Патент на изобретение №2294754
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(54) СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ВЕГЕТАТИВНОГО ДИСБАЛАНСА У ДЕТЕЙ
(57) Реферат:
Изобретение относится к медицине, в частности к педиатрии, и может быть использовано для коррекции вегетативного дисбаланса у детей младшего школьного возраста. Для этого назначают 200 мл водного настоя амаранта, полученного завариванием 10 г сухих листьев на 200 мл кипяченой воды при t 80 градусов С и настаиванием в течение 20 минут, причем настой амаранта вводят через 2 часа после еды, 1 раз в день, курсом 30 дней. Способ позволяет нивелировать клинические признаки вегетативной дистонии за счет нормализации регулирующего влияния симпатического и парасимпатического отдела BHC.
(56) (продолжение): Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии. Охрана здоровья детей является приоритетным направлением педиатрии. Особую тревогу вызывает состояние здоровья школьников, среди которых отмечается выраженный рост распространенности морфофункциональных отклонений, пограничных состояний. Способствуют этому ухудшение социально-экономической ситуации, экологических условий, ухудшения качества жизни, отсутствие рационального питания школьников, особенно младших классов, смена образа жизни при поступлении в школу, большие нагрузки. Все это вызывает развитие у детей вегетативного дисбаланса, частота его возникновения у школьников – до 60-70%. Для коррекции возникающего дисбаланса используется целый комплекс как медикаментозных средств, так и немедикаментозная терапия. Особое место отводится препаратам растительного происхождения. Поэтому появление новых средств воздействия на вегетативную разрегуляцию растительного происхождения является актуальным. Однако данный способ по мнению заявителей имеет некоторые недостатки: длительное применение; спиртовые растворы препаратов, что нежелательно использовать в детской практике; частота применения – два раза в день, неудобная при оздоровлении детей, посещающих школьные занятия; использование растительных психостимуляторов детям только с ваготонической направленностью синдрома вегетативной дистонии. Заявители предлагают использовать для регуляции вегетативного баланса у детей младшего школьного возраста растительный препарат – настой амаранта. Амарант – уникальное растение, содержащее в листьях и семенах низкомолекулярный белок, сбалансированный по аминокислотному составу и подавляющий рост бактерий, а также питательные и лечебные для человека вещества: крахмал, витамины С, Е, А, пигменты, пектины, микроэлементы, флавоноиды. Высокая комплекснообразующая способность молекул пектина по отношению ряда тяжелых металлов и токсичных для организма веществ делает это соединение особенно ценным. Обладает адаптогенными свойствами. Настой амаранта назначали в суточной дозе 10,0 г один раз в день между приемами пищи через 2 часа после еды. Сухие листья амаранта заваривали кипяченой водой при температуре 80°С из расчета 10,0 г на 200 мл воды, настаивали в течение 20 минут и применяли в качестве питьевого напитка. Курс применения настоя – 1 месяц. Настой амаранта имеет приятный вкус, дети его охотно пили. Для оздоровления детей методом случайного отбора были взяты школьники младших классов (1 и 2 класса) гимназии №10 г.Твери. Всего обследовано 72 ребенка, из них у 47 выявлены симптомы синдрома вегетативной дистонии. Из обследованных детей было сформировано 2 группы наблюдения, стандартизированных по полу, возрасту и группе здоровья (средний возраст 7,8 лет, мальчики и девочки примерно поровну в обеих группах, 3/4 детей обеих групп имели 2-ю группу здоровья, 1/4 – третью группу здоровья). Дети основной группы (26 человек) получали настой амаранта, дети группы сравнения (21 человек) – зеленый чай. Зеленый чай обладает многими полезными свойствами, тонизирует, содержит микроэлементы, поэтому использован у детей группы сравнения. Состояние вегетативной нервной системы (ВНС) исследовалось с помощью вегетотестора с программой “Полиспектр” фирмы “Нейрософт” (Россия). Регистрировалось от 300 до 500 кардиоциклов. Изучались следующие показатели: Мо, с (мода) – наиболее часто встречающееся значение кардиоинтервала; АМо, % (амплитуда моды) – число значений интервалов, соответствующих моде и выраженное в процентах от общего числа кардиоциклов. Характеризует тонус симпатического отдела ВНС.
ИН – индекс напряжения, интегральный показатель исходного вегетативного тонуса. ИВР, усл.ед. (индекс вегетативного равновесия); ПАПР, усл.ед. (показатель адекватности процессов регуляции); ВПР, усл.ед. (вегетативный показатель ритма) При переходе из клино- в ортоположение определялась вегетативная реактивность. С этой целью вычислялось отношение ИН2 в ортоположении к ИН1 в покое с выделением нормального (симпатикотонического), гиперсимпатикотонического и асимпатикотонического типов вегетативной реактивности. Интерпретация полученных данных проводилась по критериям Е.А.Соболевой (1984). Ведущими субъективными болевыми симптомами у обследованных были головные боли и боли в животе. Кроме того, отмечались жалобы вегетативного характера – утомляемость, нарушение сна, метеочувствительность и другие. Жалобы во время первичного осмотра предъявляли 30,8% детей основной группы и 36,4% детей группы сравнения. В ходе оздоровительного лечения отмечено значительное снижение частоты жалоб в основной группе – 11,5% (на 19,3% меньше), в группе сравнения частота жалоб не изменилась. Показатели вегетативного статуса обследованных детей представлены в таблице 1.
Как видно из данных таблицы 1, показатель Мо практически не изменился у детей основной группы и незначительно увеличился в группе сравнения. Показатель АМо при повторном обследовании у детей основной группы вырос на 28,9%, в то время как в группе сравнения – только на 9,0% (р<0,01), а показатель Таким образом, анализ показателей, характеризующих вегетативное равновесие у детей основной группы, свидетельствует, что несмотря на сохраняющуюся эйтонию отмечено усиление влияния нервного контура регуляции по сравнению с гуморальным (по увеличению ПАПР) и парасимпатического влияния (по снижению ВПР и ИВР) в большей степени, чем в группе сравнения. В то же время основные показатели кардиоинтервалограммы говорят об усилении активности и симпатического отдела ВНС (по данным АМо) и парасимпатического (по данным Изучение вегетативной реактивности показало, что у детей обеих обследованных групп увеличилось количество с нормальной и гиперсимпатикотонической вегетативной реактивностью и значительно снизилось количество детей с асимпатикотонией (ACT), в большей степени выраженные изменения касаются основной группы, где снижение ACT произошло в 4 раза, а в группе сравнения – в 2,3 раза. Это свидетельствует о гармоничности процессов вегетативной регуляции под действием настоя амаранта и повышении у детей трофотропных процессов. Учитывая значимость показателя вегетативной реактивности в оценке адаптационных возможностей ребенка, авторы считают оздоровительные мероприятия эффективными. Преимуществами предложенного авторами способа коррекции вегетативного дисбаланса у детей младшего школьного возраста являются: 1. Коррекционное действие настоя амаранта заключается в нормализации регулирующего влияния симпатического и парасимпатического отдела ВНС, способствующего восстановлению вегетативного баланса у детей. 2. Уменьшение клинических проявлений вегетативного дисбаланса. 3. Эффективность воздействия настоя амаранта у детей с различными вариантами синдрома вегетативной дистонии; 4. Простота применения у детей: в виде раствора для питья 1 раз в день; 5. Водная форма амаранта с приятными органолептическими свойствами; 6. Возможность использования в образовательных, лечебных и санаторных учреждениях; 7. Возможность применения настоя амаранта в домашних условиях. Клинический пример. Ребенок К., 8 лет, учащийся 2-го класса гимназии №10, в течение 6 мес наблюдался по поводу вегетативной дистонии. Предъявлялись жалобы на головные боли, колющие боли в области сердца, повышенную потливость, утомляемость после школьных занятий, нарушения сна. При обследовании были выявлены лабильность артериального давления и пульса, красный стойкий дермографизм, болевые ощущения в паравертебральных зонах. Показатели вегетативного дисбаланса сводились к высокой парасимпатической активности (
Формула изобретения
Способ коррекции вегетативного дисбаланса у детей, включающий лечение синдрома вегетативной дистонии фитопрепаратами адаптогенного действия, отличающийся тем, что детям младшего школьного возраста назначают 200 мл водного настоя амаранта, полученного завариванием 10 г сухих листьев на 200 мл кипяченой воды при 80°С и настаиванием в течение 20 мин, причем настой амаранта вводят через 2 часа после еды, 1 раз в день, курсом 30 дней.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||