|
На основании пункта 3 статьи 13 Патентного закона Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. № 3517-I патентообладатель обязуется передать исключительное право на изобретение (уступить патент) на условиях, соответствующих установившейся практике, лицу, первому изъявившему такое желание и уведомившему об этом патентообладателя и федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, – гражданину РФ или российскому юридическому лицу. |
(21), (22) Заявка: 2005118837/06, 20.06.2005
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
20.06.2005
(46) Опубликовано: 10.11.2006
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
GB 2190961 А, 28.03.1986. GB 2190961 А, 02.12.1987. ЕР 0318706 A1, 07.06.1989. US 4982564 A, 08.01.1991. SU 705211 A, 10.01.1980. SU 1760254 A1, 07.09.1992.
Адрес для переписки:
129515, Москва, ул. Акад. Королева, 5, кв.234, М.И. Весенгириеву
|
(72) Автор(ы):
Весенгириев Михаил Иванович (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Весенгириев Михаил Иванович (RU)
|
(54) КОЛЬЦЕВАЯ КАМЕРА СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ
(57) Реферат:
Кольцевая камера сгорания газотурбинного двигателя содержит кольцевую полость, образованную внешним и внутренним кожухами, между которыми расположена жаровая труба с блоком головок в передней своей части и с завихрителем в каждой головке, зону горения, зону смешения и воспламенитель. Кольцевая камера сгорания выполнена с возможностью сжигания водородно-кислородной смеси. Кольцевая полость, образованная кожухами, герметизирована от поступления в нее водородно-кислородной смеси и снабжена форсунками, выполненными с возможностью управляемой подачи в нее охлаждающей жаровую трубу и затем продукты сгорания топлива жидкости. Жаровая труба выполнена с возможностью ее разъемного и герметичного крепления к выходному кольцевому патрубку компрессора. Изобретение направлено на повышение экономической и экологической эффективности кольцевой камеры сгорания. 2 ил.
Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к камерам сгорания, и может быть использовано в газотурбинных двигателях.
Известна камера сгорания воздушно-реактивного двигателя, предназначенная для сжигания жидкого нефтяного топлива в смеси с атмосферным воздухом, содержащая корпус, в полости которого установлена жаровая труба с форсункой, стабилизатором горения, зоной горения и зоной смешения.
/А.с. СССР №705211, F 23 R 3/14, 10.01.1980 г./. [1].
Недостатком известной камеры сгорания является ее дороговизна в эксплуатации из-за применения нефтяного топлива и засорение окружающей среды токсичным выхлопом.
Наиболее близкой к предполагаемому изобретению является кольцевая камера сгорания газотурбинного двигателя, также предназначенная для сжигания жидкого нефтяного топлива в смеси с воздухом от компрессора, содержит кольцевую полость, образованную внешним и внутренним кожухами, между которыми расположена жаровая труба с блоком головок в передней своей части и с стабилизатором горения в каждой из них, зону горения, зону смешения и воспламенитель.
/Г.С.Скубачевский. Авиационные газотурбинные двигатели. – 5-е издание. – М.: Машиностроение, 1981 г., стр.400, рис.9.20/. [2].
Недостатком ближайшего аналога является дороговизна применяемого в эксплуатации топлива, засорение окружающей среды токсичным выхлопом и его непредназначенность для сжигания водородно-кислородной смеси.
Техническая задача, решаемая предлагаемым изобретением, заключается в повышении экономической и экологической эффективности камеры сгорания газотурбинного двигателя.
Поставленная задача решается тем, что кольцевая камера сгорания газотурбинного двигателя, содержащая кольцевую полость, образованную внешним и внутренним кожухами, между которыми расположена кольцевая жаровая труба с блоком головок в передней своей части и с завихрителем, например лопаточным, в каждой головке, зону горения, зону смешения и воспламенитель, например свечу зажигания, согласно изобретению выполнена с возможностью сжигания водородно-кислородной смеси, где кольцевая полость, образованная кожухами, герметизирована от поступления в нее водородно-кислородной смеси и снабжена форсунками, выполненными с возможностью управляемой, например, блоком управления подачи в нее охлаждающей жаровую трубу и затем продукты сгорания топлива жидкости, например воды. Жаровая труба выполнена с возможностью ее разъемного и герметичного крепления к выходному кольцевому патрубку компрессора, например, болтами.
Сущность изобретения показана на чертежах, где:
на фиг.1 – схематичный разрез кольцевой камеры сгорания,
на фиг.2 – вид по стрелке А на фиг.1.
Пример выполнения предлагаемого решения.
Кольцевая камера сгорания газотурбинного двигателя содержит кольцевую полость 1 /фиг.1-2/, образованную внешним 2, внутренним 3 кожухами, между которыми расположена жаровая труба 4 с блоком головок 5 и с завихрителем 6, например лопаточным, в каждой головке, зону горения 7, зону смешения 8 и воспламенитель 9. При этом кольцевая полость герметизирована от поступления в нее водородно-кислородной смеси и снабжена форсунками 10, выполненными с возможностью управляемой, например блоком управления подачи в нее охлаждающей жаровую трубу и затем продукты сгорания топлива в зоне смешения жидкости, например воды. Жаровая труба разъемно и герметично фланцами 11, например на болтах, закреплена к выходному кольцевому патрубку 12 компрессора, тепловые удлинения ее происходят в сторону турбины 13.
Кольцевая камера сгорания газотурбинного двигателя работает следующим образом.
Перед пуском двигателя включают воспламенитель 9 /фиг.1-2/, например, искрового действия, и по выходному кольцевому патрубку 12 в герметично закрепленную фланцами 11 жаровую трубу 4, через, например, лопаточный завихритель 6 подают водородно-кислородную смесь. В зоне горения 7 воспламенитель 9 поджигает газовую смесь. Лопаточный эавихритель 6 турбулизирует поток газовой смеси и благодаря давлению потока перед ним и скорости течения газовой смеси через него и за ним разделяет зону горения и канал подачи водородно-кислородной смеси, чем предохраняет устройство от обратных ударов горящей смеси и от разрушения компрессора. Через форсунки 10 в герметичную полость 1 камеры сгорания под управлением, например, блока управления подают жидкость, например воду, которая охлаждает жаровую трубу 4 и затем уже в виде пара поступает в зону смешения 8 и охлаждает там продукты сгорания топлива до заданного значения.
Предлагаемая камера сгорания в эксплуатации высоко экономична и безвредна для окружающей среды, найдет широкое применение в газотурбинных двигателях.
Формула изобретения
Кольцевая камера сгорания газотурбинного двигателя, содержащая кольцевую полость, образованную внешним и внутренним кожухами, между которыми расположена жаровая труба с блоком головок в передней своей части и с завихрителем в каждой головке, зону горения, зону смешения и воспламенитель, отличающаяся тем, что выполнена с возможностью сжигания водородно-кислородной смеси, где кольцевая полость, образованная кожухами, герметизирована от поступления в нее водородно-кислородной смеси и снабжена форсунками, выполненными с возможностью управляемой подачи в нее охлаждающей жаровую трубу и затем продукты сгорания топлива жидкости, жаровая труба выполнена с возможностью ее разъемного и герметичного крепления к выходному кольцевому патрубку компрессора.
РИСУНКИ
|
|