Патент на изобретение №2156973
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) СПОСОБ ОЦЕНКИ ТЕРМООКИСЛИТЕЛЬНОЙ СТАБИЛЬНОСТИ МАСЕЛ ДЛЯ АВИАЦИОННЫХ ГТД
(57) Реферат: Использование: в области исследования смазочных масел. Сущность изобретения: в способе оценки термоокислительной стабильности (ТОС) масел для авиационных газотурбинных двигателей (ГТД) с помощью электрофизических методов в качестве информативных показателей используют величины удельных диэлектрических потерь исходного (Ри) и окисленного (Рo) масел, для чего замеряют тангенс угла диэлектрических потерь пробы исходного (tg ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Изобретение относится к области исследования смазочных масел, в частности – способу оценки термоокислительной стабильности (ТОС) масел для авиационных газотурбинных двигателей (ГТД) с помощью электрофизических методов. Как известно, в процессе работы качественное состояние авиационных масел, вследствие различного рода превращений (окисление, полимеризация, деструкция, накопление продуктов износа и др.), изменяется. Совокупность этих превращений, приводящих в общем случае к снижению уровня эксплуатационных свойств масел, характеризуется термином “старение масел”. Термоокислительная стабильность зависит от химического состава масла. В процессе работы масла в двигателе антиокислительные присадки постепенно расходуются. Этот процесс идет тем быстрее, чем выше температура масла в процессе эксплуатации. Темп расходования антиокислительных присадок в масле обычно определяет сроки замены масла в маслосистеме авиационного двигателя. Чем выше термоокислительная стабильность масла, тем оно меньше склонно к окислению [1. К.К. Папок, Химмотология топлив и смазочных масел, М.: Воениздат, – 1980, с. 126]. Перед авторами стояла задача: разработать оперативный способ определения ТОС с достаточной степенью достоверности (с погрешностью не более 5-8 %). При проведении исследований и просмотре научно-технической литературы, патентной информации был обнаружен ряд методов, основанных на физико-химической и визуальной оценке изменений, происшедших в масле после определенного срока наработки с использованием электрофизических параметров. Известен способ анализа качества масла в процессе эксплуатации двигателя по щелочному числу [2. Патент ГДР N 203399, МКИ G 01 N 33/26, публ. 10 октября 1983], заключающийся в определении pH водной вытяжки в присутствии индикатора метилоранжа после растворения масляной пробы в растворителе, состоящем из 75% толуола, 20% изопропана и 5% воды. Недостаток способа заключается в длительности и субъективной оценке визуальной оценки начала изменения окраски водной вытяжки и в определении лишь одного показателя качества масла – щелочного числа, что не позволяет сделать однозначного заключения о потере качества образца, которое определяется целым рядом показателей качества масла, например величиной вязкости, содержанием твердых частиц и т.д. Известен способ контроля качества смазочных масел [3. А.И.Турбина, Е.В. Данилова, Г.В.Петраков “Портативная лаборатория для экспресс-анализа масел”. Двигателестроение, 1980, N 8, с.34-35], сущность которого заключается в определении с помощью экспресс-методов основных показателей качества масла: вязкости, щелочного числа, механических примесей, содержания воды и в сравнении этих показателей с предельно допустимыми их значениями для свежего масла. Недостатком способа является невысокая надежность оценки показателей качества из-за использования упрощенных методов их определения, сравнительно большая их общая продолжительность и сложность выполнения анализа. Известен способ контроля качества смазочных масел, реализуемый с помощью “Индикатора ухудшения качества масла” [4. ЕПВ, заявка N 0080632, МКИ G 01 N 27/22, публ. 6 августа 1983 года]. Сущность известного способа заключается в измерении диэлектрической проницаемости масла и сравнении ее с некоторой постоянной величиной. Об ухудшении качества масла судят по величине отклонения измеренного значения диэлектрической проницаемости масла от заложенной в индикаторе константы. К недостаткам способа следует отнести высокую погрешность оценки ухудшения качества различных марок масел вследствие того, что изменение (ухудшение) показателей качества масла не всегда сопровождается увеличением его диэлектрической проницаемости, а может сопровождаться и ее уменьшением. Например, в процессе работы масла в двигателе возможно попадание в него воды и механических примесей, а также уменьшение щелочного числа вследствие нейтрализации. Увеличение загрязненности масла вызывает рост диэлектрической проницаемости, а уменьшение щелочного числа характеризуется ее уменьшением. Таким образом, возможен случай, когда масло выйдет за пределы допустимого качественного состояния, а его диэлектрическая проницаемость останется без изменения. Наиболее близким по технической сущности к предполагаемому изобретению является взятый за прототип метод определения термоокислительной стабильности в приборе ТСМ-1 [5. ГОСТ 23797 “Метод определения термоокислительной стабильности в приборе ТСМ-1”]. Данный метод предназначен для определения термоокислительной стабильности минеральных и синтетических масел, применяемых в ГТД. Сущность метода состоит в окислении определенного объема масла при заданной температуре при непрерывном пропускании воздуха через масло (барботаж) в присутствии катализаторов. Термоокислительную стабильность испытуемого масла оценивают по количеству образующегося в нем осадка, не растворимого в изооктане, по изменению вязкости и кислотного числа, по наличию отложений в реакционном сосуде. Одновременно оценивается коррозионность масла по отношению к металлическим пластинкам-катализаторам по изменению их массы. Метод предназначен для контроля качества, квалификационной оценки и исследований авиационных масел при температурах до 400oC. Недостаток способа заключается в том, что исследование масла после окисления представляет собой комплекс сложных операций, имеющих большую длительность и невысокую надежность оценки показателя (зависящую от квалификации специалиста, проводящего испытания). Технический результат предлагаемого изобретения – повышение достоверности оценки термоокислительной стабильности авиационных масел и сокращение времени на ее определение. Указанный технический результат достигается тем, что в известном способе определения ТОС авиационных масел, включающем нагрев пробы окисленного масла до заданной температуры, определение информативного показателя пробы при этой температуре, сравнение полученного значения величины информативного показателя с величиной информативного показателя исходного масла и последующую оценку степени окисления по результату рассогласования величин информативных показателей согласно предлагаемому изобретению в качестве информативных показателей используют величины удельных диэлектрических потерь исходного (Pи) и окисленного (Pо) масел, для чего замеряют тангенс угла диэлектрических потерь пробы исходного (tg ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() где Pо = Cоtg ![]() Pи = Cиtg ![]() ![]() Pо – удельные диэлектрические потери окисленного масла, Вт/м3; Pи – удельные диэлектрические потери свежего масла, Вт/м3; tg ![]() tg ![]() Си – емкость ячейки с пробой свежего масла; Со – емкость ячейки с пробой окисленного масла. На фиг. 1 представлена блок-схема установки для оценки термоокислительной стабильности масел для авиационных ГТД. Способ реализуется следующим образом: берут навеску предварительно окисленного масла 15 мл, помещают в двухэлектродную измерительную ячейку 1. С помощью термостата 2 (марки У-10) доводят температуру масла до (80 ![]() ![]() ![]() ![]() В качестве подтверждения возможности использования показателя ![]() – новизне (относительно прототипа имеет место новая взаимосвязь информативных показателей – относительная мощность рассеивания удельных диэлектрических потерь и термоокислительной стабильности авиационных масел для газотурбинных двигателей ГТД); – неочевидности (авторы при просмотре патентной информации и научно-технической литературы не обнаружили указанной выше совокупности существенных признаков – отношение мощности рассеивания удельных диэлектрических потерь работавшего и свежего масел, характеризующее термоокислительную стабильность авиационных масел для ГТД); – применимости (способ прост, оперативен и реализуем). Применение изобретения позволит оперативно и достоверно оценивать термоокислительную стабильность авиационных масел для ГТД при низкой себестоимости способа. Источники информации: 1. К. К.Папок, Химмотология топлив и смазочных масел, М.: Воениздат, -1980, с.126; 2. Патент ГДР N 203399, МКИ G 01 N 33/26, публ. 10 октября 1983 года; 3. А.И. Турбина, Е. В. Данилова, Г. В.Петраков “Портативная лаборатория для экспресс-анализа масел”. Двигателестроение, 1980, N 8, с.34-35; 4. ЕПВ, заявка N 0080632, МКИ G 01 N 27/22, публ. 6 августа 1983 года; 5. ГОСТ 23797 “Метод определения термоокислительной стабильности в приборе ТСМ-1” (прототип). Формула изобретения
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() где Po= Cotg ![]() Pи = СиtgPи= Cиtg ![]() Pо – удельные диэлектрические потери окисленного масла, Вт/м3; Pи – удельные диэлектрические потери свежего масла, Вт/м3; tg ![]() tg ![]() Си – емкость ячейки со свежим маслом; Cо – емкость ячейки с окисленным маслом. РИСУНКИ
MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 29.05.2004
Извещение опубликовано: 10.03.2005 БИ: 07/2005
|
||||||||||||||||||||||||||