем, что в нем введен телескопический ограничитель.
Недостатками указанного устройства являются:
1. Большие динамические нагрузки на устройство отвода.
2. Большое газодинамическое воздействие на устройство отвода вследствие затекания газовой струи от работающих двигателей при старте ракеты в зазор между защитным козырьком кабель-заправочной башни и разъемным соединением после отвода.
Эти недостатки устраняются в предлагаемом устройстве тем, что дополнительно введен горизонтальный телескопический ограничитель, одним концом шарнирно соединенный со стрелой, а другим концом – с тягой, состоящий из цилиндра, штока, амортизатора, выполненного из набора внутренних и внешних конических колец одинаковой толщины, опирающихся коническими поверхностями друг на друга, и шарикового замка, взаимодействующего со штоком ограничителя, а вертикальный телескопический ограничитель снабжен подпружиненной защелкой, взаимодействующей с упором, выполненным на штоке ограничителя.
Таким образом, в предлагаемом устройстве за счет ограничения перемещений разъемного соединения при торможении и при отбросе от кабель-заправочной башни в процессе отвода значительно уменьшены:
1. Динамические нагрузки на устройство отвода.
2. Газодинамическое воздействие на устройство отвода за счет уменьшения величины зазора между защитным козырьком и разъемным соединением в отведенном положении.
Исключены соударения разъемного соединения с бортом при отводе.
На приведенных чертежах изображены:
вид главный устройства – фиг.1;
вид А, отведенное положение устройства – фиг.2;
сечение Б-Б, сечение ограничителя – фиг.3;
сечение В-В, сечение ограничителя – фиг.4
Устройство отвода коммуникаций с разъемным соединением состоит из основания 1 (фиг.1), на котором при помощи осей закреплены стрела 2, привод 3, уравновешивающее устройство 4, тяга 5, шарнирно соединенная одним концом со стрелой 2, а другим концом – с разъемным соединением 6.
На стреле 2 установлен телескопический ограничитель 7, предназначенный для поглощения энергии отброса разъемного соединения 6 с коммуникациями 8 от кабель-заправочной башни 9 и фиксации их в крайнем боковом положении.
Ограничитель 7 состоит из цилиндра 10 (фиг.4), внутри которого установлены набор внешних колец 11, набор внутренних колец 12, шток 13, соединенный через сферический шарнир со стрелой 2 (фиг.1), шток 14 (фиг.4), соединенный через двойной шарнир с тягой 5 (фиг.1), который через направляющую 15 (фиг.4) взаимодействует с шариковым замком, установленным на цилиндре 10.
Шариковый замок состоит из подпружиненной обоймы 16, шариков 17 и подпружиненной втулки 18.
Телескопический ограничитель 19 (фиг.1), установленный через двойной шарнир на стреле 2, предназначен для ограничения перемещения разъемного соединения 6 с коммуникациями 8 вниз после отделения от борта и фиксации их в этом положении и состоит из цилиндра 20 (фиг.3), в котором через опорную направляющую 21 установлен шток 22 с поршнем 23, соединенный через двойной шарнир с тягой 5 (фиг.1), установлен через тарельчатые пружины 24 (фиг.3) шток 25 с поршнем 26, соединенный со стрелой 2 (фиг.1), установлена подпружиненная защелка 27 (фиг.3), взаимодействующая с упором 28, установленным на штоке 22.
Подвод подвижных частей с коммуникациями к борту 29 (фиг.1) осуществляется приводом 3.
После подвода осуществляется подсоединение тяги 5, амортизаторов 30 и коммуникаций 8 к разъемному соединению 6.
При колебаниях борта относительно кабель-заправочной башни 9 шарнирные соединения элементов устройства обеспечивают свободное слежение за взаимными перемещениями борта и кабель-заправочной башни.
После отстыковки разъемного соединения 6 от борта 29 привод 3 отводит стрелу 2 с разъемным соединением и с коммуникациями в отведенное положение.
При этом разъемное соединение с коммуникациями под действием собственного веса опускается вниз до упора бурта штока 22 (фиг.3) с упором 28 в опорную направляющую 21, и шток 22 фиксируется за упор 28 подпружиненной защелкой 27, а разъемное соединение с коммуникациями отбрасывается в сторону от кабель-заправочной башни 9 (фиг.1) до положения, при котором шарики 17 (фиг.4) под действием подпружиненной обоймы 16 западают в проточку Г направляющей 15 и шток 14 запирается, а энергия отброса гасится тем, что наружные конические поверхности внутренних колец 12 перемещаются по внутренним коническим поверхностям внешних колец 11, т.е. кольца частично входят друг в друга, преодолевая силы трения, при этом внешние кольца растягиваются, а внутренние – сжимаются, давая осадку.
Таким образом происходит фиксация шариковым замком разъемного соединения с коммуникациями на штоке 14 телескопического ограничителя 7 (фиг.1) в горизонтальной плоскости и подпружиненной защелкой 27 (фиг.3) на штоке 22 телескопического ограничителя 19 (фиг.1) в вертикальной плоскости, тем самым исключив отскок разъемного соединения с коммуникациями вверх при торможении гидробуфером уравновешивающего устройства 4 в конце отвода, что позволило значительно уменьшить зазор Д (фиг.2) между защитным козырьком 31 и разъемным соединением 6.
Формула изобретения
Устройство отвода коммуникаций с разъемным соединением, содержащее шарнирно установленные на основании привод, уравновешивающее устройство и стрелу, шарнирно соединенную через тягу с разъемным соединением и через вертикальный телескопический ограничитель – с тягой, отличающееся тем, что в состав устройства отвода дополнительно введен горизонтальный телескопический ограничитель, шарнирно соединенный одним концом со стрелой, а другим – с тягой и содержащий цилиндр, установленные внутри цилиндра шток и амортизатор, выполненный из набора внутренних и внешних колец одинаковой толщины с внешними и внутренними коническими поверхностями соответственно, опирающихся друг на друга упомянутыми коническими поверхностями, и установленный на цилиндре шариковый замок, взаимодействующий с упомянутым штоком, а вертикальный телескопический ограничитель снабжен подпружиненной защелкой, взаимодействующей с упором, выполненным на штоке вертикального телескопического ограничителя.
РИСУНКИ
|
|