|
(21), (22) Заявка: 2005123326/11, 22.07.2005
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
22.07.2005
(43) Дата публикации заявки: 27.01.2007
(46) Опубликовано: 10.05.2007
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
RU 2229630 С2, 27.05.2004. JP 55014301 A, 31.01.1980. SU 253499 A1, 01.01.1969. GB 387246 A, 02.02.1933. SU 402697 A1, 01.01.1973. GB 2383101 А, 18.06.2003.
Адрес для переписки:
141400, Московская обл., г. Химки, ул. Победы, 6/20, кв.119, А.А. Шамину
|
(72) Автор(ы):
Пылаев Борис Васильевич (RU), Шамин Андрей Александрович (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Пылаев Борис Васильевич (RU), Шамин Андрей Александрович (RU)
|
(54) ЗУБЧАТАЯ ОБГОННАЯ МУФТА
(57) Реферат:
Зубчатая обгонная муфта относится к машиностроению, служит для соединения валов при передаче большой мощности и высокой частоте включения и может работать как реверсивная обгонная, например, в высокомоментных вариаторах. Муфта содержит зубчатую планетарную передачу, водило которой является ведущей полумуфтой, и сателлиты, сцепленные с центральным колесом, закрепленым на ведомой полумуфте. На водиле выполнены силовые упоры, по паре для каждого сателлита. На каждом сателлите закреплены подпружиненные к силовым упорам соосные сателлиту диски. При этом силовые упоры размещены на водиле с возможностью перемещения центров сателлитов в тангенциальном направлении при передаче вращения. Технический результат заключается в улучшении эксплуатационных характеристик и повышении КПД. 5 ил.
Предлагаемое изобретение относится к машиностроению, муфта предназначена для соединения валов при передаче большой мощности и высокой частоте включения, например, в высокомоментных вариаторах.
Известны фрикционные обгонные муфты, в которых момент передается силами трения между ведущей и ведомой полумуфтами через заклинивающиеся тела [1]. Известна также фрикционная обгонная муфта, в конструкции которой используется зубчатая связь между заклинивающимися телами и ведущей полумуфтой [2]. В таких муфтах контактные нагрузки между деталями фрикционных пар превосходят полезные касательные силы более чем в 10 раз, что является препятствием к использованию таких типов муфт при высокой частоте включения и передаче больших мощностей, например, в вариаторах [3].
Существуют обгонные муфты, содержащие между ведущей и ведомой полумуфтами элемент, который при передаче момента удерживается силами трения, а момент передается нормальными силами [4]. В этих муфтах имеют место значительные потери энергии из-за достаточно большого момента при обгоне.
Примем за прототип, наиболее близкий по технической сущности и достигаемому результату, эксцентриковую обгонную муфту [5]. Она содержит зубчатую планетарную передачу, водило которой является ведущей полумуфтой, а сателлиты сцеплены с центральным колесом и с зубчатым венцом обоймы, выполненной в виде кольца с наружной и внутренней цилиндрическими поверхностями, с размещенным внутри обоймы роликом, связанным, например крестовой шайбой, с водилом, содержит также ведомую полумуфту с эксцентриком и с охватывающим эксцентрик и обойму стаканом, имеющую подпружиненный относительно ведомой полумуфты клин, при этом ролик и обойма образуют вращательные пары соответственно с эксцентриком и стаканом, а клин размещен между роликом и обоймой.
Признаки известной муфты (прототипа), совпадающие с заявляемой зубчатой обгонной муфтой, следующие. Она содержит зубчатую планетарную передачу, водило которой является ведущей полумуфтой, а сателлиты сцеплены с центральным колесом, кинематически связанным с ведомой полумуфтой.
В известной муфте из-за зазоров в кинематической цепи имеет место запаздывание перемещения клина, как при заклинивании муфты (начальная фаза передачи момента), так и при расклинивании муфты (начальная фаза обгона), что увеличивает углы срабатывания и расклинивания муфты. Из-за необходимости выталкивания клина, зажатого в зазоре между обоймой и роликом, требуется значительный момент при расклинивании муфты. Указанные недостатки ограничивает частоту включения и уменьшает КПД муфты.
Цель предлагаемого изобретения – улучшение эксплуатационных характеристик, а также повышение КПД.
Предлагаемая зубчатая обгонная муфта имеет следующие существенные признаки. Она содержит зубчатую планетарную передачу, водило которой является ведущей полумуфтой, сателлиты сцеплены с закрепленным на ведомой полумуфте центральным колесом, на водиле выполнена пара для каждого сателлита силовых упоров, а на каждом сателлите закреплены подпружиненные к силовым упорам соосные сателлиту диски, при этом силовые упоры размещены на водиле с возможностью перемещения центров сателлитов в тангенциальном направлении при передаче вращения.
Отличительными от прототипа признаками изобретения являются следующие. В предлагаемой муфте центральное колесо закреплено на ведомой полумуфте, на водиле выполнена пара для каждого сателлита силовых упоров, а на каждом сателлите закреплены подпружиненные к силовым упорам соосные сателлиту диски, при этом силовые упоры размещены на водиле с возможностью перемещения центров сателлитов в тангенциальном направлении при передаче вращения.
На фиг.1 представлена схема зубчатой обгонной муфты, на фиг.2-5 показан вариант конструкции.
Зубчатая обгонная муфта (фиг.1) содержит зубчатую планетарную передачу, в которой водило 1 является ведущей, а центральное колесо 2 – ведомой полумуфтами, О – ось муфты. На водиле выполнена пара силовых упоров 3 и 4, а также дополнительный упор 5. Между упорами свободно установлен, т.е. не имеющей оси на водиле, сцепленный с центральным колесом сателлит 6 с двумя дисками 7 и 8, а также осью 9, – малый радиальный зазор между осью и дополнительным упором. Сателлит подпружинен к силовым упорам пружиной 10.
Параметры муфты: RЦ и RC – радиусы центроид, соответственно центрального колеса и сателлита; R1 и R2 – радиусы дисков;
1 и 2 – углы положения точек контакта K1 и К2 силовых упоров.
Муфта работает следующим образом. На фиг.1 показана схема муфты при передаче вращения от ведущей полумуфты 1 ведомой 2 против часовой стрелки, М – передаваемый муфтой момент. Сателлит нагружен силами: N – нормальная сила и Р= N – сила трения от силового упора ( – коэффициент трения скольжения), Ft и Fn – силы в зацеплении от центрального колеса. Сила со стороны пружины не показана ввиду ее малости. Контакт центроид зубчатой пары – точка В, является мгновенным центром вращения сателлита относительно центрального колеса. Нормальные силы N поворачивают сателлит против часовой стрелки, т.е. в направлении передачи вращения, а силы трения Р – по часовой стрелке. Передача вращения полумуфтами (против часовой стрелки на фиг.1) происходит при превышении момента от сил трения моменту от нормальных сил, т.к. в этом случае сателлит неподвижен относительно центрального колеса, и водило через сателлит нагружает центральное колесо моментом
M=FtRЦ
и поворачивает в тангенциальном направлении центр сателлита A вместе с центральным колесом.
Необходимые условия передачи вращения полумуфтами:




где g – характеристический параметр, n=N2:N1; a1=R1:RC; a2=R2:RC; f1 и f2 – минимальные значения коэффициентов трения скольжения соответственно для дисков 7 и 8.
При повороте водила по часовой стрелке (не показано) через пружину, а также дополнительный упор, центр сателлита перемещается с водилом. При этом, свободно вращаясь, сателлит не воздействует на центральное колесо, что обеспечивает обгонное действие муфты. Наличие дополнительного упора не принципиально, он обеспечивает эффективность муфты при обгоне.
В предлагаемой муфте сателлит не заклинен между водилом и центральным колесом как ролик в фрикционной обгонной муфте, следовательно, момент при обгоне практически отсутствует, что делает высоким КПД такой муфты и приемлемым нагрузки на детали муфты при передаче больших моментов.
На фиг.2-5 показана конструкция зубчатой обгонной муфты с пятью сателлитами, в которой диски с коническими контактными поверхностями составляют единое целое с сателлитами, – угол конуса. Из фиг.5 имеем силу контакта NК=0,5N:sin ,
откуда сила трения Р=2 NК= ПРN,
где ПР= :sin – приведенный коэффициент трения скольжения.
Ось 9 вставлена в отверстие водила с зазором .
В рассматриваемой конструкции RС=R1=R2=R, 1=50°; 2=200°; =30°, и при =0,07 имеем ПР=0,07:sin30°=0,14.



При использовании дисков больших диаметров (a>1) имеем увеличение характеристического параметра g, т.к. при возрастании радиусов R1 и R2 увеличивается момент от сил трения Р, а момент от нормальных сил N не изменяется.
Зубчатое зацепление сателлита с центральным колесом может быть внешним или внутренним.
Ведущей полумуфтой может быть как водило, так и зубчатое колесо.
Авторы-заявители располагают муфтой предлагаемой конструкции.
Источники информации
1. А.Ф.Крайнев. Механика машин. Фундаментальный словарь – 2-е изд. М.: Машиностроение. – 2001 (стр.800-801).
2. Патент США №2024486 C1, 145-45.1, 1935 г.
3. Патент РФ №2242654 С2, F16Н 29/08. Высокомоментный вариатор. /Автор: Б.В.Пылаев. – Приор.: 20.01.2003.
4. Авт. свид. СССР №131597, F16D 41/00, 1949.
5. Патент РФ №2229630 С2, F16D 41/08. Эксцентриковая высокомоментная обгонная муфта. /Автор: Б.В.Пылаев. – Приор.: 03.04.2002.
Формула изобретения
Зубчатая обгонная муфта, содержащая зубчатую планетарную передачу, водило которой является ведущей полумуфтой, а сателлиты сцеплены с центральным колесом, кинематически связанным с ведомой полумуфтой, отличающаяся тем, что центральное колесо закреплено на ведомой полумуфте, на водиле выполнена пара для каждого сателлита силовых упоров, а на каждом сателлите закреплены подпружиненные к силовым упорам соосные с сателлитом диски, при этом силовые упоры размещены на водиле с возможностью перемещения центров сателлитов в тангенциальном направлении при передаче вращения.
РИСУНКИ
|
|