Патент на изобретение №2156709
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) КОЛОДОЧНЫЙ ТОРМОЗ РЕЛЬСОВОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
(57) Реферат: Изобретение относится к железнодорожному транспорту. Колодочный тормоз содержит тормозную траверсу, на цапфах которой укреплены башмаки с установленными на них симметричными колодками. Башмаки установлены на расстоянии 1520 мм друг от друга. Боковая поверхность каждой колодки выполнена скошенной под углом 10o к вертикали, с вершиной угла, расположенной ниже уровня спинки колодки на 10 – 15 мм. Скошенная поверхность переходит в закругленную радиусом 20 мм. Концевые части колодок имеют скругленные поверхности, выполненные радиусом 480 мм. Технический результат – увеличение срока службы колесной пары. 3 ил. Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к конструкции колодочных тормозов рельсового подвижного состава. Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту является колодочный тормоз рельсового подвижного состава [1], который содержит тормозную траверсу, на цапфах которой поворотно укреплены тормозные башмаки с установленными на них симметричными колодками, каждая из которых имеет закругленную поверхность в зоне контакта с ободом и гребнем колеса в сечении, перпендикулярном плоскости последнего, и скругленные поверхности концевых частей колодок в зоне контакта с ободом колеса в сечении, соответствующем плоскости колеса. Недостаток устройства заключается в том, что в процессе работы чугунная колодка плотно прилегает к гребню колеса и, как правило, наползает на гребень, при этом изнашивается закругленная поверхность и появляется острый угол. Колодка в месте контакта в сечении, перпендикулярном плоскости колеса, становится прямоугольной. И в результате острая кромка колодки интенсивно режет гребень колеса, сокращая срок его службы. Кроме того, по мере износа диаметра колеса, в процессе торможения, колодка не обеспечивает плотного прилегания к ободу колеса по всей рабочей поверхности, составляя 10-20% взаимного контакта. При этом снижается эффект торможения и увеличивается износ обода колеса. А это, в свою очередь, ухудшает торможение, увеличивает удельные нагрузки на контактную поверхность и приводит к интенсивному износу поверхности катания колеса, а также заклинивание колодки при торможении. Целью изобретения является повышение срока службы колеса. Поставленная цель достигается тем, что в колодочном тормозе рельсового подвижного состава, содержащем тормозную траверсу, на цапфах которой поворотно укреплены тормозные башмаки с установленными на них симметричными колодками, каждая из которых имеет закругленную поверхность в зоне контакта с ободом и гребнем колеса в сечении, перпендикулярном плоскости последнего, и скругленные поверхности концевых частей колодки в зоне контакта с ободом колеса в сечении, соответствующем плоскости колеса, башмаки установлены на расстоянии 1520 мм друг от друга, а внутренняя боковая поверхность каждой колодки выполнена скошенной под углом 10o к вертикали с вершиной угла, расположенной ниже уровня спинки колодки на 10-15 мм и с переходом скошенной поверхности в закругленную радиусом 20 мм, при этом скругление поверхностей концевых частей колодки выполнено радиусом 480 мм. Такое выполнение, при котором башмаки установлены на расстоянии 1520 мм друг от друга, а внутренняя боковая поверхность каждой колодки выполнена скошенной под углом 10o к вертикали с вершиной угла, расположенной ниже уровня спинки колодки на 10-15 мм, и с переходом скошенной поверхности в закругленную радиусом 20 мм, при этом скругление поверхностей концевых частей колодки выполнено радиусом 480 мм, позволяет: во-первых, отодвинуть колодку от гребня колеса, обеспечив тем самым значительное уменьшение стирания боковой внутренней поверхности колодки и гребня колеса; во-вторых, изменив профиль сечения колодки в зоне примыкания к гребню колеса, избежать возможности появления острого угла колодки, режущей гребень колеса; и в-третьих, за счет уменьшения радиуса концевой части колодки обеспечить более полное прилегание рабочей поверхности колодки к поверхности обода колеса как новых, так и изношенных колес и, таким образом, снизить степень износа гребня и обода колеса и продлить срок его службы. На фиг. 1 изображен колодочный тормоз рельсового подвижного состава, на фиг. 2 – сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 – вид Б на фиг. 1. Устройство содержит тормозную траверсу 1, на цапфах которой поворотно укреплены тормозные башмаки 2, с установленными на них симметричными колодками 3. Башмаки 2 установлены на расстоянии 1520 мм друг от друга. В зоне контакта с гребнем 4 колеса 5 в сечении, перпендикулярном плоскости колеса 5, внутренняя боковая поверхность 6 каждой колодки 3 выполнена скошенной под углом 10 к вертикали, с вершиной угла 7, расположенной ниже уровня спинки 8 колодки 3 на 10-15 мм. Скошенная поверхность 9 в зоне гребня 4 и обода 11 колеса 5 переходит в закругленную поверхность 10, выполненную радиусом 20 мм. В зоне контакта с ободом 11 колеса 5 в сечении, соответствующем плоскости колеса 5, концевые части 12 имеют скругленные поверхности, выполненные радиусом 480 мм. Устройство работает следующим образом. Траверса 1 давит на тормозные башмаки 2, которые прижимают колодки 3 к ободу 11 колеса 5. Расстояние между башмаками 2 и соответственно между внутренними боковыми поверхностями 6 колодок 3 устанавливается равным 1520 мм. Между гребнем 4 колеса 5 и внутренней боковой поверхностью 6 каждой колодки 3 появляется зазор ![]() 1. А. С. СССР N 1330002 “Колодочный тормоз рельсового подвижного состава”, кл. B 61 H 1/00 опубл. 15.08.87 Бюл. N 30. Формула изобретения
РИСУНКИ
PD4A – Изменение наименования обладателя патента Российской Федерации на изобретение
(73) Новое наименование патентообладателя:
Извещение опубликовано: 20.06.2005 БИ: 17/2005
HE4A – Изменение адреса для переписки с обладателем патента Российской Федерации на изобретение
Новый адрес для переписки с патентообладателем:
Извещение опубликовано: 10.01.2006 БИ: 01/2006
MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 15.07.2006
Извещение опубликовано: 10.06.2007 БИ: 16/2007
|
||||||||||||||||||||||||||