Патент на изобретение №2297367

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2297367 (13) C1
(51) МПК

B64C27/04 (2006.01)
B64D17/80 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 08.12.2010 – прекратил действие, но может быть восстановлен

(21), (22) Заявка: 2005128916/11, 15.09.2005

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

15.09.2005

(46) Опубликовано: 20.04.2007

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2246428 С2, 20.02.2005. RU 2203837 С2, 10.05.2003. DE 3617294 A1, 26.11.1987. US 2812147 А, 05.11.1957.

Адрес для переписки:

420085, г.Казань, ул. Тэцевская, 14а, ОАО “Казанское научно-производственное предприятие “Вертолеты-МИ”

(72) Автор(ы):

Шляпин Владимир Васильевич (RU),
Талов Александр Александрович (RU),
Талов Максим Витальевич (RU),
Шляпин Александр Владимирович (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Открытое акционерное общество “Казанское научно-производственное предприятие “Вертолеты-МИ” (RU)

(54) СИСТЕМА СПАСЕНИЯ ВИНТОКРЫЛЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

(57) Реферат:

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к системам спасения вертолетов. Система спасения вертолетов содержит контейнер с парашютом, установленный на верхнем несущем винте и жестко соединенный с осью вращения, установленной на втулке несущего винта с помощью радиально-упорных подшипников. Кроме того, на контейнере жестко закреплен стабилизатор, выполненный с возможностью стабилизации контейнера с парашютом от вращения вокруг своей оси от сил трения, возникающих в радиально-упорных подшипниках при вращении втулки несущего винта. Помимо этого наружные и внутренние обоймы радиально-упорных подшипников могут быть установлены как на втулке несущего винта, так и на оси вращения контейнера с парашютом. Техническим результатом заявленного изобретения является повышение надежности при спасении вертолета. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к системам спасения вертолетов и автожиров всех конструкций.

Известна конструкция катапультируемой капсулы, разработанная фирмой Гудьир в 1950-ых годах для ВМФ США, и капсула в герметичном исполнении для бомбардировщика ВВС США В-58 и самолета В-70. В случае аварийной ситуации капсула может покинуть самолет на всех режимах полета. Спустя 0,1 с после катапультирования выдвигаются длинные цилиндрические штанги, создавая устойчивость капсуле, а еще через 1,5 с раскрываются парашюты, прикрепленные к концам штанг, обеспечивая стабилизацию при малых скоростях и спуске (Алексеев С.М. Средства спасения экипажа самолета. Изд. “Машиностроение”, 1975 г.) – [1, стр.24].

Известны отделяемые катапультируемые кабины для аварийного покидания самолета, выполняемые конструктивно как отделяющаяся носовая часть фюзеляжа или в виде вставной герметичной кабины – [1, стр.25-26].

Известна система спасения летчика, получившая название “Янки”, где летчик вытягивается из кабины самолета ракетным двигателем, а не выталкивается стреляющим механизмом [1, стр.27-28].

Однако известные средства спасения предназначены для спасения только пилотов самолета.

Известен вертолет, используемый в спорте, разведке, службах надзора, охоте, а также в самодеятельной авиации (авторское свидетельство № 1819809, В64С 27/04, опубл. 07.06.1993 г., бюл. № 21) – [2]. На верхнем несущем винте при двухрядном несущем винте вертолета установлена система спасения, представляющая собой контейнер с парашютной системой и взятая в качестве прототипа.

При вращении несущего винта контейнер с парашютом тоже будет вращаться вместе с несущим винтом, что вызовет при раскрытии парашюта скручивание строп парашюта, что недопустимо.

Технический результат, на достижение которого направлено заявляемое изобретение, заключается в повышении надежности спасения вертолета.

Технический результат достигается тем, что в системе спасения винтокрылых летательных аппаратов, содержащей контейнер с парашютом, установленный на верхнем несущем винте, новым является то, что контейнер с парашютом жестко соединен осью вращения, установленной во втулке несущего винта с помощью радиально-упорных подшипников, при этом на контейнере жестко закреплен стабилизатор, который выполнен с возможностью стабилизации контейнера с парашютом от вращения вокруг своей оси от сил трения, возникающих в радиально-упорных подшипниках при вращении втулки несущего винта, причем наружные обоймы подшипников могут быть установлены на втулке несущего винта, а внутренние обоймы – на оси вращения контейнера с парашютом или внутренние обоймы подшипников могут быть установлены на втулке несущего винта, а наружные обоймы – на оси вращения контейнера с парашютом.

Сущность изобретения представлена на Фиг.1 и 2, где

Фиг.1 – вид спереди на вертолет с системой спасения;

Фиг.2 – один из вариантов реализации системы спасения.

Здесь:

1 – втулка несущего винта; 2 – подшипники; 3 – ось вращения контейнера с парашютом; 4 – контейнер с парашютом; 5 – стабилизатор направления.

Между втулкой 1 несущего винта и контейнером с парашютом 4 установлены два или более радиально-упорных подшипника 2 (В.И.Анурьев. Справочник конструктора-машиностроителя. Том 2, М.: Машиностроение, 1980 г., стр.132-136, 143) – [3] в корпусе втулки 1, являющейся внешними обоймами, а на оси вращения 3 контейнера с парашютом 4 внутренними обоймами, в качестве которых выступает ось 3 (можно и наоборот), при этом ось вращения 3 контейнера с парашютом жестко закреплена с контейнером 4. Для удержания контейнера с парашютом 4 на нем установлен стабилизатор направления 5, который за счет набегающего потока воздуха удерживает контейнер с парашютом 4 в положении по полету и препятствует его вращению, возникающему от сил трения в подшипниках при вращении втулки несущего винта. При вращении винта в винтокрылых летательных аппаратах крутящий момент от несущих винтов передается только на наружную обойму подшипника, являющуюся втулкой 1 несущего винта, а внутренняя обойма, являющаяся осью вращения контейнера с парашютом, жестко закрепленная с контейнером, этот крутящий момент не воспринимает, так как шарики, находящиеся между наружной и внутренней обоймами, вращаясь, не передают момент. В результате контейнер 4 всегда находится в одном положении. При этом стропы выпущенного или выпускаемого парашюта не будут закручиваться.

Таким образом, предложена система спасения винтокрылого летательного аппарата, которая проста в реализации и надежна в работе, обеспечивает возможность спасения всего вертолета или автожира.

Формула изобретения

1. Система спасения винтокрылых летательных аппаратов, содержащая контейнер с парашютом, установленный на верхнем несущем винте, отличающаяся тем, что контейнер с парашютом жестко соединен с осью вращения, установленной во втулке несущего винта с помощью радиально-упорных подшипников, при этом на контейнере жестко закреплен стабилизатор, который выполнен с возможностью стабилизации контейнера с парашютом от вращения вокруг своей оси от сил трения, возникающих в радиально-упорных подшипниках при вращении втулки несущего винта.

2. Система спасения по п.1, отличающаяся тем, что наружные обоймы радиально-упорных подшипников установлены на втулке несущего винта, а внутренние обоймы – на оси вращения контейнера с парашютом.

3. Система спасения по п.1, отличающаяся тем, что внутренние обоймы радиально-упорных подшипников установлены на втулке несущего винта, а наружные обоймы – на оси вращения контейнера с парашютом.

РИСУНКИ


MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 16.09.2008

Извещение опубликовано: 27.07.2010 БИ: 21/2010


Categories: BD_2297000-2297999