Патент на изобретение №2295795

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2295795 (13) C2
(51) МПК

H01H19/00 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 08.12.2010 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 2005112650/09, 26.04.2005

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

26.04.2005

(43) Дата публикации заявки: 10.11.2006

(46) Опубликовано: 20.03.2007

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
SU 339979 A1, 01.01.1972. RU 2091263 C1, 27.09.1997. RU 2002105938 A1, 10.08.2003. RU 2179130 C1, 10.02.2002. RU 2073837 C1, 20.02.1997. DE 3238740 A1, 26.04.1984. WO 9013464 A1, 15.11.1990. GB 2074693 A, 04.11.1981. Машины и стенды для испытаний деталей. Под ред. РЕШЕТОВА Д.В. – М.: Машиностроение, 1979, с.71, 72, рис.2-17.

Адрес для переписки:

346413, Ростовская обл., г. Новочеркасск, ул. Машиностроителей, 3, ОАО ВЭлНИИ

(72) Автор(ы):

Бачурин Николай Ефремович (RU),
Коновалов Григорий Яковлевич (RU),
Романенко Владимир Васильевич (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Открытое акционерное общество “Всероссийский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт электровозостроения” (ОАО “ВЭлНИИ”) (RU)

(54) МНОГОПОЗИЦИОННЫЙ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ

(57) Реферат:

Изобретение относится к электроаппаратостроению, а точнее к электроподвижному составу, имеющему многопозиционные групповые переключатели. Техническим результатом является обеспечение простоты настройки и повышение надежности многопозиционного переключателя. Многопозиционный переключатель содержит электропривод и каркас, состоящий из четырех продольных реек для закрепления кулачковых контакторов и трех боковых рам, на которых расположены посадочные места для вращения первого, промежуточного и кулачковых валов. Все валы соединены между собой зубчатыми передачами, которые выполнены в виде пары эллиптических и двух пар цилиндрических зубчатых шестерен. В посадочных местах для первого и промежуточного валов установлены опоры, выполненные в виде втулок, и устройства их фиксации на боковых рамах. Каждая втулка имеет внутреннее отверстие, смещенное относительно центра ее наружного диаметра, причем диаметр соответствующего посадочного места в боковой раме больше наружного диаметра втулки. 2 ил.

Изобретение относится к электроаппаратостроению, а более конкретно к электроподвижному составу, имеющему многопозиционные групповые переключатели, в частности переключатели для регулирования напряжения на тяговых двигателях электровозов.

Известен трехпозиционный коммутационный аппарат, содержащий основной вал, два вала управления, связанные между собой рычагами и пружиной, причем основной вал и один из валов управления имеют зубчатое зацепление шестерен. Пружина, опирающаяся одним концом на диск одного вала управления, а другим концом – на диск другого вала управления, является зазоровыбирающей зубчатого зацепления шестерен (Заявка РФ №2002105938/09, кл. Н 01 Н 33/42, 33/52, 2003 г., стр.765, БИ №22).

В данном случае при недостаточном усилии пружины радиальная составляющая будет выталкивать позвенное колесо из зацепления, а при большом усилии будет происходить «затирание» или «распор» зубьев. В первом и во втором случаях происходит быстрый износ шестерен трехпозиционного коммутационного аппарата или приводит к поломке механизма.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому является многопозиционный переключатель, содержащий каркас, состоящий из четырех продольных реек для закрепления кулачковых контакторов и трех боковых рам, на которых расположены посадочные места для вращения первого, промежуточного и кулачковых валов, соединенных между собой зубчатыми передачами, выполненных в виде пары эллиптических и двух пар цилиндрических зубчатых шестерен, и электропривод. Первый вал соединен с электроприводом первой зубчатой передачи, кулачковые валы соединены между собой второй и третьей зубчатыми передачами. Первая и вторая зубчатые передачи выполнены из цилиндрических зубчатых шестерен, третья передача выполнена из двух одинаковых эллиптических зубчатых шестерен и имеет переменное передаточное отношение (Авт.св. СССР №339979, кл. Н 01 Н 19.00).

При наборе позиций электропривод многопозиционного переключателя сообщает первому валу прерывистое вращение, которое через зубчатые передачи передается кулачковым валам. В данном случае, добиваясь нормального зацепления зубьев зубчатых шестерен между собой для всех трех зубчатых передач, предъявляют жесткие технологические требования при изготовлении в заводских условиях боковых рам каркаса многопозиционного переключателя, где находятся посадочные места для вращения промежуточного вала, концов первого и кулачковых валов с зубчатыми шестернями, жесткие условия индивидуальной подборки каждой пары зубчатых шестерен.

В случае отклонения допустимых размеров в процессе производства в сторону уменьшения межцентрового расстояния посадочных мест в боковых рамах каркаса для вращения промежуточного вала, концов первого и кулачковых валов приводит к заклиниванию зубчатых шестерен, а отклонение при эксплуатации в сторону увеличения допустимых размеров межцентрового расстояния посадочных мест в боковых рамах каркаса для вращения промежуточного вала, концов первого и кулачковых валов приводит к неполному зацеплению зубьев зубчатых шестерен и, как следствие, к ускоренному износу зубьев или их поломке.

Недостатком такой конструкции является сложность изготовления для достижения надежности многопозиционного переключателя.

Задачей изобретения является обеспечение простоты настройки зубчатого зацепления шестерен, насаженных на концы валов и надежности многопозиционного переключателя.

Для решения указанной задачи в многопозиционный переключатель, содержащий каркас, состоящий из четырех продольных реек для закрепления кулачковых контакторов и трех боковых рам, на которых расположены посадочные места для вращения первого, промежуточного и кулачковых валов, соединенные между собой зубчатыми передачами, выполненные в виде пары эллиптических и двух пар цилиндрических зубчатых шестерен, электропривода, введены новые признаки: в посадочные места для первого и промежуточного валов установлены опоры, выполненные в виде втулок с бортиком для фиксации, и устройства их фиксации на боковых рамах (например, винты), каждая втулка имеет внутреннее отверстие, смещенное относительно центра ее наружного диаметра, причем диаметр соответствующего посадочного места в боковой раме больше наружного диаметра втулки.

Это позволяет регулировать зацепление шестерен зубчатой передачи в допустимых пределах, обеспечивает простоту настройки зубчатого зацепления и долгосрочную бесперебойную работу в процессе эксплуатации многопозиционного переключателя, повышает его надежность.

На фиг.1 изображен многопозиционный переключатель.

На фиг.2 изображено сечение втулки для опоры первого и промежуточного валов.

На каркасе 1 переключателя, состоящего из четырех продольных реек 2, на которых закреплены кулачковые контакторы 3, и трех боковых рам 4, где расположены посадочные места (отверстия) для вращения первого 5, промежуточного 6 и кулачковых валов 7 и 8. В посадочные места для первого 5 и промежуточного 6 валов установлены опоры, выполненные в виде втулок 9 и 10 со смещенным отверстием 11 относительно центра 12 своего наружного диаметра (на величину «е»). Диаметры посадочных мест для первого 5 и промежуточного 6 валов больше (на величину «е») наружного диаметра втулок 9 и 10, поэтому имеется зазор 13 между боковыми рамами 4 и втулками 9 и 10, имеющими бортик с одной сторон для фиксации их винтами 14 и 15, что представляет собой устройство фиксации втулок 9 и 10, которое может быть выполнено и другим способом. Электропривод 16 с первым валом 5 через первую зубчатую передачу 17, выполненную в виде двух цилиндрических зубчатых шестерен, передает вращение кулачковому валу 7 и через вторую зубчатую передачу 18, выполненную в виде двух цилиндрических зубчатых шестерен, связанную через промежуточный вал 6 и третью зубчатую передачу 19, выполненную в виде пары эллиптических зубчатых шестерен, кулачковому валу 8.

При наладке, например, зубчатой передачи 17 многопозиционного переключателя зазор в зацеплении зубьев зубчатых шестерен проверяют с помощью щупа. Если зазор больше допустимого, то поворачивают втулку 9, установленную в боковой раме 4 каркаса 1 вокруг своей оси до тех пор, пока зубчатые шестерни сблизятся друг с другом и зазор уменьшится до допустимых размеров. После этого втулку 9 фиксируют, например, винтом 14 в этом положении и замеряют щупом зазор в зубчатой передаче 17, убеждаясь, что он находится в допустимых пределах.

Используя ту же последовательность действий, настраивают зазоры зубчатых шестерен в передачах 18, 19. Если зацепление зубьев зубчатых шестерен всех трех передач 17-19 находятся в тугом, без зазора, состоянии, то втулки 9 или 10 поворачивают вокруг своей оси в сторону разъединения шестерен до появления допустимого зазора и винтами 14 или 15 фиксируют втулки 9 или 10 на боковых рамах 4 каркаса 1. Эксцентриситет «е» между центром смещенного отверстия 11 и центром 12 наружного диаметра втулки позволяет приближать или удалять друг от друга зубчатые шестерни во время поворота втулок 9 или 10 по или против часовой стрелке вокруг относительного центра 12 наружного диаметра соответственно.

В случае, если при наладке эксцентриситет выбран полностью, но не достигнут требуемый результат, тогда сдвигают втулку 9 или 10 в боковых рамах 4 в нужную сторону на необходимую величину «е», т.к. диаметр посадочных мест (отверстий) в боковых рамах больше (на величину «е») наружного диаметра втулки 9 или 10.

Мягкость хода цилиндрических и эллиптических шестерен зубчатых передач во время набора позиций переключателя говорит о правильном зацеплении зубьев в допустимых пределах, что будет способствовать долгосрочной бесперебойной работе многопозиционного переключателя в процессе эксплуатации, т.е. его надежности.

Формула изобретения

Многопозиционный переключатель, содержащий каркас, состоящий из четырех продольных реек для закрепления кулачковых контакторов и трех боковых рам, на которых расположены посадочные места для вращения первого, промежуточного и кулачковых валов, соединенных между собой зубчатыми передачами, выполненных в виде пары эллиптических и двух пар цилиндрических зубчатых шестерен, и электропривод, отличающийся тем, что в посадочных местах для первого и промежуточного валов установлены опоры, выполненные в виде втулок, и устройства их фиксации на боковых рамах, каждая втулка имеет внутреннее отверстие, смещенное относительно центра ее наружного диаметра, причем диаметр соответствующего посадочного места в боковой раме больше наружного диаметра втулки.

РИСУНКИ


MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 27.04.2007

Извещение опубликовано: 27.07.2008 БИ: 21/2008


Categories: BD_2295000-2295999