Патент на изобретение №2287602
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(54) АНТИФРИКЦИОННЫЙ ЧУГУН
(57) Реферат:
Изобретение относится к черной металлургии, в частности к износостойким чугунам для работы в условиях сухого и граничного трения. Антифрикционный чугун содержит, мас.%: углерод 4,2-4,6; кремний 2,2-3,8; марганец 4,5-12,0; молибден 0,5-1,5; ниобий 2,5-4,5; кальций 0,005-0,01; иттрий 0,005-0,05; церий 0,02-0,05; железо – остальное. Техническим результатом является повышение износостойкости и механических свойств. 1 табл.
Изобретение относится к черной металлургии, в частности к износостойким чугунам для работы в условиях граничного и сухого трения. Известен антифрикционный чугун [А.с. СССР №1097702, С 22 С 37/00, 15.06.84. Бюл. №22], содержащий, мас.%:
Недостатком известного чугуна является низкая износостойкость. Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому является чугун [А.с. СССР №464650, С 22 С 37/00, 25.03.75. Бюл. №11], содержащий, мас.%:
Недостатком прототипа являются недостаточный уровень прирабатываемости и износостойкости, особенно при трении без смазки. Изобретение решает задачу повышения износостойкости чугуна путем образования метастабильного аустенита, который в процессе трения претерпевает аустенитно-мартенситное превращение. Поставленная цель достигается тем, что чугун, содержащий углерод, кремний, марганец и железо, согласно изобретению дополнительно содержит молибден, ниобий, кальций, иттрий, церий при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Предлагаемый чугун в литом и термообработанном состоянии имеет преимущественно аустенитную металлическую основу и карбиды типов (FeMn)3С и NbC. Повышение износостойкости достигается получением очень твердых карбидов ниобия преимущественно сферической формы, располагающихся в метастабильной аустенитной матрице. В процессе изнашивания аустенит претерпевает в поверхностном слое деталей превращение в мартенсит, сопровождающееся выделением избыточных дисперсных карбидов, что вызывает дополнительное повышение износостойкости. Содержание компонентов в чугуне в указанных пределах обеспечивает высокий уровень механических свойств чугуна и износостойкость. Увеличение количества графита при частичном разрушении граничного масляного слоя и возникновении металлического контакта обеспечивает смазку трущихся поверхностей. Кроме того, занимая большую поверхность трения, графит частично предотвращает металлический контакт, выделяя ранее поглощенное масло, и сам является смазкой. При содержании углерода менее 4,2% износостойкость чугуна снижается в связи с уменьшением количества карбидной фазы; при содержании углерода, превышающем 4,6%, в структуре появляется большое количество свободного графита, что обусловливает снижение прочности чугуна. Кремний в указанных пределах способствует образованию карбидов. При содержании кремния менее 2,2% образуется избыточное количество карбидов, увеличение его содержания более 3,8% сопровождается образованием большого количества графита, что уменьшает прочностные свойства чугуна. Марганец значительно понижает эвтектоидное превращение железоуглеродистых сплавов и способствует аустенизации чугунов. При содержании марганца менее 4,5% в структуре металлической основы появляется значительная доля мартенсита и продуктов перлитного распада, что снижает износостойкость. Повышение концентрации марганца более 12,0% приводит к чрезмерной стабилизации аустенита, что уменьшает эффект поверхностного самоупрочнения при изнашивании и снижает износостойкость. Введение в состав чугуна молибдена обеспечивает повышение прочности металлической матрицы, увеличение износостойкости, способствует измельчению структуры металлической основы. Благоприятное влияние молибдена на микроструктуру и свойства чугуна начинает проявляться при его содержании в чугуне больше 0,5%. При увеличении содержания молибдена больше 1,5% его влияние на свойства чугуна не наблюдается. Введение в состав чугуна ниобия приводит к образованию очень твердых карбидов NbC, преимущественно сферической формы, располагающихся в метастабильной аустенитной матрице. При содержании ниобия ниже 2,5% доля карбидов повышенной твердости NbC значительно уменьшается, что вызывает падение износостойкости. Увеличение концентрации ниобия более 4,5% нецелесообразно, т.к. это не приводит к заметному росту износостойкости, однако существенно удорожает чугун. Кальций вводится для уменьшения концентрации вредных примесей по границам зерен, улучшения механических и литейных свойств. Введение кальция в количествах, меньших 0,005%, заметного эффекта не дает, а добавки его более 0,01% вызывает удорожание чугуна без заметного роста свойств. Иттрий вводится в состав чугуна с целью измельчения карбидной фазы и повышения ее микротвердости. Влияние иттрия на структуру и свойства чугуна начинает проявляться при его содержании больше 0,005%. Оптимальное содержание иттрия находится в пределах 0,005-0,05%. При его содержании больше 0,05% начинают образовываться крупные включения карбидной фазы, что приводит к повышению хрупкости и увеличению износа сопряженной пары. Церий способствует измельчению первичных фаз структуры и получению компактной или шаровидной формы графита. Его положительное действие на структуру и свойства чугуна проявляется при содержании больше 0,02%. При содержании церия более 0,05% значительно увеличивается количество карбидной фазы, хрупкость чугуна повышается. В качестве примесей предлагаемый чугун может содержать серу и фосфор (не более 0,03%). Химический состав и свойства чугунов приведены в таблице. Таким образом, заявляемая совокупность и концентрации легирующих элементов позволяют повысить износостойкость чугуна и снизить спад твердости по глубине рабочего слоя. Плавку исследуемых чугунов проводят в индукционных печах с основной футеровкой тигля. В качестве шихтовых материалов используют литейный и передельный чугуны, ферросплавы молибдена, марганца, ниобия, силикокальций. Обработку расплава иттрием проводят в разливочном ковше, иттрий в виде мелкой стружки вместе с ферросилицием вводят под струю расплава на дно ковша. Температура жидкого металла в этом случае равна 1485°С. Для более равномерного растворения иттрия расплав перемешивают стальным ломиком. После введения иттрия расплав выдерживают в ковше в течение 120 секунд. Появляющийся на зеркале расплава шлак счищают. Разливку чугуна проводят в керамические формы. Испытания на износостойкость проводили на машине трения СМЦ-2 при трении скольжения по вращающемуся ролику из закаленной стали твердостью HRCЭ55. Результаты испытаний приведены в таблице. Эффективность заявляемого технического решения заключается в экономии металла и снижении эксплуатационных затрат за счет увеличения долговечности деталей, изготовленных из предложенного чугуна.
Формула изобретения
Антифрикционный чугун, содержащий углерод, кремний, марганец и железо, отличающийся тем, что он дополнительно содержит молибден, ниобий, кальций, иттрий, церий при следующем соотношении компонентов, мас.%:
MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 01.07.2007
Извещение опубликовано: 27.02.2009 БИ: 06/2009
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||