|
На основании пункта 3 статьи 13 Патентного закона Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. № 3517-I патентообладатель обязуется передать исключительное право на изобретение (уступить патент) на условиях, соответствующих установившейся практике, лицу, первому изъявившему такое желание и уведомившему об этом патентообладателя и федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, – гражданину РФ или российскому юридическому лицу. |
(21), (22) Заявка: 2005108850/03, 28.03.2005
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
28.03.2005
(43) Дата публикации заявки: 10.07.2005
(46) Опубликовано: 20.02.2007
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
RU 2003126430 А, 20.01.2004. RU 2018040 C1, 15.08.1994. SU 544520 A1, 30.01.1977. RU 2023923 C1, 30.11.1994. ЧУПРАКОВ Ю.И. Ремонт и модернизация водоразборной арматуры. – М.: Стройиздат, 1990, с.4-6, 69-78.
Адрес для переписки:
650056, г.Кемерово, ул.Волгоградская, 31а, кв.4, А.И.Траченко
|
(72) Автор(ы):
Траченко Андрей Иванович (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Траченко Андрей Иванович (RU)
|
(54) СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ ТЕЧИ В ПУСКОЗАПОРНОМ УЗЛЕ ВОДОРАЗБОРНОГО КРАНА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
(57) Реферат:
Изобретения относятся к сантехническим ремонтно-эксплутационным средствам оснащения в системах водоснабжения жилых и других зданий. Устройство для устранения течи в пускозапорном узле водоразборного крана при устранении течи размещено в корпусе водоразборного крана, который выполнен с внутренней гладкоповерхностной цилиндрической частью, с посадочным резьбовым гнездом для закрепления вентиля с пускозапорным клапаном и герметизирующей прокладкой с опоясывающим водовпускное отверстие кольцевым буртиком и с водовыпускным каналом при соосности внутренней гладкоповерхностной цилиндрической части, посадочного резьбового гнезда и кольцевого буртика. Устройство представляет собой металлорежущий инструмент в виде шпинделя с металлорежущей головкой для удаления дефектного слоя металла с торца кольцевого буртика, диаметр которой больше внешнего диаметра кольцевого буртика. Шпиндель состоит из цилиндрической части с полостью и хвостовика для присоединения к приводному приспособлению и установлен в корпусе с возможностью осевого перемещения и реверсивного вращения. Металлорежущая головка закреплена в полости цилиндрической части шпинделя так, что ее торцевая плоская поверхность ориентирована перпендикулярно цилиндрической части шпинделя. Внешняя цилиндрическая поверхность и полость шпинделя соосны внутренней гладкоповерхностной цилиндрической части, посадочному резьбовому гнезду и кольцевому буртику корпуса крана. Цилиндрическая часть шпинделя выполнена в виде стакана с цилиндрической или конической поверхностью полости. Шпиндель установлен в корпусе крана с зазором не более 0,1 мм между цилиндрической частью шпинделя и внутренней гладкоповерхностной цилиндрической частью и посадочным резьбовым гнездом корпуса крана. Предусмотрен также способ устранения течи в пускозапорном узле водоразборного крана с использованием данного устройства. Технический результат: расширение ассортимента сантехнических ремонтно-эксплутационных средств, упрощение конструкции и повышение удобства использования. 2 н. и 7 з.п. ф-лы, 9 ил.
Изобретения относятся к сантехническим высокоэффективным ремонтно-эксплуатационным средствам оснащения в системах водоснабжения жилых и других зданий.
Потеря герметичности в пускозапорных узлах водоразборных кранов и вентилей водопроводов в системах водоснабжения представляет острую проблему по таким, в частности, последствиям, как-то:
– имеют место (в масштабах страны) колоссальные бесхозяйственные потери воды, наносящие большой экономический ущерб, особенно регионам с дефицитом водных ресурсов;
– причиняются неудобства, моральные страдания, дополнительные траты жильцам высотных домов в тех случаях, когда, например, в одной из квартир необходимо заменить герметизирующие прокладки запорных клапанов, а установленные внутри квартиры вентили не обеспечивают полное перекрытие подачи воды по водопроводу (в особенности горячей воды), при этом приходится обращаться за помощью спецслужб и прибегать к перекрытию подачи воды по всему общедомовому стояку-водопроводу, что влечет за собой перекрытие подачи воды всем остальным жильцам, проживающим на других этажах, причем такие события являются практически аварийными (неожиданными), и для многих жильцов это: прерванные плановые дела, порча белья при стирке грязной водой, поступающей после ремонта.
Решению этой проблемы посвящены настоящие изобретения. Многие известные изобретения направлены на решение вышеуказанной проблемы путем совершенствования водоразборных кранов и их отдельных узлов, однако их срок службы (долговечность) ограничен физико-химическими свойствами сплавов (бронз, латуней), из которых они изготовлены, технологией изготовления и условиями эксплуатации; в числе таких известных изобретений отмечаю следующие:
– Авт.свид. СССР 484353, Водоразборный кран с автоматической блокировкой, F 16 К 1/00, опубл. 15.09.75, Бюл. 34 [1];
– Авт.свид. СССР 996782, Вентиль тонкой регулировки, F 16 К 1/00, опубл. 15.02.83, Бюл. 6 [2];
– Авт.свид. СССР 1733792, Водоразборный кран «эконом», F 16 К 1/00, Е 03 С 1/04, опубл. 15.05.92, Бюл. 18 [3].
Из уровня техники известны технические решения (способ устранения течи в пускозапорном узле водоразборного крана и устройство для его осуществления), предусматривающие извлечение вентиля из посадочного резьбового гнезда корпуса крана, замену герметизирующей прокладки в пускозапорном клапане, установку металлорежущего инструмента, точно ориентированного относительно контактирующей поверхности торца кольцевого буртика, одноразовое полное удаление-срезание путем сфрезерования кольцевого буртика, опоясывающего водовпускное отверстие, до получения в перегородочной стенке плоской поверхности, контактирующей с герметизирующей прокладкой пускозапорного клапана, ориентированной перпендикулярно оси цилиндрического корпуса водоразборного крана, модернизацию (замену) пускозапорного клапана вентиля, последующее закрепление вентиля и прижатие герметизирующей прокладки другого, нового, модернизированного пускозапорного клапана к торцу кольцевого буртика, опоясывающего водовпускное отверстие (см. Чупраков Ю.И. Ремонт и модернизация водоразборной арматуры. М.: Стройиздат, 1990, с.53-56, 66-85) [4].
Существенным недостатком этих известных технических решений [4] является то, что при этом производится одноразовое срезание не только дефектных слоев металла, но и здоровой, качественной остальной части кольцевого буртика, а это влечет за собой утонение, уменьшение толщины перегородочной стенки корпуса водозаборного крана, приводящее к уменьшению срока службы действующих, эксплуатируемых водоразборных кранов на многие годы или даже к их порче из-за возможного профрезерования тонкой перегородочной стенки насквозь (с.74).
Кроме того, модернизация (изменение конструкции) пускозапорных клапанов вентилей в действующих, эксплуатируемых водоразборных кранах обязательно влечет за собой усложнение, удорожание, увеличение продолжительности сроков ремонта, а также к невозможности оперативного устранения течи из-за отсутствия необходимых технических средств для этого.
Прототипами, то есть наиболее близкими аналогами к описываемым изобретениям по совокупности существенных признаков, являются известные «Способ устранения течи водоразборного крана и устройство для его осуществления», описанные в заявке на изобретения №2003126430/03 (патент РФ №2265108, опубликовано 27.11.2005, Бюл. №33) [5], сущность которых состоит в следующем.
Способ устранения течи водоразборного крана включает извлечение вентиля из посадочного резьбового гнезда корпуса крана, замену герметизирующей прокладки в пускозапорном клапане, установку металлорежущего инструмента, точно ориентированного относительно контактирующей поверхности торца кольцевого буртика, последующее закрепление вентиля, прижатие герметизирующей прокладки пускозапорного клапана к торцу кольцевого буртика, опоясывающего водовпускное отверстие, причем перед последующим закреплением вентиля производят кратковременное закрепление направляющего патрубка в посадочном резьбовом гнезде корпуса крана, затем устанавливают внутрь точно ориентированный относительно контактирующих поверхностей направляющего патрубка указанный инструмент, указанное удаление дефектных слоев металла производят так, чтобы вновь образованная торцевая поверхность кольцевого буртика, контактирующая с герметизирующей прокладкой пускозапорного клапана, была ориентирована перпендикулярно внутренней цилиндрической поверхности направляющего патрубка, после чего направляющий патрубок удаляют из посадочного резьбового гнезда корпуса крана.
Устройство для устранения течи водоразборного крана содержит корпус водоразборного крана с посадочным резьбовым гнездом для закрепления вентиля, с кольцевым буртиком, опоясывающим водовпускное отверстие, с водовыпускным каналом при соосности посадочного резьбового гнезда и кольцевого буртика, кратковременно закрепленный направляющий патрубок, внутри установленный с возможностью фиксированных осевых перемещений и реверсивного вращения шпиндель, состоящий из цилиндрической части, контактирующей с внутренней цилиндрической поверхностью направляющего патрубка, металлорежущей головки для удаления дефектного слоя металла с торца кольцевого буртика, торцевой части совместно с закрепленным на ней передвигаемым ограничителем осевых перемещений шпинделя и хвостовика для присоединения к приводным приспособлениям, при этом диаметр металлорежущей головки больше внешнего диаметра кольцевого буртика, торцевая поверхность металлорежущей головки ориентирована перпендикулярно цилиндрической части шпинделя, причем торцевая часть шпинделя выполнена в виде цилиндра с резьбой совместно с закрепленным ограничителем осевых перемещений шпинделя, представляющим собой специальную гайку, имеющую сквозное радиальное резьбовое отверстие с установленным в нем стопорным винтом, взаимодействующим с резьбой цилиндра, при этом торцевые плоские поверхности специальной гайки перпендикулярны оси шпинделя.
Недостатками известных изобретений [5] являются: наличие направляющего патрубка и выполнение (при ремонте) операций по закреплению направляющего патрубка в посадочном резьбовом гнезде корпуса водоразборного крана или вентиля водопровода и последующее удаление указанного направляющего патрубка из посадочного резьбового гнезда корпуса водоразборного крана или вентиля водопровода.
Важнейшей задачей описываемых изобретений является упрощение ремонтного устройства, упрощение процесса ремонта, а также расширение арсенала и ассортимента высокоэффективных сантехнических ремонтно-эксплуатационных средств оснащения, позволяющих ремонтно-эксплуатационным службам и населению иметь возможность выбора наиболее подходящих средств для устранения течи воды в пускозапорных узлах любых типов эксплуатируемых водоразборных кранов и вентилей водопроводов данного класса (без изменения их конструкций) в каждых конкретных специфических обстоятельствах, случаях, имея в виду в том числе и свои производственно-технические возможности.
Указанная задача (упрощение устройства, процесса ремонта, а также расширение арсенала и ассортимента высокоэффективных сантехнических ремонтно-эксплуатационных средств оснащения для устранения течи воды в пускозапорных узлах любых типов эксплуатируемых водоразборных кранов и вентилей водопроводов без изменения их конструкций) решается описываемыми изобретениями за счет новой совокупности существенных признаков, а именно благодаря тому, что:
Устройство для устранения течи в пускозапорном узле водоразборного крана при устранении течи, размещенное в корпусе водоразборного крана, выполненного с внутренней гладкоповерхностной цилиндрической частью, с посадочным резьбовым гнездом для закрепления вентиля с пузкозапорным клапаном и герметизирующей прокладкой, с опоясывающим водовпускное отверстие кольцевым буртиком и с водовыпускным каналом при соосности внутренней гладкоповерхностной цилиндрической части, посадочного резьбового гнезда и кольцевого буртика, и представляющее собой металлорежущий инструмент в виде шпинделя с металлорежущей головкой для удаления дефектного слоя металла с торца кольцевого буртика, диаметр которой больше внешнего диаметра кольцевого буртика, при этом шпиндель состоит из цилиндрической части с полостью и хвостовика для присоединения к приводному приспособлению и установлен в корпусе с возможностью осевого перемещения и реверсивного вращения, а металлорежущая головка закреплена в полости цилиндрической части шпинделя так, что ее торцевая плоская поверхность ориентирована перпендикулярно цилиндрической части шпинделя, при этом внешняя цилиндрическая поверхность и полость шпинделя соосны внутренней гладкоповерхностной цилиндрической части, посадочному резьбовому гнезду и кольцевому буртику корпуса крана, причем цилиндрическая часть шпинделя выполнена в виде стакана с цилиндрической или конической поверхностью полости, при этом шпиндель установлен в корпусе крана с зазором не более 0,1 мм между цилиндрической частью шпинделя и внутренней гладкоповерхностной цилиндрической частью и посадочным резьбовым гнездом корпуса крана, при этом: полость стакана, предназначенная для закрепления в ней металлорежущей головки, выполнена в виде прямого кругового цилиндра или усеченного прямого кругового конуса;
– при выполнении поверхности полости стакана цилиндрической в качестве металлорежущей головки применен абразивный шлифовальный инструмент в виде прямого кругового цилиндра;
– в качестве металлорежущей головки использован металлорежущий инструмент в виде торцевого зенкера или торцевой фрезы;
– при выполнении поверхности полости стакана цилиндрической в качестве металлорежущей головки применен прямой круговой цилиндр из керамики, керметов, кирпича, цемента или твердых минералов;
– металлорежущий инструмент снабжен винтом, шпиндель выполнен со сквозным осевым резьбовым отверстием, а металлорежущая головка – со сквозным осевым отверстием, через которое она соединена со шпинделем с помощью винта, ввинченного в сквозное осевое резьбовое отверстие шпинделя;
– металлорежущая головка цельная и в сквозное осевое резьбовое отверстие, выполненное в доннохвостовой части стакана шпинделя, кратковременно введен выталкиватель с возможностью передачи выталкивающего усилия на металлорежущую головку в процессе удаления ее из внутренней полости стакана шпинделя.
Способ устранения течи в пускозапорном узле водоразборного крана с использованием любого указанного выше устройства, характеризующийся тем, что он включает извлечение вентиля из посадочного резьбового гнезда корпуса водоразборного крана, замену герметизирующей прокладки в пускозапорном клапане, установку металлорежущего инструмента в корпус водоразборного крана, удаление дефектных слоев металла с торца кольцевого буртика с образованием торцевой поверхности, перпендикулярной внутренней гладкоповерхностной цилиндрической части и посадочному резьбовому гнезду корпуса крана, последующее извлечение металлорежущего инструмента из корпуса водоразборного крана, закрепление вентиля в посадочном резьбовом гнезде корпуса водоразборного крана и прижатие герметизирующей прокладки пускозапорного клапана к торцу кольцевого буртика, опоясывающего водовпускное отверстие, при этом удаление дефектных слоев металла с торца кольцевого буртика выполняют путем предварительного, чернового снятия дефектных слоев металла и последующей тонкой, чистовой доводки.
Сущность группы изобретений подробнее раскрывается из дальнейшего описания с использованием чертежей, на которых изображено следующее:
– на фиг.1: продольно-осевой разрез торцевой части корпуса водоразборного крана в рабочем положении (в сборе с вентилем), когда имеет место течь воды вследствие потери герметичности;
– на фиг.2: продольно-осевой разрез торцевой части корпуса водоразборного крана в разобранном виде, когда вентиль извлечен из посадочного резьбового гнезда;
– на фиг.3: продольно-осевой разрез шпинделя в сборе для удаления дефектных слоев металла с торца кольцевого буртика, опоясывающего водовпускное отверстие (вариант, когда металлорежущая головка со сквозным осевым отверстием закреплена с помощью винта во внутренней цилиндрической полости стакана, имеющей длину, примерно равную половине длины внешней цилиндрической поверхности стакана);
– на фиг.4: то же, что на фиг.3 (вариант, когда длина внутренней цилиндрической полости равна примерно 0,85 длины внешней цилиндрической поверхности стакана);
– на фиг.5: вариант шпинделя, когда металлорежущая головка цельная (без сквозного осевого отверстия) при разборке шпинделя удаляется из внутренней цилиндрической полости стакана с помощью выталкивателя;
– на фиг.6: продольно-осевой разрез торцевой части корпуса водоразборного крана совместно с установленным внутри шпинделем на фиг.3 (подготовленным к началу удаления дефектных слоев металла с торца кольцевого буртика, опоясывающего водовпускное отверстие);
– на фиг.7: продольно-осевой разрез торцевой части корпуса водоразборного крана совместно с установленным внутри шпинделем на фиг.3 (на финишной стадии удаления дефектных слоев металла с торца кольцевого буртика, опоясывающего водовпускное отверстие);
– на фиг.8: продольно-осевой разрез торцевой части корпуса водоразборного крана после удаления дефектных слоев металла с торца кольцевого буртика, опоясывающего водовпускное отверстие;
– на фиг.9: продольно-осевой разрез торцевой части корпуса водоразборного крана после удаления дефектных слоев металла с торца кольцевого буртика, опоясывающего водовпускное отверстие, совместно с вновь закрепленным вентилем с замененной герметизирующей прокладкой (течь воды устранена).
В процессе эксплуатации водоразборных кранов происходит первоочередной износ наиболее уязвимых деталей, элементов и узлов, подверженных наибольшему воздействию коррозии, физических и механических нагрузок.
В корпусе 1 водоразборного крана наиболее быстроизнашиваемым местом является кольцевой буртик 2, опоясывающий водовпускное отверстие 3, со стороны поверхностей, контактирующих с герметизирующей прокладкой 4 пускозапорного клапана вентиля 5, по причине того, что это место испытывает комплексные нагрузки, а именно: воздействие коррозии из-за постоянного контакта с влагой и атмосферой; имеет место эрозия – разрушение струями грязной воды после аварий, ремонтов, когда потоки воды с ржавчиной от трубопроводов представляют собой абразивную среду (пульпу), воздействие гидроударов и кавитации, плюс частые механические истирающие воздействия со стороны герметизирующей прокладки 4 при открываниях – закрываниях водовпускного отверстия 3 с осажденными на ее поверхностях абразивными частицами; а в вентиле 5 наиболее интенсивному износу подвержена герметизирующая прокладка 4 (фиг.1).
При этом надо подчеркнуть, что износ отдельных элементов, деталей и узлов является не равномерным, а рассредоточенным по наиболее уязвимым участкам вследствие неоднородности сплавов, имеющих в своей структуре такие дефекты, как: шлаковые включения, окисные плены, газовые раковинки, и наличия на поверхностях микрораковинок, микроканавок, обусловленных технологией изготовления (литьем, штамповкой, механической обработкой резанием и так далее).
Предотвращение течи воды вследствие герметизирующей прокладки 4 устраняется путем замены последней на новую и никаких проблем (ни экономических, ни эксплуатационных) не вызывает, так как стоимость прокладок минимальна, а процесс замены прост и кратковременный.
Максимальные проблемы возникают, когда течь воды происходит по причине износа кольцевого буртика 2, когда на торцевой поверхности, контактирующей с герметизирующей прокладкой 4, образуются дефекты в виде неровностей, трещинок, канавки 6, по которым просачивается вода и вытекает через водовыпускной канал 7, при этом негативные рельефные дефектные отпечатки на поверхностях герметизирующей прокладки смещаются относительно позитивных рельефных дефектных мест на поверхностях кольцевого буртика при каждых последующих открываниях – закрываниях и поэтому приходится очень часто заменять герметизирующие прокладки и прилагать большие усилия к рукоятке 8 для обеспечения необходимо возрастающих сил прижатия герметизирующей прокладки к торцу кольцевого буртика, что приводит к ускоренному износу силовой резьбы запорного механизма и самой рукоятки, в результате чего, в конечном счете, наступает такая степень износа, что предотвращать течь воды уже не представляется возможным никакими средствами, даже путем установки нового вентиля 5 (фиг.1).
Для устранения течи воды по причине износа торца кольцевого буртика 2 производят извлечение вентиля 5 из посадочного резьбового гнезда 9 корпуса 1 водоразборного крана и замену герметизирующей прокладки 4 в пускозапорном клапане (замена герметизирующей прокладки обязательна, так как бывшая в эксплуатации имеет рельефные отпечатки изношенных поверхностей торца кольцевого буртика и для дальнейшего использования непригодна) (фиг.1, 2).
Для удаления дефектных слоев металла с торца 10 кольцевого буртика 2 используют заранее изготовленный специальный металлорежущий инструмент, представляющий собой шпиндель 11, состоящий из цилиндрической части, выполненной в виде стакана 12 с хвостовиком 13 для присоединения к приводным приспособлениям, металлорежущей головки 14 для удаления дефектного слоя металла с торца 10 кольцевого буртика 2 (фиг.2-5).
Внешняя цилиндрическая поверхность 15 стакана 12 точно ориентирована относительно контактирующих цилиндрических поверхностей корпуса крана, а именно: относительно поверхности 16 внутренней гладкоповерхностной цилиндрической части и относительно поверхности 17 посадочного резьбового гнезда 9, при этом для обеспечения указанной точной ориентировки необходимо, чтобы зазоры между упомянутыми контактирующими поверхностями 15, 16 и 17 составляли величину не более 0,1 мм (фиг.2, 3).
Внутреннюю полость 18 стакана 12 (фиг.5), предназначенную для закрепления в ней металлорежущей головки 14, целесообразно выполнять в виде прямого кругового цилиндра или прямого кругового конуса при их соосности с внешней цилиндрической поверхностью 15 (в качестве примера на чертежах фиг.3-7 внутренняя полость 18 выполнена в виде прямого круглого цилиндра), при этом длину L внутренней полости 18 устанавливают с учетом длины закрепляемой головки 14.
Металлорежущая головка 14 закреплена внутри стакана 12, а именно в его внутренней полости 18 так, что ее торцевая плоская поверхность 19 ориентирована перпендикулярно внешней цилиндрической поверхности 15 стакана 12, при этом внешняя цилиндрическая поверхность 15 и внутренняя цилиндрическая или коническая поверхность полости 18 стакана 12 соосны внутренней гладкоповерхностной цилиндрической части, посадочному резьбовому гнезду 9 и кольцевому буртику 2 корпуса крана 1, причем внешний диаметр d1 металлорежущей головки 14 больше внешнего диаметра d2 кольцевого буртика 2, опоясывающего водовпускное отверстие 3 (фиг.2-5).
На чертежах (фиг.3-7) в качестве металлорежущей головки 14 представлен вариант использования абразивного инструмента в виде шлифовального кругового прямого цилиндра, однако необходимо иметь в виду, что в качестве металлорежущей головки могут использоваться другие многочисленные металлорежущие инструменты типа торцевых зенкеров, торцевых фрез.
В качестве металлорежущей головки 14 применимы круговые прямые цилиндры из: керамики, керметов, кирпича, твердых минералов, цемента.
Шпиндель 11 может иметь различные компоновочно-конструкционные исполнения, в частности, когда все его элементы: стакан 12 с хвостовиком 13, металлорежущая головка 14 выполнены в виде отдельных легкособираемых и легкоразъемных деталей или модулей, например, с помощью резьбовых соединений (фиг.3-7).
На чертежах (фиг.3, 4, 6, 7) в качестве примера представлен вариант шпинделя 11, когда металлорежущая головка 14 имеет сквозное осевое отверстие, через которое она соединена со стаканом 12 с помощью винта 20, ввинченного в сквозное осевое резьбовое отверстие 21, выполненное в доннохвостовой части стакана 12.
На чертеже (фиг.5) в качестве примера представлен вариант шпинделя 11, когда металлорежущая головка 14 цельная (без сквозного осевого отверстия) и в сквозное осевое резьбовое отверстие 21, выполненное в доннохвостовой части стакана 12, кратковременно введен выталкиватель 22 с возможностью передачи, (воздействия) выталкивающего усилия на металлорежущую головку 14 в процессе удаления ее из внутренней полости 18 стакана 12, благодаря чему обеспечивается легкость и быстрота разборки шпинделя 11 в случаях, например, оперативной необходимости производства ремонта или замены металлорежущей головки 14.
Для удаления дефектного слоя металла толщиной S с торца 10 кольцевого буртика 2, опоясывающего водовпускное отверстие 3 (фиг.2), вводят шпиндель 11 (фиг.3) внутрь корпуса 1 водоразборного крана до соприкосновения торцевой поверхности 19 металлорежущей головки 14 с торцом 10 кольцевого буртика 2 (фиг.6).
Процесс удаления дефектного слоя металла толщиной S производят путем сообщения шпинделю 11 вращения с одновременным прижатием металлорежущей головки 14 к торцу 10 кольцевого буртика 2, при этом процесс целесообразно выполнять в несколько заходов, извлекая периодически шпиндель 11 из корпуса 1 водоразборного крана для производства контроля и оценки качества визуальным осмотром.
Удаление дефектного слоя металла толщиной S с торца 10 кольцевого буртика 2 можно выполнять путем предварительного, чернового снятия слоя металла, например, с использованием крупнозернистых наждачных шлифовальных головок и последующей тонкой, чистовой доводки мелкозернистыми наждачными шлифовальными головками.
Следует иметь в виду, что толщина стенок кольцевого буртика 2 со стороны торца 10 может быть всего 1-2 мм и поэтому необходимо прилагать минимальные усилия прижатия шпинделя 11 в процессе удаления – снятия дефектных слоев металла.
В качестве приводных приспособлений, присоединяемых к хвостовику 13 шпинделя 11, пригодны, например, дрели с электрическим и механическим приводами, воротки, коловороты, зажимные патроны (на фиг.6, 7 присоединение приводных приспособлений к хвостовику 13 не показано).
После удаления дефектного слоя металла толщиной S (фиг.7) шпиндель 11 извлекают из корпуса 1 водоразборного крана, в результате чего в кольцевом буртике 2 образуется новая торцевая поверхность 23, ориентированная перпендикулярно внутренним цилиндрическим поверхностям корпуса 1, а именно: поверхности 16 внутренней гладкоповерхностной цилиндрической части и поверхности 17 посадочного резьбового гнезда 9 (фиг.8).
Затем производят очистку корпуса 1 водоразборного крана от мелкой стружки, например, путем промывки водой, и вновь закрепляют вентиль 5 в посадочном резьбовом гнезде 9 отремонтированного корпуса 1 водоразборного крана, прижимают герметизирующую прокладку 4 к торцу кольцевого буртика 2 и возобновляют подачу воды по трубопроводу, то есть приводят водоразборный кран в нормальное рабочее состояние, при этом течь воды устраняется благодаря плотному, надежному прилеганию друг к другу контактирующих торцевых поверхностей герметизирующей прокладки 4 и кольцевого буртика 2 (фиг.9).
Здесь необходимо подчеркнуть, что плотное, надежное прилегание друг к другу торцевых контактирующих поверхностей кольцевого буртика 2 и герметизирующей прокладки 4 при минимально необходимых усилиях прижатия (после удаления дефектного слоя металла с торца кольцевого буртика) обеспечивается, достигается автоматически благодаря охарактеризованным выше конструкционно-техническим параметрам описываемых изобретений.
Автором проведена практическая проверка эффективности описываемых изобретений, при этом использованы следующие конструкции водоразборных кранов, инструментов и приспособлений:
1. Водоразборные краны в составе смесителей для ванн и для кухни (изделия Мотовилихинского сантехнического завода, г.Пермь), имеющие следующие параметры:
1.1. Тип посадочного резьбового гнезда для закрепления вентилей: М 18×1;
1.2. Внешние диаметры d2 кольцевого буртика 2, опоясывающего водовпускное отверстие, равны: минимальный – 12 мм, максимальный – 14 мм;
1.3. Толщина стенок кольцевых буртиков 2 составляет 1-2,5 мм;
2. Зазоры между внешней цилиндрической поверхностью 15 стакана 12 и внутренними поверхностями 16, 17 корпуса 1 водоразборных кранов, контактирующими друг с другом, составляли примерно 0,05 мм;
3. В качестве металлорежущей головки 14 для удаления дефектных слоев металла с торцов кольцевых буртиков использовались цилиндрические наждачные шлифовальные головки внешними диаметрами d1=15 мм;
4. В качестве приводного приспособления для шпинделя 11 использовалась дрель с механическим приводом, зажимной патрон;
5. Состояние водоразборных кранов (имела место течь воды даже при новых герметизирующих резиновых прокладках и усиленном зажатии рукоятками вентилей).
После удаления дефектных слоев металла с торцов кольцевых буртиков 2 течь воды прекращается даже при обычном, умеренном зажатии рукоятками вентилей, причем толщина удаляемых дефектных слоев металла составляет около 0,3 мм, что позволяет существенно повысить срок службы водоразборных кранов, не прибегая к совершенствованию их конструкции.
Удаление дефектных слоев металла с торцов кольцевых буртиков производилось по местам их эксплуатации (то есть не отсоединяя водоразборные краны от водопроводов), а прибегая только к прекращению подачи воды путем использования перекрывающих вентилей, имеющихся в каждой квартире.
Описываемые изобретения обеспечивают оперативное (моментальное) высокоэффективное устранение течи воды, существенное повышение срока службы водоразборных кранов, значительную экономию водных ресурсов и денежных средств, просты по конструкции и удобны для практического использования.
Удаление дефектных слоев металла с торцов кольцевых буртиков (толщиной слоя порядка 0,05-0,1 мм) целесообразно производить в профилактических целях (не дожидаясь течи воды), более того, даже при установке новых водоразборных кранов, так как при этом автоматически производится устранение возможных скрытых производственных дефектов.
Поскольку вентили водопроводов и описанные водоразборные краны имеют принципиально идентичное конструкционное исполнение, то данные изобретения применимы и для ремонта вентилей водопроводов.
Формула изобретения
1. Устройство для устранения течи в пускозапорном узле водоразборного крана, при устранении течи размещенное в корпусе водоразборного крана, выполненного с внутренней гладкоповерхностной цилиндрической частью, с посадочным резьбовым гнездом для закрепления вентиля с пускозапорным клапаном и герметизирующей прокладкой, с опоясывающим водовпускное отверстие кольцевым буртиком и с водовыпускным каналом при соосности внутренней гладкоповерхностной цилиндрической части, посадочного резьбового гнезда и кольцевого буртика, представляющее собой металлорежущий инструмент в виде шпинделя с металлорежущей головкой для удаления дефектного слоя металла с торца кольцевого буртика, диаметр которой больше внешнего диаметра кольцевого буртика, при этом шпиндель состоит из цилиндрической части с полостью и хвостовика для присоединения к приводному приспособлению и установлен в корпусе с возможностью осевого перемещения и реверсивного вращения, а металлорежущая головка закреплена в полости цилиндрической части шпинделя так, что ее торцевая плоская поверхность ориентирована перпендикулярно цилиндрической части шпинделя, при этом внешняя цилиндрическая поверхность и полость шпинделя соосны внутренней гладкоповерхностной цилиндрической части, посадочному резьбовому гнезду и кольцевому буртику корпуса крана, отличающееся тем, что цилиндрическая часть шпинделя выполнена в виде стакана с цилиндрической или конической поверхностью полости, при этом шпиндель установлен в корпусе крана с зазором не более 0,1 мм между цилиндрической частью шпинделя и внутренней гладкоповерхностной цилиндрической частью и посадочным резьбовым гнездом корпуса крана.
2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что полость стакана, предназначенная для закрепления в ней металлорежущей головки, выполнена в виде прямого кругового цилиндра или усеченного прямого кругового конуса.
3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что при выполнении поверхности полости стакана цилиндрической в качестве металлорежущей головки применен абразивный шлифовальный инструмент в виде прямого кругового цилиндра.
4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что в качестве металлорежущей головки использован металлорежущий инструмент в виде торцевого зенкера или торцевой фрезы.
5. Устройство по п.1, отличающееся тем, что при выполнении поверхности полости стакана цилиндрической в качестве металлорежущей головки применен прямой круговой цилиндр из керамики, керметов, кирпича, цемента или твердых минералов.
6. Устройство по п.1, отличающееся тем, что металлорежущий инструмент снабжен винтом, шпиндель выполнен со сквозным осевым резьбовым отверстием, а металлорежущая головка – со сквозным осевым отверстием, через которое она соединена со шпинделем с помощью винта, ввинченного в сквозное осевое резьбовое отверстие шпинделя.
7. Устройство по п.1, отличающееся тем, что металлорежущая головка цельная и в сквозное осевое резьбовое отверстие, выполненное в доннохвостовой части стакана шпинделя, кратковременно введен выталкиватель с возможностью передачи выталкивающего усилия на металлорежущую головку в процессе удаления ее из внутренней полости стакана шпинделя.
8. Способ устранения течи в пускозапорном узле водоразборного крана с использованием устройства по любому из пп.1-7, характеризующийся тем, что он включает извлечение вентиля из посадочного резьбового гнезда корпуса водоразборного крана, замену герметизирующей прокладки в пускозапорном клапане, установку металлорежущего инструмента в корпус водоразборного крана, удаление дефектных слоев металла с торца кольцевого буртика с образованием торцевой поверхности, перпендикулярной внутренней гладкоповерхностной цилиндрической части и посадочному резьбовому гнезду корпуса крана, последующее извлечение металлорежущего инструмента из корпуса водоразборного крана, закрепление вентиля в посадочном резьбовом гнезде корпуса водоразборного крана и прижатие герметизирующей прокладки пускозапорного клапана к торцу кольцевого буртика, опоясывающего водовпускное отверстие.
9. Способ по п.8, отличающийся тем, что удаление дефектных слоев металла с торца кольцевого буртика выполняют путем предварительного, чернового снятия дефектных слоев металла и последующей тонкой чистовой доводки.
РИСУНКИ
|
|