Патент на изобретение №2293836

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2293836 (13) C2
(51) МПК

E21B19/086 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 08.12.2010 – может прекратить свое действие

(21), (22) Заявка: 2005106824/03, 09.03.2005

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

09.03.2005

(43) Дата публикации заявки: 20.08.2006

(46) Опубликовано: 20.02.2007

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
SU 1092272 А, 15.05.1984. SU 899904 А, 23.01.1982. SU 968376 А, 23.10.1982. SU 1218097 А, 15.03.1986. SU 1452967 А1, 23.01.1989. SU 1661401 А1, 07.07.1991. RU 2018656 С1, 30.08.1994. RU 2110685 С1, 10.05.1998. RU 2256059 С1, 10.07.2005. БЕГАГОЕН И.А. и др. Бурильные машины. – М.: Недра, 1972, с.205-208. ЕСИН Н.Н. и др. Пневматические машины

Адрес для переписки:

199178, Санкт-Петербург, В.О., 18 линия, 31, ОАО “Пневматика”, В.Д. Теонскому

(72) Автор(ы):

Теонский Валерий Донатович (RU)

(73) Патентообладатель(и):

ОАО “Завод пневматических машин и гидроаппаратуры” (ОАО “Пневматика”) (RU)

(54) ПУСКОВОЕ УСТРОЙСТВО ПНЕВМАТИЧЕСКОГО ТЕЛЕСКОПНОГО ПЕРФОРАТОРА

(57) Реферат:

Изобретение относится к пневматическим телескопным перфораторам. Технической задачей является обеспечение безопасности при работе в части исключения самопроизвольного выдвижения штока пневмоподатчика под действием сжатого воздуха в выключенном положении пускового крана за счет возможных перетоков сжатого воздуха через пусковой кран в поршневую полость пневмоподатчика. Достигается тем, что в позиции пускового крана “ВЫКЛЮЧЕНО” поршневая полость пневмоподатчика сообщена с атмосферой, для чего в пусковом кране со стороны его хвостовой части, выступающей наружу из корпуса, на которой закреплена рукоятка управления краном, выполнен канал или канавка на наружной рабочей поверхности крана, соединяющиеся с каналом в корпусе, по которому сжатый воздух подается в поршневую полость пневмоподатчика в рабочих позициях пускового крана. 3 з.п. ф-лы, 5 ил.

(56) (продолжение):

CLASS=”b560m”ударного действия для проходки скважин и шпуров. – Новосибирск: Наука, 1986, с.78, 147, 148.

Предлагаемое изобретение относится к пневматическим телескопным перфораторам, представляющим собою пневматическую поршневую машину ударно-поворотного действия, работающую под действием сжатого воздуха и предназначенную для бурения восстающих шпуров и скважин при проходке горных выработок.

Пневматический телескопный перфоратор состоит из собственно бурильной машины – перфоратора и расположенного на одной с ним оси телескопного пневматического податчика (далее – податчика), связующим звеном для которых является корпус пускового устройства («корпус пускового устройства» имеет еще название – «головка») (далее – корпус), в котором размещен пусковой кран с закрепленной на его хвостовой части, выступающей из корпуса наружу рукояткой управления краном.

Пусковой кран (далее – кран) имеет четыре функциональные позиции, одна из которых «ВЫКЛЮЧЕНО», при которой сжатый воздух не поступает ни к перфоратору, ни к податчику.

Три другие позиции крана – рабочие: «ПОДЪЕМ ТЕЛЕСКОПА», при котором сжатый воздух подается только в поршневую полость податчика и выдвигает шток, упирающийся в почву, чем осуществляется подъем перфоратора на необходимую высоту и создание необходимого подающего усилия при бурении, «ЗАБУРИВАНИЕ», когда к перфоратору подается ограниченное количество сжатого воздуха за счет неполного открытия впускного отверстия, и «ПОЛНАЯ РАБОТА», когда впускное отверстие открывается полностью, и перфоратор развивает полную мощность.

При позициях крана «ЗАБУРИВАНИЕ» и «ПОЛНАЯ РАБОТА» сжатый воздух также подается в поршневую полость податчика для создания необходимого для бурения подающего усилия на перфоратор, которое может достигать 200 и более кг.

По требованиям безопасности шток податчика не должен самопроизвольно выдвигаться у неработающего, но подключенного к воздушной сети телескопного перфоратора, то есть, когда рукоятка пускового крана находится в позиции «ВЫКЛЮЧЕНО».

В существующих телескопных перфораторах, например ПТ-29, ПТ-36, ПТ-45, ПТ-48 Криворожского завода «Коммунист» (Бурильные машины. И.А.Бегагоен, А.Г.Дядюра, А.И.Бажал, изд-во Недра, Москва, 1972 г., с.205, Перфораторы (справочник) В.М.Васильев, изд-во Недра, Москва, 1989 г., с.45), это требование обеспечивается тщательной притиркой сопрягаемых рабочих поверхностей крана и отверстия в корпусе при производстве телескопных перфораторов в заводских условиях.

В процессе эксплуатации плотность прилегания притертых поверхностей может нарушиться вследствие различных причин: износа, механических повреждений, попадания частиц грязи, при замене крана на другой и по другим причинам, что может привести к перетокам сжатого воздуха в поршневую полость податчика и спровоцировать самопроизвольное выдвижение штока, что в конечном счете не только затруднит работу по управлению телескопным перфоратором, но может привести к тяжелым травмам, так как усилие на выдвигаемом штоке, как было упомянуто ранее, может составлять 200 и более кг.

Предлагаемое изобретение позволяет полностью исключить самопроизвольное выдвижение штока податчика в выключенном положении пускового крана.

На фиг.1 показан продольный разрез фрагмента телескопного перфоратора, включающий целиком пусковое устройство и примыкающие к нему податчик слева и перфоратор справа в позиции пускового крана «ВЫКЛЮЧЕНО».

На фиг.2 показан поперечный ступенчатый разрез, проходящий через пусковое устройство.

На фиг.3, 4 и 5 показаны варианты выполнения пускового крана.

В корпусе 1 пускового устройства помещен пусковой кран 2 пробкового типа. Как правило, кран и соответствующее отверстие в корпусе у пневматических перфораторов выполняются конусными с целью лучшей уплотняемости сопрягаемых рабочих поверхностей за счет прижима крана к корпусу давлением сжатого воздуха.

Кран 2 в направлении убывающего диаметра имеет хвостовую цилиндрическую часть, выступающую из корпуса 1 наружу, на которой закреплена рукоятка 3 управления краном.

Телескопный податчик (фиг.1) имеет цилиндр 4, в котором перемещается поршень 5, в канавках которого установлены уплотнительные манжеты 6. Поршень 5 закреплен на штоке 7 гайкой 8 с пружиной шайбой 9.

Разжимное пружинное кольцо («замок») 10 служит для удержания штока 7 в полностью задвинутом в цилиндр 4 положении при перемещениях телескопного перфоратора.

Телескопный податчик и собственно перфоратор, фрагмент которого показан на фиг.1 справа, соединены с корпусом 1 пускового устройства и стянуты между собой двумя стяжными болтами 11 с гайками (не показаны).

Сжатый воздух из сети поступает в телескопный перфоратор через воздушный патрубок 12, закрепленный на корпусе 1 гайкой 13.

Позицией 14 обозначены детали, относящиеся к пульту дистанционного управления (не показан) податчиком.

Другие детали, показанные на фиг.1 вдоль оси, относятся к механизмам продувки и водяной промывки и не касаются предмета изобретения.

На торце крана 2 со стороны большего диаметра имеется полость 15, а в стенке крана 2, образуемой этой полостью, имеется эллиптической формы отверстие 16, которое в позиции крана «ЗАБУРИВАНИЕ» частично (примерно на 1/4) соединяется с аналогичным по форме отверстием (не показано) в корпусе 1, а в позиции крана «ПОЛНАЯ РАБОТА» – полностью соединяется с этим отверстием в корпусе 1 для пропуска сжатого воздуха в перфоратор. В позициях крана «ВЫКЛЮЧЕНО» и «ПОДЪЕМ ТЕЛЕСКОПА» сжатый воздух в перфоратор не подается.

Фиксация крана 2 во всех четырех позициях осуществляется стопором 17, поджатым пружиной 18, который западает в лунки, имеющиеся на кране 2.

На наружной поверхности крана 2 на участке после окончания внутренней полости 15 выполнена полукольцевая канавка 19, занимающая примерно половину окружности. Канавка 19 соединена с внутренней полостью 15 отверстием 20 и при подсоединении телескопного перфоратора к воздушной сети полость канавки 19 постоянно находится под давлением сжатого воздуха при любой позиции крана 2.

В корпусе 1 выполнен канал 21, который одним концом вскрывается в конусное отверстие корпуса на уровне полукольцевой канавки 19 крана 2, а другим концом выходит на торец корпуса 1 со стороны подсоединения телескопного податчика и служит для подачи сжатого воздуха в поршневую полость 22 податчика.

Полукольцевая канавка 19 расположена на кране 2 таким образом, что непрерывно соединяется с каналом 21 в позициях крана «ПОДЪЕМ ТЕЛЕСКОПА», «ЗАБУРИВАНИЕ» и «ПОЛНАЯ РАБОТА», чем обеспечивается непрерывная подача сжатого воздуха в поршневую полость 22 податчика в указанных позициях.

В позиции крана «ВЫКЛЮЧЕНО» доступ сжатого воздуха к каналу 21 и к поршневой полости 22 перекрыт конусной поверхностью крана 2. Надежность этого перекрытия может быть нарушена указанными в начале описания причинами, и, вследствие перетоков сжатого воздуха из отверстия 16 и канавки 19 в канал 21, в поршневой полости 22 податчика может создаваться давление воздуха, способное выдвинуть шток 7 податчика.

Незначительные перетоки сжатого воздуха в поршневую полость податчика в выключенном положении крана могут весьма существенно влиять на выдвижение штока. Следует сказать, что питание податчика во время работы перфоратора осуществляется через отверстие 20 в кране 2, имеющее весьма малый диаметр – 1,5 мм.

Настоящим изобретением предлагается соединить поршневую полость 22 податчика с атмосферой в позиции крана «ВЫКЛЮЧЕНО» посредством канала, выполненного в кране 2, и соединяющего поверхность хвостовой его части, выступающей из корпуса 1 наружу и находящейся под воздействием атмосферного давления, с каналом 21 в корпусе 1.

Канал в пусковом кране 2 может иметь следующие варианты исполнения:

– канал выполнен со стороны торца хвостовой части пускового крана в виде последовательно расположенных продольного 23 и радиального 24 отверстий (фиг.2),

– канал выполнен со стороны поверхности вращения хвостовой части пускового крана 2 в виде наклонного отверстия 25 (фиг.3),

– канал выполнен в виде продольной 26 (фиг.4) или спиральной 27 (фиг.5) канавки на наружной рабочей поверхности пускового крана со стороны основания его хвостовой части.

Работа пускового устройства осуществляется следующим образом.

Пусковой кран 2 находится в позиции «ВЫКЛЮЧЕНО». После подсоединения патрубка 12 к сети сжатого воздуха последний поступает во внутреннюю полость 15 крана 2 и оттуда через отверстие 20 в полукольцевую канавку 19. Сжатый воздух в перфоратор и в поршневую полость податчика не поступает. При этом поршневая полость 22 податчика каналом 21 в корпусе 1 и каналами 23 и 24 (или каналом 25 на фиг.3, или канавками 26 и 27 на фиг.4 и 5 соответственно) в кране 2 сообщена с атмосферой и тем самым исключается возможность самопроизвольного выдвижения штока даже в случае перетока сжатого воздуха через неплотности сопряжения наружной рабочей поверхности крана 2 с соответствующим отверстием в корпусе 1.

После переключения пускового крана 2 в позицию «ПОДЪЕМ ТЕЛЕСКОПА» полукольцевая канавка 19 на кране 2 сообщается с каналом 21 в корпусе 1 и сжатый воздух по каналу 21 поступает в поршневую полость 22 податчика, создает давление на поршень 5 и перемещает его вместе со штоком 7. Телескопный перфоратор подготовлен к бурению.

После переключения пускового крана 2 в позицию «ЗАБУРИВАНИЕ» эллиптическое отверстие 16 в стенке крана 2 частично совмещается с аналогичным отверстием (не показано) в корпусе 1 и сжатый воздух в ограниченном количестве поступает в перфоратор для привода в действие ударно-поворотного механизма на неполную мощность для забуривания. При этом полукольцевая канавка 19 на кране 2 продолжает сообщаться с каналом 21 в корпусе 1 и податчик продолжает осуществлять осевое подающее усилие на перфоратор.

После переключения пускового крана 2 в позицию «ПОЛНАЯ РАБОТА» эллиптическое отверстие 16 в стенке крана 2 полностью совмещается с аналогичным отверстием в корпусе 1 и сжатый воздух в полном объеме поступает в перфоратор и заставляет его развивать полную мощность. При этом полукольцевая канавка 19 продолжает сообщаться с каналом 21 в корпусе 1, и податчик продолжает осуществлять подающее осевое усилие на перфоратор.

После окончания бурения пусковой кран 2 переводится в позицию «ВЫКЛЮЧЕНО». При этом перфоратор прекращает работу, а воздух из поршневой полости 22 податчика через канал 21 в корпусе 2 и каналы 24 и 23 (фиг.2) или канал 25 (фиг.3) или канавки 26 и 27 (фиг.4 и 5 соответственно) в кране 2 выпускается в атмосферу, и перфоратор опускается.

Формула изобретения

1. Пусковое устройство пневматического телескопного перфоратора, содержащее корпус, в котором помещен пусковой кран, имеющий выступающую из корпуса хвостовую часть, осуществляющий в его рабочих позициях подачу сжатого воздуха в перфоратор и по каналу в корпусе в поршневую полость пневмоподатчика, отличающееся тем, что в позиции пускового крана “Выключено” поршневая полость пневмоподатчика сообщена с атмосферой посредством канала, выполненного в пусковом кране, соединяющего поверхность его хвостовой части с каналом в корпусе.

2. Пусковое устройство пневматического телескопного перфоратора по п.1, отличающееся тем, что канал в пусковом кране выполнен со стороны торца его хвостовой части в виде последовательно расположенных продольного и радиального отверстий.

3. Пусковое устройство пневматического телескопного перфоратора по п.1, отличающееся тем, что канал в пусковом кране выполнен со стороны поверхности вращения его хвостовой части в виде наклонного отверстия.

4. Пусковое устройство пневматического перфоратора по п.1 отличающееся тем, что канал в пусковом кране выполнен в виде канавки на наружной рабочей поверхности пускового крана со стороны основания его хвостовой части.

РИСУНКИ

Categories: BD_2293000-2293999