Патент на изобретение №2288943

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2288943 (13) C1
(51) МПК

C10L1/22 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 28.12.2010 – может прекратить свое действие

(21), (22) Заявка: 2005111478/04, 18.04.2005

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

18.04.2005

(46) Опубликовано: 10.12.2006

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
Справочник. Данилов A.M. Применение присадок в топливах для автомобилей. – М.: Химия, 2000, с.119-122. Данилов A.M. Присадки и добавки. Улучшение экологических характеристик нефтяных топлив. – М.: Химия, 1996, с.135-137. CS 210964 А, 15.02.1984. FR 2539754 A1, 27.07.1984. US 3304162 A, 25.06.1963.

Адрес для переписки:

446200, Самарская обл., г. Новокуйбышевск, Главпочта, ОАО “СвНИИНП”

(72) Автор(ы):

Шабалина Татьяна Николаевна (RU),
Крылов Игорь Федорович (RU),
Котов Сергей Владимирович (RU),
Емельянов Вячеслав Евгеньевич (RU),
Тимофеева Галина Владимировна (RU),
Суздальцев Николай Иванович (RU),
Типушков Евгений Васильевич (RU),
Вахтеев Виктор Федорович (RU),
Суслин Андрей Александрович (RU),
Лыжников Вячеслав Александрович (RU),
Прокофьева Александра Ивановна (RU)

(73) Патентообладатель(и):

ОАО “Средневолжский научно-исследовательский институт по нефтепереработке” (ОАО “СвНИИНП”) (RU),
ООО “Новокуйбышевский завод масел и присадок” (ООО “НЗМП”) (RU),
ОАО “Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод” (ОАО “НКНПЗ”) (RU),
ОАО “Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод” (ОАО “КНПЗ”) (RU)

(54) МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПРИСАДКА К АВТОМОБИЛЬНЫМ БЕНЗИНАМ

(57) Реферат:

Настоящее изобретение относится к области нефтепереработки, нефтехимии и автомобильной промышленности, конкретно к многофункциональной присадке, предназначенной для использования в составе автомобильных бензинов. Многофункциональная присадка к автомобильным бензинам на основе продуктов взаимодействия технических алкилсалициловых кислот и полиэтиленполиаминов формулы NH2(CH2CH2NH)nH, где n=1-7, взятых в мольном соотношении полиэтиленполиамины:технические алкилсалициловые кислоты, равном от 1:1 до 1:2 в расчете на алкилсалициловые кислоты, и органического растворителя, в качестве которого содержит нефтяные масла или их смеси с кинематической вязкостью не более 25 мм2/с при 100°С и температурой застывания не выше минус 15°С, синтетические масла или их смеси, полиэфирамины или их смеси. Присадка улучшает моющие, антиокислительные, антикоррозионные и другие свойства автомобильных бензинов, а также снижает содержание токсичных веществ в отработавших газах автомобилей. Использование настоящего изобретения позволит увеличить выпуск высококачественных неэтилированных бензинов. 5 табл.

Изобретение относится к нефтепереработке, нефтехимии и автомобильной промышленности, в частности к присадкам к автомобильным бензинам для придания им моющих, антиокислительных, антиобледенительных и других свойств, а также для улучшения экологических характеристик.

С целью улучшения эксплуатационных и экологических свойств бензинов за рубежом выпускаются и широко используются многофункциональные присадки, такие как Keropur 3430, Adibis-5007, Hitec-6430, SAP-9500 и др. Использование этих присадок необходимо для уменьшения отложений в системе подачи топлива в камеру сгорания, улучшения эксплуатационных характеристик бензинов и снижения токсичности отработавших газов автомобилей. Недостатками этих присадок являются многокомпонентность, дефицитность сырья, сложная технология получения отдельных компонентов и, как следствие, высокая стоимость.

В России предложены моющие присадки, получаемые на базе продуктов реакции карбоновых кислот и полиэтиленполиаминов различного состава, в частности моющая присадка “Неолин”, представляющая собой раствор продукта конденсации олеиновой кислоты и диэтилентриамина и оксиэтилированного алкилфенола в бутилцеллозольве [ТУ 38.401103-93, A.M.Данилов. Применение присадок в топливах для автомобилей. – М.: Химия, 2000. – С.121]. Недостатками этой присадки являются низкая эффективность моющего действия, неудовлетворительные низкотемпературные свойства, использование для ее производства растительных масел – пищевого сырья, ресурсы которого ограничены.

Известна присадка “Автомаг” [ТУ 38.401-58-33-92, A.M.Данилов. Применение присадок в топливах для автомобилей. – М.: Химия, 2000. – С.120], которая вырабатывалась в ПО “Норси”. В состав этой присадки входят, мас.%:

Продукт конденсации диэтилентриамина
с синтетическими жирными кислотами (СЖК) 5,0
Алифатический спирт C3-C4 (н-бутанол) 30,0
Полиоксиэтилированный алкилфенол (неонол) 5,0
Углеводородная фракция 180°-350°С (денормализат) 60,0

В настоящее время ее производство прекращено из-за закрытия производства основного сырья – синтетических жирных кислот.

Недостатками присадки “Автомаг” являются сложный состав и недостаточно высокая эффективность действия.

Наиболее близким аналогом предлагаемой присадки является присадка Паливин – продукт конденсации технических алкилсалициловых кислот и диэтилентриамина (прототип) [A.M.Данилов. Применение присадок в топливах для автомобилей. – М.: Химия, 2000. – С.119-120].

Задачей настоящего изобретения является создание на основе доступного нефтехимического сырья многофункциональной присадки к автомобильным бензинам, которая, обладая антиокислительными, антикоррозионными, антиобледенительными и другими свойствами, обеспечивает высокую эффективность моющего действия и тем самым улучшает эксплуатационные и экологические характеристики топлива, снижая содержание токсичных веществ в отработавших газах автомобилей.

Поставленная задача решается тем, что, многофункциональная присадка к автомобильным бензинам на основе продуктов взаимодействия технических алкилсалициловых кислот (ТАСК) и полиэтиленполиаминов формулы

NH2(CH2CH2NH)nH, где n=1-7,

взятых в мольном соотношении полиэтиленполиамины:ТАСК, равном от 1:1 до 1:2 в расчете на алкилсалициловые кислоты, и органического растворителя, в качестве органического растворителя содержит нефтяные масла или их смеси с кинематической вязкостью не более 25 мм2/с при 100°С и температурой застывания не выше минус 15°С, синтетические масла или их смеси, полиэфирамины или их смеси. Соотношение компонентов, мас.%:

Продукты взаимодействия полиэтиленполиаминов
с техническими алкилсалициловыми кислотами 40-60
Органический растворитель До 100

В качестве органического растворителя используются:

– индустриальные масла И-5А, И-8А, И-12А, И-20А (ГОСТ 20799); или трансформаторные масла ГК (ТУ 38.1011025) либо ВГ (ТУ 38.401978); или моторные масла МС-14, МС-20 (ГОСТ 21743), а также другие углеводородные масла с кинематической вязкостью не более 25 мм2/с при 100°С и температурой застывания не выше минус 15°С;

– синтетические полиальфаолефиновые масла ПАОМ-4, 5, 6 (ТУ 38.4011093-2003), или диоктилсебацинат ДОС (ТУ 6-06-11-88);

– полиэфирамины, в частности полиоксипропилендиамины ДА (ТУ 6-02-2-971-88);

– или смеси перечисленных продуктов.

ТАСК содержат от 10 до 30 углеродных атомов и состоят в основном из алкилсалициловых кислот 50-60% и алкилфенолов 30-40%. Такой состав ТАСК определяется обратимостью реакций при их производстве по методу Кольбе-Шмидта.

В результате взаимодействия указанных реагентов в зависимости от их мольного соотношения получаются моноамиды и диамиды полиэтиленполиламинов и ТАСК.

Растворители присадки, заявляемые в настоящем техническом решении, предложены впервые, что соответствует критерию “новизна”.

В отличие от прототипа:

– в качестве растворителя присадки, усиливающего ее функциональные свойства, используются углеводородные или синтетические масла, или полиоксипропилендиамины, или их смеси.

Присадка добавляется в углеводородные топлива в концентрации 0,01-0,15 мас.%, предпочтительно 0,03-0,06 мас.%.

Присадку предлагаемого состава получают смешением при температуре 25°С полиэтиленполиамина с раствором ТАСК в прямогонной бензиновой фракции в мольном соотношении от 1:1 до 1:2 с последующим подъемом температуры до 140-160°С и выдержкой при этой температуре до полного удаления воды, выделяющейся в результате реакции. После окончания процесса и отгонки бензиновой фракции активное вещество присадки при перемешивании растворяется в перечисленных выше растворителях.

Были приготовлены образцы присадки на основе ТАСК, полиэтиленполиаминов и различных растворителей. Соотношения реагентов и свойства полученных продуктов приведены в таблице 1.

Исследование эффективности моющего действия представленных образцов осуществлялось на установке УИТ-65 по методике, включенной в комплекс методов квалификационной оценки (КМКО) автомобильных бензинов.

Оценка эффективности моющего действия синтезированных продуктов проводилась по среднему уровню загрязнения контрольной поверхности при заданном режиме чередования процессов накопления и смыва отложений, так называемому интегральному показателю моющих свойств – Ас, %.

Интегральный показатель Ас является комплексным показателем для сравнения присадок. Чем меньше значения Ас, тем большей эффективностью моющего действия обладает присадка.

Результаты исследования моющего действия образцов приведены в таблице 2.

Из полученных данных видно, что амиды технических алкилсалициловых кислот в растворе нефтяных и синтетических масел с уровнем вязкости, не превышающим 25 мм2/с при 100°С (обр.1-10), проявляют высокую моющую эффективность. С ростом вязкости масла-растворителя выше указанного уровня, характеризующегося также ухудшением низкотемпературных свойств (обр.11-13), моющие свойства ухудшаются.

Такая же тенденция наблюдается при использовании в качестве растворителя присадки ароматических углеводородов (обр.14, 16). При использовании в качестве растворителя смеси ксилола с изопропиловым спиртом (обр.15) также наблюдается значительное ухудшение моющих свойств присадки.

Антикоррозионные свойства синтезированных продуктов оценивались по модифицированному методу ASTM D665, заключающемуся в контакте специальным образом подготовленного стального стержня (Ст.3, ГОСТ 380-85) с водно-топливной эмульсией в течение 4 часов при температуре 38°С.

Для сравнения эффективности действия образцов в качестве эталонного топлива использовалась смесь искусственного топлива (ИТ), состоящего из изооктана (80 об.%.) и толуола (20 об.%), с 10 об.% этанола и в качестве водной фазы – искусственная “морская” вода, содержащая набор неорганических солей в соответствии с указанным стандартом. Соотношение топливо:водная фаза составляло 10:1 по объему.

Коррозионную активность испытуемого топлива оценивали визуально по чистоте стержня в баллах в соответствии с таблицей 3.

Таблица 3
Изменения на поверхности стержня Значение Степень коррозии
Отсутствуют следы коррозии в виде пятен и точек Отсутствие 0
Не более шести темных точек и пятен диаметром не более 1 мм каждое Следы 1
Пятна и потускнения занимают не более 5% поверхности Умеренная 2
Коррозии подвержено более 5% поверхности Сильная 3

Антиокислительные свойства синтезированных соединений исследовали по величине индукционного периода базового бензина их содержащего по ГОСТ 4039 и методу ускоренного старения бензина с определением растворимых и нерастворимых высокомолекулярных продуктов окисления (фактических смол) по ГОСТ 22054. В качестве базового бензина использовали смесь 70 об.%. бензина прямой гонки и 30 об.% бензина термического крекинга.

Антиобледенительные свойства оценивали по изопропиловому эквиваленту, который равняется содержанию изопропилового спирта в модельном топливе в процентах, при котором наблюдается такая же скорость обледенения, что и в случае испытуемого образца. В качестве модельного топлива использовали смесь, состоящую из 80% н-пентана и 20% толуола.

Результаты исследований приведены в таблице 4.

Таблица 4
Функциональные свойства синтезированных образцов (концентрация 0,05 мас.%)
Примеры (составы по таблице 1) Степень коррозии в морской воде, баллы, Антиокислительные свойства Изопропиловый эквивалент, % (при норме – не менее 1,0)
Индукционный период по ГОСТ 4039, мин Концентрация фактических смол по ГОСТ 22054, мг/100 см3
1 1 605 2,0 1,4
2 2 590 2,6 1,2
3 1 612 2,2 1,5
4 2 580 2,6 1,4
5 1 625 2,0 1,6
6 2 580 2,5 1,3
7 1 610 2,1 1,5
8 2 615 1,9 1,5
9 1 595 2,5 1,4
10 2 625 2,3 1,5
Для сравнения
11 3 570 2,7 1,2
12 3 550 3,0 1,1
13 3 554 2,7 1,2
14 3 560 2,8 1,2
15 3 575 2,6 1,3
16 3 565 2.8 1,1
Базовое топливо 3 200 5,0 0,8
Прототип 3 545 2,9 1,1

Введение предлагаемой присадки в концентрации до 0,15 мас.%. не оказывает отрицательного влияния на физико-химические и эксплуатационные свойства автомобильных бензинов. При этом проверке подвергались показатели качества бензина, наиболее чувствительные к наличию поверхностно-активных веществ. Результаты представлены в таблице 5.

Таблица 5
Влияние синтезированных образцов на некоторые свойства автобензина АИ-80 (экспортный) Киришинефтеоргсинтез (концентрация присадок 0,15 мас.%)
№ п/п Показатель Норма по ГОСТ 51107 АИ-80 Экспортный Примеры (составы по таблице 1) Прототип Метод испытаний
(2084) 2 5 7 10
1 Концентрация фактических смол, мг на 100 см3 бензина не более 5,0 0,4 2,2 2,5 2,6 2,8 2,9 ГОСТ 1567
2 Кислотность, мг КОН/100 см3 (не более 3,0) 0,1 1,24 1,35 1,12 1,31 1,65 ГОСТ 5985
3 Содержание водорастворимых кислот и щелочей Отсутствие Отсутствие Отсутствие Отсутствие Отсутствие Отсутствие Отсутствие ГОСТ 6307
4 Испытание на медной пластинке Выдерживает Выдерживает Выдерживает Выдерживает Выдерживает Выдерживает Выдерживает ГОСТ6307

Формула изобретения

Многофункциональная присадка к автомобильным бензинам на основе продуктов взаимодействия технических алкилсалициловых кислот и полиэтиленполиаминов формулы:

NH2(CH2CH2NH)nH, где n=1-7,

взятых в мольном соотношении полиэтиленполиамины:технические алкилсалициловые кислоты, равном от 1:1 до 1:2 в расчете на алкилсалициловые кислоты, и органического растворителя, отличающаяся тем, что в качестве органического растворителя содержит нефтяные масла или их смеси с кинематической вязкостью не более 25 мм2/с при 100°С и температурой застывания не выше минус 15°С, синтетические масла или их смеси, полиэфирамины или их смеси.

Categories: BD_2288000-2288999