Патент на изобретение №2290419
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) МАТЕРИАЛ ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ
(57) Реферат:
Изобретение относится к технологии производства проникающих герметиков, обеспечивающих не только деформативностъ и теплостойкость, но и одновременно защиту асфальтобетонных покрытий от воды и морозного разрушения, препятствует фильтрации воды в структуре асфальтобетона, обеспечивает защиту асфальтобетона и конструктивных слоев дорожных покрытий от поверхностной воды и может быть использовано при строительстве и ремонте дорожных покрытий. Материал для восстановления пропиткой асфальтобетонных покрытий, включающий битум, растворитель и добавки, отличающийся тем, что в качестве добавки он содержит винилтриметоксисилан и/или октил-триэтоксисилан и природные и/или нефтеполимерные смолы, растворитель выбирают из группы, включающей толуол, и/или бензол, и/или керосин, и/или нефрас, и/или сольвент, а также включает катализатор тетрабутоксититан при следующем соотношении компонентов, мас.%: винилтриметоксисилан и/или октил-триэтоксисилан – 5-15, тетрабутоксититан – 0,1-0,15, природные и/или нефтеполимерные смолы – 10-20, растворитель – 40-50, битум нефтяной дорожный – остальное. 1 табл.
Изобретение относится к технологии производства проникающих герметиков, обеспечивающих не только деформативность и теплостойкость, но и одновременно защиту асфальтобетонных покрытий от воды и морозного разрушения, препятствует фильтрации воды в структуре асфальтобетона, обеспечивает защиту асфальтобетона и конструктивных слоев дорожных покрытий от поверхностной воды и может быть использовано при строительстве и ремонте дорожных покрытий. Известно восстановление структуры асфальтобетонного покрытия путем распределения по его поверхности пропиточной битумной эмульсии на основе смеси дегтя и битума [1]. Однако известный пропиточный материал на основе битумной эмульсии и дегтя имеет низкую термодинамическую устойчивость, требует соблюдения строго заданной рецептуры, обладает низкой проникающей способностью и способен действовать только на поверхности покрытия без уплотнения структуры асфальтобетона изнутри. Наиболее близким к заявляемому является пропиточный материал, включающий органическое вяжущее на основе битума и добавок: дивинилстирольный термоэластопласт, газовый конденсат, асбест и шлифовальную пыль – отход производства резинотехнических изделий [2]. Прототип, как и известный материал, обладает длительным сроком формирования структуры, низкой проникающей способностью в структуру асфальтобетона и конструкцию дорожной одежды, недостаточно эффективно снижает водонасыщение дорожного покрытия. В основу изобретения поставлена задача увеличения глубины проникания пропиточного материала в структуру асфальтобетонного покрытия, ускорения сроков формирования структуры и снижения водонасыщения восстановленного покрытия. Материал для восстановления пропиткой асфальтобетонных покрытий, включающий битум, растворитель и добавки, согласно изобретению в качестве добавки содержит винилтриметоксисилан и/или октил-триэтоксисилан и природные и/или нефтеполимерные смолы, расворитель выбирают из группы, включающей толуол, и/или бензол, и/или нефрас, и/или сольвент, а также включает катализатор тетрабутоксититан, при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Материал для восстановления пропиткой асфальтобетонных покрытий приготавливают путем механического смешивания, например, по следующему технологическому алгоритму: – предварительно смешивают битум нефтяной дорожный и растворитель, при этом в качестве растворителя были использованы толуол, и/или бензол, и/или керосин, и/или нефрас, и/или сольвент, причем растворитель вводят до (40-50)%, а перемешивание осуществляют до получения гомогенной массы; – в полученную массу добавляют при постоянном перемешивании структурообразующий компонент, преимущественно природные и/или нефтеполимерные смолы (10-20)%, раздельно или совместно природные и нефтеполимерные смолы при соотношении (50×50)% до полной растворимости и образования заданной структуры в зависимости от технических требований к минеральному составу асфальтобетонного покрытия; – после чего в полученную массу дискретно или непрерывно добавляют катализатор, сшивающий компонент на основе оксисиланов до (0,1-0,15)%, преимущественно, тетрабутоксититан для сшивания по окси-группам; – на последнем этапе в полученную выше массу для обеспечения оптимальной величины краевого угла смачивания к материалу минерального скелета асфальтобетонного покрытия и увеличения подвижности проникновения-пропитки в микропоры добавляют при перемешивании винилтриметоксисилан и/или октил-триэтоксисилан до (5-15)%. В процессе приготовления материала для восстановления пропиткой асфальтобетонных покрытий использовали винил-триметоксисилан и/или октил-триэтоксисилан по ТУ 6-09-2738-89 и сшивающий агент тетрабутоксититан, природные смолы, например, по ГОСТ 797-64 и/или нефтеполимерные смолы по ТУ 2221-001-69664446-2002 или по ТУ 2451-062-02966785-2002. В качестве растворителя были использованы нефтяной толуол ГОСТ 17410-79, и/или нефтяной бензол ГОСТ 9572-93, и/или керосин осветительный КО-30 ТУ38.401-58-10-90, и/или нефрас типа А-65/75; А-150/330 ОСТ 3801199, и/или сольвент нефтяной по ГОСТ 10214-78. Для проверки денных положений были выполнены экспериментальные исследования по оценке глубины проникания и сроков формирования структуры пропиточного материала, а также водонасыщения асфальтобетонных образцов с нарушенной структурой, обработанных пропиточными составами. Глубину проникания композиции оценивали по величине капиллярного подъема в капилляре диаметром 500 мкм. Степень формирования структуры оценивали по методике ГОСТ 19007-73. Для оценки степени снижения водонасыщения были изготовлены образцы пористого асфальтобетона, которые обрабатывали пропиточными составами с расходом 2,5 л/м2 поверхности. Результаты испытаний представлены в таблице. Как следует из экспериментальных данных, приведенных в таблице, предложенная композиция превосходит аналог и прототип. При снижении содержания винил-триметоксисилана ниже 5% (составы 6, 7) наблюдается снижение степени проникания состава в структуру асфальтобетона. Повышение содержания винил-триметоксисилана более 10% (составы 12, 13) нецелесообразно ввиду его незначительного влияния. При снижении содержания тетрабутоксититана ниже 0,1% (составы 8, 9) наблюдается падение скорости формирования структуры. Повышение содержания тетрабутоксититана более 0,15% (составы 14, 15) нецелесообразно ввиду его незначительного влияния на этот показатель. В качестве природных смол использовали канифоль сосновую по ГОСТ 19133-85. В качестве нефтеполимерных смол использовали «Пироплалст-2К» по ТУ 2451-062-02966758-2002. При снижении содержания природных смол ниже 5% (составы 10, 11) наблюдаются падение степени проникания, увеличение водонасыщения и скорости формирования структуры. Повышение содержания природных смол более 20% (составы 16, 17) нецелесообразно ввиду его незначительного влияния. Изобретение проходит промышленную апробацию на территории Российской Федерации и Республики Беларусь. Источники информации 1. Конструкции крыш с рулонными и мастичными кровлями. – М.: Стройиздат, 1984, с.83. 2. SU 802336, МПК7 C 08 L 95/00, БИ №5, 07.02.81.
Формула изобретения
Материал для восстановления пропиткой асфальтобетонных покрытий, включающий битум, растворитель и добавки, отличающийся тем, что в качестве, он содержит винилтриметоксисилан и/или октил-триэтоксисилан и природные и/или нефтеполимерные смолы, растворитель выбирают из группы, включающей толуол, и/или бензол, и/или керосин, и/или нефрас, и/или сольвент, а также включает катализатор тетрабутоксититан, при следующем соотношении компонентов, мас.%:
MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 27.08.2007
Извещение опубликовано: 10.03.2009 БИ: 07/2009
|
||||||||||||||||||||||||||