|
(21), (22) Заявка: 2005117094/09, 03.06.2005
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
03.06.2005
(46) Опубликовано: 20.11.2006
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
SU 1823083 A1, 23.06.1993. SU 1117781 A, 07.10.1984. SU 1697197 A1, 07.12.1991. SU 534832 A, 31.03.1977. US 2694781 A, 16.11.1956. US 5019734 A, 28.05.1991. DE 3505613 A1, 29.08.1985. GB 1286748 A1, 23.08.1972. US 2004086083 A1, 06.05.2004.
Адрес для переписки:
446022, Самарская обл., г. Сызрань, Новостроящаяся, 24, кв.38, Н.П. Красинской
|
(72) Автор(ы):
Марчак Самуил Элевич (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Марчак Самуил Элевич (RU)
|
(54) МОТОР-СТОПОР
(57) Реферат:
Изобретение относится к области электротехники и общего машиностроения и может быть использовано при создании мотор-стопоров и самотормозящихся электродвигателей, сконструированных на базе асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором. Сущность изобретения состоит в том, что в мотор-стопоре, сконструированном на базе асинхронного электродвигателя с короткозамкнутым ротором, контактирующие поверхности статора и ротора выполнены с конической резьбой, вал ротора опирается с одной стороны на радиальный подшипник, а с другой стороны – на упорный подшипник с дистанционной шайбой, обеспечивающей сцепление резьбовых поверхностей статора и ротора при обратном ходе последнего, причем выходной конец вала ротора снабжен шлицами. Технический результат, достигаемый настоящим изобретением, состоит в упрощении конструкции и повышении надежности мотор-стопора. 2 ил.
Изобретение относится к стопорам и может применяться в общем машиностроении.
Известны стопорные устройства как отдельная конструкция, которая присоединяется к электродвигателю [1].
Недостатком этой конструкции является ее громоздкость.
Задачей изобретения является: упрощение конструкции и увеличение надежности при эксплуатации.
Указанная задача решается посредством того, что в мотор-стопоре, содержащем асинхронный электродвигатель с короткозамкнутым ротором, контактирующие поверхности статора и ротора представляют собой коническую резьбу, вал ротора опирается с одной стороны на упорный подшипник с дистанционной шайбой, а с другой стороны на роликовый радиальный подшипник, причем выходной конец вала ротора снабжен шлицами.
Изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 представлена общая конструкция мотор-стопора, на фиг.2 – узел упорного подшипника качения.
Мотор-стопор, сконструированный на базе асинхронного электродвигателя с короткозамкнутым ротором, имеет вал 1, на котором установлен пакет ротора 2, упорный подшипник качения 3 с дистанционной шайбой 4 и роликовый радиальный подшипник 5. При этом подшипники 3 и 5 установлены в корпусе 6, на котором крепится пакет статора 7. Поверхности ротора 2 и статора 7 контактируют по конической резьбе 8. Выходной конец вала 1 снабжен шлицами 9. Кольцо 10 подшипника 3 установлено с зазором по отношению к корпусу 6. Кольцо 11 подшипника 3 и дистанционная шайба 4 установлены с зазором по отношению к валу 1.
Устройство работает следующим образом.
При включении электродвигателя и вращении ротора 2 в рабочем направлении коническая резьба между поверхностями ротора 2 и статора 7 находятся в раскрученном состоянии. Дистанционная шайба 4 у опорного подшипника 3 контролирует степень раскручивания резьбы, образуя постоянный минимальный зазор. Дистанционная шайба 4 выполняется такой, что гарантируется зацепление конической резьбы 8 при вращении ротора 2 в сторону, противоположную рабочему направлению. Благодаря наличию минимального зазора ротор 2 свободно вращается относительно статора 7. В случае остановки двигателя и попытке повернуть вал 1 с ротором 2 в обратную сторону вал 1, благодаря наличию шлиц 9 и выполнению зазоров на кольцах 10 и 11 упорного подшипника 3, перемещается, т.к. коническая резьбовая поверхность ротора 2 контактирует с резьбовой поверхностью статора 7. Коническая резьба 8 закручивается, и ротор 2 почти мгновенно стопорится. За счет того что срабатывание конической резьбы происходит быстро, т.е. при перемещении ротора 2 относительно статора 7 на не полный оборот, продольное перемещение вала 1 с кольцом 10 подшипника 3 минимально и не вызывает смещений рабочих органов подшипника 3 друг относительно друга. Повторное включение электродвигателя вновь вращает ротор 2 в рабочем направлении. Резьба 8 размыкается. Ротор 2 сдвигается в сторону от контакта резьбовых поверхностей и вал 1 перемещается. Между ротором 2 и статором 7 вновь устанавливается рабочий зазор, т.к. кольцо 10 подшипника 3 вновь возвращается в исходное положение и подшипник 3 вновь опирается на дистанционную шайбу 4.
Мотор-стопор представляет собой цельную конструкцию, которая устанавливается на раму как обычный электродвигатель и подсоединяется к электросети как асинхронный электродвигатель с короткозамкнутым ротором, совмещая при этом функции электродвигателя и стопора.
Источники информации
1. М.Е.Поволоцкий. Проектирование асинхронных электродвигателей. Куйбышевское книжное издательство, 1970 г.
Формула изобретения
Мотор-стопор, содержащий асинхронный электродвигатель с короткозамкнутым ротором, установленным на вале, и статором, установленным на корпусе, отличающийся тем, что контактирующие поверхности статора и ротора выполнены с конической резьбой, вал ротора опирается с одной стороны на упорный подшипник с дистанционной шайбой, обеспечивающей сцепление резьбовых поверхностей при обратном ходе ротора, а с другой стороны на радиальный подшипник, причем выходной конец вала снабжен шлицами.
РИСУНКИ
|
|