(21), (22) Заявка: 2005114320/02, 11.05.2005
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
11.05.2005
(46) Опубликовано: 27.11.2006
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
RU 2135 948 С1, 27.08.1999. RU 2222767 C1, 27.01.2004. RU 2196953 C2, 20.01.2003. RU 2123168 С1, 10.12.1998. GB 2289749 A, 29.11.1995. GB 1299 287 А, 13.12.1972.
Адрес для переписки:
300001, г.Тула, Щегловская засека, ГУП “Конструкторское бюро приборостроения”, зам.главного инженера А.В.Морозову
|
(72) Автор(ы):
Дудка Вячеслав Дмитриевич (RU), Кузнецов Владимир Маркович (RU), Феруленков Александр Владимирович (RU), Родин Леонид Алексеевич (RU), Ртищев Сергей Иванович (RU), Махонин Владимир Владимирович (RU), Максимов Федор Александрович (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Государственное унитарное предприятие “Конструкторское бюро приборостроения” (RU)
|
(54) ЗЕНИТНАЯ РАКЕТА-МИШЕНЬ
(57) Реферат:
Изобретение относится к области вооружения. Зенитная ракета-мишень содержит двигательную установку со стабилизатором, радиопрозрачный головной отсек с обтекателем и уголковым отражателем СВЧ-энергии, полый наконечник с диаметральными сквозными щелями и трассерами. Трассеры выполнены в виде зарядов донного газогенератора в стальной оболочке, эквидистантной внутреннему диаметру корпуса наконечника, и установлены в его задней части перед сквозными щелями, и герметично закрыты поршнем в виде диска с центральным резьбовым отверстием, дроссельным соплом и с наружной кольцевой проточкой с кольцевым уплотнением. В образованные полости между каждым зарядом донного газогенератора и зарядом и поршнем установлены воспламенители, а в резьбовое отверстие поршня – инициатор. В передней части корпуса наконечника, после сквозных щелей, выполнена полость улавливателя поршня с дроссельным отверстием, глубина которой больше или равна толщине диска поршня. При использовании изобретения увеличивается время работы трассеров на борту зенитной ракеты-мишени. 2 ил.
Изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано на полигонах в качестве мишенной обстановки для обучения точности стрельбы личного состава боевых расчетов зенитных ракетных комплексов.
Известен имитатор воздушных целей (патент России №2123168 от 10.12.1998 г., БИ №34, с.381, МПК 7 F 42 В 8/12, F 41 J 2/00 – аналог), содержащий средство доставки, головную часть и закрепленный на ней радиолокационный отражатель и трассер. Радиолокационный отражатель установлен в головной части и выполнен из металлического материала, закрытого слоем радиопрозрачного материала, при этом трассер установлен за отражателем в трассеродержателе, выполненном с газовыходными каналами, а средство доставки выполнено в виде ракетного двигателя.
Данная конструкция имитатора воздушных целей при всех своих достоинствах обладает малым временем работы трассера, не обеспечивающим индикацию мишени на всей траектории полета.
Известна зенитная ракета-мишень (патент России и 2135948 от 27.08.1999 г., БИ №24. МПК 7 F 42 B 15/10 – прототип), состоящая из двигательной установки со стабилизатором и головного отсека с обтекателем, запускаемая из транспортно-пускового устройства. Головной отсек выполнен из композиционного материала в виде несущей тонкостенной, радиопрозрачной оболочки, соединенной посредством обтекателя со стальным пустотелым наконечником, на корпусе которого выполнены сквозные диаметральные щели, при этом в головном отсеке внутри оболочки установлены уголковые отражатели СВЧ-энергии, состоящие из объединенных между собой посредством пазов тонкостенных взаимно перпендикулярных металлических пластин с переменным шагом, а во внутренней полости наконечника установлены трассеры, причем суммарная площадь целей наконечника больше или равна площади сечения трассеров.
Однако и данная конструкция зенитной ракеты-мишени при всех своих достоинствах обладает теми же недостатками, что и аналог, описанный выше, а именно малым временем работы трассеров, поскольку включение трассеров осуществляется одновременно с запуском двигателя и трассеры подвигаются друг от друга, что дает увеличение яркости свечения и незначительную прибавку во времени на разность между подвигом второго трассера. Увеличение времени работы трассера приведет к значительному увеличению его габаритов и, как следствие, к увеличению габаритов ракеты-мишени, что недопустимо, т.к. ракета-мишень по габаритам должна соответствовать имитируемым целям, к которым относятся высокоскоростные беспилотные средства нападения вероятного противника. Поэтому, учитывая все перечисленные выше недостатки, задачей предлагаемого изобретения является увеличение времени работы трассеров на борту зенитной ракеты-мишени для обеспечения ее регистрации оптическими средствами внешнетраекторных измерений (ВТИ) на протяжении всей траектории полета ракеты до места падения без увеличения габаритов ракеты-мишени.
Это достигается тем, что в зенитной ракете-мишени, содержащей двигательную установку со стабилизатором, радиопрозрачный головной отсек с обтекателем и уголковым отражателем СВЧ-энергии, полый наконечник с диаметральными сквозными щелями и трассерами, согласно изобретению трассеры выполнены в виде зарядов донного газогенератора в стальной оболочке эквидистантной внутреннему диаметру корпуса наконечника, установленных в его задней части перед сквозными щелями и герметично закрытых поршнем в виде диска с центральным резьбовым отверстием, с дроссельным соплом и с наружной кольцевой проточкой с уплотнением, при этом в образованные полости между каждым зарядом донного газогенератора и зарядом и поршнем установлены воспламенители, а в резьбовое отверстие поршня инициатор, причем в передней части корпуса наконечника, после сквозных щелей, выполнена полость улавливателя поршня с дроссельным отверстием, глубина которой больше или равна толщине диска поршня.
Сущность предлагаемого изобретения заключается в том, что данная конструкция зенитной ракеты-мишени с установленными вместо трассеров зарядами донного газогенератора последовательного запуска после прогара предыдущего, вследствие их длительного горения, позволяет регистрировать полет ракеты-мишени оптическими средствами ВТИ для определения летнобаллистических характеристик ракеты на всей траектории полета, а также определить условия встречи ракеты-мишени с боевой ракетой, т.е. величины промаха боевой ракеты при срабатывании ее боевой части в любое время суток.
На прилагаемых чертежах (Фиг.1, 2) приведена предлагаемая конструкция зенитной ракеты-мишени, где:
1 – двигательная установка со стабилизатором;
2 – головной радиопрозрачный отсек с обтекателем;
3 – уголковый отражатель СВЧ-энергии;
4 – корпус наконечника;
5 – сквозные щели;
6 – заряд донного газогенератора в стальной оболочке;
7 – задняя часть наконечника;
8 – передняя часть наконечника;
9 – поршень;
10 – наружная кольцевая проточка с кольцевым уплотнением;
11 – резьбовое отверстие поршня;
12 – дроссельное сопло;
13 – инициатор;
14 – воспламенитель;
15 – полость улавливателя поршня;
16 – дроссельное отверстие;
17 – полость между поршнем и зарядом донного газогенератора;
18 – полость между зарядами донных газогенераторов;
19 – носик наконечника.
Устройство, последовательность сборки и работа зенитной ракеты-мишени заключается в следующем: сначала собирают двигательную установку со стабилизатором 1, затем головной радиопрозрачный отсек с обтекателем 2, в который устанавливают уголковый отражатель СВЧ-энергии 3. В заднюю часть 7 корпуса наконечника 4 перед сквозными щелями 5, последовательно друг за другом устанавливают заряды, донного газогенератора в стальной оболочке 6, между которыми в образуемую полость 18 устанавливают воспламенитель 14, затем полученную сборку закрывают поршнем 9 с наружной кольцевой проточкой и кольцевым уплотнением 10, резьбовым отверстием 11 и дроссельным соплом 12, при этом предварительно между поршнем 9 и зарядом донного газогенератора 6 устанавливают воспламенитель 14. Полученную сборку проверяют на герметичность и, если все в порядке, в резьбовое отверстие 11 поршня 9 устанавливают инициатор 13, корпус наконечника 4 закрывают носиком наконечника 19. Собранный наконечник 4 пристыковывают к обтекателю головного радиопрозрачного отсека 2. Собранный головной отсек 2 пристыковывают к двигательной установке 1 со стабилизатором. Таким образом, полученную зенитную ракету-мишень устанавливают в транспортно-пусковой контейнер, стыкуя электрическими разъемами.
Запуск зенитной ракеты-мишени производят из транспортно-пускового контейнера, установленного посредством бугелей крепления на пусковой установке, представляющей собой конверсионный вариант 3У-23 и имеющей возможность изменения углов возвышения в диапазоне от 0° до 90° по углу места и до 360° по азимуту. При запуске двигательной установки 1 одновременно срабатывает инициатор 13, горячие пороховые газы которого через дроссельное сопло 12 поршня 9 поджигают воспламенитель 14, загорается заряд донного газогенератора 6 торцевого горения. При этом поршень 9 отстреливается в полость улавливателя поршня 15, где и остается, ракета-мишень выходит из транспортно-пускового контейнера. Горячие пороховые газы в виде темени вырываются через сквозные щели 5, надежно освещая траекторию полета зенитной ракеты-мишени. После выгорания первого заряда донного газогенератора через воспламенитель поджигается следующий заряд донного газогенератора – процесс повторяется без пропуска свечения.
При попадании зенитной ракеты-мишени в зону обстрела боевой расчет зенитного ракетного комплекса сопровождает цель по отраженному сигналу уголкового отражателя СВЧ-энергии 3 ракеты-мишени и производит пуск зенитной управляемой ракеты на перехват цели.
Средства внешне траекторных измерений для определения величины промаха зенитной управляемой ракеты при пролете ракеты-мишени сопровождают ракету-мишень по факелу заряда донного газогенератора, что позволяет получить на видео(фото)пленке координаты ракеты-мишени и координаты точки подрыва боевой части зенитной управляемой ракеты.
В конструкции зенитной ракеты-мишени из-за большой длительности горения используются заряды донного газогенератора с функцией, не свойственной его прямому назначению, а именно: заряды донного газогенератора предназначены для установки их в донную часть артиллерийских снарядов для снижения возникающего давления на донном срезе снаряда при его полете.
Для обеспечения надежного торцевого горения заряд донного газогенератора устанавливают в стальную оболочку, выполняющую роль бронировки заряда.
Для предотвращения отскока поршня и перекрытия сквозных щелей, в передней части полости улавливателя поршня выполнено дроссельное отверстие 16.
Формула изобретения
Зенитная ракета-мишень, содержащая двигательную установку со стабилизатором, радиопрозрачный головной отсек с обтекателем и уголковым отражателем СВЧ-энергии, полый наконечник с диаметральными сквозными щелями и трассерами, отличающаяся тем, что трассеры выполнены в виде зарядов донного газогенератора в стальной оболочке, эквидистантной внутреннему диаметру корпуса наконечника, установленных в его задней части перед сквозными щелями и герметично закрытых поршнем в виде диска с центральным резьбовым отверстием, дроссельным соплом и с наружной кольцевой проточкой с кольцевым уплотнением, при этом в образованные полости между каждым зарядом донного газогенератора и зарядом и поршнем установлены воспламенители, а в резьбовое отверстие поршня – инициатор, причем в передней части корпуса наконечника, после сквозных щелей, выполнена полость улавливателя поршня с дроссельным отверстием, глубина которой больше или равна толщине диска поршня.
РИСУНКИ
TZ4A – Поправки к описаниям изобретений
Часть описания, где обнаружена ошибка: Текст опис., страница 2, строка 28
Напечатано: … и трассеры подвигаются друг от друга, …
Следует читать: … и трассеры поджигаются друг от друга, …
Номер и год публикации бюллетеня: 33-2006
Извещение опубликовано: 27.02.2007 БИ: 06/2007
TZ4A – Поправки к описаниям изобретений
Часть описания, где обнаружена ошибка: строка 30
Напечатано: подвигом второго трассера.
Следует читать: поджигом второго трассера.
Номер и год публикации бюллетеня: 33-2006
Извещение опубликовано: 27.02.2007 БИ: 06/2007
TZ4A – Поправки к описаниям изобретений
Часть описания, где обнаружена ошибка: страница 3, строка 52
Напечатано: Горячие пороховые газы в виде темени…
Следует читать: Горячие пороховые газы в виде пламени…
Номер и год публикации бюллетеня: 33-2006
Извещение опубликовано: 27.02.2007 БИ: 06/2007
|