Патент на изобретение №2294754

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2294754 (13) C2
(51) МПК

A61K36/21 (2006.01)
A61P25/00 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 08.12.2010 – может прекратить свое действие

(21), (22) Заявка: 2005110786/14, 13.04.2005

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

13.04.2005

(43) Дата публикации заявки: 20.10.2006

(46) Опубликовано: 10.03.2007

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:

Адрес для переписки:

170642, г.Тверь, ул. Советская, 4, ГОУ ВПО ТГМА МЗ РФ, патентный отдел

(72) Автор(ы):

Кушнир Семен Михайлович (RU),
Антонова Людмила Кузьминична (RU),
Кулакова Наталья Ивановна (RU),
Шматов Геннадий Павлович (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Тверская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию” (ГОУ ВПО Тверская ГМА Росздрава) (RU)

(54) СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ВЕГЕТАТИВНОГО ДИСБАЛАНСА У ДЕТЕЙ

(57) Реферат:

Изобретение относится к медицине, в частности к педиатрии, и может быть использовано для коррекции вегетативного дисбаланса у детей младшего школьного возраста. Для этого назначают 200 мл водного настоя амаранта, полученного завариванием 10 г сухих листьев на 200 мл кипяченой воды при t 80 градусов С и настаиванием в течение 20 минут, причем настой амаранта вводят через 2 часа после еды, 1 раз в день, курсом 30 дней. Способ позволяет нивелировать клинические признаки вегетативной дистонии за счет нормализации регулирующего влияния симпатического и парасимпатического отдела BHC.

(56) (продолжение):

Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии.

Охрана здоровья детей является приоритетным направлением педиатрии. Особую тревогу вызывает состояние здоровья школьников, среди которых отмечается выраженный рост распространенности морфофункциональных отклонений, пограничных состояний. Способствуют этому ухудшение социально-экономической ситуации, экологических условий, ухудшения качества жизни, отсутствие рационального питания школьников, особенно младших классов, смена образа жизни при поступлении в школу, большие нагрузки. Все это вызывает развитие у детей вегетативного дисбаланса, частота его возникновения у школьников – до 60-70%. Для коррекции возникающего дисбаланса используется целый комплекс как медикаментозных средств, так и немедикаментозная терапия. Особое место отводится препаратам растительного происхождения. Поэтому появление новых средств воздействия на вегетативную разрегуляцию растительного происхождения является актуальным.

Однако данный способ по мнению заявителей имеет некоторые недостатки: длительное применение; спиртовые растворы препаратов, что нежелательно использовать в детской практике; частота применения – два раза в день, неудобная при оздоровлении детей, посещающих школьные занятия; использование растительных психостимуляторов детям только с ваготонической направленностью синдрома вегетативной дистонии.

Заявители предлагают использовать для регуляции вегетативного баланса у детей младшего школьного возраста растительный препарат – настой амаранта.

Амарант – уникальное растение, содержащее в листьях и семенах низкомолекулярный белок, сбалансированный по аминокислотному составу и подавляющий рост бактерий, а также питательные и лечебные для человека вещества: крахмал, витамины С, Е, А, пигменты, пектины, микроэлементы, флавоноиды. Высокая комплекснообразующая способность молекул пектина по отношению ряда тяжелых металлов и токсичных для организма веществ делает это соединение особенно ценным. Обладает адаптогенными свойствами.

Настой амаранта назначали в суточной дозе 10,0 г один раз в день между приемами пищи через 2 часа после еды. Сухие листья амаранта заваривали кипяченой водой при температуре 80°С из расчета 10,0 г на 200 мл воды, настаивали в течение 20 минут и применяли в качестве питьевого напитка. Курс применения настоя – 1 месяц. Настой амаранта имеет приятный вкус, дети его охотно пили.

Для оздоровления детей методом случайного отбора были взяты школьники младших классов (1 и 2 класса) гимназии №10 г.Твери. Всего обследовано 72 ребенка, из них у 47 выявлены симптомы синдрома вегетативной дистонии. Из обследованных детей было сформировано 2 группы наблюдения, стандартизированных по полу, возрасту и группе здоровья (средний возраст 7,8 лет, мальчики и девочки примерно поровну в обеих группах, 3/4 детей обеих групп имели 2-ю группу здоровья, 1/4 – третью группу здоровья).

Дети основной группы (26 человек) получали настой амаранта, дети группы сравнения (21 человек) – зеленый чай. Зеленый чай обладает многими полезными свойствами, тонизирует, содержит микроэлементы, поэтому использован у детей группы сравнения.

Состояние вегетативной нервной системы (ВНС) исследовалось с помощью вегетотестора с программой “Полиспектр” фирмы “Нейрософт” (Россия). Регистрировалось от 300 до 500 кардиоциклов. Изучались следующие показатели: Мо, с (мода) – наиболее часто встречающееся значение кардиоинтервала;

АМо, % (амплитуда моды) – число значений интервалов, соответствующих моде и выраженное в процентах от общего числа кардиоциклов. Характеризует тонус симпатического отдела ВНС.

Х, с – вариационный размах – разница между максимальным и минимальным значениями кардиоциклов, отражает уровень активности парасимпатического отдела ВНС.

ИН – индекс напряжения, интегральный показатель исходного вегетативного тонуса.

ИВР, усл.ед. (индекс вегетативного равновесия);

ПАПР, усл.ед. (показатель адекватности процессов регуляции);

ВПР, усл.ед. (вегетативный показатель ритма)

При переходе из клино- в ортоположение определялась вегетативная реактивность. С этой целью вычислялось отношение ИН2 в ортоположении к ИН1 в покое с выделением нормального (симпатикотонического), гиперсимпатикотонического и асимпатикотонического типов вегетативной реактивности.

Интерпретация полученных данных проводилась по критериям Е.А.Соболевой (1984).

Ведущими субъективными болевыми симптомами у обследованных были головные боли и боли в животе. Кроме того, отмечались жалобы вегетативного характера – утомляемость, нарушение сна, метеочувствительность и другие. Жалобы во время первичного осмотра предъявляли 30,8% детей основной группы и 36,4% детей группы сравнения. В ходе оздоровительного лечения отмечено значительное снижение частоты жалоб в основной группе – 11,5% (на 19,3% меньше), в группе сравнения частота жалоб не изменилась.

Показатели вегетативного статуса обследованных детей представлены в таблице 1.

Таблица 1
Показатели кардиоинтервалографии у обследованных детей (М±м)
Показатели Основная группа (n=27) Группа сравнения (n=20)
До оздоровления После оздоровления До оздоровления После оздоровления
Мо, с 0,79±0,04 0,78±0,04 0,78±0,05 0,80±0,05
АМо, % 32,5±1,59 41,90±2,05* 31,00±1,92 33,80±2,09
Х, с 0,76±0,04 1,51±0,07* 0,44±0,03 0,67±0,04
ИИ, усл.ед 50,78±1,88 42,36±2,08 54,30±3,36 45,30±2,81
ПАПР, усл.ед 41,90±2,05 50,30±2,46 40,50±2,51 43,40±2,69
ВПР, усл.ед 3,80±1,87 2,90±0,14 3,92±0,24 3,40±0,21
ИВР, усл.ед 71,25±3,49 59,3±2,91 84,20±5,22 72,44±4,49
Примечание: * – достоверность различий с данными до оздоровления

Как видно из данных таблицы 1, показатель Мо практически не изменился у детей основной группы и незначительно увеличился в группе сравнения. Показатель АМо при повторном обследовании у детей основной группы вырос на 28,9%, в то время как в группе сравнения – только на 9,0% (р<0,01), а показатель X – в основной группе вырос на 98,7%, в то время как в группе сравнения – на 52,3% (р<0,001). ИН у детей обеих групп снизился на 16,6% и остался в пределах цифр, характеризующихся эйтонией. При сравнении показателей вегетативного равновесия в основной группе можно отметить повышение ПАПР на 20,04%, снижение ВПР – на 23,7% и снижение ИВР – на 16,7%, а в группе сравнения при повторном обследовании можно отметить повышение ПАПР на 7,2%, снижение ВПР – на 13,2% и снижение ИВР – на 14,0%.

Таким образом, анализ показателей, характеризующих вегетативное равновесие у детей основной группы, свидетельствует, что несмотря на сохраняющуюся эйтонию отмечено усиление влияния нервного контура регуляции по сравнению с гуморальным (по увеличению ПАПР) и парасимпатического влияния (по снижению ВПР и ИВР) в большей степени, чем в группе сравнения. В то же время основные показатели кардиоинтервалограммы говорят об усилении активности и симпатического отдела ВНС (по данным АМо) и парасимпатического (по данным Х), также в большей степени выраженное у детей основной группы.

Изучение вегетативной реактивности показало, что у детей обеих обследованных групп увеличилось количество с нормальной и гиперсимпатикотонической вегетативной реактивностью и значительно снизилось количество детей с асимпатикотонией (ACT), в большей степени выраженные изменения касаются основной группы, где снижение ACT произошло в 4 раза, а в группе сравнения – в 2,3 раза.

Это свидетельствует о гармоничности процессов вегетативной регуляции под действием настоя амаранта и повышении у детей трофотропных процессов. Учитывая значимость показателя вегетативной реактивности в оценке адаптационных возможностей ребенка, авторы считают оздоровительные мероприятия эффективными.

Преимуществами предложенного авторами способа коррекции вегетативного дисбаланса у детей младшего школьного возраста являются:

1. Коррекционное действие настоя амаранта заключается в нормализации регулирующего влияния симпатического и парасимпатического отдела ВНС, способствующего восстановлению вегетативного баланса у детей.

2. Уменьшение клинических проявлений вегетативного дисбаланса.

3. Эффективность воздействия настоя амаранта у детей с различными вариантами синдрома вегетативной дистонии;

4. Простота применения у детей: в виде раствора для питья 1 раз в день;

5. Водная форма амаранта с приятными органолептическими свойствами;

6. Возможность использования в образовательных, лечебных и санаторных учреждениях;

7. Возможность применения настоя амаранта в домашних условиях.

Клинический пример. Ребенок К., 8 лет, учащийся 2-го класса гимназии №10, в течение 6 мес наблюдался по поводу вегетативной дистонии. Предъявлялись жалобы на головные боли, колющие боли в области сердца, повышенную потливость, утомляемость после школьных занятий, нарушения сна. При обследовании были выявлены лабильность артериального давления и пульса, красный стойкий дермографизм, болевые ощущения в паравертебральных зонах. Показатели вегетативного дисбаланса сводились к высокой парасимпатической активности (Х=0,76 с; АМо=19,2%; Мо=0,78 с; ИН=32 у.е.). Получал настой амаранта в течение 1 мес. Эффективность проведенной коррекции заключалась в нивелировании клинических признаков вегетативной дистонии, стабилизации функциональных параметров артериального давления и частоты сердечных сокращений, восстановлении вегетативного баланса (Х=0,35 с; АМо=24,3%; Мо=0,77 с; ИН=90,0 у.е.). В контрольной группе ребенок С., 8 лет, обучающийся в том же классе и имеющий аналогичную клинику вегетативной дистонии и аналогичные показатели вегетативного баланса (Х=0,74 с; АМо=20,1%; Мо=0,75 с; ИН=33,5 у.е.), получал “зеленый чай”. Через 1 мес контрольное обследование показало лишь частичное улучшение клинических проявлений. Параметры вегетативного баланса остались без существенных изменений (Х=0,71 с; АМо=22,7%; Мо=0,75; ИН=45,4 у.е.).

Формула изобретения

Способ коррекции вегетативного дисбаланса у детей, включающий лечение синдрома вегетативной дистонии фитопрепаратами адаптогенного действия, отличающийся тем, что детям младшего школьного возраста назначают 200 мл водного настоя амаранта, полученного завариванием 10 г сухих листьев на 200 мл кипяченой воды при 80°С и настаиванием в течение 20 мин, причем настой амаранта вводят через 2 часа после еды, 1 раз в день, курсом 30 дней.

Categories: BD_2294000-2294999