Патент на изобретение №2293835

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2293835 (13) C1
(51) МПК

E21B10/08 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 08.12.2010 – действует

(21), (22) Заявка: 2005129155/03, 21.09.2005

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

21.09.2005

(46) Опубликовано: 20.02.2007

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
SU 120191 A1, 01.01.1959. SU 113676 A1, 01.01.1958. SU 390253 A1, 01.01.1973. SU 571575 A1, 05.09.1977. SU 471417 A1, 25.05.1975. SU 247163 A1, 01.01.1969. SU 125527 A1, 01.01.1960. RU 2172386 С1, 20.08.2001. RU 2030555 C1, 10.03.1995.

Адрес для переписки:

117042, Москва, ул. Акад. Семенова, 21, корп.2, кв.139, А.Е. Кравченко

(72) Автор(ы):

Бебенин Владимир Юрьевич (RU),
Кравченко Алексей Евгеньевич (RU),
Черкасов Владимир Иванович (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Закрытое акционерное общество “Московский опытный завод буровой техники” (RU)

(54) ВСТАВНОЕ ШАРОШЕЧНОЕ ДОЛОТО

(57) Реферат:

Изобретение относится к области горной промышленности, а именно к породоразрушающим инструментам, и может быть использовано при бурении скважин. Позволяет обеспечить значительное упрощение конструкции шарошечного долота и упрощение процесса перевода его из транспортного положения в рабочее и обратно. Долото состоит из корпуса, лап с шарошками, смещенными в транспортном положении в осевом направлении относительно друг друга, и пружин. Хвостовики лап имеют плоскую форму и выполнены со сквозными продольными пазами различной длины, в которых по скользящей посадке размещены крепежные элементы на разных уровнях относительно торца долота в его рабочем положении для удержания лап в корпусе. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области горной промышленности, а именно к породоразрушающим инструментам, и может быть использовано при бурении скважин.

Известно вставное шарошечное долото, состоящее из корпуса, бурильной головки и поршня, снабженное подвижно установленной на корпусе обечайкой, связанное посредством гибких тяг с поршнем и головкой, которая в свою очередь связана гибкими тягами с корпусом [1].

Недостатками такого долота являются сложность конструкции и ненадежность механизма приведения шарошек в рабочее положение, выполненного в виде гибких тяг.

Наиболее близким по технической сути и достигаемому результату является вставное шарошечное долото с несвязанными жестко лапами, смещенными в транспортном положении в осевом направлении с осью шарнира малой лапы, размещенной непосредственно в корпусе долота [2].

Однако это долото также конструктивно очень сложно и надежность его работы зависит от совокупной надежности работы многих конструктивных элементов.

Ожидаемый технический результат настоящего изобретения заключается в обеспечении значительного упрощения конструкции шарошечного долота и упрощения процесса перевода его из транспортного положения в рабочее и обратно.

Указанный технический результат достигается тем, что во вставном шарошечном долоте, состоящем из корпуса, лап с шарошками смещенных в транспортном положении в осевом направлении относительно друг друга, и пружин, хвостовики лап имеют плоскую форму и выполнены со сквозными продольными пазами различной длины, в которых по скользящей посадке размещены крепежные элементы на разных уровнях относительно торца долота в его рабочем положении для удержания лап в корпусе, а также тем, что в корпусе долота выполнены продольные пазы для размещения в них хвостовиков лап и тем, что в корпусе долота выполнены глухие отверстия для размещения пружин.

Изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 схематично изображено вставное шарошечное долото в транспортном положении, а на фиг.2 – в рабочем положении.

Вставное шарошечное долото состоит из корпуса 1 с пазами 2, лапами 3 и 4 с плоскими хвостовиками 5, имеющими сквозные продольные пазы различной длины малый 6 и большой 7, в которых по скользящей посадке размещены крепежные элементы, в качестве которых использованы штифты 8, расположенные на различных уровнях относительно торца долота в его рабочем положении, и шарошек 9 и 10. В корпусе 1 выполнены два глухих отверстия 11, в которых вмонтированы пружины 12.

Долото имеет два положения – рабочее и транспортное. В транспортном положении лапа 4 с шарошкой 9 опущена вниз до упора верхнего торца большого паза 7 в штифт 8. Лапа 3 с шарошкой 10 также опущена до упора верхнего торца малого паза 6 в штифт 8. Такое положение лап 3 и 4 с шарошками 9 и 10 достигается за счет собственного их веса и действия силы сжатых пружин 12, размещенных в отверстиях 11 корпуса долота 1. При этом обе лапы с шарошками отклонены к центру долота и занимают габариты, позволяющие ему свободно проходить внутри обсадной колонны 13. В транспортном положении пружины 12 распрямлены и препятствуют смещению хвостовиков лап в пазах корпуса, предотвращая самопроизвольный привод долота в рабочее положение. В таком состоянии долото доходит до башмака 14 обсадной колонны (фиг.1), который должен находиться от забоя скважины на расстоянии, равном или несколько большем высоты долота в рабочем положении.

Выйдя из башмака 14 обсадной колонны 13 долото оказывается в скважине, диаметр которой равен, а в случае потери диаметра предыдущим долотом меньше диаметра нового долота в его рабочем положении. Когда шарошка 9 упрется в плоскость забоя скважины, а долото продолжает перемещаться вниз, центральная часть корпуса долота 15 начинает давить на плоскость 16 хвостовика 5 лапы 4 и отклонять ее от центра долота до упора в стенку скважины 17, а пружина 12 сжимается, входя в отверстие 11 корпуса 1. Находясь в таком положении, лапа 4 уже не мешает шарошке 10, которая при дальнейшем опускании долота также раздвигается его центральной частью 15 до номинального диаметра скважины одновременно сжимая вторую пружину 12.

Рабочее положение долота достигается в том случае, когда нижние торцы пазов 6 и 7 упрутся в штифты 8, а пружины 12 находиться в отверстиях 11 корпуса 1. При этом хвостовики лап упираются в торцы пазов 2 на корпусе долота 1, которые и передают осевую нагрузку на забой скважины. Вращение от корпуса долота, жестко соединенного с буровым снарядом 18, на шарошки передается пазами 2, в которых размещены плоские хвостовики 5 лап 3 и 4.

После окончания рейса корпус долота 1 с буровым снарядом 18 начинают медленно поднимать от забоя скважины. При этом под действием силы тяжести от собственного веса лапы 4 и шарошки 9 в совокупности с силой сжатой пружин 12 лапы 3 и 4 с шарошками 9 и 10 опускаются в крайнее нижнее положение, разворачиваются на штифтах 8 и принимают транспортное положение.

Таким образом, предлагаемое техническое решение вставного шарошечного долота имеет следующие преимущества по сравнению с известными:

1. Значительно упрощена конструкция долота за счет резкого сокращения количества его элементов, что заметно сократит трудовые и материальные затраты на его изготовление.

2. Увеличивается надежность привода долота в рабочее положение и обратно.

3. Появляется реальная возможность изготовления работоспособных шарошечных долот малого диаметра – 76-93 мм.

Источники информации

1. А.с. №390253, кл. Е 21 В 9/08, Е 21 В 11/00, 1973, БИ №30.

2. А.с. №120191, кл. Е 21 В 9/00, Е 21 В 11/00, 1959, БИ №11 – прототип.

Формула изобретения

1. Вставное шарошечное долото, состоящее из корпуса, лап с шарошками, смещенных в транспортном положении в осевом направлении относительно друг друга, и пружин, отличающееся тем, что хвостовики лап имеют плоскую форму и выполнены со сквозными продольными пазами различной длины, в которых по скользящей посадке размещены крепежные элементы на разных уровнях относительно торца долота в его рабочем положении для удержания лап в корпусе.

2. Вставное шарошечное долото по п.1, отличающееся тем, что в корпусе долота выполнены продольные пазы для размещения в них хвостовиков лап.

3. Вставное шарошечное долото по п.1, отличающееся тем, что в корпусе долота выполнены глухие отверстия для размещения пружин.

РИСУНКИ

Categories: BD_2293000-2293999