Патент на изобретение №2296410

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2296410 (13) C1
(51) МПК

H02K3/51 (2006.01)
H02K3/46 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 08.12.2010 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 2005134240/09, 07.11.2005

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

07.11.2005

(46) Опубликовано: 27.03.2007

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
ТИТОВ В.В. и др., Турбогенераторы. Расчет и конструкция, Ленинград, Энергия, 1959, с.18, рис.1-10(б). SU 792491 А1, 30.12.1980. SU 307464 А, 04.08.1971. SU 1347121 A1, 23.10.1987. SU 1767621 A1, 07.10.1992. SU 1112493 А, 07.09.1984. SU 1292114 A1, 23.02.1987. СН 106318 А, 16.08.1924. DE 2333622 A1, 23.01.1975. US 4710662 А, 01.12.1987. US 6864617 А, 08.03.2005. DE 2629574 A1, 13.01.1977.

Адрес для переписки:

119136, Москва, 2-й Сетуньский пр-д, 11, кв.116, В.Ю. Авруху

(72) Автор(ы):

Аврух Владимир Юрьевич (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Аврух Владимир Юрьевич (RU)

(54) РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

(57) Реферат:

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности – к роторам крупных электрических машин, например турбогенераторов. Технический результат, на достижение которого направлено данное изобретение, состоит в повышении надежности ротора электрической машины путем обеспечения дополнительного снижения знакопеременных напряжений в зоне посадки бандажных колец на сердечник ротора. Сущность изобретения состоит в том, что в роторе электрической машины, содержащем массивный сердечник с катушечной обмоткой, закрепленной в лобовых частях в радиальном направлении с помощью массивных металлических бандажных колец, надетых одной стороной на торцовые части сердечника, а другой стороной – на цилиндрическую поверхность центрирующих колец, поперечное сечение последних имеет Z-образную форму, при этом внутренняя поверхность центрирующих колец соединена с концевыми частями вала ротора, причем в зоне одной из упомянутых поверхностей сопряжения с валом ротора или с бандажным кольцом каждого из центрирующих колец, равномерно по окружности последних, в тангенциальном направлении выполнены два ряда прорезей, которые в упомянутых рядах расположены друг относительно друга в шахматном порядке. Причем один ряд упомянутых прорезей в упомянутых зонах может быть выполнен в центрирующем кольце, а другой ряд прорезей, например в виде вентиляционных каналов, на поверхности вала ротора, сопрягаемой с центрирующим кольцом. 2 ил.

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к роторам крупных электрических машин, например к турбогенераторам.

Известен ротор электрической машины с обмоткой, закрепленной в лобовой части массивными металлическими бандажными кольцами, надетыми одной стороной на торцовые части сердечника ротора горячей посадкой, а другой тыльной стороной, через эластичные центрирующие кольца с тангенциальными прорезями, на концевые части вала ротора. [1]. Однако использование этого изобретения лишь уменьшает знакопеременные напряжения в зоне посадки бандажных колец на сердечник ротора, возникающие при прогибе вала ротора в процессе эксплуатации электрической машины, за счет высокой гибкости эластичных элементов в радиальном направлении. Наиболее близким аналогом-прототипом изобретения является другая известная конструкция ротора электрической машины [2] с двухпосадочным исполнением бандажного узла, в которой бандажные кольца закрепляются с тыльной стороны через центрирующие кольца, в поперечном разрезе Z-образной формы, которые выполняют функцию эластичных элементов. Однако такая форма эластичных элементов, обеспечивая хорошую податливость бандажного узла в аксиальном направлении, не обеспечивает его достаточной гибкости в радиальном направлении.

Техническим результатом, на достижение которого направлено данное изобретение, – это повышение надежности ротора электрической машины за счет дополнительного снижения знакопеременных напряжений в зоне посадки бандажных колец на сердечник ротора, как результат использования положительных качеств двух видов эластичных элементов: центрирующих колец Z-образной формы и эластичных элементов с тангенциальными прорезями.

На Фиг.1 изображен ротор электрической машины, содержащей массивный сердечник (1) с катушечной обмоткой (2), закрепленной в лобовых частях (3) в радиальном направлении с помощью массивных металлических бандажных колец (4), надетых одной стороной на торцовые части сердечника горячей посадкой, а другой, тыльной, частью через центрирующие кольца (5) с эластичными элементами (6), на концевые части вала (7) ротора, в которых выполнены вентиляционные каналы (8). Обозначения: макс. – максимальный статический прогиб вала ротора в центральной части сердечника.

На Фиг.2 приведен поперечный разрез центрирующего кольца с комбинированным эластичным элементом в виде дугообразных рессор, образованных двумя рядами сквозных прерывистых прорезей (б), расположенных тангенциально равномерно по окружности, в шахматном порядке и в центрирующем кольце, поперечное сечение которого имеет Z-образную форму (а).

Бандажный узел, являющийся наиболее нагруженным в механическом отношении узлом ротора электрической машины, удерживает лобовые части обмотки, закрепленные на вращающемся сердечнике, в радиальном направлении от действия центробежных сил за счет бандажного кольца, а в осевом направлении – от действия сил, возникающих в результате теплового расширения обмотки, с помощью центрирующего кольца.

В двухпосадочном исполнении бандажного узла, с закрепленными с обеих сторон бандажными кольцами, наиболее опасны знакопеременные напряжения, которые возникают в процессе эксплуатации электрической машины, от прогиба вала ротора в зоне посадки бандажных колец на сердечник, величина которого достигает максимального значения в срединной части ротора (макс.).

Устранить или, по крайней мере, максимально снизить эти знакопеременные напряжения в зоне посадки бандажных колец на сердечник ротора – цель изобретения.

Это достигается тем, что в центрирующем кольце, поперечное сечение которого имеет Z-образную форму, в зоне одной из поверхностей сопряжения центрирующего кольца с валом ротора или бандажным кольцом выполняются дополнительные эластичные элементы в виде двух рядов прорезей, размещенных в тангенциальном направлении равномерно по окружности центрирующего кольца и расположенных друг относительно друга в шахматном порядке. При этом в центрирующем кольце можно ограничиться выполнением только одного ряда тангенциальных прорезей с тем, чтобы второй ряд расположенных в шахматном порядке прорезей был выполнен на сопрягаемой поверхности вала ротора. В этом случае в качестве второго ряда расположенных в шахматном порядке прорезей могут быть использованы, например, вентиляционные каналы в концевой части вала ротора, проходящие под центрирующим кольцом.

Источники информации

1. Авторское свидетельство, на изобретение СССР “Ротор электрической машины” №792491, 01.09.1980 г.

2. Титов В.В. и др. Турбогенераторы. Расчет и конструкция. Л.: Энергия, 1959 г., с.18, рис.1-10 (б). 895 с.

Формула изобретения

Ротор электрической машины, содержащий массивный сердечник с катушечной обмоткой, закрепленной в лобовых частях в радиальном направлении с помощью массивных металлических бандажных колец, надетых одной стороной на торцовые части сердечника, а другой стороной – на цилиндрическую поверхность центрирующих колец, поперечное сечение которых имеет Z-образную форму, при этом внутренняя поверхность центрирующих колец соединена с концевыми частями вала ротора, отличающийся тем, что в зоне одной из упомянутых поверхностей сопряжения с валом ротора или с бандажным кольцом каждого из центрирующих колец равномерно по окружности последних в тангенциальном направлении выполнены два ряда прорезей, которые в упомянутых рядах расположены друг относительно друга в шахматном порядке.

РИСУНКИ


QB4A – Регистрация лицензионного договора на использование изобретения

Лицензиар(ы): Аврух Владимир Юрьевич, Дугинов Леонид Александрович, Ростик Герман Владимирович, Ганюшкин Владимир Федорович

Вид лицензии*: НИЛ

Лицензиат(ы): Открытое акционерное общество “ЦКБ Энергоремонт”

Договор № РД0027816 зарегистрирован 17.10.2007

Извещение опубликовано: 27.11.2007 БИ: 33/2007

* ИЛ – исключительная лицензия НИЛ – неисключительная лицензия


MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 08.11.2007

Извещение опубликовано: 10.07.2009 БИ: 19/2009


Categories: BD_2296000-2296999