Патент на изобретение №2294357

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2294357 (13) C1
(51) МПК

C10M173/00 (2006.01)
B28B7/38 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 08.12.2010 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 2005133933/04, 02.11.2005

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

02.11.2005

(46) Опубликовано: 27.02.2007

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2193483 C2, 27.11.2002. SU 1294618 A, 17.12.1987. RU 2250822 С1, 27.04.2005.

Адрес для переписки:

664011, г.Иркутск, ул. Дзержинского, 36, а/я 182

(72) Автор(ы):

Илькова Валентина Федоровна (RU),
Рожкова Людмила Николаевна (RU),
Кротких Мадинэ Нагимуловна (RU),
Носкова Лариса Георгиевна (RU),
Мутина Анастасия Валерьевна (RU),
Кротких Виталий Васильевич (RU),
Хомколов Петр Александрович (RU),
Горбачева Наталия Олеговна (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Открытое акционерное общество Конструкторско-технологический институт “Востоксиборгстрой” (RU)

(54) СМАЗКА ДЛЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ФОРМ

(57) Реферат:

Использование: в промышленности строительных материалов при производстве бетонных и железобетонных изделий. Сущность: смазка содержит в мас.%: омыленный талловый лигнин 0,08-0,24, карбоксиметилцеллюлоза 0,008-0,024, вода остальное, отработанное моторное масло 30-50. Технический результат – снижение адгезии бетона к форме, получение ровной и гладкой поверхности бетонных изделий без жирных пятен, улучшение экологической обстановки. 1 табл.

Изобретение относится к промышленности строительных материалов, а именно к смазкам для металлических форм при производстве бетонных и железобетонных изделий.

Смазка форм – обязательная технологическая операция при производстве бетонных и железобетонных изделий.

Известная смазка для металлических форм при изготовлении бетонных и железобетонных изделий, включающая отработанное моторное масло, эмульгатор – омыленный талловый пек, добавку – азотную кислоту, и воду при следующем соотношении компонентов, мас.%:

отработанное моторное масло 20,0-30,0
омыленный талловый пек 2,3-3,0
азотная кислота 0,2-0,4
вода остальное

Недостатком данного состава смазки является то, что при использовании смыленного таллового пека Братского ЛПК не исключается образование жирных пятен на поверхности бетонных изделий.

Задача изобретения – повышение качества поверхности бетонных изделий, повышение стабильности смазки, исключение коррозии металлических форм, снижение стоимости смазки, расширение ассортимента компонентов из отходов сульфатно-целлюлозного производства для приготовления смазки.

Указанная задача достигается тем, что смазка для металлических форм при производстве бетонных и железобетонных изделий, включающая отработанное моторное масло, воду, отличается тем, что дополнительно содержит в качестве эмульгатора омыленный талловый лигнин, в качестве добавки – карбоксиметилцеллюлозу при следующем соотношении компонентов, мас.%:

омыленный талловый лигнин 0,08-0,24
карбоксилметилцеллюлоза 0,008-0,024
вода остальное
отработанное моторное масло 30,0-50,0

Смазка на основе отработанных моторных масел по консистенции представляет собой пасту серого цвета, легко наносимую на поверхность формы растиранием или разбрызгиванием под давлением. Смазка обладает высокой адгезией к поверхности металлических форм и обеспечивает нанесение смазки тонким слоем равномерной толщины.

Нанесение смазки можно производить как в холодном, так и в горячем состоянии.

Для приготовления смазки использовали отработанное моторное масло, омыленный талловый лигнин (ОТЛ) – отход сульфатно-целлюлозного производства Братского ЛПК (ТУ-13-7308 058-08-88), карбоксиметилцеллюлозу и воду.

Примеры состава смазки, позволяющие исключить образование жирных пятен на поверхности бетонных изделий, исключить коррозию металлических форм, повышение стабильности смазки, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

омыленный талловый лигнин 0,08-0,16-0,24
карбоксиметилцеллюлоза 0,008-0,016-0,024
вода 69,912-59,824-49,736
отработанное моторное масло 30,0-40,0-50,0

Приготовление смазки производится в лопастном смесителе, поэтому смазку можно готовить в условиях любого завода или полигона ЖБИ. Общая продолжительность перемешивания компонентов определяется временем получения однородной пасты и ориентированно 20-40 минут.

При изготовлении смазки рекомендуется следующая последовательность компонентов: смыленный талловый лигнин, карбоксиметилцеллюлоза, вода и отработанное моторное масло. Карбоксилметилцеллюлоза вводится вместе с расчетным количеством воды.

Для улучшения смазки после длительного хранения желательно кратковременное перемешивание в течение 1 мин.

Введение омыленного таллового лигнина в состав смазки обеспечивает получение стабильной эмульсии за счет наличия в составе лигнина смоляных и жирных кислот. В результате реакции компонентов: омыленного таллового лигнина с карбоксиметилцеллюлозой и отработанным моторным маслом, образуются натриевые мыла, которые являются гидрофильными эмульгаторами и дают эмульсию типа «масло в воде», являясь пластификатором цементных систем, омыленный талловый лигнин уменьшает адгезию металла к поверхности бетонных изделий, этим обеспечивается хорошая распалубливаемость, высокое качество поверхности бетонных изделий.

При производстве бетонных изделий были проведены испытания предлагаемой смазки при пропаривании в пропарочной камере (см. табл.).

Из таблицы видно, что при количестве отработанного моторного масла 20-28 мас.% формы после нанесения смазки: имеют плохое сцепление, слой смазки неровный, плохо удерживается на вертикальных поверхностях форм; формы после извлечения изделий: образцы плохо отделяются от форм, на вертикальных поверхностях форм образуются наросты; бетонные изделия: на изделиях образуются жирные пятна и раковины.

При количестве отработанного моторного масла 30-50 мас.% формы после нанесения смазки: имеют хорошее сцепление, слой смазки тонкий, равномерной толщины, хорошо удерживается на вертикальных поверхностях: формы после извлечения изделий: образцы изделий легко отделяются от форм, наростов бетона нет; бетонные изделия: имеют гладкую ровную поверхность без жирных пятен и раковин.

В результате испытаний установлено, что:

смазка имеет хорошее сцепление – удерживается на вертикальных поверхностях форм;

образцы легко отделяются от форм – это снижение адгезии бетона к форме;

обеспечивает гладкую, ровную поверхность бетонных изделий – без раковин и жирных пятен;

может быть использована для металлических форм при нормальном твердении и при пропаривании в пропарочной камере;

повышение стабильности смазки – 1 год не предел;

замена смыленного таллового пека на омыленный талловый лигнин – расширение ассортимента компонентов из отходов сульфатно-целлюлозного производства для приготовления смазки для металлических форм, что позволяет снизить нагрузку на окружающую среду – улучшение экологической обстановки.

Формула изобретения

Смазка для металлических форм при производстве бетонных и железобетонных изделий, включающая отработанное моторное масло, воду, отличающаяся тем, что дополнительно содержит в качестве эмульгатора омыленный талловый лигнин, в качестве добавки – карбоксиметилцеллюлозу при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Омыленный талловый лигнин 0,08-0,24
Карбоксиметилцеллюлоза 0,008-0,024
Отработанное моторное масло 30-50
Вода Остальное


MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 03.11.2007

Извещение опубликовано: 10.07.2009 БИ: 19/2009


Categories: BD_2294000-2294999