Патент на изобретение №2156957
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) СИГНАЛИЗАТОР УГЛА НАКЛОНА
(57) Реферат: Изобретение относится к области приборостроения, в частности к устройствам для контроля положения вертикали транспортного средства при его движении по пересеченной местности или на горных склонах. Сигнализатор угла наклона содержит стакан с крышкой, в которой установлена шаровая опора с жестко закрепленными на ней двумя стержнями, нижний из которых соединен с маятником, расположенным внутри стакана, заполненного демпфирующей жидкостью, а верхний замыкает на массу контактные кольца при определенных углах крена машины, два регулировочных болта, каждый из которых соединен с одним из контактных колец так, что при их ввинчивании или вывинчивании обеспечивается независимое перемещение контактных колец (соответственно вверх или вниз) вдоль оси сигнализатора. Техническим результатом данного изобретения является расширение функциональных возможностей прибора за счет обеспечения автономного регулирования положения контактных колец в соответствии с контролируемыми углами крена машины. 1 ил. Изобретение относится к области приборостроения, в частности к устройствам для контроля положения вертикали транспортного средства (трактора) при его движении по пересеченной местности или на горных склонах. Известно устройство, контролирующее положение трактора в любой плоскости, – сигнализатор СК-3 КСХИ /1/, содержащее стакан с крышкой, в которой установлена шаровая опора, соединенная с маятником, имеющим лопасти и расположенным внутри стакана, заполненного демпфирующей жидкостью. В шаровой опоре жестко закреплена ось датчика, которая при крене или скорости трактора, максимально допустимой по устойчивости, замыкает на массу нижнее контактное кольцо, в результате чего загорается сигнальная лампа и через реле подается ток к звуковому сигналу. При дальнейшем крене деформируются пружины подвески нижнего контактного кольца и ось замыкает на массу верхнее контактное кольцо, в результате чего загорается аварийная лампа и через другое реле подается ток и соленоиду остановки двигателя. Для изменения углов крена, при которых замыкаются на массу контактные кольца, следует переместить верхнюю часть корпуса с контактными кольцами вдоль оси маятника. Недостатком известной конструкции является отсутствие автономного регулирования углов крена, при которых замыкаются на массу контактные кольца. Крепления к верхней части корпуса сигнализатора выполнены в виде неподвижных или неразъемных соединений, что делает невозможным смещение одного кольца относительно другого, то есть конструкция известного сигнализатора не предполагает дифференцированного контроля за углами крена машины (трактора), технологически обоснованными по производительности машинотракторного агрегата, по скорости, максимально допустимой по устойчивости, по предельно допустимому крену по тяге, а также по величине критического угла уклона или подъема. Целью изобретения является расширение функциональных возможностей сигнализатора, за счет обеспечения автономного регулирования положения контактных колец, в соответствии с контролируемыми углами крена машины. Указанная цель достигается установкой в верхней части колпака, по оси сигнализатора, двух регулировочных болтов, каждый из которых соединен с одним из контактных колец посредством регулировочного кольца, штанг и подвижного кольца. Ввинчиванием или вывинчиванием регулировочных болтов обеспечивается независимое перемещение контактных колец, соответственно вверх или вниз, вдоль оси сигнализатора, что приводит к изменению углов замыкания этих колец на массу. На чертеже представлен сигнализатор угла наклона, который состоит из стакана 1 и крышки 2, выполненных из токопроводящего материала, а также колпака 3, выполненного из диэлектрического материала. На крышке 2 стакана 1 устанавливается токопроводящая шаровая опора 4, которая через стержень 5 соединена с грузом 6 маятника. На груз 6 устанавливается пружина 7, зафиксированная между тарелкой 8 и крышкой 2. Стакан 1 прибора заполняется демпфирующей жидкостью. По оси сигнализатора, внутри колпака 3 установлен стержень 9 из токопроводящего материала, нижний конец которого жестко закреплен в шаровой опоре 4. Последовательно, в плоскостях, поперечных оси стержня, располагается верхнее контактное кольцо 10, соединенное штангами 11 с верхним регулировочным кольцом 12, и нижнее контактное кольцо 13, подвешенное на пружинах 14 к подвижному кольцу 15, соединенному штангами 16 с нижним регулировочным кольцом 17. Верхнее контактное кольцо 10, нижнее контактное кольцо 13 и подвижное кольцо 15 выполнены из токопроводящего материала. Для подключения сигнализатора угла наклона к системе оповещения и контроля работы ДВС, верхнее контактное кольцо 10 снабжено клеммой 18, а подвижное кольцо 15 клеммой 19. В верхней части колпака 3 устанавливается регулировочный болт 20, с помощью которого обеспечивается перемещение вдоль оси сигнализатора верхнего регулировочного кольца 12 и соединенного с ним через штанги 11 верхнего контактного кольца 10, а также регулировочный болт 21, посредством которого осуществляется перемещение нижнего регулировочного кольца 17 и соединенных с ним через штанги 16 подвижного 15 и нижнего контактного 13 колец. Перемещение верхнего контактного 10 и подвижного кольца 15 осуществляется по направляющим стойкам 22, выполненным из диэлектрического материала. От возможного перемещения регулировочных болтов 20 и 21 вдоль оси сигнализатора предусмотрены стопорные кольца 23 и 24. Исполнительный механизм, обеспечивающий функционирование системы оповещения и системы контроля работы ДВС, включает в себя: лампы Л1 и Л2, реле Р1 и Р2, звуковой сигнал и соленоид остановки двигателя. Сигнализатор угла наклона работает следующим образом. При крене или скорости трактора, максимально допустимой по устойчивости, стержень 9 замыкает на массу нижнее контактное кольцо 13, в результате чего загорается лампа Л1 и через реле Р1 подается ток к звуковому сигналу. При дальнейшем крене трактора деформируется пружина 14 и стержень 9 замыкает на массу верхнее контактное кольцо 10, в результате чего загорается аварийная лампа Л2 и через реле Р2 подается ток к соленоиду остановки двигателя. Для увеличения угла крена, при котором будет срабатывать система оповещения, необходимо переместить вниз по оси сигнализатора контактное кольцо 13, что достигается вывинчиванием регулировочного болта 21. Для увеличения угла крена, при котором будет срабатывать система контроля работы ДВС, необходимо переместить вниз по оси сигнализатора контактное кольцо 10, что достигается вывинчиванием регулировочного болта 20. Для уменьшения указанных углов крена производится завинчивание регулировочных болтов 20 и 21. Источники информации 1. Поспелов Ю.А. Устойчивость трактора. – М.: Машиностроение, 1966, с. 213 – 214. Формула изобретения
РИСУНКИ
MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 13.01.2000
Номер и год публикации бюллетеня: 5-2003
Извещение опубликовано: 20.02.2003
|
||||||||||||||||||||||||||