Патент на изобретение №2290334

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2290334 (13) C1
(51) МПК

B61L23/16 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 17.12.2010 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 2005114072/11, 11.05.2005

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

11.05.2005

(46) Опубликовано: 27.12.2006

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2025358 С1, 30.12.1994. SU 1799784 А1, 07.03.1993. RU 2185300 С2, 20.07.2002. КОТЛЯРЕНКО Н.Ф., Путевая блокировка и авторегулировка. – М.: Транспорт, 1983, стр.145-159.

Адрес для переписки:

443066, г.Самара, 1-й Безымянный пер., 18, СамГАПС, патентный отдел

(72) Автор(ы):

Полевой Юрий Иосифович (RU),
Полевая Людмила Владимировна (RU),
Гуменников Валерий Борисович (RU),
Трошина Марина Васильевна (RU),
Ахмадуллин Фанис Ринатович (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Самарская государственная академия путей сообщения” (СамГАПС) (RU)

(54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ

(57) Реферат:

Изобретение относится к железнодорожной технике, а именно к железнодорожной автоматике и телемеханике для интервального регулирования движения поездов. Способ заключается в том, что к одному концу рельсовой линии подключен источник питания, а к другому – приемник и по характеру изменения напряжения на входе приемника фиксируют состояние рельсовой линии. Занятие рельсовой линии фиксируют при условии, что отношение напряжения на входе приемника UP(i) рассматриваемой рельсовой линии к одноименному напряжению на входе приемника впереди лежащей рельсовой линии UP(i+1) равно или меньше коэффициента занятия КЗ. Освобождение рельсовой линии фиксируют при условии, что отношение напряжения на входе приемника UP(i) рассматриваемой рельсовой линии к одноименному напряжению на входе приемника позади лежащей рельсовой линии UP(i-1) равно или больше коэффициента освобождения КO, при этом две позади лежащие рельсовые линии i-1 и i-2 свободны, а впередилежащая i+1 занята. Изобретение позволяет повысить безопасность движения за счет достоверного контроля состояния рельсовой линии. 2 ил.

Изобретение относится к железнодорожной технике, а именно к железнодорожной автоматике, и может быть использовано для регулирования движения поездов.

Известен способ контроля свободности рельсовой линии, заключающийся в том, что определяют количество свободных рельсовых линий на перегоне и сумму напряжений на этих же линиях, а затем находят среднее арифметическое значение напряжений. Текущее значение каждой из линий сравнивают со средним арифметическим значением. При существенном отличии текущего значения от среднего арифметического фиксируют занятость рельсовой линии, в противном случае – свободность [Патент РФ №2025358, МПК B 61 L 23/16. Способ контроля свободности путевых участков и устройство для его осуществления. Полевой Ю.И., Стрельцов С.К., Мазалова И.В., Кравцова Н.А. БИ №24, 1994 г.].

Недостатком этого способа является то, что при наличии значительной продольной асимметрии возможен ложный контроль состояния рельсовой линии.

Известен способ контроля свободности рельсовых линий, заключающийся в том, что значение текущего напряжения на приемнике сравнивают с пороговыми значениями напряжений. При превышении текущего напряжения над пороговым значением фиксируют свободность рельсовой линии, в противном случае – занятость [Котляренко Н.Ф. Путевая блокировка и авторегулировка. – М.: Транспорт, 1983 г., стр.145-159].

Недостатком этого способа является то, что при пониженном сопротивлении изоляции возможен ложный контроль состояния рельсовой линии.

Данное техническое решение выбрано в качестве прототипа.

Сущность изобретения.

Способ контроля свободности рельсовой линии, заключающийся в том, что к одному концу рельсовой линии подключен источник питания, а к другому – приемник и по характеру изменения напряжения на входе приемника фиксируют состояние рельсовой линии, отличающийся тем, что занятие рельсовой линии фиксируют при условии, что отношение напряжения на входе приемника Up(i) рассматриваемой рельсовой линии к одноименному напряжению на входе приемника впереди лежащей рельсовой линии UP(i+1) равно или меньше коэффициента занятия КЗ, а освобождение рассматриваемой рельсовой линии фиксируют при условии, что отношение напряжения на входе приемника UP(i) рассматриваемой рельсовой линии к одноименному напряжению на входе приемника позади лежащей рельсовой линии UP(i-1) равно или больше коэффициента освобождения КO, при этом две позади лежащие рельсовые линии i-1 и i-2 свободны, а впередилежащая i+1 занята, коэффициент занятия КЗ представляет произведение коэффициента снижения напряжения КС на коэффициент запаса при занятии рельсовой линии КЗЗ, а коэффициент освобождения – произведение коэффициента снижения напряжения КС на коэффициент запаса при освобождении рельсовой линии КЗО, коэффициент снижения напряжения КС – отношение напряжения на входе приемника при наложенном нормативном шунте на координате места подключения приемника US к напряжению на входе приемника при отсутствии влияния шунта UN (US/UN), коэффициент запаса при занятии рельсовой линии принят КЗЗ=1,2, коэффициент запаса при освобождении рельсовой линии КЗО=1,4.

На фиг.1 приведена схема рельсовой цепи. На фиг.2 представлена схема подключения питающих и приемных трансформаторов вдоль перегона.

Предлагаемый способ реализован в приведенной на фиг.1 схеме рельсовой цепи, содержащей путевой генератор 1, соединенный через резисторы 2 (ограничитель тока питающего конца) с входом (Вх) переключающего устройства 3, к выходу которого (Вых1) [выходы Вых2, Вых3 и т.д. на фиг.1 не показаны] через резистор 4 (эквивалент соединительного кабеля сопротивлением от 10 до 400 Ом) и путевой трансформатор 5 подключен вход рельсовой линии 6, к другому концу которой подключен трансформатор приемного конца 7, к выходу которого через резистор 8 (эквивалент сопротивления кабеля) подключен первый вход Вх1 переключающего устройства. К выходу Вых переключающего устройства 3 подключен вход фильтра 9, к выходу которого подключен вход выпрямителя 10, к выходу которого подключен вход аналого-цифрового преобразователя 11, к выходу которого подключен вход ЭВМ 12. Рельсовая линия 13 одним концом подключена к трансформатору 5, а другим – к трансформатору приемного конца 14, выход которого через резистор 15 (эквивалент сопротивления кабеля) подключен ко второму входу (Вх2) переключающего устройства 3. К выходам Вых2, Вых3 и т.д. (на фиг.1 не показаны) подключены питающие концы других рельсовых линий, а к входам Вх3, Вх4 и т.д. (на фиг.1 не показаны) подключены приемные концы других рельсовых линий.

На фиг.2 представлены: рассматриваемая рельсовая линия i, впереди лежащие i+1, i+2 и позади лежащие i-1, i-2 рельсовые линии. Трансформаторы питающих концов G1, G2, G3 предусмотрены для питания соответственно рельсовых линий i-3 и i-2, i-1 и i, i+1 и i+2, трансформаторы приемных концов Р1, Р2, Р3, Р4 предназначены для контроля соответственно рельсовых линий i-3, i-2 и i-1, i и i+1, i+2. Переключающее устройство подключает (фиг.1) генератор 1 поочередно ко всем питающим концам, вместе с тем (синхронно с этим) все приемные концы так же поочередно подключаются к входу ЭВМ 12

В ЭВМ поступают значения напряжений со всех приемных концов рельсовых линий, а фиксация состояний рельсовых линий происходит по следующему алгоритму. Занятие рельсовой линии i будет зафиксировано, если напряжение приемного конца этой рельсовой линии будет ниже напряжение приемного конца рельсовой линии i+1 в КЗ раз, а освобождение рассматриваемой рельсовой линии i фиксируют при условии, что отношение напряжения на входе приемника рассматриваемой i рельсовой линии к одноименному напряжению на входе приемника позади лежащей рельсовой линии i-1 равно или больше коэффициента освобождения КO, при этом две позади лежащие рельсовые линии i-1 и i-2 свободны, а впередилежащая – i+1 занята.

Предложенное устройство позволяет повысить безопасность движения за счет достоверного контроля состояния рельсовой линии.

Формула изобретения

Способ контроля свободности рельсовой линии, заключающийся в том, что к одному концу рельсовой линии подключен источник питания, а к другому – приемник и по характеру изменения напряжения на входе приемника фиксируют состояние рельсовой линии, отличающийся тем, что занятие рельсовой линии фиксируют при условии, что отношение напряжения на входе приемника UP(i) рассматриваемой рельсовой линии к одноименному напряжению на входе приемника впереди лежащей рельсовой линии UP(i+1) равно или меньше коэффициента занятия КЗ, а освобождение рассматриваемой рельсовой линии фиксируют при условии, что отношение напряжения на входе приемника UP(i) рассматриваемой рельсовой линии к одноименному напряжению на входе приемника позади лежащей рельсовой линии UP(i-1) равно или больше коэффициента освобождения КO, при этом две позади лежащие рельсовые линии i-1 и i-2 свободны, а впереди лежащая i+1 занята, коэффициент занятия КЗ представляет произведение коэффициента снижения напряжения КC на коэффициент запаса при занятии рельсовой линии КЗЗ, а коэффициент освобождения – произведение коэффициента снижения напряжения КC на коэффициент запаса при освобождении рельсовой линии КЗО, коэффициент снижения напряжения КC – отношение напряжения на входе приемника при наложенном нормативном шунте на координате места подключения приемника US к напряжению на входе приемника при отсутствии влияния шунта UN, коэффициент запаса при занятии рельсовой линии принят КЗЗ=1,2, коэффициент запаса при освобождении рельсовой линии КЗО=1,4.

РИСУНКИ


MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 12.05.2007

Извещение опубликовано: 27.07.2008 БИ: 21/2008


Categories: BD_2290000-2290999