Патент на изобретение №2293883

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2293883 (13) C2
(51) МПК

F04D19/00 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 08.12.2010 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 2004133269/06, 15.11.2004

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

15.11.2004

(43) Дата публикации заявки: 10.05.2006

(46) Опубликовано: 20.02.2007

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
УШАКОВ К.А. и др. Аэродинамика осевых вентиляторов и элементы их конструкций, Москва, ГНТЭИЛ по горному делу, 1960, с.332, рис.172. SU 475455 А, 07.10.1975. SU 953277 А, 23.08.1982. SU 1211464 А, 15.02.1986. US 4595340 А, 17.06.1986. DE 2606891 А1, 23.09.1976.

Адрес для переписки:

456306, Челябинская обл., г. Миасс, ул. Готвальда, 15, кв.56, Гюльмамедову С.А. оглы

(72) Автор(ы):

Шпаков Анатолий Георгиевич (RU),
Гюльмамедов Сафа Алисафа оглы (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Шпаков Анатолий Георгиевич (RU),
Гюльмамедов Сафа Алисафа оглы (RU)

(54) ОСЕВОЙ ВЕНТИЛЯТОР

(57) Реферат:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкциям осевых вентиляторов, которые могут быть использованы для охлаждения автомобильного двигателя, и обеспечивает высокое значение КПД в широком диапазоне скоростей вращения вентилятора при низком значении уровня шума. Этот результат достигается тем, что в осевом вентиляторе, содержащем ступицу, лопасти и ободок, ширина ступицы и ширина ободка выполнены с соотношением размеров в пределах 2,5-3,0. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкциям осевых вентиляторов, которые могут быть использованы для охлаждения автомобильного двигателя.

Осевые вентиляторы имеют расположенное в цилиндрическом кожухе лопаточное (лопастное) колесо, при вращении которого поступающий воздух перемещается в осевом направлении. Осевые вентиляторы по сравнению с центробежными проще, имеют большой КПД, реверсивны (при изменении направления вращения колеса изменяется направление движения воздуха), но не обеспечивают больших давлений. Основное достоинство осевых вентиляторов – это получение большого расхода воздуха при малых величинах напора (давления), а центробежных вентиляторов, наоборот, – получение большого напора при малых величинах расхода. Совершенствование осевых вентиляторов идет по пути улучшения аэродинамической схемы и конструктивного исполнения с целью обеспечения большей экономии и производительности в прежних (заданных) габаритах, обусловленных размерами охлаждающего радиатора и пространством между радиатором и двигателем автомобиля.

Лопасти осевых вентиляторов имеют вдоль размаха различные профили в поперечном сечении и переменный угол наклона профиля к плоскости вращения – крутку. При больших скоростях вращения под влиянием сжимаемого воздуха из-за отбрасывания воздуха в радиальном направлении, а также из-за увеличения сопротивления воздуха вращению лопастей КПД осевого вентилятора падает. Основным способом снижения потерь мощности от указанных причина является применение тонких профилей малой кривизны. Немаловажным фактором является не только профиль лопасти в поперечном сечении, но и форма лопасти в плане, а именно соотношение нижней и верхней частей лопастей, а также соотношение размеров других элементов вентилятора.

Известен осевой вентилятор, содержащий втулку и листовые или профилированные лопатки, в котором втулка выполнена в виде цилиндрического стакана, боковая поверхность каждой лопасти представляет собой фрагмент цилиндрической оболочки, образованной путем ее пересечения двумя вложенными одна в другую цилиндрическими поверхностями, оси которых параллельны и образуют перекрещивающиеся под прямым углом линии с осью оболочки, причем отношение радиусов цилиндрических поверхностей составляет 1,6-2,0, а расстояние между их осями, отнесенное к радиусу колеса вентилятора, составляет 0,15-0,4, при этом передняя и задняя кромки лопатки образованы пересечениями оболочки внешней и внутренней цилиндрическими поверхностями соответственно, лопатка устанавливается на втулку так, что прямая, проходящая через середины корневой и концевой хорд лопатки, образуют прямой угол с осью вентилятора, а на внутренней торцевой поверхности втулки и ее цилиндрической части в радиальных направлениях выполнены Г-образные ребра жесткости, величина отношения высоты которых к диаметру втулки составляет 0,03-0,1 (см. патент РФ №2168069 с приоритетом от 24 июля 2000 года).

Известен также узел осевого вентилятора и статора, который предназначен для образования воздушного потока через теплообменник. Вентилятор, вращающийся относительно оси вращения электродвигателем, содержит восемь лопаток, проходящих в радиальном направлении от ступицы к круговому бандажу. Каждая лопатка имеет угол выноса и длину хорды, изменяющиеся вдоль ее протяженности. Кроме того, каждая лопатка имеет заднюю кромку с проходящей вдоль этой кромки плоской поверхностью. Плоские поверхности всех кромок совмещены с плоскостью, перпендикулярной оси вращения. Поток воздуха, создаваемый при вращении вентилятора, имеет составляющую скорости потока, расположенную под углом к оси вращения (см. патент WO 9701040, опубликованный 9 января 1997 года).

Недостатком указанных технических решений является неучет формы лопасти как одной из важных параметров осевого вентилятора, определяемых соотношением наружных диаметров ободка и ступицы, ширины ступицы и ширины ободка, размеров лопасти в нижней и в верхней ее частях.

Известен осевой вентилятор двигателя автомобиля, в котором лопатки выполнены одинаковыми и на внутреннем радиальном участке, примыкающем к ступице, равномерно распределены по периметру ступицы, а на наружном радиальном участке расположены несимметрично с неравным шагом. Это обеспечивает высокую мощность вентилятора, но препятствует нежелательному шуму от вращения (см. патент Германии №4140987, опубликованный 17 июня 1993 года).

Указанное техническое решение как наиболее близкий аналог может быть принято в качестве прототипа.

Недостатком прототипа, несмотря на обеспечение высокой мощности вентилятора, является низкая величина коэффициента полезного действия из-за появления “паразитных” потоков воздуха при неравномерном шаге лопастей.

Задачей, на решение которой направлено настоящее изобретение, является обеспечение высокой производительности, напора и соответственно высокого значения КПД в широком диапазоне скоростей вращения вентилятора при низком значении уровня шума.

Согласно предлагаемому техническому решению указанная задача решается особой формой вентилятора, состоящей из ступицы, лопастей и ободка, и соотношением размеров как отдельных элементов вентилятора, так и других элементов между собой.

На фиг.1 изображен осевой вентилятор; на фиг.2 – вентилятор, вид сверху на фиг.1. Осевой вентилятор содержит ступицу 1, лопасти 2, ободок 3. Лопасти 2 нижней частью соединены со ступицей 1, а верхней частью с ободком 3, при этом ширина ступицы и ширина ободка выполнены с соотношением размеров в пределах 2,5-3,0.

Работает устройство следующим образом.

При вращении вентилятора лопасти 2 захватывают воздух и продвигают воздушную массу, создавая напор в продольном направлении. Благодаря выбору оптимального соотношения размеров нижней и верхней частей лопастей в вентиляторе создается равномерное поле скоростей воздуха.

Использование предложенного изобретения в конструкции осевого вентилятора позволяет повысить его производительность и напор нагнетания воздушной массы, а также увеличить КПД на 5-8%.

Формула изобретения

Осевой вентилятор, содержащий ступицу, лопасти и ободок, отличающийся тем, что ширина ступицы и ширина ободка выполнены с отношением размеров в пределах 2,5-3,0.

РИСУНКИ


MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 16.11.2006

Извещение опубликовано: 20.06.2008 БИ: 17/2008


Categories: BD_2293000-2293999