Патент на изобретение №2293755

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2293755 (13) C2
(51) МПК

C09K3/18 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 08.12.2010 – может прекратить свое действие

(21), (22) Заявка: 2005111116/04, 08.04.2005

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

08.04.2005

(46) Опубликовано: 20.02.2007

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
GB 2027046 A, 13.02.1980. US 5302307 A, 12.04.1994. US 4676918 A, 30.06.1987. WO 96/34927 A1, 07.11.1996. RU 2130958 C1, 27.05.1999.

Адрес для переписки:

420066, г.Казань, ул. Односторонняя гривка, 1, оф.501, ЗАО “Бенатекс”, Р.Д. Галееву

(72) Автор(ы):

Галеев Рустем Дамирович (RU),
Федоренко Виталий Игоревич (RU)

(73) Патентообладатель(и):

ЗАО “Бенатекс” (RU)

(54) СОСТАВ ДЛЯ УДАЛЕНИЯ СНЕЖНО-ЛЕДЯНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

(57) Реферат:

Использование: для удаления снежно-ледяных образований вблизи объектов, находящихся под электрическим напряжением (стрелочные переводы на железных дорогах, находящиеся под воздействием рельсовой цепи, объекты на территории и вблизи электростанций). Состав содержит в мас.%: мочевина 15-30, головная фракция этилового спирта 15-50, триэтаноламин 0,1-1, вода – остальное. Технический результат – повышение коррозионной стойкости при сохранении высокой плавящей способности, снижение токсичности. 1 табл.

Изобретение относится к химической промышленности и касается противогололедных композиций, в частности для удаления снежно-ледяных образований вблизи объектов, находящихся под электрическим напряжением (стрелочные переводы на железных дорогах, находящиеся под воздействием рельсовой цепи, объекты на территории и вблизи электростанций).

Наряду с традиционными механическим, тепловым, фрикционным способами набирает силу химический метод удаления снежно-ледяных образований. На объектах, где возможны замыкания электрической цепи, внедрение химического способа затруднено, так как большинство противогололедных материалов имеют в своем составе соли и проводят электрический ток, что вызывает возможность замыканий при накоплении материала в почве.

Известна противогололедная композиция, содержащая одно-, двух-, трехатомные спирты, ацетат аммония, ацетат магния, ацетат кальция и воду (пат. RU №2167180, МПК7 C 09 К 3/18, опубл. 20.05.2001 г.).

Известен антигололедный состав, содержащий карбамид, поверхностно-активное вещество, комплексное соединение азотнокислого магния с азотнокислым аммонием, карбоксиметилцеллюлозу или поливиниловый спирт и воду (пат. RU №2167179, МПК7 С 09 К 3/18, опубл. 20.05.2001 г.).

При высокой плавящей способности и неагрессивности при воздействии на металл эти составы содержат соли и проводят электрический ток, что недопустимо на объектах, где возможны замыкания электрической цепи.

Наиболее близким к предлагаемому составу является препарат для удаления льда, содержащий 5-20% мочевины, 1-5% одноатомного алифатического спирта и 60-85% полигликолей, 5-15% воды (заявка Великобритании №2027046, кл. С 09 К 3/18, 1980 г.). В состав при необходимости более высокой степени подавления коррозии добавляется боракс, который является солью, что вызывает возможность проведения материалом электрического тока. Ко всему прочему препарат содержит ядовитые, дорогостоящие и дефицитные гликоли.

При создании изобретения ставилась задача получения такого антигололедного препарата, который бы обладал повышенной коррозионной стойкостью по отношению к металлам при сохранении высокой плавящей способности, имел малый расход при применении, не проводил электрический ток, являлся негорючим и малотоксичным веществом при приемлемой стоимости.

Это достигается тем, что в препарат для удаления льда, содержащий мочевину, воду, одноатомные спирты дополнительно вводят триэтаноламин, а в качестве одноатомных спиртов он содержит головную фракцию этилового спирта при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Мочевина 15-30
Головная фракция этилового спирта 15-50
Триэтаноламин 0,1-1
Вода остальное.

В результате введения в состав триэтаноламина, использования в качестве одноатомных спиртов головной фракции этилового спирта, а также следующего соотношения компонентов, мас.%: мочевина – 15-30; головная фракция этилового спирта – 15-50; триэтаноламин – 0,1-1; вода – остальное – в составе повышается коррозионная стойкость препарата, достигается высокая плавящая способность препарата, снижается расход состава на устранение снежно-ледяных образований, снижается токсичность, стоимость, препарат не проводит электрический ток и не воспламеняется.

Состав готовят следующим образом. В реактор заливают воду, добавляют мочевину, перемешивают, затем добавляют головную фракцию этилового спирта и триэтаноламин и снова перемешивают, затем разливают в емкости для хранения и хранят 2 года.

Пример. Для приготовления 100 кг состава используют 69 кг воды, 15 кг мочевины (ГОСТ 2081-92), добавляют 15 кг головной фракции этилового спирта (ОСТ 10-217-98), 1 кг триэтаноламина (ТУ 6-09-2448) и перемешивают. Полученное средство имеет следующие характеристики:

Температура замерзания – -50°С

Скорость коррозии – 0,03 мм/год

Температура воспламенения и вспышки – не выявлена.

Готовый состав наносят на стрелочные переводы железнодорожных путей путем разбрызгивания, при этом снежно-ледяные образования плавятся или переходят (в случае ледяных образований) в кашицеобразное состояние и легко удаляются.

Для подтверждения заявляемых интервалов входящих в заявляемый состав ингредиентов проведены испытания, результаты которых сведены в таблицу. В таблице представлены характеристики предложенного препарата и известного. Уменьшение количества используемых компонентов не приводит к достаточному увеличению плавящей способности и не делает состав достаточно эффективным и коррозионностойким, а их увеличение удорожает состав. Заявляемый препарат не токсичен, не горюч, не агрессивен по отношению к стали и, вследствие отсутствия свободных ионов, не проводит электрический ток.

Испытания эффективности в реальных условиях проводили при наличии ледяного образования толщиной 15-40 мм на стрелочных переводах железнодорожных путей при температуре воздуха -15°С с условным расходом 0,2-0,3 л/м2.

В течение 20 минут реагент взаимодействовал со льдом, плавя и превращая его в частично оттаявшую разрыхленную снежную массу, которая легко удалялась механическим путем.

Были проведены испытания на коррозийную активность. Для испытаний были использованы образцы не корродированной, кузовной стали. Образцы погружали в состав, спустя 4 месяца после погружения в лабораторных условиях оценили коррозионное действие. Результаты оценивались по потере массы стали через 4 месяца. Было отмечено, что состав не агрессивен и при его воздействии на металл, происходит заметное торможение коррозии во времени.

Плавящая способность состава определялась следующим способом. Для проведения испытаний использовались чаши с плоским дном из коррозионно-стойкого материала, электронные лабораторные весы с точностью до 0,01 г, холодильная камера (до -25°С). Для приготовления льда в металлические чаши заливали дистиллированную воду в количестве 65±5 мл и устанавливали в холодильную камеру на ровную плоскую поверхность. После образования льда чаши со льдом взвешивались и в каждую из них добавлялся образец противогололедного материала в количестве 6,7-7 г, предварительно охлажденный до температуры льда в чаше. Время испытаний взяли равным 2 ч. Затем чаши вынимали из холодильной камеры, сливали раствор, после чего взвешивали. Масса расплавленного льда вычислялась из разницы масс чаши до обработки и после испытаний с остатками нерасплавленного льда, деленной на массу противогололедного материала.

Температуру вспышки и воспламенения определяли по ГОСТ 12.1.044-89.

Результаты испытаний приведены в таблице.

Таким образом, как видно из таблицы, предлагаемый препарат позволяет удалять снежно-ледяные образования со стрелочных переводов железнодорожных путей и других объектов, повысить коррозионную стойкость. Наряду с этим следует отметить, что при производстве применяется недорогое сырье в связи с этим стоимость заявляемого состава намного ниже, чем у аналогов.

Результаты сравнительных экспериментов
№ примера Содержание компонентов, мас % Температура замерзания, С° Плавящая способность М (г/г) Скорость коррозии мм/год Температура вспышки
Мочевина Головная фракция этанола Полигликоль Триэтаноламин Вода Спирт алифатический -2 С° -10 С° -15 С° -25 С°
Известный 15 0 60 0 20 5 -50 2,9 0,55 0,44 0,14 0,09
1 30 50 0 0,1 19,9 0 -50 3,4 0.9 0,59 0,14 0,08 Не выявлена
2 30 50 0 0,3 19,7 0 -50 3,4 0.9 0,59 0,14 0,08 Не выявлена
3 30 50 0 0,6 19,4 0 -50 3,4 0.9 0,59 0,14 0,04 Не выявлена
4 30 50 0 0,8 19,2 0 -50 3,4 0.9 0,59 0,14 0,03 Не выявлена
5 30 50 0 1,0 19 0 -50 3,4 0.9 0,59 0,14 0,03 Не выявлена
6 24 40 0 1,0 35 0 -45 2,9 0,6 0,51 0,14 0,03 Не выявлена
7 20 30 0 1,0 49 0 -40 2,8 0,5 0,4 0,13 0,03 Не выявлена
8 17 20 0 1,0 62 0 -35 2,6 0.4 0,2 0,06 0,04 Не выявлена
9 15 15 0 1,0 69 0 -30 2,5 0.3 0,1 0,05 0,04 Не выявлена

Формула изобретения

Состав для удаления снежно-ледяных образований, содержащий мочевину, одноатомные спирты, воду, отличающийся тем, что он дополнительно содержит триэтаноламин, а в качестве одноатомных спиртов – головную фракцию этилового спирта при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Мочевина 15-30
Головная фракция этилового спирта 15-50
Триэтаноламин 0,1-1
Вода Остальное

Categories: BD_2293000-2293999