Патент на изобретение №2156985

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2156985 (13) C2
(51) МПК 7
G01S13/93, G08G5/04
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 07.06.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 98119659/09, 30.10.1998

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

30.10.1998

(45) Опубликовано: 27.09.2000

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2099745 C1, 20.12.1997. US 4737788 A, 12.04.1988. RU 2090903 C1, 20.09.1997. RU 2112251 C1, 27.05.1998. DE 3328340 A1, 14.02.1985. RU 2074403 C1, 27.02.1997. ГУСЕВ Е.Н. и др. Средства и устройства безопасности для работ в электроустановках. – М.: Энергоатомиздат, 1988, с.36-39.

Адрес для переписки:

125871, Москва, ГСП, Волоколамское ш. 4, МГАИ, нач. пат. отд. Ларину Л.И.

(71) Заявитель(и):

Московский государственный авиационный институт (технический университет)

(72) Автор(ы):

Войнич Б.А.,
Борисов В.Ф.,
Пономарев Л.И.,
Позднякова О.К.,
Котов Ю.В.,
Трофимов В.Д.

(73) Патентообладатель(и):

Московский государственный авиационный институт (технический университет)

(54) СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЙ ВЕРТОЛЕТА С ВЫСОКОВОЛЬТНЫМИ ЛИНИЯМИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧ


(57) Реферат:

Изобретение относится к радиолокационной технике и может использоваться для обеспечения безопасности при полете вертолетов. Техническим результатом изобретения является создание способа, обеспечивающего предотвращение столкновений вертолетов с высоковольтными линиями электропередач. Способ предотвращения столкновений вертолета с высоковольтными линиями электропередач заключается в том, что с помощью приемного устройства, размещаемого на вертолете, принимают электромагнитные колебания, излучаемые высоковольтными линиями электропередач в диапазоне радиоволн, сравнивают значения принятых сигналов с опорными и по результатам сравнения принимают решение по корректировке направления полета вертолета, при этом прием электромагнитных колебаний ведут с различных направлений с помощью нескольких приемных антенн, максимумы диаграмм направленности которых ориентированы в разных угловых секторах плоскости полета вертолета, и по наличию сигнала в одной из приемных антенн определяют угловое положение проводов высоковольтной линии электропередачи относительно корпуса вертолета. 2 ил.


Изобретение относится к радиолокационной технике и может использоваться для обеспечения безопасных полетов вертолетов, а именно для предупреждения их столкновений с высоковольтными линиями электропередач.

Задача предупреждения столкновений вертолетов с препятствиями при полете является очень актуальной. Одним из таких препятствий являются высоковольтные линии электропередач. С уменьшением высоты полета вероятность столкновений резко возрастает.

Существуют способы предупреждения столкновений вертолетов с препятствиями, которые находятся на его трассе, с помощью вертолетных активных радиолокационных станций, работающих в сантиметровом диапазоне волн и требующих использования больших мощностей и громоздких антенных систем.

В одном из известных способов [1] сигнал, принимаемый приемником активной радиолокационной станции (РЛС), образуется в результате отражения от препятствия электромагнитных колебаний, излучаемых антенной РЛС и облучающих объект.

Известный способ не может быть использован для обнаружения препятствий в виде высоковольтных линий электропередач, поскольку эффективные площади рассеяния высоковольтных линий электропередач очень малы и поэтому отраженные сигналы будут слабыми. Это приводит к необходимости излучать большую мощность и устанавливать на вертолете громоздкие радиолокационные системы. Приемники таких РЛС снижают технические характеристики вертолета.

Технической задачей данного изобретения является создание способа, обеспечивающего предотвращение столкновений вертолетов с препятствиями в виде высоковольтных линий электропередач за счет надежного их обнаружения без увеличения габаритов и массы используемой аппаратуры.

Поставленная задача решается в способе предотвращения столкновений вертолета с высоковольтными линиями электропередач, заключающемся в том, что принимают электромагнитные колебания с помощью приемного устройства, размещаемого на вертолете, при этом согласно изобретению осуществляют прием электромагнитных колебаний в диапазоне радиоволн, излучаемых высоковольтными линиями электропередач в диапазоне радиоволн, сравнивают значения принятого сигнала с опорными и по результатам сравнения принимают решение по корректировке направления полета вертолета.

Прием излучаемых высоковольтной линией электропередачи электромагнитных колебаний может осуществляться с различных направлений с помощью нескольких приемных антенн, максимумы диаграмм направленности которых ориентированы в разных угловых секторах плоскости полета вертолета, и по наличию сигнала в одной из приемных антенн может быть определено угловое положение проводов высоковольтной линии электропередачи относительно корпуса вертолета.

Размещение на вертолете приемного устройства, обеспечивающего прием электромагнитных колебаний, излучаемых высоковольтными линиями передач в широком диапазоне радиоволн, позволяет обнаруживать опасные для вертолетов препятствия в виде линий электропередач.

Изобретение поясняется чертежами.

На фиг. 1 приведена схема, поясняющая заявляемый способ; на фиг. 2 – структурная электрическая схема устройства, реализующего способ обнаружения опасных препятствий для вертолета.

Приемные устройства с приемными антеннами 1, например с четырьмя, как показано на фиг. 1, размещены на фюзеляже 2 вертолета под винтом 3 и имеют диаграммы направленности 4, максимумы которых ориентированы в разных угловых секторах плоскости полета вертолета. Каждая из приемных антенн 1 соединена с соответствующим приемным устройством 5 (фиг.2), состоящим из чувствительного приемника 6, на выходе которого включены n блоков сравнения 7-1, 7-2,…, 7-n, n светочувствительных диодов 8-1, 8-2, …, 8-n, каждый из которых подсоединен к выходу соответствующего блока сравнения 7-1, 7-2,…,7-n, а также источника опорного напряжения 9, выход которого соединен с опорными входами блоков сравнения 7-1, 7-2,…, 7-n, через соответствующие резисторы 10-1, 10-2,…, 10-n.

В качестве приемных антенн 1 могут использоваться любые направленные антенны, работающие в диапазоне радиоволн. Блок сравнения 7 может быть выполнен, например, в виде аналоговой схемы U. Источник опорного напряжения 9 может представлять собой, например, делитель напряжения.

Способ обнаружения опасных для вертолета препятствий в виде высоковольтных линий электропередач реализуется следующим образом.

Экспериментальные исследования показали, что высоковольтные линии электропередач излучают электромагнитные колебания в широком диапазоне радиоволн. Эти колебания образуются в результате стекания электрических зарядов по поверхности изоляторов высоковольтных линий электропередач, создающих электромагнитное поле вокруг проводов и мачт их крепления. Напряженность этого электромагнитного поля имеет вполне определенные значения на различных расстояниях от высоковольтных линий электропередач в разных диапазонах длин радиоволн.

При полете вертолета направленные антенны 1, диаграммы направленности которых пересекают друг друга, осуществляют обзор пространства вокруг вертолета. При наличии на пути вертолета опасного препятствия в виде высоковольтной линии электропередачи 11 в приемном устройстве 5 приемного канала, максимум диаграммы направленности антенны которого ориентирован параллельно проводам высоковольтной линии электропередачи 11, появляется сигнал. Принятый антенной 1 сигнал поступает на приемник 6 и затем на блоки сравнения 7-1, 7-2,…,7-n, где сравнивается с соответствующими опорными напряжениями. Каждое из опорных напряжений, формируемых блоком опорного напряжения 9 и соответствующим резистором 10-1, 10-2, . . .,10-n, пропорционально величине напряженности электромагнитного поля, излучаемого высоковольтной линией электропередачи 11 на известном расстоянии от нее. При совпадении уровней принимаемого сигнала и соответствующего опорного напряжения загорается один из светочувствительных диодов 8-1, 8-2,…,8-n, что соответствует определенному расстоянию до высоковольтной линии электропередачи 11. Это позволяет оператору оценить окружающую обстановку и соответствующим образом скорректировать направление полета вертолета.

Источник информации
1. Патент RU N 2099745, кл. G 01 S 13/93, 96 г. (прототип).

Формула изобретения


Способ предотвращения столкновений вертолета с высоковольтными линиями электропередач, заключающийся в том, что принимают электромагнитные колебания с помощью приемного устройства, размещаемого на вертолете, отличающийся тем, что прием электромагнитных колебаний осуществляют в диапазоне радиоволн, излучаемых высоковольтными линиями электропередач, при этом прием излучаемых высоковольтными линиями электропередач электромагнитных колебаний ведут с различных направлений с помощью нескольких приемных антенн, максимумы диаграмм направленности которых ориентированы в разных угловых секторах плоскости полета вертолета, и по наличию сигнала в одной из приемных антенн определяют угловое положение проводов высоковольтной линии электропередач относительно корпуса вертолета, сравнивают значение принятого сигнала с опорными напряжениями, соответствующими величинами напряженности электромагнитного поля, излучаемого высоковольтной линией электропередачи на известном расстоянии от нее, и по результатам сравнения принимают решение по корректировке направления полета вертолета.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 31.10.2005

Извещение опубликовано: 27.09.2006 БИ: 27/2006


Categories: BD_2156000-2156999