Патент на изобретение №2294047

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2294047 (13) C1
(51) МПК

H02K41/025 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 08.12.2010 – действует

На основании пункта 3 статьи 13 Патентного закона Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. № 3517-I патентообладатель обязуется передать исключительное право на изобретение (уступить патент) на условиях, соответствующих установившейся практике, лицу, первому изъявившему такое желание и уведомившему об этом патентообладателя и федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, – гражданину РФ или российскому юридическому лицу.

(21), (22) Заявка: 2005133131/09, 27.10.2005

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

27.10.2005

(46) Опубликовано: 20.02.2007

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
SU 1104619 А, 23.07.1984. SU 1820461 A1, 07.06.1993. SU 1823094 A1, 23.06.1993. SU 1350778 A1, 07.11.1987. RU 2046523 C1, 20.10.1995. RU 2035826 C1, 20.05.1995. RU 2064728 C1, 27.07.1996. RU 2024168 C1, 30.11.1994. FR 1603770 A, 02.07.1971.

Адрес для переписки:

344038, г.Ростов-на-Дону, пл. Полка народного ополчения, 2, РГУПС, НИЧ

(72) Автор(ы):

Соломин Владимир Александрович (RU),
Трубицина Надежда Анатольевна (RU),
Трубицин Михаил Анатольевич (RU),
Соломин Андрей Владимирович (RU),
Соломина Анна Серафимовна (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Соломин Владимир Александрович (RU),
Трубицина Надежда Анатольевна (RU),
Трубицин Михаил Анатольевич (RU),
Соломин Андрей Владимирович (RU),
Соломина Анна Серафимовна (RU)

(54) ЛИНЕЙНЫЙ АСИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

(57) Реферат:

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для электроприводов с прямолинейным или возвратно-поступательным движением рабочих органов. Линейный асинхронный двигатель содержит индуктор, включающий сердечник с многофазной обмоткой и вторичный элемент, выполненный из магнитопроводящего сердечника, в пазах которого расположены один над другим изолированные электропроводящие стержни, замкнутые с одной стороны общей электропроводящей шиной, а с другой – замыкающим цилиндром, состоящим из электропроводящей и изоляционной частей, установленным с возможностью поворота вокруг своей оси, например, при помощи рукоятки. Вторичный элемент содержит дополнительно еще одну обмотку, состоящую из изолированных друг от друга электропроводящих стержней и размещенную в пазах дополнительного сердечника, примыкающую с одной стороны к замыкающему цилиндру, а с другой стороны – закороченную дополнительной электропроводящей шиной. Над дополнительной обмоткой установлен еще один дополнительный индуктор, содержащий сердечник с многофазной обмоткой. Технический результат состоит в расширении функциональных возможностей путем обеспечения перемещения дополнительного индуктора. 4 ил.

Изобретение относится к области электротехники, а более точно – к линейным асинхронным двигателям, предназначенным для электроприводов с прямолинейным или возвратно-поступательным движением рабочих органов и электрического транспорта.

Известен линейный асинхронный двигатель (ЛАД), включающий индуктор, содержащий сердечник с многофазной обмоткой, и вторичный элемент, выполненный из магнитопроводящего сердечника, в пазах которого расположены один над другим изолированные электропроводящие стержни, замкнутые с одной стороны общей электропроводящей шиной, а с другой – замыкающим цилиндром, состоящим из электропроводящей и изоляционной частей, установленным с возможностью поворота вокруг своей оси (см., например, а.с. СССР МПК Н 02 К 41/025, №1820461, 92 г., патент РФ МПК Н 02 К 41/025, №2046523, 95 г.).

Данные ЛАД имеют ограниченные функциональные возможности.

Наиболее близким по своей технической сути к заявляемому является линейный асинхронный двигатель, включающий индуктор, содержащий сердечник с многофазной обмоткой, и вторичный элемент, выполненный из магнитопроводящего сердечника, в пазах которого расположены один над другим изолированные электропроводящие стержни, замкнутые с одной стороны общей электропроводящей шиной, а с другой – замыкающим цилиндром, состоящим из электропроводящей и изоляционной частей, установленным с возможностью поворота вокруг своей оси (см. а.с. СССР МПК Н 02 К 41/025, №1104619, 84 г.). Этот ЛАД выбран в качестве прототипа.

Ограниченные функциональные возможности, обусловленные способностью перемещения с регулируемой скоростью только одного индуктора, – недостаток прототипа.

Технической задачей настоящего изобретения является устранение отмеченного недостатка в разработанной конструкции ЛАД.

Решение данной технической задачи достигается тем, что вторичный элемент содержит дополнительно еще одну обмотку, состоящую из изолированных друг от друга электропроводящих стержней и размещенную в пазах дополнительного сердечника, примыкающую с одной стороны к замыкающему цилиндру, а с другой стороны – закороченную дополнительной электропроводящей шиной, при этом над дополнительной обмоткой установлен еще один дополнительный индуктор, содержащий сердечник с многофазной обмоткой.

Выполнение вторичного элемента ЛАД с дополнительной обмоткой, состоящей из изолированных друг от друга электропроводящих стержней и размещенную в пазах дополнительного сердечника, примыкающего с одной стороны к замыкающему цилиндру, а с другой стороны – закороченную дополнительной электропроводящей шиной, при этом над дополнительной обмоткой установлен еще один дополнительный индуктор, содержащий сердечник с многофазной обмоткой, – эти признаки определяют новизну и существенные отличия данного технического решения.

В дальнейшем изобретение поясняется примером его конкретного выполнения со ссылками на прилагаемые чертежи, на которых:

фиг.1 изображает общий вид ЛАД;

фиг.2 – поперечное сечение вторичного элемента для случая, когда основная и дополнительная короткозамкнутые обмотки полностью закорочены электропроводящей частью замыкающего цилиндра;

фиг.3 – то же, но основная и дополнительная короткозамкнутые обмотки разомкнуты (они сопрягаются с изоляционной частью замыкающего цилиндра);

фиг.4 показывает, что стержни основной обмотки полностью закорочены электропроводящей частью замыкающего цилиндра, а стержни дополнительной короткозамкнутой обмотки лишь частично закорочены электропроводящей частью замыкающего цилиндра.

ЛАД (фиг.1) содержит индуктор, включающий сердечник 1 с многофазной обмоткой 2 и вторичный элемент 3, выполненный из магнитопроводящего сердечника 4, в пазах которого расположены один над другим изолированные электропроводящие стержни 5, замкнутые с одной стороны общей электропроводящей шиной 6, а с другой – замыкающим цилиндром 7, состоящим из электропроводящей 8 и изоляционной 9 частей, установленным с возможностью поворота вокруг своей оси, например, при помощи рукоятки 10. Вторичный элемент 3 содержит дополнительно еще одну обмотку, состоящую из изолированных друг от друга электропроводящих стержней 11 и размещенную в пазах дополнительного сердечника 12, примыкающую с одной стороны к замыкающему цилиндру 7, а с другой стороны – закороченную дополнительной электропроводящей шиной 13. Над дополнительной обмоткой установлен еще один дополнительный индуктор, содержащий сердечник 14 с многофазной обмоткой 15.

На фиг.2 показано поперечное сечение вторичного элемента для случая, когда основная и дополнительная короткозамкнутые обмотки полностью закорочены электропроводящей частью замыкающего цилиндра. Все обозначения такие же, как и на фиг.1.

На фиг.3 представлено тоже, что и на фиг.2, но основная и дополнительная короткозамкнутые обмотки разомкнуты (они сопрягаются с изоляционной частью 9 замыкающего цилиндра 7). Все обозначения такие же, как и на фиг.1 и фиг.2.

Фиг.4 показывает, что стержни основной обмотки полностью закорочены электропроводящей частью 8 замыкающего цилиндра 7, а стержни 11 дополнительной короткозамкнутой обмотки лишь частично закорочены электропроводящей частью. Все обозначения такие же, как и на фиг.1-3.

Рассмотрим принцип работы данного линейного асинхронного двигателя.

При подключении многофазной (трехфазной) обмотки 2 к источнику трехфазного напряжения создается бегущее магнитное поле, пересекающее стержни 5 короткозамкнутой обмотки вторичного элемента и наводящее в них электродвижущие силы (ЭДС). Под действием ЭДС в стержнях 5 потекут переменные токи, взаимодействующие с бегущим магнитным полем. В результате этого взаимодействия создается тяговое усилие, перемещающее индуктор в сторону, противоположную направлению перемещения бегущего магнитного поля. Для увеличения пускового усилия увеличивают активное сопротивление обмотки вторичного элемента, замыкая, например, по одному стержню 5 в каждом пазу вторичного элемента. Для этого замыкающий цилиндр 7 при помощи рукоятки 10 поворачивают вокруг своей оси так, чтобы он замыкал по одному стержню 5. Для регулирования скорости движения индуктора, состоящего из сердечника 1 и обмотки 2, изменяют число закороченных стержней 5 вращением замыкающего цилиндра 7. Замыкающий цилиндр 7 может замыкать одновременно все стержни 5 основной и стержни 11 дополнительной короткозамкнутых обмоток (фиг.2). При этом основной индуктор, состоящий из сердечника 1 с обмоткой 2, и дополнительный индуктор, состоящий из сердечника 14 с обмоткой 15, будут двигаться с одинаковыми скоростями. Для этого к источнику трехфазного напряжения подключается обмотка 15 дополнительного индуктора. При этом создается бегущее магнитное поле, пересекающее стержни 11 и наводящее в них ЭДС и токи. При взаимодействии этих токов с бегущим магнитным полем дополнительного индуктора будет создаваться тяговое усилие, перемещающее дополнительный индуктор в сторону, противоположную бегущему магнитному полю. Если обе короткозамкнутые обмотки (стержни 5 и стержни 11) будут замкнуты полностью электропроводящей частью 8 цилиндра 7 (фиг.2), то основной и дополнительный индуктор будут двигаться с одинаковыми скоростями.

Для остановки обоих индукторов поворачивают цилиндр 7 так, что стержни 5 и 11 короткозамкнутых обмоток сопрягаются изоляционной частью 9 цилиндра 7 (фиг.3).

Если поворотный цилиндр 7 установить так, что его электропроводящая часть 8 будет замыкать в короткозамкнутых обмотках, состоящих из стержней 5 и 11, не одинаковое количество стержней (фиг.4), то основной и дополнительный индуктор будут двигаться с разными скоростями. Основной индуктор будет двигаться с большей скоростью, так как его короткозамкнутая обмотка, состоящая из стержней 5, имеет меньшее активное сопротивление, чем дополнительная обмотка, состоящая из стержней 11, у которой при этом замкнуто меньшее число стержней 11 и имеющая большее активное сопротивление (фиг.4).

По сравнению с прототипом расширены функциональные возможности ЛАД за счет возможности одновременного регулирования скорости движения двух индукторов при помощи одного замыкающего цилиндра. Это расширяет возможности применения данного ЛАД в электроприводе.

Формула изобретения

Линейный асинхронный двигатель, включающий индуктор, содержащий сердечник с многофазной обмоткой, и вторичный элемент, выполненный из магнитопроводящего сердечника, в пазах которого расположены один над другим изолированные электропроводящие стержни, замкнутые с одной стороны общей электропроводящей шиной, а с другой – замыкающим цилиндром, состоящим из электропроводящей и изоляционной частей, установленным с возможностью поворота вокруг своей оси, отличающийся тем, что вторичный элемент содержит дополнительно еще одну обмотку, состоящую из изолированных друг от друга электропроводящих стержней и размещенную в пазах дополнительного сердечника, примыкающую с одной стороны к замыкающему цилиндру, а с другой стороны закороченную дополнительной электропроводящей шиной, при этом над дополнительной обмоткой установлен еще один дополнительный индуктор, содержащий сердечник с многофазной обмоткой.

РИСУНКИ

Categories: BD_2294000-2294999