Патент на изобретение №2287142

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2287142 (13) C2
(51) МПК

G01M15/04 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 28.12.2010 – прекратил действие, но может быть восстановлен

(21), (22) Заявка: 2005118135/06, 10.06.2005

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

10.06.2005

(43) Дата публикации заявки: 20.09.2005

(46) Опубликовано: 10.11.2006

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2151384 C1, 20.06.2000. SU 1519350 A1, 20.08.1996. SU 2111469 C1, 20.05.1998. SU 1275253 A1, 07.12.1986. RU 2208771 C2, 27.02.2003. DE 3338959 C1, 21.03.1985. US 5255560 A, 26.10.1993. US 5745864 A, 28.04.1998.

Адрес для переписки:

192283, Санкт-Петербург, ул. Купчинская, 29, корп.1, кв.131, В.Ф. Худякову

(72) Автор(ы):

Зобенко Андрей Александрович (RU),
Хабузов Василий Арсеньевич (RU),
Худяков Владимир Федорович (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Зобенко Андрей Александрович (RU),
Хабузов Василий Арсеньевич (RU),
Худяков Владимир Федорович (RU)

(54) СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ

(57) Реферат:

Изобретение относится к технической диагностике двигателей и машин и может быть использовано при создании систем диагностики двигателей внутреннего сгорания и турбомашин, применяемых в авиа-, автомобиле- и энергомашиностроении. В предлагаемом способе диагностики и прогнозирования технического состояния двигателей измеряют и преобразуют сигналы, определяемые вибрацией двигателя, в спектр гармонических составляющих, причем измеряют сигналы, снимаемые с электромеханического агрегата двигателя, преимущественно генератора, кинематически связанного с валом двигателя, а полученный спектр гармонических составляющих сравнивают с эталонным спектром для выявления наличия и изменения дефектов двигателя и агрегатов. Способ диагностики и прогнозирования технического состояния двигателей базируется на том, что в качестве датчика сигналов, содержащих информацию о вибрациях двигателя, используют штатный агрегат-генератор, напряжение, снимаемое с которого, и подвергают спектральному анализу с выделением гармонических составляющих, соответствующих появившемуся или развивающемуся дефекту. Предлагаемый способ применим для диагностики двигателей разного типа, имеющих вращающийся вал и штатный агрегат, кинематически связанный с этим валом и при вращении генерирующий напряжение, а класс выявляемых дефектов определяется появляющимися вибрациями, влияющими на спектральный состав генерируемого агрегатом напряжения.

Изобретение относится к технической диагностике двигателей и машин и может быть использовано при создании систем диагностики двигателей внутреннего сгорания и турбомашин, применяемых в авиа-, автомобиле- и энергомашиностроении.

Известен способ диагностики и прогнозирования технического состояния машин [Авторское свидетельство №1519350 СССР. 6 МПК G 01 M 15/00. Заявлено 30.06.87. Опубл. 10.06.97, Бюл. №16], заключающийся в измерении значения диагностических признаков вибрации корпуса у машин, которые испытывают до возникновения отказа, оценивают функции распределения вероятностей признаков вибрации для множества машин и их относительную долю поля рассеивания погрешности как значение функции распределения соответствующего признака, а по близости функции к 0 или 1 судят о состоянии машины и определяют ее категорию качества по прогнозируемому ресурсу. Недостаток этого способа – сложность и большое количество проводимых испытаний, требующих измерения вибрации корпуса у значительного количества машин, испытываемых до отказа.

Известен способ диагностики колебаний рабочего колеса турбомашины [Патент №2111469 РФ. 6 МПК G 01 M 15/00. Заявлено 11.04.97, дата публикации формулы изобретения: 20.05.98], заключающийся в регистрации сигнала датчика пульсаций потока, преобразовании сигнала в частотный спектр, регистрации частоты следования лопаток и наблюдении двух симметрично равноотстоящих от частоты следования лопаток составляющих спектра, характеризующих колебания лопаток с бегущими по колесу волнами деформации, при этом сравнивают между собой в процессе развития колебаний величины указанных составляющих спектра и по результатам сравнения судят о направлении движения бегущих по колесу волн деформации. Недостаток способа – низкая точность проводимых измерений, обусловленная необходимостью применения датчиков пульсаций давления, которые вносят дополнительные погрешности из-за своих неидеальных частотных и преобразовательных свойств и за счет крепления к корпусу турбомашины.

Известен способ диагностирования и прогнозирования технического состояния двигателей внутреннего сгорания в процессе их работы [Патент №2151384 РФ. 7 МПК G 01 M 15/00, F 02 M 65/00. Заявлено 17.08.98, опубл. 27.04.2003, Бюл. №12], являющийся наиболее близким к заявляемому способу и принятый в качестве прототипа. Указанный способ-прототип, заключающийся в том, что производят измерение и преобразование сигналов, возникающих в результате взрыва топливной смеси в камере сгорания, причем сигнал с оптического датчика преобразуют в комплексный оптический спектр, а сигнал с акустического датчика – в комплексный акустический спектр, определяют относительный комплексный показатель (ОКП) путем деления акустического спектра на оптический, по величине ОКП судят о техническом состоянии двигателей внутреннего сгорания в процессе их работы и прогнозируют процессы разрушения материала деталей двигателя.

Основные недостатки способа-прототипа:

– сложность конструкции, обусловленная дополнительным введением оптического датчика в камеру сгорания, что влияет на процессы сгорания в камере, и акустического датчика, встраиваемого в корпус двигателя;

– низкая точность проводимых измерений сигналов, вызванная погрешностями функции преобразования, динамическими и частотными ограничениями введенных оптического и акустического датчиков;

– узкий класс дефектов, определяемых из изменения сигналов, связанных только с взрывами топливной смеси в камере сгорания двигателя, и, в частности, отсутствует возможность диагностики турбомашин.

Технический результат предлагаемого изобретения – упрощение конструкции, расширение класса диагностируемых двигателей и дефектов, повышение точности проводимых измерений при диагностике за счет исключения оптического и акустического датчиков и проведения измерения и преобразования сигналов, снимаемых с агрегата, штатным образом входящего в состав диагностируемого двигателя.

Указанный технический результат достигается следующим образом. По отношению к известному способу, заключающемуся в измерении и преобразовании сигналов, определяемых вибрацией двигателя, в спектр гармонических составляющих, в предлагаемом способе, измеряют сигналы, снимаемые с электромеханического агрегата двигателя, преимущественно генератора, кинематически связанного с валом двигателя, а полученный спектр гармонических составляющих сравнивают с эталонным спектром для выявления наличия и изменения дефектов двигателя и агрегатов.

Совокупность существенных признаков – измеряют сигналы, снимаемые с электромеханического агрегата двигателя, преимущественно генератора, кинематически связанного с валом двигателя, а полученный спектр гармонических составляющих сравнивают с эталонным спектром для выявления наличия и изменения дефектов двигателя и агрегатов – является новой и в полном объеме неиспользовавшейся, что позволяет считать предлагаемый способ соответствующим критерию охраноспособности “новизна”.

Кроме того, совокупность указанных признаков позволяет получить новый результат, заключающийся в упрощении конструкции, расширении совокупности выявляемых дефектов, класса диагностируемых двигателей и повышении точности проводимых измерений за счет исключения оптического и акустического датчиков и использования штатного агрегата для получения сигналов, используемых для диагностирования и прогнозирования технического состояния двигателя и его агрегатов, что позволяет считать этот способ соответствующим критерию охраноспособности – “изобретательский уровень”.

Предлагаемый способ может быть применен для диагностирования и прогнозирования технического состояния двигателей внутреннего сгорания, газотурбинных двигателей, турбомашин и других двигателей, имеющих вращающийся вал и содержащих агрегат, закрепленный, например, на его корпусе и связанный кинематически с валом двигателя либо непосредственно, либо через редуктор, гибкую ременную передачу и др. Агрегат представляет собой электромеханическое устройство – генератор постоянного (переменного) тока, тахогенератор и т.п.

При работе двигателя вместе с его валом вращается вал агрегата-генератора, вырабатывающего напряжение – анализируемые сигналы. Эти сигналы в процессе анализа измеряют и преобразуют в амплитудно-частотный спектр гармонических составляющих, который отражает вклад каждой гармоники в измеряемое напряжение. Характер изменения напряжения определяется типом генератора и механическими воздействиями на этот агрегат. При функционировании двигателя его корпус вибрирует, что связано с вращением вала, воздействием кривошипно-шатунного механизма и поршневой группы, работой агрегатов, расположенных на корпусе двигателя. Эти вибрационные воздействия приводят к вибрации ротора и статора генератора и по этой причине влияют на характер генерируемого напряжения, содержащего постоянную составляющую, если используется генератор постоянного напряжения, или основную гармонику, если применяется генератор переменного напряжения, и дополнительные составляющие двух видов. Первые определяются вибрациями при отсутствии дефектов, и после обработки проявляются в эталонном спектре. Вторые вызваны появлением и развитием дефектов, и возникшие вибрации отражаются в реальном спектре. Дефекты возникают в виде отказов в системе зажигания, когда отсутствует воспламенение смеси в одном или нескольких цилиндрах, изменения состава смеси, приводящего к возникновению детонации, смещения резонансных частот вибрации двигателя, связанного с нарушением и отказами в крепежных элементах, появления микротрещин, разрушений в корпусе, лопатках турбины, подшипниках и т.п. С этими дефектами связано появление в анализируемом напряжении генератора дополнительных гармоник с частотами как ниже, так и выше частоты основной гармоники. Все эти дополнительные гармоники вносят изменения в спектр, получаемый после измерения и преобразования анализируемого напряжения. Он отличается от эталонного спектра, имеющего место при отсутствии дефектов. При наличии предварительно полученной информации о возможных изменениях спектра в случае появления того или иного дефекта двигателя или его агрегатов получают спектр конкретного дефекта. В дальнейшем выявление такого дефекта упрощается. После оценки скорости изменения соответствующей гармонической составляющей решается задача выявления и прогнозирования развития отдельного дефекта с определением времени до возможного отказа двигателя или его агрегатов.

Следовательно, алгоритм предлагаемого способа диагностики и прогнозирования реализуется путем выполнения следующих действий: измерение напряжения на выходе агрегата (генератора) двигателя, получение эталонного спектра при отсутствии дефектов и/или спектров отдельных дефектов работающего двигателя, получение реального спектра, выявление появления или исчезновения отдельных гармонических составляющих, оценка скорости изменения отдельных гармоник, определение по результатам анализа наличия дефектов и прогнозирование развития имеющихся дефектов.

Таким образом, при реализации предлагаемого способа диагностики и прогнозирования технического состояния двигателей достигается упрощение конструкции устройств диагностики и повышение точности измерения сигнала за счет исключения датчиков, монтируемых в корпус двигателя и вносящих дополнительные погрешности, а используется штатный агрегат двигателя, используемый для получения напряжения, представляющего собой анализируемые сигналы, преобразуемые в эталонный и реальный спектры, при сравнении которых выявляются дефекты и прогнозируется их развитие. Предлагаемый способ применим для диагностики двигателей разного типа, имеющих вращающийся вал и штатный агрегат, кинематически связанный с этим валом и при вращении генерирующий напряжение, а класс выявляемых дефектов определяется появляющимися вибрациями, влияющими на спектральный состав генерируемого агрегатом напряжения.

Формула изобретения

Способ диагностики и прогнозирования технического состояния двигателей, заключающийся в измерении и преобразовании сигналов, определяемых вибрацией двигателя, в спектр гармонических составляющих, отличающийся тем, что измеряют сигналы, снимаемые с электромеханического агрегата двигателя, преимущественно генератора, кинематически связанного с валом двигателя, а полученный спектр гармонических составляющих сравнивают с эталонным спектром для выявления наличия и изменения дефектов двигателя и агрегатов.


MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 11.06.2008

Извещение опубликовано: 20.06.2010 БИ: 17/2010


Categories: BD_2287000-2287999