Патент на изобретение №2298265

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2298265 (13) C1
(51) МПК

H01M10/32 (2006.01)
H01M2/20 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 08.12.2010 – действует

(21), (22) Заявка: 2005127150/09, 29.08.2005

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

29.08.2005

(46) Опубликовано: 27.04.2007

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
SU 1690029 A1, 07.11.1991. RU 2083033 C1, 27.06.1997. US 4879191, 07.11.1989. US 4920018, 24.04.1990. US 4934046, 19.06.1990.

Адрес для переписки:

197376, Санкт-Петербург, ул. Проф. Попова, 38, ОАО “Аккумуляторная компания “Ригель”

(72) Автор(ы):

Быстров Юрий Александрович (RU),
Кудрявцев Николай Анатольевич (RU),
Данилов Григорий Альбертович (RU),
Крохмалюк Ирина Николаевна (RU),
Левенфиш Петр Григорьевич (RU),
Бурдов Дмитрий Владимирович (RU)

(73) Патентообладатель(и):

ОАО “Аккумуляторная компания “Ригель” (RU)

(54) СЕРЕБРЯНО-ЦИНКОВЫЙ АККУМУЛЯТОР ДЛЯ КОРОТКИХ И ОСОБО КОРОТКИХ РЕЖИМОВ РАЗРЯДА

(57) Реферат:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в производстве серебряно-цинковых аккумуляторов, предназначенных для коротких и особо коротких режимов разряда. Согласно изобретению, химический источник тока резервного типа содержит разнополярные электроды, разделенные сепараторами, помещенные в корпусе, заполненном электролитом, и токовыводы электродов, соединенные с борнами. Новизна изобретения в конструкции тововыводов аккумулятора, которые представляют собой плоские металлические пластины, имеющие вырез на боковой стороне, и верхняя часть которых загнута на 180°. Технический результат – улучшение надежности пайки узла “токовыводы – борн” припоем с температурой плавления свыше 320°С. Изобретение улучшает технологию производства серебряно-цинковых аккумуляторов. 2 ил.

Заявленное изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в производстве серебряно-цинковых аккумуляторов для коротких и особо коротких режимов разряда. Конкретно изобретение относится к конструкции токовыводов электродов, впаиваемых способом индукционной пайки непосредственно в полый борн.

Анализ уровня техники по данному вопросу показал следующее.

Проанализированы следующие технические решения:

1. Патент США №4317870 “Конструкция токовывода ХИТ”.

2. Патент США №4948681 “Токовывод аккумуляторной батареи”.

3. Патент США №4833049 “Уплотнение токовывода, содержащее два уплотняющих слоя”.

4. Патент США №4920018 “Узел герметизации токовыводов аккумулятора”.

5. Патент США №4879191 “Узел герметизации токовыводов аккумулятора”.

6. Патент США №4775607 “Способ герметизации токовывода ХИТ”.

7. Патент США №4934046 “Способ герметизации борнов аккумуляторной батареи”.

Данные технические решения неприемлемы для серебряно-цинковых аккумуляторов для коротких и особо коротких (до 5 мин) режимов разряда, т.к. попытки их использования, проведенные заявителем, не дали требуемого результата для заявляемого аккумулятора.

Наиболее близкой к заявляемому изобретению является конструкция серийно изготовляемого фирмой SAFT (Франция) аккумулятора 120RA3, выбранного заявителем в качестве прототипа.

В данном аккумуляторе борн состоит из стержневой части с резьбой под крепеж, соединенной со штампованной полостью, предназначенной для размещения в ней токовыводов. Узел “токовыводы – борн” представляет собой борн, в штампованную плоскость которого вертикально установлены плоские прямоугольные токовыводы и припаяны сплавом с температурой плавления не выше 190°С. Для защиты нещелочестойкого припоя от растворения место пайки заливается полимерной композицией.

Недостатки данной конструкции:

– при увеличении температуры борна при эксплуатации (случайное ослабление контакта с междуэлементной перемычкой) может произойти расплавление припоя с попаданием его в блок пластин;

– конструктивное расположение токовыводов в штампованной плоскости борна не обеспечивает одинакового зазора между концами токовыводов, тем самым не осуществляется равномерное смачивание припоем всех токовыводов;

– вертикальное расположение токовыводов не дает возможности полного визуального контроля за качеством пайки.

Задача изобретения – разработка конструкции токовыводов электродов серебряно-цинкового аккумулятора, предназначенной для пайки в полость борна, с целью улучшения надежности паяного соединения “токовыводы – борн”.

Задача решена за счет того, что в серебряно-цинковом аккумуляторе для коротких и особо коротких режимов заряда, содержащем разнополярные электроды, разделенные сепараторами, помещенные в корпусе, заполненном электролитом, и токовыводы электродов, соединенные с борнами, соединение токовыводов с борнами осуществлено за счет того, что токовыводы представляют собой плоские металлические пластины, имеющие вырезы на боковой стороне, и верхняя часть которых загнута на 180°.

Изобретение поясняется чертежами, приведенными на фиг.1 и 2.

На чертеже указаны следующие позиции:

1 – токовывод;

2 – электрод;

3 – борн одного знака (+) и (-);

4 – место паяного соединения узла “токовыводы – борн”.

Конструкция токовывода представляет собой плоскую металлическую пластину 1, имеющую вырез по боковой стороне и загнутую на 180° верхнюю часть на величину “Д” (см. фиг.1).

На чертежах показаны конструкция токовывода электрода – фиг.1 и взаимное положение блока электродов и борнов одного знака – фиг.2, где каждый электрод (положительный или отрицательный) изготавливается в специальном кондукторе, в котором определяется взаимное расположение электрода и токовывода относительно линий В и Г (см. фиг.1).

Далее блок электродов 2 химического источника тока собирают в другом специальном кондукторе, который обеспечивает пространственное расположение токовыводов положительных и отрицательных электродов таким образом, чтобы при пайке в борн 3 поверхности В и Г токовыводов однополюсных электродов располагались в нижней кромке борна (см. фиг.2).

Данная конструкция позволяет фиксировать заданное расстояние “Д” (см. фиг.1) между электродами токовыводов одной полярности по всей ширине полости борна и создать эффект капиллярного подъема припоя в процессе пайки по ширине загнутой части токовывода.

Технический результат – улучшение надежности пайки узла “токовыводы – борн” припоем с температурой плавления свыше 320°С;

– в конструкции может использоваться щелочестойкий припой с температурой плавления свыше 320°С, что повышает стойкость токовыводящих частей химических источников тока к перегреву при эксплуатации;

– конструкция обеспечивает визуальный контроль за качеством пайки;

– конструкция позволяет быстро выполнить процесс пайки, что предотвращает повреждение изоляционных полимерных чехлов на токовыводах и деструкцию материала сепаратора и активной массы.

Формула изобретения

Серебряно-цинковый аккумулятор для коротких и особо коротких режимов разряда, содержащий разнополярные электроды, разделенные сепараторами, помещенные в корпусе, заполненном электролитом, и токовыводы электродов, соединенные с борнами, отличающийся тем, что соединение токовыводов с борнами осуществлено за счет того, что токовыводы представляют собой плоские металлические пластины, имеющие вырез на боковой стороне, и верхняя часть которой загнута на 180°.

РИСУНКИ

Categories: BD_2298000-2298999