Патент на изобретение №2288943
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(54) МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПРИСАДКА К АВТОМОБИЛЬНЫМ БЕНЗИНАМ
(57) Реферат:
Настоящее изобретение относится к области нефтепереработки, нефтехимии и автомобильной промышленности, конкретно к многофункциональной присадке, предназначенной для использования в составе автомобильных бензинов. Многофункциональная присадка к автомобильным бензинам на основе продуктов взаимодействия технических алкилсалициловых кислот и полиэтиленполиаминов формулы NH2(CH2CH2NH)nH, где n=1-7, взятых в мольном соотношении полиэтиленполиамины:технические алкилсалициловые кислоты, равном от 1:1 до 1:2 в расчете на алкилсалициловые кислоты, и органического растворителя, в качестве которого содержит нефтяные масла или их смеси с кинематической вязкостью не более 25 мм2/с при 100°С и температурой застывания не выше минус 15°С, синтетические масла или их смеси, полиэфирамины или их смеси. Присадка улучшает моющие, антиокислительные, антикоррозионные и другие свойства автомобильных бензинов, а также снижает содержание токсичных веществ в отработавших газах автомобилей. Использование настоящего изобретения позволит увеличить выпуск высококачественных неэтилированных бензинов. 5 табл.
Изобретение относится к нефтепереработке, нефтехимии и автомобильной промышленности, в частности к присадкам к автомобильным бензинам для придания им моющих, антиокислительных, антиобледенительных и других свойств, а также для улучшения экологических характеристик. С целью улучшения эксплуатационных и экологических свойств бензинов за рубежом выпускаются и широко используются многофункциональные присадки, такие как Keropur 3430, Adibis-5007, Hitec-6430, SAP-9500 и др. Использование этих присадок необходимо для уменьшения отложений в системе подачи топлива в камеру сгорания, улучшения эксплуатационных характеристик бензинов и снижения токсичности отработавших газов автомобилей. Недостатками этих присадок являются многокомпонентность, дефицитность сырья, сложная технология получения отдельных компонентов и, как следствие, высокая стоимость. В России предложены моющие присадки, получаемые на базе продуктов реакции карбоновых кислот и полиэтиленполиаминов различного состава, в частности моющая присадка “Неолин”, представляющая собой раствор продукта конденсации олеиновой кислоты и диэтилентриамина и оксиэтилированного алкилфенола в бутилцеллозольве [ТУ 38.401103-93, A.M.Данилов. Применение присадок в топливах для автомобилей. – М.: Химия, 2000. – С.121]. Недостатками этой присадки являются низкая эффективность моющего действия, неудовлетворительные низкотемпературные свойства, использование для ее производства растительных масел – пищевого сырья, ресурсы которого ограничены. Известна присадка “Автомаг” [ТУ 38.401-58-33-92, A.M.Данилов. Применение присадок в топливах для автомобилей. – М.: Химия, 2000. – С.120], которая вырабатывалась в ПО “Норси”. В состав этой присадки входят, мас.%:
В настоящее время ее производство прекращено из-за закрытия производства основного сырья – синтетических жирных кислот. Недостатками присадки “Автомаг” являются сложный состав и недостаточно высокая эффективность действия. Наиболее близким аналогом предлагаемой присадки является присадка Паливин – продукт конденсации технических алкилсалициловых кислот и диэтилентриамина (прототип) [A.M.Данилов. Применение присадок в топливах для автомобилей. – М.: Химия, 2000. – С.119-120]. Задачей настоящего изобретения является создание на основе доступного нефтехимического сырья многофункциональной присадки к автомобильным бензинам, которая, обладая антиокислительными, антикоррозионными, антиобледенительными и другими свойствами, обеспечивает высокую эффективность моющего действия и тем самым улучшает эксплуатационные и экологические характеристики топлива, снижая содержание токсичных веществ в отработавших газах автомобилей. Поставленная задача решается тем, что, многофункциональная присадка к автомобильным бензинам на основе продуктов взаимодействия технических алкилсалициловых кислот (ТАСК) и полиэтиленполиаминов формулы NH2(CH2CH2NH)nH, где n=1-7, взятых в мольном соотношении полиэтиленполиамины:ТАСК, равном от 1:1 до 1:2 в расчете на алкилсалициловые кислоты, и органического растворителя, в качестве органического растворителя содержит нефтяные масла или их смеси с кинематической вязкостью не более 25 мм2/с при 100°С и температурой застывания не выше минус 15°С, синтетические масла или их смеси, полиэфирамины или их смеси. Соотношение компонентов, мас.%:
В качестве органического растворителя используются: – индустриальные масла И-5А, И-8А, И-12А, И-20А (ГОСТ 20799); или трансформаторные масла ГК (ТУ 38.1011025) либо ВГ (ТУ 38.401978); или моторные масла МС-14, МС-20 (ГОСТ 21743), а также другие углеводородные масла с кинематической вязкостью не более 25 мм2/с при 100°С и температурой застывания не выше минус 15°С; – синтетические полиальфаолефиновые масла ПАОМ-4, 5, 6 (ТУ 38.4011093-2003), или диоктилсебацинат ДОС (ТУ 6-06-11-88); – полиэфирамины, в частности полиоксипропилендиамины ДА (ТУ 6-02-2-971-88); – или смеси перечисленных продуктов. ТАСК содержат от 10 до 30 углеродных атомов и состоят в основном из алкилсалициловых кислот 50-60% и алкилфенолов 30-40%. Такой состав ТАСК определяется обратимостью реакций при их производстве по методу Кольбе-Шмидта. В результате взаимодействия указанных реагентов в зависимости от их мольного соотношения получаются моноамиды и диамиды полиэтиленполиламинов и ТАСК. Растворители присадки, заявляемые в настоящем техническом решении, предложены впервые, что соответствует критерию “новизна”. В отличие от прототипа: – в качестве растворителя присадки, усиливающего ее функциональные свойства, используются углеводородные или синтетические масла, или полиоксипропилендиамины, или их смеси. Присадка добавляется в углеводородные топлива в концентрации 0,01-0,15 мас.%, предпочтительно 0,03-0,06 мас.%. Присадку предлагаемого состава получают смешением при температуре 25°С полиэтиленполиамина с раствором ТАСК в прямогонной бензиновой фракции в мольном соотношении от 1:1 до 1:2 с последующим подъемом температуры до 140-160°С и выдержкой при этой температуре до полного удаления воды, выделяющейся в результате реакции. После окончания процесса и отгонки бензиновой фракции активное вещество присадки при перемешивании растворяется в перечисленных выше растворителях. Были приготовлены образцы присадки на основе ТАСК, полиэтиленполиаминов и различных растворителей. Соотношения реагентов и свойства полученных продуктов приведены в таблице 1. Исследование эффективности моющего действия представленных образцов осуществлялось на установке УИТ-65 по методике, включенной в комплекс методов квалификационной оценки (КМКО) автомобильных бензинов. Оценка эффективности моющего действия синтезированных продуктов проводилась по среднему уровню загрязнения контрольной поверхности при заданном режиме чередования процессов накопления и смыва отложений, так называемому интегральному показателю моющих свойств – Ас, %. Интегральный показатель Ас является комплексным показателем для сравнения присадок. Чем меньше значения Ас, тем большей эффективностью моющего действия обладает присадка. Результаты исследования моющего действия образцов приведены в таблице 2. Из полученных данных видно, что амиды технических алкилсалициловых кислот в растворе нефтяных и синтетических масел с уровнем вязкости, не превышающим 25 мм2/с при 100°С (обр.1-10), проявляют высокую моющую эффективность. С ростом вязкости масла-растворителя выше указанного уровня, характеризующегося также ухудшением низкотемпературных свойств (обр.11-13), моющие свойства ухудшаются. Такая же тенденция наблюдается при использовании в качестве растворителя присадки ароматических углеводородов (обр.14, 16). При использовании в качестве растворителя смеси ксилола с изопропиловым спиртом (обр.15) также наблюдается значительное ухудшение моющих свойств присадки. Антикоррозионные свойства синтезированных продуктов оценивались по модифицированному методу ASTM D665, заключающемуся в контакте специальным образом подготовленного стального стержня (Ст.3, ГОСТ 380-85) с водно-топливной эмульсией в течение 4 часов при температуре 38°С. Для сравнения эффективности действия образцов в качестве эталонного топлива использовалась смесь искусственного топлива (ИТ), состоящего из изооктана (80 об.%.) и толуола (20 об.%), с 10 об.% этанола и в качестве водной фазы – искусственная “морская” вода, содержащая набор неорганических солей в соответствии с указанным стандартом. Соотношение топливо:водная фаза составляло 10:1 по объему. Коррозионную активность испытуемого топлива оценивали визуально по чистоте стержня в баллах в соответствии с таблицей 3.
Антиокислительные свойства синтезированных соединений исследовали по величине индукционного периода базового бензина их содержащего по ГОСТ 4039 и методу ускоренного старения бензина с определением растворимых и нерастворимых высокомолекулярных продуктов окисления (фактических смол) по ГОСТ 22054. В качестве базового бензина использовали смесь 70 об.%. бензина прямой гонки и 30 об.% бензина термического крекинга. Антиобледенительные свойства оценивали по изопропиловому эквиваленту, который равняется содержанию изопропилового спирта в модельном топливе в процентах, при котором наблюдается такая же скорость обледенения, что и в случае испытуемого образца. В качестве модельного топлива использовали смесь, состоящую из 80% н-пентана и 20% толуола. Результаты исследований приведены в таблице 4.
Введение предлагаемой присадки в концентрации до 0,15 мас.%. не оказывает отрицательного влияния на физико-химические и эксплуатационные свойства автомобильных бензинов. При этом проверке подвергались показатели качества бензина, наиболее чувствительные к наличию поверхностно-активных веществ. Результаты представлены в таблице 5.
Формула изобретения
Многофункциональная присадка к автомобильным бензинам на основе продуктов взаимодействия технических алкилсалициловых кислот и полиэтиленполиаминов формулы: NH2(CH2CH2NH)nH, где n=1-7, взятых в мольном соотношении полиэтиленполиамины:технические алкилсалициловые кислоты, равном от 1:1 до 1:2 в расчете на алкилсалициловые кислоты, и органического растворителя, отличающаяся тем, что в качестве органического растворителя содержит нефтяные масла или их смеси с кинематической вязкостью не более 25 мм2/с при 100°С и температурой застывания не выше минус 15°С, синтетические масла или их смеси, полиэфирамины или их смеси.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||