Патент на изобретение №2293873

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2293873 (13) C1
(51) МПК

F02M51/00 (2006.01)
F02M51/06 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 08.12.2010 – прекратил действие, но может быть восстановлен

(21), (22) Заявка: 2005119476/06, 23.06.2005

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

23.06.2005

(46) Опубликовано: 20.02.2007

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2075622 C1, 20.03.1997. RU 2075621 С1, 20.03.1997. RU 2042859 С1, 27.08.1995. RU 2150019 С1, 27.05.2000. RU 2087740 C1, 20.08.1997. RU 98104468 А, 10.01.2000. RU 2013634 С1, 30.05.1994. SU 449504 А, 11.10.1975. SU 318239 А, 03.01.1972. ЕР 0886064 А1, 23.12.1998. DE 19843570 А1, 30.03.2000. DE 19909451 А1, 14.09.2000. DE 19712921 А1, 01.10.1998. US 5518184 А, 21.05.1996. US 4022166 А, 10.05.1997.

Адрес для переписки:

140402, Московская обл., г. Коломна, ул. Октябрьской революции, 408, Коломенский институт МГОУ, А.Д. Головачеву

(72) Автор(ы):

Крупский Михаил Георгиевич (RU),
Кузин Валерий Евгеньевич (RU),
Широких Эдуард Валентинович (RU),
Головачев Александр Дмитриевич (RU),
Мигда Алексей Алексеевич (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Московский государственный открытый университет (МГОУ) (RU)

(54) КЛАПАН ДЛЯ ДОЗИРОВАНИЯ ТОПЛИВА В ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С СИЛОВЫМ МНОГОСЛОЙНЫМ ПЬЕЗОКЕРАМИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ ЗАТВОРА

(57) Реферат:

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к топливной аппаратуре двигателей внутреннего сгорания. Техническим результатом является возможность оптимизации динамических, экологических и экономических показателей ДВС на различных режимах работы за счет гибкого регулирования характеристик впрыскивания топлива при помощи предложенного клапана. Клапан для дозирования топлива в двигатель внутреннего сгорания с силовым наборным пьезокерамическим приводом затвора содержит корпус с пристыкованной к нему направляющей с коническим седлом. Ниже седла направляющей расположена полость, которая через дроссель соединена с полостью над затвором, куда подводится топливо от источника давления. Выше седла размещен карман, гидравлически связанный с каналом отвода топлива. В направляющей размещен подпружиненный затвор с уплотняющим по внешнему контуру усеченным конусом, а прецизионный компенсатор, коаксиально расположенный относительно оси затвора, разделяет полость над затвором и сливную полость, в которой размещен силовой привод затвора. Нижний упор прецизионного компенсатора давления и упор на затворе образуют подвижное в радиальном и осевом направлениях соединение. В качестве привода затвора применен силовой многослойный пьезокерамический привод, который своим нижним торцом закреплен в корпусе клапана и имеет центральное отверстие, через которое продета верхняя часть прецизионного компенсатора давления, снабженная верхним упором. Верхний упор компенсатора давления в свою очередь поджат пружиной сжатия к верхнему торцу силового многослойного пьезокерамического привода. При положении затвора на седле между нижним упором прецизионного компенсатора и упором затвора гарантирован меньший хода затвора зазор. 1 ил.

Предлагаемое изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для подачи топлива в двигатель внутреннего сгорания.

Известен клапан для дозирования топлива в двигатель внутреннего сгорания с силовым приводом затвора (Электромагнитный клапан для дозирования топлива в двигатель внутреннего сгорания: RU 2075622 С1 6 F 02 М 51/00, 51/06 / М.Г.Крупский, С.В.Гришин; №94015857/06: Заявлено 28.04.94; Опубл. 20.03.97, Бюл. № 8), содержащий корпус с пристыкованной к нему направляющей с коническим седлом. Ниже седла направляющей расположена полость, которая через дроссель соединена с полостью над затвором, куда подводится топливо от источника давления. Выше седла размещен карман, гидравлически связанный с каналом отвода топлива. В направляющей размещен подпружиненный затвор с уплотняющим по внешнему контуру усеченным конусом. Прецизионный компенсатор давления, коаксиально расположенный относительно затвора, разделяет полость над затвором и сливную полость, в которой размещен силовой привод затвора. Нижний упор прецизионного компенсатора давления и упор на затворе образуют подвижное в радиальном и осевом направлениях соединение.

Однако такой клапан, снабженный электромагнитным силовым приводом затвора, обладает сравнительно низкими возможностями по быстродействию и связанные с этим ограниченные возможности по обеспечению оптимальных характеристик подачи топлива.

Цель изобретения – увеличение быстродействия клапана и соответственно расширение возможностей по обеспечению оптимальных характеристик подачи топлива независимо от режима работы ДВС.

Предлагаемый клапан отличается от прототипа тем, что в качестве привода затвора применен силовой многослойный пьезокерамический привод. Силовой многослойный пьезокерамический привод затвора, своим нижним торцом закрепленный в корпусе клапана, имеет центральное сквозное отверстие, через которое продета верхняя часть прецизионного компенсатора давления, снабженная верхним упором. Верхний упор прецизионного компенсатора давления поджат в свою очередь пружиной сжатия к верхнему торцу силового многослойного пьезокерамического привода. При этом при положении затвора на седле между нижним упором прецизионного компенсатора и упором затвора гарантирован меньший хода затвора зазор.

Использование многослойного пьезокерамического привода затвора позволяет существенно увеличить быстродействие клапана, а также повысить возможности по управлению характеристиками впрыскивания топлива.

Клапан такой конструкции может найти применение, например, в качестве дозатора топлива в аккумуляторных системах с гидромеханическими форсунками, питаемыми от него непосредственно, или через механический распределитель подачи топлива по цилиндрам (Устройство для подачи топлива в многоцилиндровый двигатель внутреннего сгорания RU 2075621 С1 6 F 02 М 51/00 / М.Г.Крупский, Ю.Ф.Куянов, В.Е.Кузин, С.В.Гришин; 94015856/06: Заявлено 28.04.94; Опубл. 20.03.97, Бюл. № 8). Применение механического распределителя подачи топлива позволяет улучшить стабильность характеристик подачи топлива по цилиндрам, упростить и удешевить конструкцию системы топливоподачи.

На чертеже изображена конструкция клапана для дозирования топлива в двигатель внутреннего сгорания с силовым многослойным пьезокерамическим приводом затвора.

Клапан содержит корпус 1, к которому с помощью гайки 2 пристыкована направляющая 3 с коническим седлом 4. Полость 5 над подпружиненным затвором 6, куда подводится топливо от источника давления, соединена дросселем 7 с полостью 8, расположенной ниже седла 4. Выше седла 4 расположен карман 9, гидравлически связанный с каналом 10 отвода топлива. Расположенный в направляющей 3 подпружиненный затвор 6 диаметром d1 имеет уплотняющий по внешнему контуру усеченный конус с внутренним диаметром d2. Прецизионный компенсатор 11 диаметром d3, разделяющий сливную полость 12 и полость 5 над затвором 6, связан нижним упором 13 с упором затвора 6. При положении затвора 6 на седле 4 между нижним упором 13 прецизионного компенсатора 11 и упором затвора 6 с помощью регулирующей прокладки 14 выставляется гарантированно меньший хода затвора 6 зазор. Размещенный в сливной полости 12 и жестко связанный нижним торцом с корпусом 1 силовой наборный пьезокерамический привод 15 имеет центральное сквозное коаксиально расположенное оси затвора 6 отверстие 16, через которое продета верхняя часть прецизионного компенсатора 11. На торце прецизионного компенсатора 11 закреплен поджатый пружиной сжатия 17 к верхнему торцу наборного пьезокерамического привода 15 затвора 6 верхний упор 18.

Клапан с пьезокерамическим управлением работает следующим образом. В исходном состоянии при отсутствии управляющего импульса на наборном пьезокерамическом приводе 15 и наличии давления топлива на входе в полость 5 корпуса 1 подпружиненный затвор 6 запирает клапан. В этом случае, при условии d2 2=d1 2-d3 2, затвор 6 практически полностью разгружен от сил давления топлива.

При подаче на наборный пьезокерамический привод 15 управляющего электрического импульса специальной формы он увеличивает свою длину и перемещает упор 18 прецизионного компенсатора 11 вверх. При этом затвор 6 поднимается, и тем самым обеспечивается подача топлива из полости 5 корпуса 1 в полость 8 направляющей 3 и далее через карман 9 в канал 10 отвода топлива.

Длительность подачи прямо пропорциональна длительности управляющего электрического импульса. При этом преимуществами такого клапана являются более высокое по сравнению с прототипом быстродействие и возможность управления амплитудой давления впрыскивания за счет уменьшения хода затвора 6 в зависимости от характеристики управляющего электрического импульса, подаваемого на наборный пьезокерамический привод 15.

По окончании управляющего электрического импульса подпружиненный затвор 6 возвращается в исходное состояние. Более быстрому возврату затвора 6 способствует перепад давления топлива, обусловленный наличием дросселя 7. Наличие подвижной связи (пьезокерамический привод-компенсатор-затвор) существенно упрощает конструкцию клапана и снижает трение и износ прецизионного компенсатора 11, а также ударную нагрузку на седло 4 в момент посадки затвора 6.

Клапан прост конструктивно и может быть выполнен практически для всего диапазона размерностей ДВС.

При этом такой клапан наиболее целесообразно использовать в аккумуляторных системах топливоподачи, с применением его как индивидуально для каждой форсунки, так и через механический распределитель, связанный с коленчатым валом двигателя, для нескольких форсунок (например, 8). Такое использование клапана наиболее предпочтительно, так как позволяет обеспечить идентичность подачи топлива по цилиндрам, упростить и удешевить систему топливоподачи в целом.

Путем гибкого регулирования характеристик впрыскивания топлива при помощи предложенного клапана возможно оптимизировать динамические, экологические и экономические показатели ДВС на различных режимах работы.

Формула изобретения

Клапан для дозирования топлива в двигатель внутреннего сгорания с силовым наборным пьезокерамическим приводом затвора, содержащий корпус с пристыкованной к нему направляющей с коническим седлом, ниже седла направляющей расположена полость, которая через дроссель соединена с полостью над затвором, куда подводится топливо от источника давления, выше седла размещен карман, гидравлически связанный с каналом отвода топлива, в направляющей размещен подпружиненный затвор с уплотняющим по внешнему контуру усеченным конусом, а прецизионный компенсатор, коаксиально расположенный относительно оси затвора, разделяет полость над затвором и сливную полость, в которой размещен силовой привод затвора, нижний упор прецизионного компенсатора давления и упор на затворе образуют подвижное в радиальном и осевом направлениях соединение, отличающийся тем, что в качестве привода затвора применен силовой многослойный пьезокерамический привод, который своим нижним торцом закреплен в корпусе клапана и имеет центральное отверстие, через которое продета верхняя часть прецизионного компенсатора давления, снабженная верхним упором, а верхний упор компенсатора давления в свою очередь поджат пружиной сжатия к верхнему торцу силового многослойного пьезокерамического привода, при этом при положении затвора на седле между нижним упором прецизионного компенсатора и упором затвора гарантирован меньший хода затвора зазор.

РИСУНКИ


MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 24.06.2008

Извещение опубликовано: 20.06.2010 БИ: 17/2010


Categories: BD_2293000-2293999