Патент на изобретение №2294914

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2294914 (13) C1
(51) МПК

C07C5/333 (2006.01)
C07C15/46 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 08.12.2010 – действует

(21), (22) Заявка: 2005127505/04, 01.09.2005

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

01.09.2005

(46) Опубликовано: 10.03.2007

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2120933 C1, 12.02.1985. US 3326996 A, 20.06.1967. RU 2214992 С1, 27.10.2003. RU 2225857 С1, 20.03.2004. RU 2234491 С2, 20.08.2004.

Адрес для переписки:

453256, Республика Башкортостан, г. Салават-6, ул. Молодогвардейцев, 30, ОАО “Салаватнефтеоргсинтез”, начальнику технического управления Ю.М. Цаплину

(72) Автор(ы):

Рогов Максим Николаевич (RU),
Рахимов Халил Халяфович (RU),
Ишмияров Марат Хафизович (RU),
Мячин Сергей Иванович (RU),
Прокопенко Алексей Владимирович (RU),
Мельников Геннадий Николаевич (RU),
Цаплин Юрий Матвеевич (RU),
Павлов Михаил Леонардович (RU),
Басимова Рашида Алмагиевна (RU),
Борисенко Юрий Иванович (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Открытое акционерное общество “Салаватнефтеоргсинтез” (RU)

(54) СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СТИРОЛА

(57) Реферат:

Изобретение относится к нефтехимическим процессам, а именно получению стирола каталитическим дегидрированием этилбензола. Сущность изобретения: этилбензольную шихту, полученную смешением свежего этилбензола и этилбензола-рецикла с содержанием стирола не выше 0,1% мас., подвергают каталитическому дегидрированию в присутствии водяного пара при массовом соотношении сырье: водяной пар, равном 1:2, температуре 600°С. Объемная скорость подачи этилбензольной шихты составляет 0,5-1,0 ч-1, давление в реакторе поддерживается в пределах 45-80 кПа (абс.). Многоступенчатой ректификацией получают стирол-ректификат с концентрацией основного вещества (стирола) не менее 99,8% мас. и примесью фенилацетилена не более 0,01% мас. Возвратный этилбензол-рецикл смешивают исходным этилбензолом и полученную этилбензольную шихту с содержанием стирола не выше 0,1% вновь подают на блок дегидрирования. Технический результат – повышение конверсии этилбензола в стирол, улучшение селективности процесса и снижение содержания фенилацетилена в товарном стироле. 1 табл.

Изобретение относится к области каталитических процессов, а именно получению стирола каталитическим дегидрированием этилбензола, и может быть использовано в нефтехимической промышленности.

Известны способы получения стирола каталитическим дегидрированием этилбензола на железооксидных катализаторах при температурах 560-640°С в присутствии водяного пара с последующим выделением стирола из продуктов дегидрирования этилбензола путем многоступенчатой ректификации с последовательным выделением бензолтолуольной фракции, возвратного этилбензола и стирола-ректификата. Кубовый продукт колонны выделения стирола-ректификата подвергается дополнительной отгонке с возвратом отогнанного стирола в колонну выделения стирола-ректификата (Кирпичников П.А. и др. «Альбом технологических схем основных производств промышленности синтетического каучука», Л., «Химия», 1980, с.100; Нефть, газ и нефтехимия за рубежом, 1991, 8, с.100-102).

В известных способах получения стирола содержание стирола в возвратном этилбензоле достигает 1,5% мас., что приводит при его смешении со свежим этилбензолом к содержанию стирола в этилбензольной шихте, поступающей в реактор дегидрирования, на уровне 0,4% мас. Конверсия этилбензола по данному способу обычно не превышает 60% мас. (Патент США №3326996, кл. 260-669, опубл. 1967; Э.М.Ривин и др. «Производство стирола», М., ЦНИИТЭнефтехим, 1996, с.38).

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предполагаемому изобретению является «Способ получения стирола» (Патент РФ №2120933, кл. С 07 С 15/46, 1998), который и выбран за прототип.

Согласно прототипу получение стирола основано на процессе каталитического дегидрирования этилбензола в среде водяного пара, где этилбензольная шихта, полученная после смешения свежего и возвратного (рецикла) этилбензола, с содержанием стирола в смеси на уровне не выше 0,15% мас. подвергается дегидрированию на железооксидном катализаторе. Процессе осуществляется при температуре 600-640°С, массовом отношении сырье: водяной пар, равном 1:2 и объемной скорости подачи этилбензольной шихты 1 час-1. Конверсия этилбензола составляет 67,9% мас., при селективности превращения этилбензола в стирол 96,7%.

Одновременно с основной реакцией превращения этилбензола в стирол по свободно-радикальному механизму

под действием высоких температур из стирола образуется побочный продукт фенилацетилен:

который отрицательно влияет на качество товарного стирола.

В соответствии с ГОСТ 10003-90 на товарный стирол массовая доля фенилацетилена (%) в стироле жестко регламентируется:

– высший сорт, не более 0,01
– 1 сорт, не более 0,02

Недостатками известного способа являются:

– низкая эффективность процесса, где конверсия этилбензола достигает 67,9%, а селективность превращения этилбензола в стирол не превышает 96,7%;

– высокое содержание стирола в этилбензольной шихте для дегидрирования (0,15% мас.), что не позволяет получать товарный стирол нужного качества с содержанием фенилацетилена менее 0,01% мас.

Целью предполагаемого изобретения является повышение эффективности процесса получения стирола путем увеличения конверсии и селективности дегидрирования этилбензола в стирол при одновременном улучшении качества стирола за счет снижения содержания в нем примеси фенилацетилена.

Поставленная цель достигается предполагаемым способом получения стирола, который осуществляется каталитическим дегидрированием этилбензола в присутствии водяного пара с последующим разделением продуктов дегидрирования этилбензола, путем многоступенчатой ректификации с выделением бензолтолуольной фракции, этилбензольной фракции – рецикла, возвращаемой на смешение с исходным (свежим) этилбензолом, подаваемым на дегидрирование, и стирола-ректификата, путем поддержания концентрации стирола в этилбензольной шихте на уровне не выше 0,1% мас.

Сопоставительный анализ заявляемого способа с прототипом позволяет сделать вывод о том, что заявляемый способ отличается от известного содержанием (концентрацией) стирола в этилбензольной шихте, подаваемой на дегидрирование, – не выше 0,1% мас. Указанный прием позволяет заключить, что заявляемое техническое решение соответствует критерию «новизна».

Анализ известных способов получения стирола показал, что тенденция снижения содержания (концентрации) стирола в этилбензольной шихте, подаваемой на дегидрирование, приводит к повышению конверсии этилбензола и улучшению селективности процесса получения стирола. Однако только факт поддержания массовой доли стирола в этилбензольной шихте, подаваемой на дегидрирование, на уровне 0,1% позволяет увеличить конверсию этилбензола в стирол до 70% и выше при одновременном снижении массовой доли примеси фенилацетилена (побочного продукта) в стироле менее 0,01%.

Сущность предполагаемого изобретения заключается в следующем. Этилбензольная шихта, полученная смешением свежего этилбензола и этилбензола-рецикла, с содержанием (концентрацией) стирола не выше 0,1% мас. подвергается дегидрированию на железооксидном катализаторе в присутствии водяного пара при массовом соотношении сырье: водяной пар, равном 1:2, температуре 600°С и объемной скорости подачи этилбензольной шихты 1 ч-1 по уравнению реакции:

Возможные пределы проведения процесса дегидрирования:

– температура,°С 600-640
– объемная скорость подачи
этилбензольной шихты, ч-1 0,5-1,0
– давление (абс.) кПа 45-80
– массовое соотношение этилбензольной
шихты и водяного пара, не менее 1:2

Под воздействием высоких температур по свободно-радикальному механизму происходит образование примеси фенилацетилена, которая отрицательно влияет на качество товарного стирола

Контактный газ (продукт дегидрирования), содержащий стирол, непрореагировавший этилбензол, побочные продукты, в т.ч. примесь фенилацетилена, и пары воды подвергают многоступенчатой ректификации для получения стирола-ректификата с концентрацией основного вещества (стирола) не менее 99,8% мас. и примеси фенилацетилена не более 0,01% мас.

Возвратный этилбензол-рецикл смешивается с исходным этилбензолом и полученная этилбензольная шихта, с содержанием стирола не выше 0,1%, вновь подается на блок дегидрирования.

Пример 1 (сравнительный, по прототипу). Этилбензольная шихта, полученная после смешения свежего и возвратного этилбензола, с содержанием стирола в смеси 0,15% мас. подвергалась дегидрированию на железоокисном катализаторе. Процесс осуществлялся при температуре 600°С, массовом соотношении сырье: водяной пар, равном 1:2 и объемной скорости подачи этилбензольной шихты 1 час-1. Конверсия этилбензола составила 67,9% при селективности превращения этилбензола в стирол 96,7%. Содержание фенилацетилена в товарном стироле 0,015% мас.

Пример 2. Этилбензольная шихта, полученная после смешения свежего и возвратного этилбензола, с содержанием стирола в смеси 0,1% мас. подвергалась дегидрированию на железоокисном катализаторе. Процесс осуществлялся при темпереатуре 600°С, массовом соотношении сырье: водяной пар, равном 1:2 и объемной скорости подачи этилбензольной шихты 1 час-1. Конверсия этилбензола составила 70,0% мас. при селективности превращения этилбензола в стирол 98,1%. Содержание фенилацетилена в товарном стироле 0,010% мас.

Данные остальных примеров приведены в таблице.

Таким образом, снижение концентрации стирола в этилбензольной шихте до уровня менее 0,1% мас. приводит к повышению конверсии этилбензола в стирол, улучшению селективности процесса и снижению содержания фенилацетилена в товарном стироле.

Таблица
Влияние содержания стирола в этилбензольной шихте на процесс дегидрирования и качество товарного стирола
Примеры Содержание стирола в этилбензольной шихте, % мас. Конверсия этилбензола в стирол,
% мас.
Селективность превращения этилбензола в стирол, % Содержание фенилацетилена в товарном стироле, % мас.
1 (прототип) 0,15 67,9 96,7 0,015
2 0,10 70,0 98,1 0,010
3 0,08 75,4 98,8 0,005
4 0,04 78,2 99,2 0,003
5 (сравнительный) 0,12 69,1 97,6 0,012

Формула изобретения

Способ получения стирола каталитическим дегидрированием этилбензола в присутствии водяного пара с последующим выделением бензолтолуольной фракции возвратной этилбензольной фракции и стирола-ректификата, отличающийся тем, что концентрация стирола в этилбензольной шихте, поступающей в реактор дегидрирования, поддерживается на уровне не выше 0,1 мас.%, объемная скорость подачи этилбензольной шихты составляет 0,5-1,0 ч-1, давление в реакторе поддерживается в пределах 45-80 кПа (абс.), а содержание фенилацетилена в стироле-ректификате не более 0,01 мас.%.

Categories: BD_2294000-2294999