Патент на изобретение №2288425

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2288425 (13) C1
(51) МПК

F41H7/00 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 28.12.2010 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 2005117917/02, 10.06.2005

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

10.06.2005

(46) Опубликовано: 27.11.2006

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2238509 C1, 20.10.2004. RU 2199076 С2, 20.02.2003. US 3215219 А, 02.11.1965. FR 2285591 А1, 16.04.1976. DE 3719289 А1, 08.12.1988.

Адрес для переписки:

111250, Москва, 1-й Краснокурсантский пр., 3/5, ОА ВС РФ, НИО, М.М. Старостину

(72) Автор(ы):

Хомич Вадим Иванович (RU),
Старостин Михаил Михайлович (RU),
Коваленко Юрий Георгиевич (RU),
Резниченко Вячеслав Иванович (RU),
Гапоненко Альфред Григорьевич (RU)

(73) Патентообладатель(и):

ОБЩЕВОЙСКОВАЯ АКАДЕМИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ОА ВС РФ) (RU)

(54) БОЕВАЯ СОЧЛЕНЕННАЯ МАШИНА

(57) Реферат:

Изобретение относится к боевым машинам, в частности к сочлененным. Сущность изобретения заключается в том, что первая секция выполнена с бронированным колпаком с вооружением и системами, обеспечивающими дистанционное управление ведением огня. Рабочие места экипажа размещены в бронированном отсеке, расположенном в центре секции. Экипаж имеет экран для отображения обстановки на поле боя и органы управления движением и ведением огня. В кормовой части установлены подвижный отсек с боекомплектом и силовая установка, включающая два электродвигателя, которые соединены с ведущими колесами, расположенными в носовой части. Питание электродвигателей осуществляется от электротрансмиссии, связанной с блоком источников электрической энергии, расположенных в кормовой части с возможностью подзарядки их на стоянке от внешних источников энергии. Реализация изобретения позволяет повысить эффективность боевой машины. 1 ил.

Изобретение относится к военной технике, а более конкретно к боевым машинам, содержащих несколько секций.

Известна боевая сочлененная машина (см. Патент RU 2238509, 20.10.2004 г.), состоящая из двух соединенных секций, секции выполнены с возможностью расчленения и автономного функционирования и соединены между собой посредством стыковочного устройства, при этом первая секция содержит башню с вооружением, источники электрической энергии, электропривод, органы управления силовой установкой, огнем и связью, вторая секция снабжена зенитно-ракетным комплексом, включающим опорно-пусковое устройство, бортовую радиолокационную систему, систему управления автономным движением второй секции и силовой установкой, а в корпусе второй секции размещены вторая силовая установка, боекомплект и топливные баки.

Данное устройство наиболее близко к предлагаемому изобретению и принято за прототип.

Несмотря на то, что известная боевая сочлененная машина обладает рядом преимуществ по сравнению с известными аналогами, она не лишена недостатков. К ним относятся: высокая загазованность боевого отделения при стрельбе из пушки; недостаточная защищенность членов экипажа от прямых попаданий снарядов и ракет противника; большая масса башни (9-10 т), существенно определяющая всю массу первой секции (20-25% от общей массы); сложная система подачи снарядов к пушке. Кроме того, известное устройство не обеспечивает передачу данных об обстановке во вторую секцию, что необходимо при безэкипажном использовании секции.

Задачей изобретения является повышение боевой эффективности боевой сочлененной машины, в особенности первой секции, повышение защищенности и обитаемости экипажа, снижение массы первой секции, улучшение информативности, создание возможности безэкипажного использования машины.

Технический результат достигается тем, что в боевой сочлененной машине, состоящей из двух соединенных секций, причем секции выполнены с возможностью расчленения и автономного функционирования и соединены между собой посредством стыковочного устройства, при этом вторая секция снабжена зенитно-ракетным комплексом, включающим опорно-пусковое устройство, бортовую радиолокационную систему, систему управления автономным движением второй секции и силовой установкой, а в корпусе второй секции размещены основная силовая установка, основной боекомплект и топливные баки, согласно изобретению первая секция выполнена без башни, а рабочие места экипажа располагаются в корпусе секции в бронированном отсеке (кабине), расположенном в центре секции, а вместо башни предусмотрен бронированный колпак с вооружением разовым боекомплектом и системами, обеспечивающими дистанционное управление ведением огня, причем экипаж имеет информационный блок с возможностью отображения обстановки на поле боя и органы управления с возможностью управления движением первой секции и ведением огня, а в кормовой части секции установлен отсек с боекомплектом, обеспечивающим ведение огня из первой секции в случае ее автономного использования; силовой установки, включающей два электродвигателя, соединенные с ведущими колесами первой секции, расположенными в носовой части первой секции, причем питание электродвигателей осуществляется посредством электротрансмиссии, которая получает энергию от блока источников электрической энергии, расположенных в кормовой части первой секции, с возможностью подзарядки их на стоянке от внешних источников энергии.

Изобретение поясняется чертежом, где:

1 – первая секция; 2 – вторая секция; 3 – стыковочное устройство; 4 – башенка оператора ЗРК; 5 – бортовая радиолокационная система; 6 – электродвигатель; 7 – информационный блок; 8 – бронированный отсек (кабина); 9 – блок источников электрической энергии; 10 – электротрансмиссия; 11 – отсек; 12 – датчики информации; 13 – бронированный колпак; 14 – пушка.

Боевая сочлененная машина может быть изготовлена по существующей технологии на заводах, выпускающих или ремонтирующих вооружение и военную технику.

Первая секция 1 содержит корпус, ходовую часть, вооружение, электрооборудование, источники электрической энергии, трансмиссию.

В предлагаемой конструкции отсутствует башня.

Вместо башни предусмотрен бронированный колпак 13, в котором размещается вооружение, разовый боекомплект и системы, обеспечивающие дистанционное управление ведением огня.

В бронированном колпаке предусмотрены механизмы крепления пушки для установки ее в боевое и походное положение, механизмы управления огнем и перемещением колпака 13 с пушкой 14 в горизонтальной плоскости в диапазоне 360°.

Между бронированным колпаком и корпусом предусмотрено размещение датчиков информации 12. Они предназначены для оптического, инфракрасного и теплового обнаружения наземных целей в диапазоне 360°. Полученная информация об обстановке на поле боя передается на информационный блок 7, расположенный в бронированном отсеке (кабине) для размещения членов экипажа.

Кроме того, предусмотрена возможность передавать все данные на выносной пункт управления при использование первой секции без экипажа.

Экипаж (например, два человека – командир и оператор) располагается в бронированном отсеке (кабине) 8. Кабина защищает членов экипажа от осколков брони и проникших внутрь осколков боеприпасов. Предусмотрена возможность использования первой секции без экипажа, с использованием дистанционного управления.

Датчики информации 12 предназначены для оптического, инфракрасного и теплового обнаружения целей в диапазоне 360°. Они располагаются в броневых щелях выступа корпуса. Информация от них передается на информационный блок 7 и дистанционный пульт управления.

Отсек 11 предназначен для хранения запаса боекомплекта, в случае автономного использования первой секции и подачи снарядов в зарядное устройство пушки 14, расположенной в бронированном колпаке 13. Причем подача осуществляется в виде снарядной обоймы, например 3-5 снарядов. Отсек размещается в глухом (несообщающимся с внутренним объемом корпуса танка) углублении корпуса танка. Это обеспечивает исключение поражения членов экипажа и механизмов боевой машины при взрыве боекомплекта. Отсек 11 закрывается сверху бронированной крышкой, смещающейся при перезарядке пушки.

Силовая установка первой секции включает два электродвигателя 6, соединенных с ведущими колесами. Электродвигатели 6 и ведущие колеса располагаются в носовой части первой секции.

Электротрансмиссия 10 предназначена для передачи энергии на электродвигатели 6 и управления ими. Питание электротрансмиссии 10 осуществляется от блока источников электрической энергии 9. В качестве источников энергии предполагается использование аккумуляторных и суперконденсаторных батарей, обеспечивающих возможность перемещения секции на поле боя с требуемыми тактико-техническими характеристиками. Зарядка блока источников электрической энергии осуществляется на стоянке первой секции.

В предлагаемой конструкции в кормовой части первой секции предусмотрено стыковочное устройство 3. Стыковочное устройство обеспечивает соединение секций при совместных действиях. При расчленении секций стыковочное устройство 3 закрывается люком.

Работа предлагаемой машины происходит следующим образом. Получив задачу на применение боевой сочлененной машины, экипаж ведет огонь из вооружения по наземным целям. В случае необходимости экипаж расчленяет первую и вторую секции и подготавливает их к выполнению самостоятельных задач. Первая секция может в это время выполнять различные задачи по уничтожению наземных целей, а вторая секция прикрывает первую и все подразделение от воздушного нападения, оставаясь в укрытии. После выполнения поставленной задачи вторая секция, передвигаясь самостоятельно, сцепляется с первой. После этого осуществляется зарядка источников питания первой секции и пополнение боекомплекта.

Предложенная боевая сочлененная машина имеет не только сравнительно высокие характеристики проходимости, маневренности, а также возможность их дальнейшего улучшения. Модульная компоновка позволяет упростить восстановление машин, снизить уязвимость боевой техники и повысить ее живучесть, поскольку, как считается, вероятность выхода из строя одновременно обоих секций невелика.

Разработанная боевая сочлененная машина имеет ряд преимуществ:

уменьшена масса машины на 20-30% за счет изменения конфигурации башен;

повышены живучесть машины, защищенность членов экипажа за счет их размещения в бронированном отсеке (кабине).

Все эти и другие не перечисленные положительные качества могут быть получены конструкторскими разработками с использованием значительного числа готовых узлов и агрегатов. Конструкция машины полностью вписывается в существующую технологию заводов, выпускающих и ремонтирующих танки.

Формула изобретения

Боевая сочлененная машина, состоящая из двух соединенных секций, причем секции выполнены с возможностью расчленения и автономного функционирования и соединены между собой посредством стыковочного устройства, при этом вторая секция снабжена зенитно-ракетным комплексом, включающим опорно-пусковое устройство, бортовую радиолокационную систему, систему управления автономным движением второй секции и силовой установкой, отличающаяся тем, что первая секция выполнена с бронированным колпаком с вооружением, разовым боекомплектом и системами, обеспечивающими дистанционное управление ведением огня, а рабочие места экипажа располагаются в корпусе секции в бронированном отсеке, расположенном в ее центре, причем экипаж имеет информационный блок для отражения обстановки на поле боя и органы управления движением и ведением огня, а в кормовой части секции установлен отсек с боекомплектом, обеспечивающим ведение огня в случае ее автономного использования, и силовая установка, включающая два электродвигателя, соединенные с ведущими колесами, расположенными в носовой части, причем питание электродвигателей осуществляется посредством электротранссмиссии, связанной с блоком источников электрической энергии, расположенных в кормовой части, с возможностью подзарядки их на стоянке от внешних источников энергии.

РИСУНКИ


MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 11.06.2007

Извещение опубликовано: 27.02.2009 БИ: 06/2009


Categories: BD_2288000-2288999