Патент на изобретение №2295040

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2295040 (13) C1
(51) МПК

E21F5/00 (2006.01)
A62C3/02 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 08.12.2010 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 2005122111/11, 12.07.2005

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

12.07.2005

(46) Опубликовано: 10.03.2007

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
SU 1270366 A1, 15.11.1986. RU 2131755 C1, 20.06.1999. SU 977823 A1, 30.11.1982. RU 2086770 C1, 10.08.1997. ЕР 1503827 A1, 09.02.2005. US 5469920 А, 28.11.1995.

Адрес для переписки:

199106, Санкт-Петербург, В.О., 21-я линия, 2, СПГГИ (ТУ), патентный отдел

(72) Автор(ы):

Толстунов Сергей Андреевич (RU),
Мозер Сергей Петрович (RU),
Толстунов Антон Сергеевич (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г.В. Плеханова (технический университет)” (RU)

(54) СПОСОБ ТУШЕНИЯ ПОЖАРА И УСТАНОВКА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

(57) Реферат:

Изобретение относится преимущественно к технике тушения подземных пожаров в угольных шахтах и позволяет повысить эффективность ингибирования пламенного горения и флегматизации взрывчатой среды за счет создания инертной атмосферы. Технический результат в части способа тушения пожара достигается тем, что одновременно с возведением основной перемычки возводят дополнительную перемычку и фиксируют в выработке перед пожарной зоной установку для тушения пожара с авиационным двигателем, а огнегасительную смесь получают путем сжигания топлива и подают ее за основную перемычку, причем топливо сжигают до прекращения горения в пожарной зоне. Установка для тушения пожара снабжена дополнительной перемычкой, установленной перед основной перемычкой с отверстием, причем вся установка выполнена на колесно-рельсовом ходу и содержит три платформы: на первой, выполненной без бортов, жестко закреплен авиационный двигатель, связанный через генератор с маслостанцией и через компрессор с перемычками, на второй платформе с проемом закреплены распорные и несущие стойки с шарнирными башмаками для раскрепления установки в выработке, а на третьей платформе закреплена изотермическая емкость, связанная трубопроводом подачи с авиационным двигателем. 2 н.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится преимущественно к технике тушения подземных пожаров в угольных шахтах и позволяет повысить эффективность ингибирования пламенного горения и флегматизации взрывчатой среды за счет создания инертной атмосферы.

Известен способ объемного тушения пожара и устройство для его осуществления (патент РФ №2115450, А 62 С 35/00, опубл. 1998.07.20). Изобретение используется для тушения очагов ЛВЖ, ГЖ и твердых горючих материалов путем подачи в защищаемое помещение (очаг пожара) огнетушащего аэрозоля, полученного путем сжигания твердотопливного заряда из АОС на основе нитратов и/или перхлоратов щелочных металлов, органических и/или металлических горючих охладителей и/или технологических добавок, причем перед или одновременно с подачей аэрозоля подают вторичный реагент (диоксид углерода и/или ортофосфорную кислоту) в соотношении по массе с твердотопливным зарядом 1:0,5-1:100, а для создания в зоне пожара экранирующих аэрозольных завес аэрозоль образуют сжиганием сажеобразующей смеси и смешивают его с диоксидом углерода при соотношении по массе сажеобразующей смеси и диоксида углерода 0,5:1-7:1. Для осуществления способа используют устройство, содержащее корпус с зарядом АОС, узел инициирования, баллон с вторичным реагентом, причем пространство между выходом из камеры сгорания и зарядом из АОС заполнено наполнителем (например, перхлоратом калия или сажеобразующей смесью) при соотношении по массе заряда и наполнителя 1:4-10:1. Недостатком данного изобретения является низкая эффективность пожаротушения и высокий расход огнетушащего вещества.

Известен способ тушения пожаров и предотвращения взрывов в подземных горных выработках, принятый за прототип в части способа (а.с. СССР №1270366, 5 E 21 F 5/00, опубл. 1985.05.20). Способ включает подачу огнегасительной смеси в виде аэрозоля, одним из компонентов которой является хладон, локализацию пожарной зоны путем возведения перемычки, согласно изобретению с целью повышения эффективности ингибирования пламенного горения и флегматизации взрывчатой среды за счет поддержания хладона во взвешенном состоянии, в пожарной зоне размещают устройство рециркуляции атмосферы с активатором, осуществляют принудительную турбулизацию атмосферы с активатором и осуществляют принудительную турбулизацию атмосферы в этой зоне посредством активатора. Недостатком данного изобретения является низкая эффективность пожаротушения и высокий расход огнетушащего вещества.

Известна автоматическая установка газового пожаротушения (патент РФ №2108828, А 62 С 35/00, А 62 С 37/00, опубл. 1998.04.20). Устройство содержит датчики обнаружения пожара, блок управления, емкость с огнетушащим веществом, электроуправляемый клапан, распределительную сеть и выпускной насадок, при этом емкость с огнетушащим веществом соединена через электроуправляемый клапан с распределительной сетью и выпускным насадком, а блок управления соединен с датчиками обнаружения пожара и электроуправляемым клапаном, введен теплообменник регенеративного типа, масса теплобменного вещества которого выбрана из заданного соотношения и который установлен между электроуправляемым клапаном и выпускным насадком и расположен в виде эжектора. Недостатком данного изобретения является низкая эффективность пожаротушения и высокий расход огнетушащего вещества.

Известен автомобиль газового пожаротушения, принятый за прототип в части устройства (патент РФ №2131755, А 62 А 27/00, опубл. 1999.06.20). Устройство содержит шасси, изотермическую емкость с огнетушащим веществом в виде перегретой криогенной жидкости, трубопровод подачи, патрубок подачи огнетушащего вещества, трубопроводы, предохранительную и запорную арматуры, нагреватель, выполненный в виде теплообменника “криогенная жидкость-окружающий воздух” и расположенный под изотермической емкостью так, что вход теплообменника соединен с жидкой фазой криогенного вещества, согласно изобретению степень перегрева криогенной жидкости составляет Тпернорм=1,1-1,8, где Тпер – температура перегретой криогенной жидкости; Тнорм – температура криогенной жидкости при нормальных условиях, теплообменная поверхность теплообменника достаточна для испарения жидкого азота со скоростью в Vпар/Vжидк раз меньше расхода криогенной жидкости, необходимой для тушения, где Vпар – удельный объем газа, равновесного криогенной жидкости в перегретом состоянии; Vжидк – удельный объем криогенной жидкости в перегретом состоянии, при этом выход теплообменника через вентили соединен с газообразной фазой и средней частью жидкой фазы криогенного вещества на высоте, достаточной для подачи жидкости в теплообменник. Недостатком данного изобретения является низкая эффективность пожаротушения и высокий расход огнетушащего вещества.

Техническим результатом изобретения является повышение эффективности пожаротушения и снижение расхода огнетушащего вещества.

Технический результат достигается в части способа достигается тем, что в способе тушения пожара, включающем возведение основной перемычки, подачу огнегасительной смеси и локализацию пожарной зоны, согласно изобретению одновременно с возведением основной перемычки возводят дополнительную перемычку и фиксируют в выработке перед пожарной зоной установку для тушения пожара с авиационным двигателем, а огнегасительную смесь получают путем сжигания топлива и подают ее за основную перемычку, причем топливо сжигают до прекращения горения в пожарной зоне.

Технический результат в части устройства достигается тем, что установка для тушения пожара, содержащая платформу, изотермическую емкость, трубопровод подачи, основную перемычку, установленную перед очагом пожара, согласно изобретению снабжена дополнительной перемычкой, установленной перед основной перемычкой с отверстием, причем вся установка выполнена на колесно-рельсовом ходу и содержит три платформы, на первой, выполненной без бортов, жестко закреплен авиационный двигатель, связанный через генератор с маслостанцией и через компрессор с перемычками, на второй платформе с проемом закреплены распорные и несущие стойки с шарнирными башмаками для раскрепления установки в выработке, а на третьей платформе закреплена изотермическая емкость, связанная трубопроводом подачи с авиационным двигателем.

Применение предлагаемого устройства по сравнению с прототипом позволяет повысить эффективность пожаротушения и снизить расход огнетушашего вещества.

Способ тушения пожара и установка для его осуществления поясняются чертежами, на фиг.1 показана установка в транспортном положении, на фиг.2 показана установка в рабочем положении, на фиг.3 показан вид по стрелке А, где:

1 – авиационный двигатель;

2 – основная перемычка с отверстием;

3 – компрессор;

4 – дополнительная перемычка;

5 – маслостанция;

6 – генератор;

7 – шарнирные башмаки распорных стоек;

8 – проушина для распорных стоек;

9 – трубопровод подачи;

10 – проем для установки распорных стоек;

11 – изотермическая емкость с топливом, например керосином;

12 – распорные стойки;

13 – несущие стойки.

Способ тушения пожара осуществляют следующим способом. Основную перемычку 2 возводят одновременно с возведением дополнительной 4 перемычки. Установку перед запуском фиксируют перед пожарной зоной с помощью распорных 12 и несущих 13 стоек и локализуют пожарную зону путем установки основной 2 перемычки с отверстием и дополнительной 4 перемычки. Огнегасительную смесь, состоящую в основном из углекислого газа получают путем сжигания топлива, например керосина, и подачи продуктов сгорания топлива за перемычку 2 с отверстием. Топливо сжигают до получения в пожарной зоне атмосферы, не поддерживающей горение за счет вытеснения углекислым газом воздуха и инертизации и флегматизации атмосферы (до прекращения горения в пожарной зоне).

Установка для тушения пожара включает три платформы на колесно-рельсовом ходу, соединенные между собой (условно не выделены). На первой платформе жестко закрепляют кузов без бортов, внутри которого жестко закрепляют авиационный двигатель 1, связанный через генератор 6 с маслостанцией 5 и компрессором 3. Компрессор 3 связан с основной 2 и дополнительной 4 перемычками. Авиационный двигатель 1 связывают трубопроводом подачи 9 с изотермической емкостью 11 с топливом, например керосином. Емкость 11 выполнена изотермической для обеспечения возможного перегрева топлива. Зазор между емкостью с топливом заполнен негорючей жидкостью, например водой. На кузове первой платформы закреплена перемычка 2 с отверстием, совпадающим с местом выхода продуктов сгорания, закрепленная со стороны выхода продуктов сгорания и установленная перед очагом пожара. В средней части первой платформы закреплена до основной 2 перемычки с отверстием дополнительная перемычка 4, выполненная, например, из резинокорда, для надежной изоляции очага пожара и предотвращения утечек огнегасительной смеси. Вторая платформа, служащая в основном для перемещения стоек, включает раму с проемом 10, достаточным для монтажа несущих 13 и распорных 12 стоек с шарнирными башмаками 7, предназначенными для надежного раскрепления установки в выработке перед пожарной зоной. Третья платформа установки включает кузов с закрепленной на нем емкостью 11, выполненной изотермической для предотвращения перегрева топлива.

Установка для тушения пожара работает следующим образом. Установку фиксируют перед пожарной зоной с помощью распорных 12 стоек с шарнирными башмаками 7, вставленных в проушину 8, и несущих стоек 13. После этого подают топливо из изотермической емкости 11 и с помощью пускателя (условно не показан) запускают авиационный двигатель 1. С помощью компрессора 3 заполняют основную 2 и дополнительную 4 перемычки воздухом. Маслостанция 5 необходима для подачи масла и смазки движущихся частей двигателя, а генератор 6 – для выработки электричества. Затем подают продукты сгорания топлива за перемычки 2 и 4 в пожарную зону до практически полного вытеснения ими воздуха из выработки и прекращения горения.

Применение предлагаемого способа тушения пожара и установки для его осуществления обеспечивает следующие преимущества:

– повышение эффективности пожаротушения;

– снижение расхода огнетушащего вещества;

– снижение расхода материалов.

Формула изобретения

1. Способ тушения пожара, включающий возведение основной перемычки, подачу огнегасительной смеси и локализацию пожарной зоны, отличающийся тем, что одновременно с возведением основной перемычки возводят дополнительную перемычку и фиксируют в выработке перед пожарной зоной установку для тушения пожара с авиационным двигателем, а огнегасительную смесь получают путем сжигания топлива и подают ее за основную перемычку, причем топливо сжигают до прекращения горения в пожарной зоне.

2. Установка для тушения пожара, содержащая платформу, изотермическую емкость, трубопровод подачи, основную перемычку, установленную перед очагом пожара, отличающаяся тем, что она снабжена дополнительной перемычкой, установленной перед основной перемычкой с отверстием, причем вся установка выполнена на колесно-рельсовом ходу и содержит три платформы, на первой, выполненной без бортов, жестко закреплен авиационный двигатель, связанный через генератор с маслостанцией и через компрессор – с перемычками, на второй платформе с проемом закреплены распорные и несущие стойки с шарнирными башмаками для раскрепления установки в выработке, а на третьей платформе закреплена изотермическая емкость, связанная трубопроводом подачи с авиационным двигателем.

РИСУНКИ


MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 13.07.2007

Извещение опубликовано: 27.02.2009 БИ: 06/2009


Categories: BD_2295000-2295999