Патент на изобретение №2156723

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2156723 (13) C1
(51) МПК 7
B64G1/40, B64G1/14, F42B15/00
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 07.06.2011 – действует

(21), (22) Заявка: 99123324/28, 03.11.1999

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

03.11.1999

(45) Опубликовано: 27.09.2000

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
Ракеты-носители. /Под ред.С.О.ОСИПОВА. – М.: Воениздат, 1981, с.32-38. RU 2037136 C1, 10.06.1995. RU 2059190 C1, 27.04.1996. RU 2046737 C1, 27.10.1995.

Адрес для переписки:

121087, Москва, ул. Новозаводская 18, КБ “Салют” ГКНПЦ им. Хруничева, отдел защиты прав промышленной собственности

(71) Заявитель(и):

Государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева

(72) Автор(ы):

Киселев А.И.,
Медведев А.А.,
Недайвода А.К.,
Карраск В.К.,
Востриков И.М.,
Давыдов О.И.,
Дермичев Г.Д.,
Кулага Е.С.,
Петроковский С.А.,
Радугин И.С.,
Мотовилова Н.В.

(73) Патентообладатель(и):

Государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева

(54) РАЗГОННЫЙ БЛОК


(57) Реферат:

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано в разгонных блоках ракет-носителей. Согласно изобретению разгонный блок содержит две соосные ступени. Вторая ступень имеет приборный отсек и маршевый двигатель, который является общим для обеих ступеней. Она размещена во внутреннем пространстве сбрасываемого торового топливного бака первой ступени и соединена с верхней частью этого бака. Баки первой ступени сообщены с баками второй ступени трубопроводами перелива топлива. На нижней части внешней оболочки торового бака выполнены стыковые узлы для крепления разгонного блока к ракете-носителю. Изобретение позволяет повысить плотность компоновки разгонного бака, сократив его длину и увеличив зону полезной нагрузки. 1 ил.


Изобретение относится к ракетной технике, а точнее к разгонным блокам ракет-носителей.

Известны разгонные блоки, имеющие две ступени, двигательную установку с маршевым двигателем и топливными баками, приборный отсек (см., например, книгу: “Ракеты-носители”, под ред. С.О.Осипова, М., Воениздат, 1981 г., с. 32 – 38).

Недостатком известных блоков являются их недостаточно плотная компоновка и значительные продольные габариты.

Задачей данного изобретения является получение разгонного блока с техническим результатом в виде повышения плотности компоновки блока и сокращение его длины с целью увеличения объема зоны полезной нагрузки, энергетики блока.

Решение данной задачи достигается тем, что в разгонном блоке, имеющем две ступени, двигательную установку с маршевым двигателем и топливными баками, приборный отсек, в соответствии с изобретением маршевый двигатель является общим для обеих ступеней разгонного блока, баки первой ступени соединены с баками второй ступени трубопроводами перелива топлива, первая ступень выполнена в виде сбрасываемого в полете торового бака, к верхней части внутренней оболочки которого присоединена вторая ступень, а на нижней части внешней оболочки выполнены стыковые узлы для крепления разгонного блока к ракете-носителю.

На чертеже показан общий вид двухступенчатого разгонного блока соосной схемы. Первая ступень имеет торовый бак 1. Вторая ступень имеет топливный бак 2. Маршевый двигатель 3 двигательной установки является общим для обеих ступеней разгонного блока. Вторая ступень размещена внутри торового топливного бака первой ступени, при этом торовый бак выполнен с возможностью его сбрасывания в полете. Внутри торового бака располагается силовая коническая перегородка 4. Баки первой ступени соединены с баками второй ступени трубопроводами перелива топлива. Приборный отсек 5 установлен сверху на топливном баке второй ступени и закреплен по верхнему стыку внутренней оболочки торового бака первой ступени, что обеспечивает разгрузку второй ступени от сжимающих усилий. Полезный груз 6 крепится к разгонному блоку через приборный отсек 5. Сам разгонный блок устанавливается на ракете-носителе через стыковые узлы 7 на нижней части внешней оболочки. При этом усилия от полезного груза передаются через коническую перегородку и далее через внешнюю обечайку торового бака на носитель.

Такая конструктивная компоновка разгонного блока позволяет сократить длину разгонного блока, увеличить объем и массу выводимого на орбиту груза при неизменных габаритах головной части ракеты-носителя и расширить арсенал технических средств, касающихся разгонных блоков.

Формула изобретения


Разгонный блок, содержащий две ступени, двигательную установку с маршевым двигателем и топливными баками, а также приборный отсек, отличающийся тем, что маршевый двигатель выполнен общим для обеих ступеней разгонного блока, баки первой ступени соединены с баками второй ступени трубопроводами перелива топлива, первая ступень выполнена в виде сбрасываемого в полете торового бака, к верхней части внутренней оболочки которого присоединена вторая ступень, а на нижней части его внешней оболочки выполнены стыковые узлы для крепления разгонного блока к ракете-носителю.

РИСУНКИ

Рисунок 1

Categories: BD_2156000-2156999