Патент на изобретение №2294480

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2294480 (13) C2
(51) МПК

F17D1/00 (2006.01)
F16L1/14 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 08.12.2010 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 2003130688/06, 17.10.2003

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

17.10.2003

(43) Дата публикации заявки: 10.04.2005

(46) Опубликовано: 27.02.2007

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
В.П.СИДОРЕНКО На строительных площадках инвестиционного проекта «Голубой поток». Нефть, газ, строительство. №7, 2002, с.22-23. RU 2014243 С1, 15.06.1994. SU 1776313 A3, 15.11.1992. RU 2218519 С1, 10.12.2003. RU 2003124164, 27.02.2005. US 4188157 A, 12.02.1980.

Адрес для переписки:

119501, Москва, ул. Веерная, 32, корп.1, кв.91, А.Е. Юдину

(72) Автор(ы):

Юдин Александр Евгеньевич (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Юдин Александр Евгеньевич (RU)

(54) СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ ЖИДКОСТИ И ГАЗА

(57) Реферат:

Изобретение относится к области транспорта жидкости или газа. Изобретение позволяет увеличить производительность трубопроводов, транспортирующих жидкость или газ под водой по морскому дну. Транспортирование жидкости или газа осуществляется с помощью одной или нескольких насосных или компрессорных станций, распложенных в шахтах под морским дном. В устройстве для транспортирования жидкости или газа используют подводный герметичный стальной трубопровод с подземными насосными или компрессорными станциями, расположенными в шахтах, под морским дном, имеющих грузовой лифт для крупного оборудования, представляющий собой всплывающую на тросах к поверхности воды, снабженную грузовым контейнером крышку шлюза, оборудованного в верхней части имеющего лифт шахтного ствола, выходящего на морское дно, а также имеющих выход на дневную поверхность через шахтные стволы (минимум через два), верхняя часть которых оборудована в плавающих подводных башнях, представляющих собой вертикальные герметичные трубопроводы, выполненные из стали или железобетона, нижней частью забетонированные в морское дно, закрывающие выход из шахтных стволов на морское дно, а верхней – соединенные с плавающими у поверхности воды подводными платформами, оборудованными лифтами для спуска-подъема людей и оборудования в шахты, вентиляционными установками для подачи свежего воздуха в шахты (в одной из двух башен) и имеющими выходы, выступающие над поверхностью воды. 2 н.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области транспортирования под водой по уложенному на морском дне герметичному трубопроводу жидкости или газа и может применяться, например, для транспортирования под водой по трубопроводам нефти или природного газа при подводных переходах через моря.

Известны способ и устройство для транспортирования под водой газа по уложенному на дне моря герметичному стальному трубопроводу (В.П.Сидоренко. На строительных площадках инвестиционного проекта «Голубой поток». – Нефть, газ, строительство, 2002, № 7, стр.22-23).

В известных способе и устройстве решается задача транспортирования газа через море без использования промежуточных компрессорных станций в условиях отсутствия возможности создания их наземного варианта, например, на островах.

Недостатком этого способа является то, что в случае отсутствия на газопроводе промежуточных компрессорных станций при прочих равных условиях снижается его производительность.

Техническим результатом предлагаемого изобретения являемся уменьшение указанного недостатка – увеличение, при прочих равных условиях, производительности подводного морского трубопровода. Это в предлагаемом способе транспортирования жидкости или газа достигается за счет создания по длине морского трубопровода одной или нескольких насосных или компрессорных станций, расположенных под морским дном в шахтах, имеющих, как минимум, два выхода на дневную поверхность непосредственно в море через шахтные стволы, верхняя часть которых оборудована в плавающих подводных башнях, выступающих над поверхностью воды.

Кроме того, поставленный технический результат достигается благодаря использованию устройства для транспортирования жидкости или газа, включающего герметичный стальной подводный трубопровод с одной или несколькими насосными или компрессорными станциями, расположенными в шахтах под морским дном, имеющих грузовой лифт для крупного оборудования, представляющий собой всплывающую на тросах к поверхности воды снабженную грузовым контейнером крышку шлюза, оборудованного в верхней части имеющего лифт шахтного ствола, выходящего на морское дно, а также имеющих, как минимум, по два выхода на дневную поверхность через шахтные стволы, верхняя часть которых оборудована в плавающих подводных башнях, выполненных из стали или железобетона и сохраняющих вертикальное положение за счет силы всплытия и растяжек, при этом плавающие подводные башни представляют собой вертикальные герметичные трубопроводы, нижними концами забетонированные в морское дно и закрывающие выходы на морское дно из шахтных стволов, а верхними концами соединенные с плавающими у поверхности воды подводными платформами, имеющими выходы, выступающие над поверхностью воды, оборудованными лифтами для спуска-подъема людей и оборудования в шахту и вентиляционными установками для подачи свежего воздуха в шахту (в одной из двух башен).

Способ и устройство для его реализации иллюстрируются прилагаемыми чертежами (фиг.1-3).

Подземная морская насосная или компрессорная станция (фиг.1) сооружается непосредственно в море под морским дном. Подводным трубопроводом (2) и подводными кабелями (3) (электрическими, связи и т.д.) насосная или компрессорная станция связана с береговыми сооружениями. Шахта обеспечена соединенными штреками (4) рабочими камерами (5) для производственного обслуживания, размещения насосов или компрессоров и прочего оборудования. Два шахтных ствола (6) для выхода на дневную поверхность и вентиляции в верхней части оборудованы в подводных плавающих башнях, выступающих над поверхностью воды (7), один шахтный ствол (8) оборудован грузовым лифтом(9).

Плавающая подводная башня (фиг.2) выполнена из стали или железобетона. В верхней части она представляет собой плавающую у поверхности воды подводную платформу (10), имеющую выход (11), выступающий над поверхностью воды, оборудованную лифтом для спуска-подъема людей и оборудования в шахту и вентиляционной установкой (одна из двух башен) для подачи свежего воздуха в шахту.

Нижняя часть башни представляет собой вертикально плавающий герметичный трубопровод (12), забетонированный в морское дно, закрывающий выход из шахтного ствола на морское дно и снабженный растяжками (13).

Грузовой лифт (фиг.3) представляет собой всплывающую на тросах (14) к поверхности воды снабженную грузовым контейнером (15) крышку (16) шлюза (17), оборудованного в верхней части шахтного ствола (8), выходящего на морское дно. Контейнер и шлюз имеют в нижней части крышки (18) и (19). Груз (20) помещают в нижней части контейнера.

Работа предлагаемых способа и устройства происходит следующим образом. Транспортирование жидкости или газа осуществляется по подводному уложенному на морском дне герметичному трубопроводу с помощью расположенных по его длине одной или нескольких подземных насосных или компрессорных станций. Насосные или компрессорные станции расположены под морским дном в шахтах, имеющих, как минимум, два шахтных ствола, из которых один основной подъемный служит для спуска-подъема людей и оборудования в шахту, подачи в нее свежего воздуха. Вспомогательный вентиляционный ствол обеспечивает пропуск исходящей вентиляционной струи и служит запасным выходом для спуска-подъема людей и оборудования из шахты на дневную поверхность.

Неподвижная в нижней части плавающая башня сохраняет вертикальное положение за счет силы всплытия и растяжек.

В закрытом положении крышка шлюза (грузовой лифт) прижимается к шлюзу находящимся над ней столбом воды. Днища шлюза и контейнера открываются только после освобождения шлюза от воды и заполнения его воздухом из шахты. Грузовой лифт всплывает только после закрытия днищ контейнера и шлюза, наполнения шлюза водой и выравнивания давления воды над крышкой шлюза и в нем.

Формула изобретения

1. Способ транспортирования жидкости или газа, заключающийся в транспортировании их под водой по уложенному на морском дне герметичному трубопроводу, отличающийся тем, что транспортирование жидкости или газа осуществляется с использованием одной или нескольких насосных или компрессорных станций, расположенных в шахтах под морским дном, имеющих выход на дневную поверхность непосредственно в море через шахтные стволы, верхняя часть которых оборудована в плавающих башнях, выступающих над поверхностью воды.

2. Устройство для транспортирования жидкости или газа, включающее герметичный стальной трубопровод, уложенный на морском дне с одной или несколькими подземными насосными или компрессорными станциями, расположенными в шахтах под морским дном, имеющих грузовой лифт для крупного оборудования, представляющий собой всплывающую на тросах к поверхности воды, снабженную грузовым контейнером крышку шлюза, оборудованного в верхней части имеющего лифт шахтного ствола, выходящего на морское дно, а также имеющих выход на дневную поверхность через шахтные стволы, минимум через два, верхняя часть которых оборудована в плавающих подводных башнях, выполненных из стали или железобетона, представляющих собой вертикальные герметичные трубопроводы, нижним концом забетонированные в морское дно и закрывающие выход из шахтных стволов на морское дно, а верхними соединенные с плавающими у поверхности воды герметичными подводными платформами, имеющими выходы, выступающие над поверхностью воды, оборудованными лифтами для спуска-подъема людей и оборудования в шахту и вентиляционными установками для подачи свежего воздуха в шахту в одной из двух башен, кроме того, башни удерживаются в вертикальном положении за счет силы всплытия и растяжек.

РИСУНКИ


MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 18.10.2006

Извещение опубликовано: 20.06.2008 БИ: 17/2008


Categories: BD_2294000-2294999