Патент на изобретение №2291912

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2291912 (13) C1
(51) МПК

C22C38/52 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 17.12.2010 – действует

(21), (22) Заявка: 2005134772/02, 10.11.2005

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

10.11.2005

(46) Опубликовано: 20.01.2007

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2077602 C1, 20.04.1997. SU 1723186 A1, 30.03.1992. JP 09-122971 А, 13.05.1997. US 2005103408 A, 19.05.2005. WO 9904052 A, 28.01.1999.

Адрес для переписки:

105005, Москва, ул. Радио, 17, ФГУП “ВИАМ”, зам. генерального директора И.Е.Ковалеву

(72) Автор(ы):

Каблов Евгений Николаевич (RU),
Шалькевич Андрей Борисович (RU),
Вознесенская Наталья Михайловна (RU),
Батурина Алевтина Васильевна (RU),
Воронин Геннадий Федорович (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Федеральное государственное унитарное предприятие “Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов” (ФГУП “ВИАМ”) (RU)

(54) ВЫСОКОПРОЧНАЯ КОРРОЗИОННО-СТОЙКАЯ СТАЛЬ МАРТЕНСИТНОГО КЛАССА И ИЗДЕЛИЕ, ВЫПОЛНЕННОЕ ИЗ НЕЕ

(57) Реферат:

Изобретение относится к области металлургии, в частности к высокопрочным коррозионно-стойким сталям, обладающим высокой прочностью основного металла и сварных соединений, высокой усталостной прочностью основного металла и сварных соединений, не требующих термообработки после сварки и имеющих высокое сопротивление коррозии под напряжением сварных соединений в состоянии термообработки и сварки. Сталь предназначена для изготовления силовых сварных деталей в авиастроении, работающих при температурах от (-70)°С до 300°С. Предложена сталь и изделие, выполненное из нее. Сталь содержит, мас.%: углерод 0,08-0,12, хром 12,5-14,0, никель 4,0-5,0, молибден 2,3-2,8, марганец 0,3-0,7, азот 0,05-0,10, кремний 1,7-2,5, ниобий 0,2-0,4, кобальт 4,0-5,0, лантан 0,001-0,05, иттрий 0,001-0,05, железо остальное. Применение предложенной стали позволит получить качественные сварные соединения после термообработки и сварки с высокой прочностью и вязкостью, высокой усталостной прочностью и коррозионной стойкостью, эксплуатируемые при температурах от (-70)°С до 300°С во всеклиматических условиях, что позволит повысить ресурс и увеличить надежность изделий. 2 н.п. ф-лы, 2 табл.

Изобретение относится к области металлургии, в частности к высокопрочным коррозионно-стойким сталям, обладающим высокой прочностью основного металла и сварных соединений, высокой усталостной прочностью основного металла и сварных соединений, хорошей свариваемостью, не требующих термообработки после сварки и имеющих высокое сопротивление коррозии под напряжением сварных соединений в состоянии термообработка + сварка.

Сталь предназначена для изготовления силовых сварных деталей в авиастроении, работающих при температурах от (-70)°С до 300°С.

Известна коррозионно-стойкая сталь мартенситного класса ЭП 817 следующего химического состава (мас.%):

углерод 0,05-0,08
молибден 0,8-1,6
хром 13,5-15,0
лантан 0,01-0,1
никель 5,05-6,0
церий 0,02-0,2
медь 1,8-2,2
ниобий 0,03-0,45
титан 0,02-0,15
кальций 0,002-0,1
марганец 0,1-1,0
кремний 0,05-0,7
железо остальное

(авторское свидетельство СССР №380149).

Эта сталь способна свариваться без последующей термической обработки, сохраняя высокое сопротивление коррозионному растрескиванию под напряжением. Недостатком этой стали и изделий, выполненных из нее, является относительно невысокий уровень прочностных характеристик основного металла: B1250 МПа; 0,2950 МПа.

Известна коррозионно-стойкая сталь переходного аустенитно-мартенситного класса 07Х16Н6М следующего химического состава (мас.%):

углерод 0,05-0,09
марганец 0,6-0,8
кремний 0,2-0,4
хром 15,5-17,5
никель 6,0-8,0
молибден 0,3-0,6
лантан 0,005-0,05
железо остальное

(патент РФ №1626709).

Эта сталь способна свариваться без последующей термической обработки, однако имеет недостаточный уровень прочности основного металла и сварных соединений: в основного металла = 1250÷1400 МПа; в сварного соединения в состоянии термообработка + сварка 700 МПа, что ограничивает применение этой стали в изделиях авиационной техники, в которых имеются замыкающие сварные швы.

Известна нержавеющая мартенситная сталь следующего химического состава (мас.%):

углерод 0,6
азот 0,05-0,25
никель 1,0-6,0
хром 10,0-19,0
вольфрам 0,5-6,0
кремний 2,5
марганец 2,5
молибден 3,5
ниобий 0,5
ванадий 0,5
медь 3,0
титан 0,8
тантал 1,0
железо остальное

(патент Великобритании №2368849).

Недостатком этой стали является низкий уровень прочностных характеристик (в˜1000 МПа), кроме того, большое содержание углерода в стали может приводить к трещинам при сварке силовых сварных деталей.

Известна мартенситная сталь для отливок следующего химического состава (мас.%):

углерод 0,1
азот 0,12-0,25
хром 8,0-15,0
кобальт до 15,0
марганец до 4,0
никель до 4,0
молибден до 8,0
вольфрам до 6,0
ванадий 0,5-1,5
ниобий 0,15
титан 0,04
тантал <0,4
церий <0,02
гафний 0,02
марганец + никель <4
молибден + вольфрам <8

(патент США №6030469).

Недостатком стали является невысокий уровень предела прочности в1100 МПа.

Наиболее близкой к изобретению, взятой за прототип, является высокопрочная коррозионно-стойкая сталь мартенситного класса следующего химического состава (мас.%):

углерод 0,04-0,09
хром 12,5-15,0
никель 4,0-6,5
молибден 2,5-3,5
марганец 0,1-1,0
азот 0,02-0,1
кремний 0,3-1,6
ниобий 0,02-0,42
кобальт 3,5-6,0
церий 0,001-0,05
кальций 0,001-0,05
железо
примеси: остальное
сера 0,018
фосфор 0,02

(патент РФ №2077602).

Сталь после термической обработки имеет: предел прочности основного металла в1400 МПа, предел прочности сварного соединения в св1300 МПа; не склонна к коррозионному растрескиванию в камере соляного тумана в состоянии термообработка + сварка.

Недостатком стали является недостаточная прочность основного металла и сварных соединений, недостаточная усталостная прочность.

Кроме того, сталь склонна к образованию горячих трещин при сварке. Критическая скорость деформации, при которой образуются горячие трещины Акр, не более 3 мм/мин. Все эти недостатки не позволяют получать сварные изделия авиационной техники с качественными, в том числе и замыкающими, сварными швами (без трещин).

Технической задачей настоящего изобретения является создание высокопрочной коррозионно-стойкой стали, которая обладала бы высокими механическими свойствами, в том числе сварных соединений, выполненных без последующей термообработки, обладающей хорошей свариваемостью без образования горячих трещин, особенно с замыкающими сварными швами, например мест приварки обшивки к силовым узлам фюзеляжа, высоким сопротивлением коррозионному растрескиванию во всеклиматических условиях, высокой усталостной прочностью. При этом прочность основного металла должна быть в=1500-1700 МПа, прочность сварного соединения без последующей термической обработки – в св1350 МПа, проба на склонность к образованию горячих трещин при сварке Акр5 мм/мин.

Для достижения поставленной задачи предложена высокопрочная коррозионно-стойкая сталь мартенситного класса, содержащая железо, углерод, хром, никель, молибден, марганец, азот, кремний, кобальт, ниобий, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит лантан и иттрий при следующем соотношении компонентов (мас.%):

углерод 0,08-0,12
хром 12,5-14,0
никель 4,0-5,0
молибден 2,3-2,8
марганец 0,3-0,7
азот 0,05-0,10
кремний 1,7-2,5
ниобий 0,2-0,4
кобальт 4,0-5,0
лантан 0,001-0,05
иттрий 0,001-0,05
железо остальное

и изделие, выполненное из нее.

В заявленном составе соотношение легирующих элементов позволяет получить структуру с заданным соотношением мартенсита и аустенита, не содержащей дельта-феррита, что обеспечивает высокий уровень механических и коррозионных свойств стали, в том числе сварных соединений, и изделия, выполненного из нее.

Легирование стали предлагаемого состава повышенным содержанием кремния позволяет получить высокий предел прочности основного металла и сварного соединения, а также высокую усталостную прочность, высокое сопротивление коррозионному растрескиванию во всеклиматических условиях.

Легирование лантаном и иттрием благодаря большому сродству к кислороду позволяет понизить склонность стали, содержащей кремний, к образованию горячих трещин при сварке за счет торможения образования окислов кремния и тем самым обеспечить высокую Акр – критическую скорость деформации, при которой образуются горячие трещины.

Пример осуществления

В лабораторных условиях проведено опробование предлагаемого состава стали, выплавленной в открытой индукционной печи в сравнении с прототипом. Химический состав сталей приведен в таблице 1.

Сварные образцы были выполнены автоматической аргоно-дуговой сваркой без присадки. Сваривались термически упрочненные заготовки без последующей термической обработки.

Проба на склонность к горячим трещинам Акр характеризует качество замыкающих сварных швов в изделии.

В таблице 2 приведены свойства предлагаемой стали и прототипа после термической обработки по оптимальному режиму: закалка, обработка холодом и отпуск.

Как видно из приведенных данных, при высоких значениях характеристик прочности, пластичности и вязкости основного металла сталь обладает хорошей свариваемостью (Акр 5 мм/мин) и высокими свойствами сварных соединений, выполненных в состоянии термообработка + сварка.

Таким образом, применение предложенной стали позволит получить качественные изделия со сварными соединениями в состоянии термообработка + сварка с высокой прочностью и вязкостью, высокой усталостной прочностью и коррозионной стойкостью, эксплуатируемые при температурах от (-70)°С до 300°С во всеклиматических условиях, что позволит повысить ресурс и увеличить надежность изделий.

Таблица 1
Химический состав сталей
№ пл Сталь Содержание элементов, массовый %
С Cr Ni Мо Mn N Si Nb Со La Y Се Са Fe
1 предложенная 0,08 12,5 4,0 2,3 0,3 0,05 1,7 0,2 4,0 0,001 0,001 ост.
2 0,10 13,5 4,5 2,5 0,5 0,08 2,0 0,3 4,5 0,02 0,02 ост.
3 0,12 14,0 5,0 2,8 0,7 0,10 2,5 0,4 5,0 0,05 0,05 ост.
4 прототип 0,07 13,8 5,2 3,0 0,6 0,06 0,9 0,22 4,8 0,9 0,02 ост.

Таблица 2
Механические свойства сталей
№ пл. Сталь в основного металла в сварного соединения Акр, мм/мин КСТ, Дж/см2 по сварному шву -1 основного металла -1 сварного соединения
МПа +20°С -70°С МПа
1 предложенная 1500 1350 5,5 80 60 600 450
2 1600 1400 5,3 75 55 620 470
3 1700 1450 5 70 50 650 500
4 прототип 1500 1350 3 60 45 550 400
Акр – критическая скорость деформации, при которой образуются горячие трещины при сварке
КСТ – ударная вязкость с усталостной трещиной по сварному шву
-1 – усталостная прочность основного металла и сварного соединения

Формула изобретения

1. Высокопрочная коррозионно-стойкая сталь мартенситного класса, содержащая железо, углерод, хром, никель, молибден, марганец, азот, кремний, ниобий, кобальт, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит лантан и иттрий при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Углерод 0,08-0,12
Хром 12,5-14,0
Никель 4,0-5,0
Молибден 2,3-2,8
Марганец 0,3-0,7
Азот 0,05-0,10
Кремний 1,7-2,5
Ниобий 0,2-0,4
Кобальт 4,0-5,0
Лантан 0,001-0,05
Иттрий 0,001-0,05
Железо Остальное

2. Изделие из высокопрочной коррозионно-стойкой стали мартенситного класса, отличающееся тем, что оно выполнено из стали по п.1.

Categories: BD_2291000-2291999